Ты (не)хороший руководитель. Как через личную эффективность повысить эффективность команды

Лариса Курганникова, 2020

Что делает руководителя настоящим лидером, а бизнес ведет к процветанию? Деньги? Связи? Возможности? Нет! Личная эффективность и управленческие навыки, отсутствие которых ведет либо к отсутствию развития и многолетнему застою, либо к краху всего дела.Особенно важно это понимать начинающим предпринимателям, собственникам бизнеса. Мало свое дело организовать. Нужно уметь им грамотно управлять.В книге просто и доступно, без воды и заумных теорий изложены практические советы, кейсы по организации и управлению своим делом, обобщен личный 20-летний опыт руководящей и консалтинговой работы с малым и средним бизнесом.Каждая глава содержит вопросы для самокоучинга, позволяющие собственнику бизнеса и руководителю проработать свои навыки управления.Книга адресована начинающим руководителям, предпринимателям, управленцам и всем, кто желает через личную эффективность организовать эффективную работу команды в бизнесе.

Оглавление

Глава 1. Что значит быть руководителем

Готовимся к трансформации

Прежде чем вы начнете свой путь по основам управления, предлагаю провести аудит трех составляющих вашего бизнеса.

Во-первых, если вы нацелены на эффективную работу после, то начинать нужно СЕЙЧАС С АУДИТА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ.

Как говорит Ицхак Адизес:"Недостаточно построить компанию и просто управлять ею. Важно периодически проводить обследование организации, проводить аудит процессов, с помощью которых мы управляем компанией, чтобы вовремя знать о том, что работает, а что не работает. Не нужно ждать, когда система разрушиться, нужно действовать еще вчера.

Сейчас идеальное время для того, чтобы заняться обслуживанием своей компании, чинить то, что поломано в вашей организации, чтобы выйти из кризиса, будучи более сильным, чем до него".

Во-вторых, проведите АУДИТ СВОИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ. Как давно вы проходили курсы по управлению? И занимались ли вообще этим вопросом?

Как ни странно, но есть руководители, которые считают, что им это совершенно не нужно. Они обладают нужными им профессиональными компетенциями, а управленческие навыки, по их мнению, придут сами собой. И есть собственники бизнеса, которые, открыв свое дело, решили, что этого достаточно, чтобы стать руководителем. Как уже было сказано выше, компании именно таких управленцев в кризис первыми идут ко дну.

Тут вспоминается история о Генри Форде.

Однажды Форд отправил руководителей подразделений своей компании в двухнедельный круиз по Карибскому морю. А когда они вернулись на свои рабочие места, то их ждал сюрприз: некоторые были повышены в должности, а другие — уволены. Почему?

Отправив руководителей в отпуск, Форд хотел посмотреть, как их команды справятся без руководства. Тех руководителей, чьи отделы в их отсутствие показывали эффективные результаты, он повысил: это значит, что они смогли грамотно организовать работу. Если команда без управленца работала неудовлетворительно, это говорило о том, что он не смог справиться со своими обязанностями. Эти менеджеры были уволены. Именно таким способом предприниматель оценил профессионализм руководителей своей компании.

Вопрос к вам: как бы сработала ваша команда? Ответ — это оценка ваших управленческих навыков.

А ведь часто руководители жалуются, что подчиненные без них не работают. Есть над чем подумать.

В-третьих — проведите АУДИТ КАДРОВ. Нет, я ни в коей мере не говорю о том, чтобы увольнять или сокращать. Здесь вы действуете максимально аккуратно, согласно обстановке. Аудит кадров предполагает, что вы должны провести анализ профессиональной деятельности ваших сотрудников и запланировать для них определенные мероприятия. Это могут быть:

повышение квалификации

дополнительные образовательные курсы

ротация кадров

нематериальная мотивация

пересмотр системы оценки эффективности (KPI)

изменение условий труда и т.п.

От того, насколько эффективно вы проведете аудит, зависит то, насколько уверенно вы и ваш бизнес будете чувствовать себя в дальнейшем.

Но это еще не все.

Есть цепочка взаимосвязанных факторов в развитии бизнеса, соединение которых приводит к успеху. Но если один из факторов отсутствует — то цепочка рвется, появляется провал, и мы не получаем нужного результата.

Что же это за факторы? Их семь.

Мышление собственника — это главный фактор развития бизнеса

.

Говоря спортивным языком: мыслить выше — дальше — гибче.

Хотите взрывного роста своего бизнеса — взорвите мышление.

Как говорил Альберт Энштейн:"Вы никогда не решите проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме."

Если вы не видите новых горизонтов, если чувствуете, что что-то идет не так, а что — не понятно, значит пора проанализировать: а в том ли направлении движутся ваши мысли или они ходят по замкнутому кругу?

Причина в том, что со временем мы привыкаем к своему образу мышления, делая его стереотипным. И в этом кроется множество ловушек, не позволяющих выйти за рамки. Поэтому всегда рядом должен быть тот, кто поможет преодолеть стандарты и стереотипы — наставник, коуч, ментор.

Люди — это основной ресурс, который приносит прибыль.

Не машины, не продукт, не финансовые вложения — это вторично. А вот люди — это ресурс, который это вторичное может использовать так, что вы достигаете успеха или терпите крах.

