Германия. Бессмертные оперы. Краткие содержания

Леонид Михрин

Это – сборник не либретто, а того, что у древних греков означает изложение в сжатой форме – синопсисов.Сборник представлен четырьмя книгами: Оперы Италии, Оперы Германии, Австрии, Оперы Франции – 350 синопсисов, и Оперы Восточной Европы (России, Чехии, Польши и др) – 240 синопсисов. Правда, есть еще оперы Англии и Америки, но это, видимо, будет пятая книга.Да простят меня музыковеды-профессионалы за смелость создания этого букета из полевых ромашек. Книги предназначены для любителей оперной музыки.

Оглавление

Страницы истории оперы Германии и Австрии

Пионером немецкой оперы явился Генрих Шютц (1585—1672), его опера «Дафна» была поставлена в замке Гартенфельс в Торгау в 1627 г. Дальнейшее развитие немецкого музыкального театра задержали события Тридцатилетней войны.

В 1678 году открылся гамбургский оперный театр, ставший в течение полувека центром музыкального искусства Германии.

Среди композиторов Гамбурга были Георг Телеман и Рейнгардт Кайзер. Их связывало творчество Генделя. Гендель выступал продолжателем традиций итальянской оперы seria.

Ко второй половине века относится расцвет творчества Глюка. Искусство Глюка тесно связано с традициями немецкой музыкальной культуры. Его произведения на античные сюжеты написаны иначе, нежели у других авторов бесчисленных мифологических опер.

Творческая деятельность Моцарта возвышается в музыкальном мире благодаря полноте музыкальных характеристик, богатству использованных в музыке выразительных средств. Оперное наследие композитора велико и разнообразно.

«Фиделио» Бетховена — крупнейшее явление немецкой оперы начала XIX столетия. По своей жанровой принадлежности «Фиделио» напоминает «оперы спасения» эпохи французской революции, но по широте симфонического дыхания и смелости творческой мысли она намного превосходит свои прообразы. Опера глубоко родственна симфонической музыке композитора.

Начало XIX столетия было ознаменовано в Германии расцветом романтической оперы. Одной из первых ее представителей «Ундина» Гофмана, оказала влияние ни творчество Вебера.

Из числа немецких композиторов, работавших в области комической оперы, выделились Лортцинг и, особенно, Отто Николаи, написавший оперу «Виндзорские проказницы».

Центральная фигура немецкой оперы второй половины XIX столетия — Рихард Вагнер, композитор огромной творческой силы, один из величайших реформаторов оперного искусства.

Творчество Вагнера и его последователей — завершает страницу немецкой оперы XIX в.

История немецкой оперы XX века начинается творчеством Рихарда Штрауса, который способствовал единению австрийской и немецкой музыки. Композиторы Р. Штраус, А. Берг, П. Хиндемит, А. Шенберг и другие старались воссоздать в своих театральных произведениях тип оперы, завещанный Генделем, Моцартом, Вагнером и Верди,

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я