Германия. Бессмертные оперы. Краткие содержания

Леонид Михрин

Это – сборник не либретто, а того, что у древних греков означает изложение в сжатой форме – синопсисов.Сборник представлен четырьмя книгами: Оперы Италии, Оперы Германии, Австрии, Оперы Франции – 350 синопсисов, и Оперы Восточной Европы (России, Чехии, Польши и др) – 240 синопсисов. Правда, есть еще оперы Англии и Америки, но это, видимо, будет пятая книга.Да простят меня музыковеды-профессионалы за смелость создания этого букета из полевых ромашек. Книги предназначены для любителей оперной музыки.

Оглавление

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ (1685 — 1759)

Гендель — композитор эпохи Просвещения

Гендель открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий — оперный драматизм К. В. Глюка, гражданственный пафос Л. Бетховена, психологическую глубину романтизма.

Родился в немецком городе Халле, в семье придворного врача. Сначала по настоянию отца изучал юриспруденцию, но затем целиком отдался занятиям музыкой. Уроки у органиста способствовали тому, что он вскоре овладел техникой игры на органе и клавесине и снискал себе славу виртуоза. В 1702 г. Гендель занял место органиста в родном городе. Год спустя юноша переехал в Гамбург и поставил па сцене местного театра свою первую оперу «Альмира». После четырехлетнего пребывания в Италии Гендель приехал в Англию. Написанная с поразительной быстротой — в две недели опера «Ринальдо» была поставлена в Лондонском итальянском оперном театре и принесла композитору широкую известность. С 1717 г. Гендель окончательно поселился в Англии.

Композитором создано 40 опер, написанных в жанре итальянской оперы seria. Наилучшие из опер Генделя — «Юлий Цезарь», «Тамерлан», «Роделинда», «Роланд».

В опере «Юлий Цезарь» ярко выражены типичные черты оперного стиля Генделя: мужественная простота мелодий, монументальная ясность оркестрового звучания, драматичность арий, выразительность речитативов.

Юлий Цезарь в Египте

Опера в 3 действиях. Либретто написано Н. Хеймом.

Действующие лица:

Юлий Цезарь (баритон). Курион, трибун (бас). Корнелия, жена Помнея (меццо-сопрано). Секст, ее сын (тенор). Клеопатра (сопрано). Птолемей, ее брат, царь Египта (бас).

Акилла, египетский полководец (баритон). Нирено, слуга Клеопатры (бас).

Действие 1. Первая картина. Юлий Цезарь с триумфом вступает во главе войска в Египет. В сражении при Фарсале он наголову разбил войска Помпея, и тот бежал на чужбину, ища убежища у египетского царя Птолемея. К Цезарю со слезами на глазах обращается Корнелия, жена Помпея. Она просит помиловать мужа. Великодушный Цезарь согласен к побежденному врагу он злобы не питает. Однако Помпея уже нет в живых. Трусливый и жестокий Птолемей, желая угодить римскому полководцу, злодейски умертвил искавшего у него защиты Помпея. Египетский военачальник Акилла вручает Цезарю голову убитого. При виде ее Корнелия испускает крик ужаса и падает в обморок. Цезарь возмущен бесчестным поступком египетского царя и прямо заявляет об этом его полководцу. Оскорбленный Акилла уходит.

Очнувшаяся от обморока Корнелия хочет наложить на себя руки, но ее останавливает друг Цезаря Курион. Сын Корнелии юный Секст утешает мать и клянется отомстить коварному Птолемею за смерть отца.

Вторая картина. Сестра Птолемея Клеопатра давно мечтает завладеть египетским престолом. Узнав, что брат зверским убийством Помпея навлек на себя немилость Цезаря, она решает отправиться к римлянину и постараться привлечь его на свою сторону.

Рассказ Акиллы о гневе Цезаря приводит в ярость Птолемея. Ради мести римскому полководцу он готов на все. Акилла требует, чтобы царь отдал ему Корнелию. Птолемей согласен — если Акилла убьет Цезаря, пусть он владеет римлянкой.

Третья картина. Клеопатра, выдав себя за девушку Лидию, обиженную Птолемеем, проникла в лагерь Цезаря. Униженно и подобострастно молит она римского полководца о защите. Красота Лидии покорила Цезаря, и он обещает ей свою помощь. Находящихся в палатке Цезаря Корнелию и Секста Клеопатра легко склоняет на свою сторону предложением убить Птолемея.

Четвёртая картина. Юлий Цезарь прибывает во дворец египетского царя. Птолемей рассыпается перед ним в любезностях. Но проницательного римлянина трудно провести, он ясно видит, что за льстивой предупредительностью египетского царя скрываются ненависть, злоба и коварство. По приказу Клеопатры во дворец вводят Корнелию и Секста. Отважная женщина смело обвиняет царя в убийстве мужа. Взбешенный Птолемей велит страже схватить Корнелию: она станет рабыней. Акилла обещает ей свободу, если она разделит его любовь. Гордая римлянка в негодовании отвергает предложение Акиллы.

Действие 2. Первая картина. В чудесную кедровую рощу, к высокой горе пришел Цезарь, чтобы встретиться с очаровавшей его Лидией. Раздаются нежные звуки музыки. Раздвигается гора, и перед римлянином предстает Добродетель в окружении девяти муз. Гора закрывается, к Цезарю приближается прислужник Клеопатры — Нирено и приглашает его следовать за ним.

