1. книги
  2. Современная русская литература
  3. Леонид Михрин

Германия. Бессмертные оперы. Краткие содержания

Леонид Михрин
Обложка книги

Это — сборник не либретто, а того, что у древних греков означает изложение в сжатой форме — синопсисов.Сборник представлен четырьмя книгами: Оперы Италии, Оперы Германии, Австрии, Оперы Франции — 350 синопсисов, и Оперы Восточной Европы (России, Чехии, Польши и др) — 240 синопсисов. Правда, есть еще оперы Англии и Америки, но это, видимо, будет пятая книга.Да простят меня музыковеды-профессионалы за смелость создания этого букета из полевых ромашек. Книги предназначены для любителей оперной музыки.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Германия. Бессмертные оперы. Краткие содержания» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН (1732 — 1809)

Франц Йозеф Гайдн

Творческий путь Й. Гайдна великого австрийского композитора, старшего современника В. А. Моцарта и Л. Бетховена продолжался около пятидесяти лет, перешел за исторический рубеж XVIII — XIX вв., охватил все этапы развития венской классической школы от ее зарождения в 1760-х гг. вплоть до расцвета творчества Бетховена в начале нового века.

Сын каретного мастера, Гайдн обнаружил редкие музыкальные способности. В шестилетнем возрасте он живет в Хайнбурге, поет в церковном хоре, обучается игре на скрипке и клавесине, а с 1740 г. живет в Вене, где служит певчим в капелле собора Св. Стефана (кафедральном соборе Вены). Однако в капелле ценили только голос мальчика редкой чистоты дискант, поручали ему исполнение сольных партий. Когда же голос начал ломаться, Гайдн был вынужден оставить капеллу.

В 1761 г. Гайдн заключил контракт с П. Эстергази, богатейшим венгерским магнатом, покровителем искусств. В обязанности вице-капельмейстера, а через 5 лет княжеского обер-капельмейстера, входило не только сочинение музыки. Гайдн должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле, отвечать за сохранность нот и инструментов и т. п. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя.

Однако многие преимущества и, прежде всего, возможность распоряжаться прекрасным оркестром, исполнявшим все произведения композитора, а также относительная материальная и бытовая обеспеченность склонили Гайдна принять предложение Эстергази. Почти 30 лет оставался Гайдн на придворной службе. Живя вдали от света, почти не соприкасаясь с широким музыкальным миром, он стал за время службы у Эстергази величайшим мастером европейского масштаба. Произведения Гайдна с успехом исполнялись в крупнейших музыкальных столицах.

Знакомство с Моцартом, приехавшим в Вену, переросло в настоящую дружбу. В 1790 г. А. Эстергази, наследник умершего князя П. Эстергази, распустил капеллу. Гайдн, полностью освободившийся от службы и сохранивший лишь звание капельмейстера, стал получать согласно завещанию старого князя пожизненную пенсию. Вскоре появилась возможность осуществить давнюю мечту выехать за пределы Австрии. В его распоряжении были большие оркестры. Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему был присужден титул доктора музыки. Последние годы жизни Гайдна прошли в Вене и ее предместье Гумпендорф.

Гайдн оставил огромное творческое наследие около 1000 произведений во всех жанрах и формах, существовавших в музыке того времени. Крупные циклические формы (104 симфонии, 83 квартета, 52 клавирные сонаты) составляют основную, самую драгоценную часть творчества композитора и определяют его историческое место.

Аптекарь

Комическая опера в 3 актах. Либретто Гольдони

Действующие лица:

Семпронио (тенор). Грилетта (сопрано). Меньоне (тенор). Вольпино (сопрано).

Акт 1. Бедняк Менгоне поступил на службу к аптекарю Семпронио, чтобы быть ближе к своей возлюбленной Гринелле, воспитаннице аптекаря. Гринелле нравится юноша, что вызывает раздражение у опекуна.

Акт 2. Гринеллой также увлечен богач Вольпино, однако у него нет шансов, ибо сам Семпронио мечтает о женитьбе на девушке. Меньоне никак не решается объясниться с Грилеттой, и она уже готова уступить аптекарю. Тот зовет нотариуса. Под видом сразу двух нотариусов являются переодетые вздыхатели Меньоне и Вольпино. Под диктовку аптекаря они вписывают в брачный контракт каждый себя! Но уловка разгадана и Семпронио гонит их прочь.

Акт 3. Вольпино решил попробовать еще раз перехитрить Семпронио. Зная слабости опекуна и его интерес к «красивой» заморской жизни, он наряжается в знатного турка и предлагает Семпронио место придворного аптекаря у турецкого султана. Взамен он требует Гринеллу! Аптекарь отказывается. Тогда Вольпино в гневе начинает громить всю утварь. Подоспевший Меньоне выручает аптекаря. Тот, наконец, соглашается на брак Гринеллы и своего помощника. Вольпино же остаётся ни с чем.

Душа философа или Орфей и Эвридика

Опера в четырёх действиях. Либретто К. Бадини

Действующие лица:

Орфей (тенор). Эвридика (сопрано). Креонт (бас). Плутон (бас). Гений (сопрано).