То, каких людей вы подбираете в команду, многое говорит о вас. Боитесь ли вы людей умнее себя? Нравится ли вам, чтобы люди были глупее, но преданнее? Вам нужны думающие и действующие или плывущие по течению?

А главное — это отношение к людям. Они вам платят в работе той же монетой, так же, как вы к ним относитесь.

Недавно одна знакомая поделилась историей:

"В какой-то момент я решила поменять место работы. Рассылала резюме, ходила на собеседования… Одна вакансия особенно заинтересовала. Известная в городе компания приглашала на работу главбуха.

И я пошла на собеседование. Оно было из 3-х этапов. Многостраничные тесты по профессиональным вопросам, опросник по психологическим и управленческим моментам. Ощущение было, что собеседуюсь в аудиторскую фирму, которая в тройке лидеров в стране.

Прошла, победила, выбрали меня. Но реальность оказалась жесткой. Вести учет в двух фирмах на упрощенке. Плюс допотопные программы. Бардак в программах, бардак в документах. Короче, разгребать авгиевы конюшни без всяких перспектив.

Промучилась я там около года.

Добил меня праздник 8 марта. Пригласили в конференц-зал на празднование. На столе цветочки, коробочки. Но дошла я только до середины зала. Меня развернули! Попросили на словах… зайти попозже. Сейчас якобы поздравляют тех, кто работает в фирме уже несколько лет!

Не знаю, как виделись эти особенности корпоративной культуры другой стороне, а я чувствовала себя оплеванной и униженной, и как женщина, и как главбух.

Уходила с легким сердцем. И легкой досадой на себя, что так долго тянула, все порядок выстроить пыталась, в компании, которой было на меня наплевать."

Говорящая история, не так ли?

Коммуникации.

Успех в любом деле зависит от того, как вы умеете выстраивать коммуникации: с сотрудниками, с партнерами, с клиентами, с близкими и друзьями. Нет профессиональных коммуникаций — нет бизнеса. Под словом"профессиональных"в первую очередь я имею ввиду психологию общения.

У Дейла Карнеги есть замечательное выражение:"Вы можете в течение двух месяцев завоевать больше друзей, интересуясь другими людьми, чем приобрели бы за два года, пытаясь заинтересовать других людей собой."

Научитесь слушать и разговаривать с людьми. Это козырь, который открывает многие двери.

Развитие.

Постоянно нужно идти вперед, узнавать и внедрять новое, как в профессиональную деятельность, так и в личное развитие. Не может расти бизнес, если не развивается собственник, руководитель. Саморазвитие должно стать вашим постоянным спутником. Вам всегда должно хотеться знать больше, уметь больше, не бояться признавать, что вы не совершенны, чего-то не знаете и просить помощи. Это нормальный процесс. Без этого нет развития.

Четкость цели и способов ее достижения.

Научитесь правильно ставить цель. Разбивайте ее на шаги и действуйте. Главное, чтобы цель вас зажигала и соответствовала правилу КИПРа (альтернатива SMART, но есть еще и принцип ВОДКИ).

Хотите на Кипр? Тогда ставьте цель, которая:

К — конкретная

И — измеримая

П — приятная

Р — реалистичная

Ключевое здесь — приятная. Я бы еще добавила: вдохновляющая, окрыляющая, волшебная и другие признаки, заставляющие вас действовать.

Действие.

Запишите перечень всех ресурсов, которые необходимы для достижения цели. Разделите их не те, которые имеются и те, которые вам нужно найти. Составьте план действий и вперед! Действуйте по шагам, проверяйте гипотезы, корректируйте путь, ошибайтесь и учитесь, но не останавливайтесь.

Мечта.

Именно она определяет ваши цели. Иногда мечта перерастает в миссию. Но она обязательно должна быть. Не важен ее масштаб, важно то, что она вас окрыляет. Окрыляющие мечты появляются тогда, когда вы позволяете своей мысли создавать новую реальность. И этот фактор нас отправляет к первому пункту — мышление.

Кстати, не важен размер вашего бизнеса: малый-средний-большой. Если соединить все эти факторы, то мы с вами получим колесо успеха в бизнесе. Принципы этого колеса одинаковы для всех. Если хоть один сегмент хромает — хромает и бизнес.

Минуточку внимания!

Чтобы эта книга не стала для вас просто книгой, а принесла ощутимую практическую пользу, я предлагаю ответить на вопросы для самокоучинга. Именно они помогут посмотреть на себя со стороны. Только отвечайте честно. Ведь проверять и ставить оценок вам никто не будет. Так что все, что вы сделаете, будет полезно прежде всего вам самому. И если вы будете лукавить, то тоже только перед самим собой. А вам это надо?

Да, кстати, советую вам завести дневник для самокоучинга и ответы на вопросы записывать туда. Так вам проще будет отследить свой рост, и вы лучше узнаете себя.

Вопросы для самокоучинга:

Как вы думаете, каких управленческих навыков вам не хватает?

По вашему мнению, что особенного должно быть в мышлении руководителя?

Готовы ли вы менять мышление или считаете, что это «новомодные штуки»?

Проведите аудит своего бизнеса по трем составляющим. Где у вас слабые места?

Постройте свое колесо успеха бизнеса/управления. Какой сегмент колеса «хромает»?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я