Вторая картина. Корнелия стойко переносит горести и лишения рабства. Она решительно отвергает все притязания Акиллы. Разгневанный Акилла спешит пожаловаться царю на непокорную рабыню. Птолемей обещает воздействовать на строптивую римлянку он заинтересован в дружбе с Акиллой, обещавшим покончить с Цезарем. Однако как только Акилла удаляется, Птолемей нарушает свое слово. Он сам начинает домогаться любви Корнелии. С гневом и негодованием гонит она от себя убийцу мужа. Птолемей уходит. В отчаянии Корнелия хочет покончить жизнь самоубийством. Ее останавливает Секст надо жить и бороться, чтобы отплатить Птолемею за все его злодеяния. Появляется посланец царя Птолемей приказал отправить Корнелию в свой дворец.

Третья картина. В саду встретились Цезарь и Клеопатра. Римлянин счастлив, что юная Лидия полюбила его. Свидание прерывает приход Куриона. Он поспешил сюда, чтобы предупредить своего друга об угрожающей ему смертельной опасности, Надо, не теряя времени, бежать. Цезарь и Курион скрываются. С ужасом прислушивается Клеопатра к доносящимся издалека возгласам приспешников Акиллы Смерть Цезарю!

Четвертая картина. Птолемей решил сломить упорство Корнелии и силой добиться ее любви. Ворвавшийся в дворцовый покой Секст избавляет мать от позора. Обезоружив царя, юноша хочет убить Птолемея его же мечом, но подоспевший Акилла спасает царя. Акилла прибыл с новостями. Цезарь, пытаясь бежать, утонул в бурной реке; желая отомстить за его смерть, Клеопатра подняла восстание против брата. Цезарь погиб, и Акилла требует от Птолемея награду Корнелию. Но Птолемей почувствовавший себя в безопасности, вероломно отказывается от своего обещания.

Действие 3. Первая картина. Негодуя на коварного Птолемея, Акилла решает изменить ему. Чтобы отомстить царю, он присоединяется к восставшей Клеопатре.

Вторая картина. В битве с войсками брата Клеопатра потерпела поражение. Но, даже попав в плен, она не хочет покориться Птолемею. Акилла смертельно ранен. Среди убитых и раненых находит его Секст. Перед смертью полководец просит юношу отомстить злодею-царю и передает Сексту перстень знак власти над войском. К своей великой радости Секст встречает на поле боя Цезаря известие о его гибели было ложным и вручает ему перстень Акиллы. С помощью этого перстня Цезарь призовет скрытые за холмом войска и поведет их в бой против Птолемея.

Третья картина. Цезарь во главе войска врывается во дворец египетского царя и освобождает Клеопатру. Птолемей, всецело поглощенный домогательствами любви Корнелии, ничего не подозревает о грозящей ему опасности. Он падает, насмерть сраженный ударом меча Секста.

Четвертая картина. Торжественно передает Цезарь управление государством Клеопатре. Новая царица Египта признает над собой власть Рима и клянется Цезарю в любви. Отныне покончено с раздорами и войнами, в стране воцаряется мир и спокойствие.

Ликующий народ славит Цезаря и Клеопатру.

Ариодант

Опера в 3 действиях.

Либретто Джакомо Антонио Сальви.

Действующие лица:

Король Шотландии (бас). Гиневра, его дочь (сопрано). Ариодант (тенор). Лурканио, его брат (героический тенор). Далинда, подруга Гипевры (альт). Полипессо, албанский герцог (баритон). Одоардо, советник короля (характерный баритон или бас). Придворные (хор). Крестьяне.

Место действия: Шотландия. Время: средневековье.

Действие 1. Первая картина. Комната Гиневры в замке. Дочь шотландского короля готовится к встрече со своим возлюбленным, принцем Ариодантом. Она украшает себя драгоценностями и одевается в самые красивые одежды. В это время ее видит коварный герцог Полинессо, который намеревается хитростью добиться брака с принцессой Гиневрой, чтобы завладеть шотландским троном. Албанец надеется на помощь Далинды, наперстницы Гиневры.

Вторая картина. Гиневра и ее возлюбленный Ариодант сообщают королю о своей любви. Король, довольный выбором дочери, приказывает готовить все для свадьбы.

Третья картина. Сад в замке. Полинессо уговаривает Далинду переодеться в платье Гиневры, чтобы в этом одеянии встретиться с ним ночью. Шотландский обычай таков, что девушка перед свадьбой не смеет впустить в свою комнату мужчину. Если это произойдет хотя бы случайно, нет спасения от позора. Вернуть честь несчастной сможет лишь рыцарь, который согласится драться за нее на поединке с ее обвинителем. Хитрый Полинессо внушает Далинде, что только встреча с ней, переодетой в платье Гпневры, поможет ему избавиться от его неразделенной несчастной любви к шотландской принцессе. Далинда соглашается. Она надеется таким образом сама избавиться от преследующего ее своей любовью Лурканио.

Четвертая картина. Под звуки деревенских песен и танцев Ариодант и Гиневра веселятся и радуются предстоящей свадьбе.

Действие 2. Первая картина. Переодетая Далинда проводит Полинессо ночью в замок. Ариодант видит свою невесту рядом с Полинессо и верит, что Гиневра ему изменила. Отчаяние его столь велико, что он пытается покончить с собой. Его удерживает брат Лурканио. Ариодант спешно покидает замок.

Вторая картина. Королевский советник Одоардо приносит королю страшную весть: по непонятной причине рыцарь Ариодант бросился в море.

Третья картина. Король сообщает Гиневре о смерти Ариоданта. Лурканио обвиняет Гиневру в измене брату: тайно, ночью она принимала у себя любовника. Король, охваченный гневом, дает себя уверить в действительной вине дочери.