Эвридика отвергает жениха-воина, за которого её сватает отец, царь Креонт. Убежав от жениха, девушка попадает в таинственную рощу, населённую загадочными существами. Ей на помощь приходит певец Орфей, который своей волшебной музыкой ограждает Эвридику от опасностей. Молодые полюбили друг друга и пришли во дворец Креонта. Царь благословляет их. Во время праздника на поляне у реки среди всеобщего веселья раздаётся крик. Это отвергнутый воин схватил Эвридику. Пытаясь вырваться, Эвридика наступает на змею и, ужаленная ею, умирает. Все оплакивают смерть Эвридики. Безутешный Орфей просит помощи у прорицательницы Сивиллы. Её посланник Гений сообщает, что Орфей должен искать возлюбленную в подземном царстве Плутона. На берегу подземной реки поет Орфей о своей любимой. Плутон, услышав песню, смягчается и разрешает Орфею забрать Эвридику обратно в царство жизни, но с условием, что тот будет вести её не оглядываясь, пока они не выйдут наверх. Но Орфей, пройдя почти весь путь, не выдержал и взглянул на Эвридику, потеряв её навсегда. В отчаянии он выпивает яд.

Лунный мир

Опера в трёх действиях. Либретто К. Гольдони.

Действующие лица:

Буонафеде (бас). Клариче (сопрано). Фламиния (сопрано). Экклитико (тенор). Эрнесто (меццо-сопрано). Лизетта (меццо-сопрано).

Скупой богач Буонафеде противится браку своих дочерей Клариче и Фламинии. Один из женихов, Экклитико решается на обман, в чём ему помогает хитрая субретка Лизетта. Они хотят использовать слабость Буонафеде к астрологии и чудесам. Экклитико предлагает старику, от некоего императора Луны волшебные капли, способные перенести туда человека. Буонафеде выпивает снадобье (на самом деле сонное зелье). Затем ему устраивают в саду искусственную луну, где роль императора исполняет слуга Эрнесто, а императрицы — Лизетта. Одураченного старика они уговаривают дать согласие на брак дочерей. Несмотря на то, что обман вскоре раскрывается, Буонафеде вынужден примириться со случившимся.

После смерти автора произведение было забыто, и его новая сценическая жизнь началась более чем 150 лет спустя. Первая попытка возрождения оперы (Шверин, 1932) была малоудачной, так как партитура подверглась переделке. Зато постановка в Гааге (1959) прошла с огромным успехом, после чего в том же году «Лунный мир» был исполнен на фестивале в Зальцбурге.

Обманутая неверность

Опера в двух действиях. Либретто М. Кольтеллини

Действующие лица:

Веспина (сопрано). Сандрина (сопрано). Ненчо (тенор). Филиппо (тенор). Нанни (бас).

Действие 1. Старый скряга Филиппо, отец Сандрины, желает выдать свою дочь за молодого и богатого Ненчо, возлюбленного Веспины. Веспина решает помешать планам Филиппо: она не собирается терять Ненчо, а, кроме того, ей известно, что сердце Сандрины принадлежит другому: её избранник — брат Веспины Нанни, который, узнав, что Сандрина не в силах противиться воле отца, клянётся отомстить неизвестному сопернику.

…На кухне Веспина готовит ужин для брата. Появляется Нанни. В гневе и отчаянии рассказывает он о своих несчастиях. Веспина придумывает способ обмануть старого Филиппо… Веснина и Нанни, спрятавшись, слушают, как легкомысленный и непостоянный Ненчо поёт серенаду Сандрине. Застав изменника на месте преступления, взбешённая Веспина даёт ему пощёчину. Бурная сцена венчает финал первого действия.

Действие 2. Веспина, переодевшись пожилой женщиной, доверительно рассказывает Филиппо о своих горестях: её несчастная дочь замужем за Ненчо, от которого у неё трое детей, самый маленький ещё грудной. Коварный Ненчо бросил жену и детей без средств, бедная мать трёх малюток в полном отчаянии. Старый Филиппо охвачен ужасом и негодованием. Увидев пришедшего к нему Ненчо, он с шумом прогоняет его…

…Ненчо в недоумении и растерянности. Появляется Веспина, теперь уже переодетая слугой высокопоставленного вельможи. Угостив огорчённого Ненчо вином, «слуга» рассказывает о предстоящем браке своего господина с Сандриной. На этот раз негодует возмущённый Ненчо… Пока Ненчо предаётся своим чувствам, Веспина является в новом обличии на ней роскошный костюм маркиза, владельца земель и замков. «Маркиз» сообщает, что не унизится до брака с Сандриной, он намерен отдать её за своего поварёнка и просит Ненчо присутствовать на церемонии подписания брачного контракта в качестве свидетеля. Ненчо, видя, что ему представляется случай отомстить, соглашается.

Назначена помолвка. Переодетый Нанни выдаёт себя за слугу маркиза, поверенного в его делах. Здесь же и неутомимая Веспина, выступающая в своей новой личине «нотариуса». Она ловко даёт подписать брачный контракт «слуге маркиза», и в этот момент заговорщики сбрасывают маски — всё проясняется! В общем замешательстве Веспина прощает Ненчо, Сандрина бросается к Нанни, а старому Филиппо остаётся только смириться со случившимся.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я