Действие 3. Первая картина. Ариодант скрывается глухом лесу. Здесь внезапно он становится свидетелем того, как Полинессо хочет убить Далинду, свою союзницу и соучастницу его преступления, Ариодант спасает Далипду от смерти. Только теперь он понимает, что Гиневра была верна ему. Вместе, с Далиндой Ариодант спешит в замок, чтобы попытаться спасти свою невесту.

Вторая картина. Несчастная Гиневра еще может надеяться, что какой-нибудь рыцарь захочет выступить в ее защиту на поединке. Стремящийся завладеть троном Полинессо вызывается быть защитником чести Гиневры. Гиневра, уже попрощавшаяся со своим отцом и готовая к смерти, в гневе отклоняет «благородный жест» Полинессо. Она взывает лишь к божьей помощи.

Третья картина. Начинается поединок на площади. Лурканио дерется с Полинессо и смертельно ранит его. Теперь уже некому бороться за Гиневру, и против Лурканио выступает сам король. Но в этот момент является Ариодант и раскрывает всем ложь Полинессо. Все радуются спасению Гиневры. Лурканио снова надеется соединиться с Далиндой.

Четвертая картина. Гиневра после пережитых ею потрясений еще не может вполне поверить, что Ариодант жив, что она снова свободна и невиновность ее доказана. Счастью молодых влюбленных уже ничто не может помешать

Пятая картина. Народ празднует торжество справедливости. На площади перед замком звучат радостные песни.

Альцина

Либретто А. Марки

Действующие лица:

Альцина (сопрано). Руджеро (сопрано/контратенор). Брадаманте (меццо). Моргана (сопрано). Оронте (тенор). Мелиссо (бас).

Волшебница Альцина правит на острове, где она живет вместе с сестрой Морганой и своим военачальником Оронте. Многих рыцарей, приехавших на остров, она превратила в странных, непохожих на людей, существ. Только своему нынешнему поклоннику Руджеро Альцина сохранила человеческий облик. Потерявший от Альцины голову, Руджеро совершенно забыл о своей невесте Брадаманте. Покинутая невеста, переодевшись в костюм брата Риччардо, отправляется вместе со своим верным спутником Мелиссо на поиски возлюбленного. Неподалеку от острова Альцины они терпят кораблекрушение и оказываются в ее владениях. Моргана, увидев «Риччардо», влюбляется в него, отвергнув Оронте, к которому раньше была благосклонна. Разгневанный Оронте с досады сообщает Руджеро, что Альцина влюбилась в «Риччардо», а Брадаманте с Мелиссо пытаются убедить его в том, что мнимый соперник на самом деле некто иной, как его невеста. Наконец, все распутывается. Альцина лишается своих волшебных чар, пленные рыцари обретают человеческий облик, а Руджеро возвращается к Брадаманте.

Партенопа

Действующие лица:

Партенопе. Арсаче. Арминдо. Rosmira. Эмилио. Ормонте.

Акт I. Сцена 1: морской берег возле городской стены. На восходе солнца Партенопа, легендарная основательница Неаполя, призывает Аполлона благословить её город. Вдруг появляется незнакомец, который говорит ей, что он потерпевший кораблекрушение армянский принц Эвримен. Партенопа радушно принимает его. Ормонте, капитан стражи, сообщает, что городу угрожает армия Сумм. Их предводитель, Эмилио, желает говорить с Партенопой. Царица гордо бросает, что её нельзя испугать. После того, как Партенопа и ее свита ушли, остается Арсаче: он смущён сходством между «Эврименом» и его прежней невестой, Розмирой. «Эвримену» удаётся вытянуть из Арминдо признание в любви к Партенопе, и «он» убеждает влюблённого не скрывать своих чувств.

Сцена 2: тронный зал. «Эвримен» подтверждает подозрения Арсаче; «он» действительно Розмира, его невеста, которую тот покинул ради Партенопы. Она обвиняет Арсаче в том, что он нарушил своё обещание, и заставляет его поклясться в том, что будет хранить её тайну. Ормонте сообщает Партенопе, что войска готовы к сражению; царица готова дать сражение Эмилио. В игривом настроении она поддразнивает Арминдо, который все еще не может признаться ей в своей любви. После того, как Арминдо уходит, появляется его соперник Арсаче. Взаимные признания в любви Арсаче и Партенопы прерывает появление «Эвримена», который не преминул воспользоваться возможностью досадить Арсаче. «Он» заявляет, что любит Партенопу и, вместе с тем, намекает, сколь ненадёжна любовь Арсаче. Однако Партенопа только вновь подтверждает ее любовь к любви к нему. Как только царица удаляется, Розмира начинает сердито упрекать бывшего жениха. Арсаче просит богов помочь сделать верный выбор.

Сцена 3: царские покои. Эмилио заявляет о том, что он любит Партенопу, но получает гордый отказ. Война между ними неизбежна. Арминдо, «Эвримен» и Ормонте возмущены тем, что Партенопа Арсаче доверила командование армией. Чтобы утихомирить соперников, царица сама решает повести войска в бой. Арсаче просит Розмиру не рисковать своей жизнью в предстоящем сражении, но она презрительно отклоняет его просьбу. «Эвримен» заверяет взволнованного Арминдо, что его объяснение в любви Партенопе было простой уловкой, ибо он преследует совсем иную цель.

Акт II. Сцена 1: поле боя. Эмилио и Партенопа обращаются к своим войскам с воодушевляющим призывом. В последующем сражении Арминдо спасает Партенопу. Эмилио нападает на «Эвримена», но на помощь спешит Арсаче и захватывает Эмилио в плен. Армия Партенопы выигрывает бой. «Эвримен» заявляет, что это именно он пленил Эмилио.

Сцена 2: городская улица. Пленённый Эмилио оплакивает свою судьбу. Партенопа с триумфом вступает в город. «Эвримен» продолжает настаивать, что заслуга в победе над Эмилио принадлежит ему одному, Арсаче здесь ни причем; «он» идет на всё, чтобы только вызвать Арсаче на поединок. Эмилио оскорблен этой ложью; Арминдо и Ормонте удивлены тем, что Арсаче оставляет такое оскорбление без ответа; Партенопу все более и более раздражают безрассудные заявления «Эвримена», и она приказывает взять его под стражу. Арсаче умоляет Розмиру о прощении, но она отвергает его. Наедине Розмира дает выход своему чувствам: ревность и гнев несут ей только мучения, разрывают ее сердце.

Сцена 3: в саду. Арсаче просит, чтобы Партенопа отпустила « Эвримена». Озадаченная Партенопа соглашается. Арсаче не может решить свои проблемы, он связан обещанием хранить тайну Розмиры. Партенопа продолжает поддразнивать Арминдо, и ей удается вытянуть из него признание в любви. Она тронута и признает, что он заслуживает её любовь, но она совершенно беспомощна в том, что её влечёт к Арсаче, как мотылька влечет к огню. «Эвримен» просит Арминдо устроить для него свидание с Партенопой, обещая ему, что тайну, которую он раскроет царице, заставит её отвернуться от Арсаче. Между Розмирой и Арсаче происходит ещё одно бурное объяснение. Арсаче жалуется, что у него нет больше сил, выносить всё эти неприятности.

Акт III. Сцена 1: в саду. Арминдо и Эмилио говорят о своей любви Партенопе, в то время как Арсаче горько сожалеет о своём вынужденном молчании. «Эвримен» сообщает царице тайну, не раскрывая себя: желание бороться с Арсаче исходит не от «него», а от Розмиры, принцессы Кипра, чьим суженным был Арсаче и кого оставил. Арсаче вынужден всем признаться в своем преступлении. Партенопа осуждает его и настаивает, чтобы он приял участие в поединке с «Эврименом». Теперь царица готова отдать предпочтение Арминдо. Эмилио призывает незадачливого Арсаче не терять самообладания. Розмира остаётся наедине с Арсаче. Видя, как страдает бывший жених её сердце, кажется, готово смягчиться, но чувство мести вновь берёт верх.

Сцена 2: Открытая местность. Ормонте назначают судьёй предстоящего поединка. Партенопа говорит Арминдо, что она оплакивает свою несостоявшуюся любовь. Измученный непримиримостью Розмиры, Арсаче засыпает. Розмира смотрит на спящего возлюбленного, и сердце наполняется прежним чувством. Но видя, что приближается Партенопа, «Эвримен» изображает благородное сопротивление искушению убить врага в уязвимом состоянии. Арсаче просыпается, и вновь на него сыплются обвинения «Эвримена» и Партенопы. Эмилио говорит Арминдо, что впредь он скорее будет отдавать предпочтение чести перед любовью.

Сцена 3: Место поединка. Ормонте объявляет поединок. Эмилио подбадривает Арсаче, Арминдо предупреждает Эвримена, что не стоит быть столь самоуверенным. Несмотря на колкости «Эвримена», Арсаче отказывается бороться с «ним». В конце-концов, он придумывает, как выйти из столь затруднительного положения: он готов сразиться, но при условии, что оба соперника будут сражаться, раздевшись по пояс. Розимонда, естественно, не может принять это условие, она вынуждена раскрыть себя. В итоге все недоразумения счастливо разрешаются: Партенопа предлагает Эмилио свою дружбу, Арминдо своё сердце, а Арсаче и Розмира вновь соединяются. Все поют хвалу Гименею, покровителю семейных уз.

Семела

Либретто У. Конгрива

Действующие лица:

Семела (сопрано). Юпитер (тенор). Юнона (меццо-сопрано). Ирида (сопрано). Атамант (тенор). Ино (меццо-сопрано). Кадм (бас). Аполлон (тенор).

В основе сюжета миф о дочери фиванского царя Кадма Семеле, которой увлёкся любвеобильный Юпитер. Ревнивая супруга Юпитера Юнона, придя к Семеле под видом её сестры Ино, внушила ей, чтобы та упросила Юпитера явиться к ней во всём своём божественном обличье. Громовержец, придя в дом к Семеле, испепелил её, сверкая молниями.

Акт I. Сцена 1. В храме Юпитера и Юноны жрецы приносят жертву и просят богов благословить союз Семелы и Атаманта. Царевич замечает, что статуя Юноны чуть-чуть опустила голову. Авгуры радуются знаку. Однако Семела не разделяет всеобщей радости, так как не намерена выходить замуж за Атаманта, ибо все её чувства обращены к Юпитеру. Атамант опечален неприветливостью Семелы. Зато в душе ликует Ино, так как любит Атаманта. Слышится гром, и огонь на алтаре гаснет. Священники встревожены — Юпитер явно недоволен. Кадм расстроен, он сердится на Ино за её несчастный вид. Огонь вспыхивает вновь, но тут же гаснет под звуки грома. Алтарь раскалывается. Священники в ужасе просят всех покинуть храм.

Сцена 2. Ино наедине с Атамантом признается ему в своих чувствах. Атамант растерян.

Сцена 3. Появляется Кадм с трагическими новостями. Он сообщает Адманту, что его невеста похищена: с неба опустился необычный орёл (пурпурные крылья, золотой клюв, божественное благоухание) и унёс Семелу прочь.

Сцена 4. Входят жрецы, они призывают всех радоваться, ибо не иначе как сам Юпитер забрал Семелу в свой небесный чертог. И в подтверждение появляется на небе в облаках Семела в окружении херувимов. Проплывая над сценой, она поет о своём счастье: «Бесконечное удовольствие, наслаждение бесконечной любовью, дано Семеле свыше».

Акт II. Сцена 1. Сцена представляет нам разъярённую, Юнону, которая ожидает прибытия вестницы богов Ириды, с известием о том, где спрятана Семела. Появляется Ирида и раскрывает местонахождение Семелы: на вершине Кифаерона Юпитер построил непреступную крепость, и выставил стеречь главные ворота недремлющих свирепых драконов. Там и обитает Семела в окружении купидонов и граций. Юнона немедленно решает посетить Сомнуса, бога сна: она нуждается в его волшебной палочке, которая запечатает сном глаза драконов, и тогда божественная ревнивица сможет реализовать свой план мести.

Сцена 2. Комната во дворце Семелы. Она спит, а зефиры и купидоны танцуют и поют, наполняя её сон муками любви. Семела просыпается и в нетерпении ожидает прибытия возлюбленного.

Сцена 3. Появляется Юпитер. Он вынужден выслушивать упрёки Семелы: время быстротечно, и она, смертная, не в силах выдерживать постоянные расставания с любимым. Юпитер понимает, что за подарок ждёт от него красавица, и, пытаясь отвлечь Семелу от этой мысли, переносит во дворец её сестру Ино, превращая интерьеры дворца в аркадианский пейзаж.

Сцена 4. Семела и Ино успокаиваются при виде друг друга и наслаждаются музыкой небесных сфер.

Акт III. Сцена 1. Пещера бога Сна. Сомнус проводит свою вечную жизнь в кровати, мечтая. В ореоле света появляются Юнона и Ирида и пытаются вырвать Сонмуса из власти его вечных грёз. Сонмус смущён просьбой Юноны, он не желает идти против Юпитера. Но Юнона завораживает строптивца видением хариты Пасифеи — его возлюбленной — и похищает палочку Сонмуса.

Сцена 2. Комната во дворе Семелы. Она грустна: «Мои мучительные мысли не рассеивают сны…».

Сцена 3. Теперь ничто не мешает Юноне осуществить свой коварный план. Она погружает в сон драконов и в образе Ино предстаёт перед Семелой. Богиня восторгается совершенной красотой Семелы: не иначе Юпитер выполнил её желание и подарил ей бессмертие! Девушка заворожено смотрит на свое отражение в волшебное зеркало, что принесла с собой богиня, и не может оторвать глаз, внимая, тем временем, дальнейшим медоточивым речам ревнивой богини, которая советует ей увидеть своего возлюбленного во всем божественном блеске: ибо только в объятиях истинного великолепия громовержца она сможет обрести бессмертие.

Сцена 4. Юпитер пробуждается от сна, посланного ему Сомнусом, в котором он видел лишь объект своих мечтаний — Семелу, и мчится к царевне. Но девушка принимает его холодно, чем вызывает недоумение нетерпеливого бога. Тогда Семела просит терзаемого страстью возлюбленного исполнить всё, что бы она ни пожелала. Юпитер клянется. Однако выслушав просьбу, пытается отговорить несчастную.

Сцена 5. Семела уходит. Юпитер корит себя за то, что так легкомысленно согласился исполнить просьбу любимой.

Сцена 6. Юнона в своих покоях торжествует, предвкушая скорое освобождение от ненавистной соперницы.

Сцена 7. Семела сидит, задумчиво опустив голову. Звучит скорбная музыка. Вдруг она поднимает голову и видит Юпитера, спускающегося к ней на облаке в окружении сверкающих молний. Одна из молний испепеляет красавицу.

Сцена 8. Тем временем на земле жрецы с беспокойством наблюдают разразившуюся грозу.

Появляется Ино и рассказывает о трагической участи Семелы. Вместе с тем она передаёт повеление Юпитера, что Атамант должен жениться на ней. Атамант с радостью воспринимает эту весть.

В финале неожиданно возникает Аполлон и объявляет, что ребенок (бог Дионис), которого носила в своём чреве Семела, был чудесным образом спасен из пепла и передан Юпитером на попечение Вакху. Жрецы и народ ликуют.

Тамерлан

Опера в трёх действиях. Либретто Н. Ф. Хайма.

Действующие лица:

Тамерлан (тенор). Баязет (тенор). Астерия (сопрано). Андроникос (тенор). Ирена (меццо-сопрано).

Действие происходит в Вифинии в 1403 году.

Татарский хан Тамерлан влюбился в Астерию, дочь пленённого им турецкого эмира Баязета, и решил оставить свою невесту, трапезундскую принцессу Ирену. Ирена, любящая хана, страдает.

Тамерлан предлагает греческому князю Андроникосу взять в жёны Ирену, не подозревая, что Андроникос любит Астерию, отвечающую ему взаимностью. Узнав правду об их любви, хан намерен жестоко наказать Астерию и князя. Баязет, переживающий за дочь, решает покончить с собой и принимает яд. Потрясённый смертью эмира, Тамерлан смягчается и отпускает влюблённых, а сам возвращается к Ирене.

Роделинда королева Лангобардская

Опера в трёх действиях. Либретто Хайма

Действие происходит в Милане в VI веке.

Действие 1. Королева Роделинда безутешно оплакивает своего супруга лангобардского короля Бертаридо, свергнутого с престола и изгнанного теперешним тираном Гримоальдо. Пронеслась весть, что Бертаридо умер. Роделинда с радостью последовала бы за ним. От смерти удерживает её малолетний сын Флавио. Гримоальдо, бывший женихом сестры Бертаридо Эдвиги, добившись власти, заметно охладел к своей невесте, на которую раньше смотрел как на средство своего возвышения. Гримоальдо влюбился в Роделинду. Он втайне рассчитывает, что она выйдет за него замуж. Но Роделинда с ненавистью и презрением относится к убийце своего мужа.

Гримоальдо жалуется своему другу Гарибальдо, туринскому герцогу, также изменившему законному королю лангобардов, на Роделинду, не желающую его видеть. Гарибальдо, сам мечтающий захватить власть в свои руки, пользуется разрывом Гримоальдо с Эдвигой для своих честолюбивых целей. Он обещает Эдвиге отомстить за неё, убить Гримоальдо, рассчитывая на то, что благодарная Эдвига поможет ему добиться власти.

Весть о смерти Бертаридо оказалась ложной. Переодетый король бродит в кипарисовой роще, в которой находятся гробницы лангобардских королей. Он находит там свежую урну с надписью: «Бертаридо, законный король, изгнанный Гримоальдо», воздвигнутую в его память Роделиндой. Бертаридо больше всего скорбит об участи Роделинды и Флавио. Вскоре к Бертаридо приходит на тайное свидание Унульфо, лангобардский князь, сохранивший верность своему королю. От него Бертаридо узнаёт о безутешном горе Роделинды по поводу его мнимой смерти. Вскоре в рощу к гробнице Бертаридо приходит сама Роделинда с ребёнком. При виде её Бертаридо и Унульфо прячутся. Бертаридо становится невольным свидетелем искренних слёз Роделинды. Вслед за Роделиндой в роще появляется Гарибальдо, посланный своим повелителем добиться у Роделинды ответа на предложение стать его женой. Гарибальдо угрожает Роделинде, что она, в случае отказа, должна будет погибнуть вместе ребёнком. Ради спасения сына Роделинда выражает согласие стать женой тирана. Потрясённый неверностью своей жены, Бертаридо хочет открыться. Унульфо с трудом удерживает его.

Действие 2. Во дворце Гримоальдо. Роделинда объявляет о своём решении выйти замуж за Гримоальдо. Но прежде пусть он убьёт её ребёнка, так как она не может быть одновременно матерью законного наследника лангобардских королей и женой тирана. Роделинду принимают за сумасшедшую, и никто не решается выполнить её просьбу.

Весть о предстоящей свадьбе поражает Эдвигу. Такого вероломства она не ждала. Она обещает Гарибальдо стать его женой, если он убьёт Гримоальдо.

Неожиданно Эдвига встречает в роще своего брата. Она подтверждает ему, что Роделинда оказалась неверна. Напрасно Унульфо успокаивает Бертаридо. Бертаридо забывает о грозящей ему опасности. Он появляется во дворце. Роделинда, вне себя от радости, бросается в объятия своего мужа, которого считала погибшим. Она рассеивает все сомнения Бертаридо. Их застаёт вместе Гримоальдо. Не узнав переодетого Бертаридо, он упрекает Роделинду в неверности, а чужестранца велит схватить.

Действие 3. Эдвига и Роделинда изыскивают средство спасти Бертаридо. Эдвиге удаётся достать ключи от темницы, в которой заключён Бертаридо. Она передаёт ключ Унульфо, который должен освободить Бертаридо и вывести его подземным ходом в сад, где его будут ждать Роделинда и Эдвига. Унульфо проникает в темницу, где Бертаридо ждёт своей смерти. Думая, что за ним пришли его враги, он наносит сильный удар входящему Унульфо и ранит его. Узнав в раненном своего верного друга, Бертаридо приходит в отчаяние. Он наспех перевязывает его рану, и оба скрываются в подземном ходе.

Через некоторое время в темнице появляются Эдвига и Роделинда, обеспокоенные долгим отсутствием Бертаридо. Увидев брошенный плащ короля и следы крови, они думают, что план их раскрыт, а Бертаридо убит.

Между тем Унульфо и Бертаридо благополучно выходят в сад.

В это время Гарибальдо, коварно следящий за каждым шагом Гримоальдо, решает использовать его кратковременный отдых в саду, чтобы совершить убийство. Подкравшись к спящему Гримоальдо, он осторожно вытаскивает шпагу. Проснувшись от шороха, Гримоальдо зовёт на помощь. На его крик прибегает Бертаридо и спасает своему врагу жизнь. Потрясённый благородным поступком Бертаридо, Гримоальдо признаёт законного короля. В саду появляются Эдвига и Роделинда. Власть Бертаридо восстановлена. Гримоальдо предлагает Эдвиге руку с тем, чтобы она разделила с ним трон в Павии.

Тесей

Опера в пяти действиях с прологом, по «Метаморфозам» Овидия.

В основе оперы свободно трактованный миф о волшебнице Медее. Люлли — рисует финал судьбы злой волшебницы.

Действие происходит в Афинах.

Акт 1. Афины, древняя Греция. За городскими стенами идёт сражение. Агилея и Клизия переживают за жизнь Тесея и Аркане, сражающихся с врагом. Вернувшись после сражения, Аркане сообщает о героических подвигах Тесея. Когда Клизия от имени Агилеи просит рассказать о герое, в душе Аркане пробуждается ревность. Клизия, однако, знает, как рассеять его сомнения. Тем временем царь Эгей подтверждает, что враг разбит. Он принимается ухаживать за Агилеей. Но девушка любит Тесея, и поэтому пробует отклонить ухаживания царя. Она уговаривает его выйти к народу и возложить жертву богине Минерве.

Акт 2. Медея несчастна. Как часто в своей жизни она испытывает предательство. Вот и Эгей, обещавший жениться на ней, теперь проявляет интерес к красавице Агилее, а её принуждает выйти замуж за его никому неизвестного сына. Если так, то только Тесей достоин её руки. Аркане, вернувшийся с поля битвы, рассказывает, как люди чествуют героя, Тесея: он мог бы стать царём. Эгей обезумел от гнева. Тесей готовится к возвращению в город и узнаёт, что Эгей намеревается жениться на Агилее. Медея жаждет отомстить Эгею: ее слепой гнев обращается к Агилее, ибо она знает о её любви к Тесею. Не из любви, но чтобы навредить Агилее, Медея пробует обмануть Тесея. Она предлагает замолвить за него доброе слово перед Эгеем. Но когда герой отклоняет заступничество Медеи, она задумывает свою страшную месть.

Акт 3. Вместе с Агилеей ждут возвращения Тесея влюбленные Аркане и Клизия. Радостно обнимая свою возлюбленную, Тесей узнает, что Эгей позволил Агилее стать его супругой. Тесей уходит, чтобы встретиться с Эгеем. Внезапно вмешивается Медея и пытается убедить Агилею оставить Тесея. Но Агилея отказывается, и Медеа, к всеобщему ужасу, начинает бормотать заклинания, вызывая полчища злобных демонов.

Акт 4. Клизия и Аркане смогли спастись от демонов. Аркане сообщает царю о том, что случилось. Медея жаждет Тесея, она в ярости и скорее убьет его, чем уступит Агилее. Колдунья вынуждает Агилею сказать Тесею, что она не любит его. Однако её слезы выдают реальные чувства. Когда Тесей видит слёзы в глазах возлюбленной, он клянется ей в вечной любви. Медея настолько растрогана увиденной сценой, что освобождает влюблённых.

Акт 5. Но ревность продолжает терзать Медею, и она не желает сдаваться. Теперь колдунья задумала убить Тесея и передаёт Эгею, который все еще считает Тесея своим соперником, чашу с ядом. Когда появляются Тесей и Агилея, царь призывает каждого забыть о предыдущих ссорах, и преподносит Тесею чашу с ядом, предлагая выпить за победу. Тесей, перед тем как сделать глоток, поднимает свой меч и клянется в верности государю и стране. Увидев знакомый меч, царь признает в герое сына, которого он оставил в Трезене ребенком. Эгей выбивает кубок из рук Тесея и признается, что его принуждали совершить убийство зависть и жажда власти. Он благословляет союз Тесея и Агилеи, а так же Аркане и Клизии. Медея видя, что ее планы потерпели неудачу, бежит. В отчаянии она возвращается вновь на колеснице, запряжённой драконами, чтобы сжечь дворец дотла, но появляется вестник богини Минервы и спасает всех от гибели.

Агриппина

Действующие лица:

Агриппина (сопрано). Нерон (мужской альт). Поппея (сопрано). Клавдий (баритон). Отон (мужской альт). Паллант (бас). Нарцисс (male soprano). Лесбо (бас).

Акт 1. Агриппина, жена Клавдия, получила новости, что ее муж погиб в море. Она тут же начинает решать проблему, как обеспечить трона для Нерона, ее сына от предыдущего брака. Призвав сына, она приказывает ему раздать зерно людям, чтобы купить поддержку плебса. После того, как Нерон удаляется, чтобы выполнить её инструкции, Агриппина вызывает двух почетных граждан Рима, Палланта и Нарцисса. Она знает, что оба влюблены в неё, но ни один, при этом, не догадывается о чувствах соперника. Каждому в приватном разговоре она обещает свою любовь, но при условии, если Нерон станет императором, и влюблённые уезжают в Капитолий, чтобы подготовить почву для восшествия Нерона на трон. Агриппина вызывает Сенат, чтобы сообщить ему о смерти Клавдия, и просит сенаторов выбрать нового императора. Палант и Нарцисс немедленно выкрикивают имя Нерона.

Агриппина и Нерон поднимаются на трон, но, после того, как отзвучали трубы, появляется слуга Клавдия Лесбос и объявляет, что его хозяин не погиб, но был спасен от смерти Отоном, командующим армии. Вслед за Лесбосом входит Отон и сообщает присутствующим что Клавдий, из благодарности, обещал ему трон. Заговорщики встревожены. Но Отон поверяет Агриппине, что любит Поппею римскую красавицу намного больше чем трон. Агриппина знает, что Клавдий также любит Поппею, и понимает, что ещё не всё потеряно, и у неё есть шанс реализовать свои планы.

Агриппина идет в дом Поппеи, и, после того, как получает от Поппеи подтверждение, что она тоже любит Отона, сообщает ей, что Отон пошел на сделку с Клавдием: он может претендовать на трон, только если приведёт Поппею к императору. Тогда она предлагает девушке наказать Отона, сказав Клавдию, будто бы Отон приказал Поппее не отвечать вниманием на ухаживания Клавдия, а сохранять себя лишь для него одного. Агриппина утверждает, что это приведёт Клавдия в такую ярость, что Отон раз и навсегда лишится своих притязаний стать наследником. Поппеа вняла уговорам, и когда приходит Клавдий, поступает так, как посоветовала Агриппина. Поппею спасает от любовных притязаний императора запланированное возвращение Агриппины, и Клавдий вынужден скрыться.

Акт 2. Тем временем, Паллант и Нарцисс обнаружили, что Агриппина обоих их водит за нос, и решают объединиться, чтобы выпутаться и избежать предательства. Прибывает Оттон, озабоченный своей предстоящей коронацией, за ним следует Клавдий на триумфальной колеснице. Великобритания только что завоевана, и все ликуют и славят его. Но стоило Отону заговорить с императором по поводу обещанной награды, Клавдий жестко обрывает его, называя предателем. Отон ошеломлен, и в свою очередь обращается к Агриппине, Поппее и Нерону за поддержкой, однако они все презрительно смотрят на него, погружая в отчаяние и плач «Void chef unite». Видя подлинное горе возлюбленного, Поппея начинает сомневаться в его виновности. И решается на следующую уловку: она прилегла в своем саду и притворилась спящей, а когда приблизился Отон, начала пересказывать во «сне» всё, что сообщила ей Агриппина. Видя, что она «пробуждается», Отон не сдерживается и начинает неистово отстаивать свою невиновность. Поппеа понимает, как обманулась и клянется отомстить. Тем временем, Агриппина приказывает Палланту убить Нарцисса, а после призывает Отона и приказывает ему убить Палланта, а Нарциссу, соответственно, убить Отона. Но на сей раз ей не удается никого одурачить. Большего успеха Агриппина добивается, когда сообщает Клавдию, что Отон все еще составляет заговор, с целью захватить власть. Она убеждает Клавдия, что только его отказ от трона в пользу Нерона, способен помешать амбициям Отона. Клавдий соглашается, сгорая от нетерпения снова быть с Поппеей.

Акт 3. Тем временем Поппея придумала план. Она уговаривает Отона скрыться позади занавеса в ее спальне и оставаться там, не зависимо от того, что он услышит. Появляется Нерон, который также любит Поппею. Она сообщает ему, что сейчас приедет его мать и также убеждает спрятаться. Приходит Клавдий, и Поппея упрекает его в том, что он на самом деле не любит ее. Клавдий напоминает, что ради неё он наказал Отона, но Поппея вдруг заявляет, что он ослышался: это был не Отон, а Нерон — именно он оскорблял ее. И чтобы доказать свои слова, она вызывает Нерона из его укрытия. Тогда Клавдий прерывает свои страстные ухаживания и высокомерно отсылает его. Поппея избавляется от Клавдия под предлогом, что она не может дать ему свою любовь, ибо Агриппина очень зла на неё. Она выводит Отона из укрытия, и они клянутся друг другу в вечной любви.

Тем временем действие приближается к кульминации. Нерон сообщает матери о постигшей его внезапной опале и просит её о защите. Он отказывается от любви в пользу политических амбиций. Одновременно, Паллант и Нарцисс раскрыли Клавдию план Агриппины. И Клавдий, когда Агриппина снова убеждает его сделать наследником Нерона, обвиняет ее в попытке отнять у него трон. Она признает, что искала трон для Нерона, но только с одной целью предотвратить интриги среди придворных и Сената, именно поэтому ей удалось сохранить Клавдию трон. Клавдий поверил, и далее Агриппина советует ему оставить Поппею, поскольку Отон является её возлюбленным. Но Клавдий возражает: наоборот это Нерон является возлюбленным Поппеи. Когда появляются Поппея, Отон и Нерон, Клавдий обвиняет последнего в том, что он скрывался в доме Поппеи, что Нерон не в состоянии отрицать. Внезапно, император объявляет, что он решил Отону передать трон, а Нерон должен жениться на Поппее. Но от этого решения никто не в восторге. В результате, Клавдий отдает Поппею Отону, и, желая видеть мир, наконец уступает трон Нерону. Он взывает к богине Юноне, чтобы она благословила империю и обрученных.

Ринальдо

Опера в трёх действиях.

Действующие лица:

Ринальдо (меццо-сопрано). Гоффредо/Готфрид Бульонский (тенор). Альмирена (сопрано). Армида (сопрано). Аргант (бас). Эвстазий (тенор.)

Действие происходит в Иерусалиме времён первого крестового похода.

Крестоносцы, возглавляемые Готфридом Бульонским, ведут осаду города. У Готфрида есть дочь, Альмирена, которую он обещал выдать замуж за храброго рыцаря Ринальдо, отличившегося в боях с сарацинами. Царю Иерусалима Арганту помогает в его борьбе с крестоносцами дамасская волшебница Армида, решившая похитить Альмирену, чтобы отвлечь Ринальдо от осады города. Готфрид и Ринальдо отправляются на поиски девушки. Тем временем в неё влюбляется Аргант, а Армида увлечена Ринальдо, который пренебрегает ею. Готфрид с рыцарем Эвстазием пытаются проникнуть в заколдованный замок Армиды, охраняемый драконами. Армида, которая не смогла соблазнить Ринальдо, собирается убить его возлюбленную, но тот спасает её. Готфрид и Эвстазий с помощью волшебника разрушают чудесный сад Армиды, а затем побеждают и армию Арганта. Царь с Армидой становятся пленниками крестоносцев. Великодушный Готфрид отпускает пленников, принимающих христианскую веру. Ринальдо женится на Альмирене.

Поро король Индии

Опера-сериа в 3 действиях, либретто неизвестного автора.

Тема завоевания Индии Александром Македонским неоднократно воплощалась в музыке до Генделя и после него. Композиторов привлекали не только драматизм ситуаций, слава воинских походов Александра, но и экзотическая среда, место действия, яркие контрасты.

У Генделя на первое место выдвинулся не Александр Македонский, а индийский царь Поро, чьим именем названа опера, — человек высокого мужества, благородства и пламенной любви к родине. Столь же возвышен образ его жены Махо-Майи, сохранившей ему верность во всех испытаниях. Несмотря на то что местный колорит в опере более чем условен, образы индийцев привлекли симпатии автора. Их чувства, переживания, страдания и надежды воплощены в музыке с большой силой и выразительностью.

После долгого перерыва опера стала исполняться в XX в., впервые — в 1928 г. в Германии. В 1956 г. она прозвучала на фестивале в родном городе композитора, Халле.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я