Ты (не)хороший руководитель. Как через личную эффективность повысить эффективность команды

Лариса Курганникова, 2020

Что делает руководителя настоящим лидером, а бизнес ведет к процветанию? Деньги? Связи? Возможности? Нет! Личная эффективность и управленческие навыки, отсутствие которых ведет либо к отсутствию развития и многолетнему застою, либо к краху всего дела.Особенно важно это понимать начинающим предпринимателям, собственникам бизнеса. Мало свое дело организовать. Нужно уметь им грамотно управлять.В книге просто и доступно, без воды и заумных теорий изложены практические советы, кейсы по организации и управлению своим делом, обобщен личный 20-летний опыт руководящей и консалтинговой работы с малым и средним бизнесом.Каждая глава содержит вопросы для самокоучинга, позволяющие собственнику бизнеса и руководителю проработать свои навыки управления.Книга адресована начинающим руководителям, предпринимателям, управленцам и всем, кто желает через личную эффективность организовать эффективную работу команды в бизнесе.

Оглавление

Стань суперменеджером: что должен уметь грамотный управленец

⠀"Проблема с начинающими предпринимателями состоит в том, что они не знают того, что конкретно они не знают."(Дон Валентайн)

Есть цикл проблем, с которыми сталкивается каждый второй управленец, но при этом не считает их критичными, например:

— у вас нет четкого видения перспектив развития фирмы. Нет, в вашей голове, конечно, существует свой образ идеального бизнеса, но как к нему прийти — вопрос.

— отсутствуют грамотная организация, планирование и контроль. Многие считают, что это излишние пережитки прошлого и потому дорого за это платят годами застоя в развитии.

— происходит частая смена коллектива, хромает подбор персонала. Вы же понимаете, что это очень плохой сигнал для руководителя, говорящий о пробелах в управлении.

— руководитель не является лидером и идейным вдохновителем для своих сотрудников. Очень важно понимать, что лидер и руководитель — это не одно и то же. Если вы руководитель, это еще не значит, что вы автоматически становитесь лидером. А если вы не лидер для своей команды, то, увы, вам будут подчиняться неохотно.

— руководителя и сотрудников поглощает рутина. Страшная ситуация, снижающая производительность компании в целом.

В итоге получается, что:

— Вас не устраивает положение дел в продажах и бизнесе;

— Есть цикл постоянно встречающихся вопросов, которые вы не можете решить в течение долгого времени и это тормозит бизнес;

— Вы хотите изменений в бизнесе, увеличения продаж, но не знаете, с чего начать, и как грамотно это сделать;

— Есть потребность поставить реальные цели для своего бизнеса и определить пути их достижения, но у вас пока нет четкого видения ситуации.

И другие проблемы, которые можно перечислять до бесконечности.

Тут я вам задам один очень важный вопрос: как вы считаете, должен ли руководитель учиться?

Вопрос отнюдь не праздный. В последнее время очень многие менеджеры задумываются над тем, что должен знать и уметь грамотный руководитель, нужно ли учиться управлению?

Некоторые ссылаются на то, что современные руководители успешных компаний не имеют высшего образования. Приводят в пример Илона Маска, Билла Гейтса, Стива Джобса и всех тех, кто достиг успехов и без него.

Но давайте посмотрим на это с другой стороны.

Во-первых, таких талантливых людей — единицы.

Во-вторых, вы уверены, что являетесь таким уникальным человеком?

В-третьих, если у них нет высшего образования, это еще не повод говорить о том, что эти люди не учились управлению.

В-четвертых, кто вам сказал, что у них нет наставников, коучей, людей, у которых они чему-либо так или иначе научились.

В-пятых, кто же вам просто так раскроет свою"кухню"успеха?

Что ни говори, но деловым образованием эти люди обладают.

Да и к тому же знаменитыми бизнесменами становятся единицы. А короля, как известно, делает свита, то есть его команда. Достигли ли вы ранга знаменитости или короля?

А что происходит у обычных людей, занимающихся бизнесом?

Большинство из них начинает дело с развития идеи, доводя ее до предела возможностей. На этом этапе они приобретают два навыка: умение зарабатывать деньги и управлять организацией.

Увидеть точки роста, наладить взаимовыгодные отношения, задействовать необходимые ресурсы — это тот набор навыков, которые почему-то считаются стандартом управленца.

Но на сегодня этого уже мало, а наработанный на своих ошибках опыт рано или поздно устаревает, дальнейшее развитие требует владения совершенно другими навыками. Конечно, можно чему-то научиться и на собственном опыте. Но попробуйте виртуозно научиться играть на рояле самостоятельно. Не получится. Не только потому, что это очень сложно сделать самому, но и потому, что это очень ограниченный подход.

Илон Маск, говорит о том, что создание и развитие бизнеса — это инновации, устремленность и решимость стоящих за ним людей, а также продукт, который они продают.

Но возможны ли"инновации, устремленность и решимость"без соответствующих знаний?

Для того, чтобы в условиях жесткой конкуренции, которую мы сейчас наблюдаем, не только выжить, но и развиваться и процветать, грамотному руководителю необходимо:

— быть в курсе рыночных изменений ситуации;

— уметь выстраивать стратегию развития, чтобы быть на шаг впереди своих конкурентов;

— организовать управление компанией, соответствующее запросам и времени;

— вырастить компетентных сотрудников;

— уметь делегировать полномочия;

— быть примером для своих подчиненных.

А чтобы обладать этими навыками, соответствовать современным стандартам управления — нужно постоянно учиться.

Если ошибается рядовой сотрудник, в силу своей некомпетентности, то его ошибку можно исправить. Ошибка и некомпетентность руководителя может очень дорого обойтись компании.

Учиться нужно еще и для того, чтобы своим примером показывать важность обучения сотрудникам. Когда подчиненный видит, что его руководитель постоянно повышает свои компетенции, то у него возникает желание соответствовать вам.

Ваше стремление к образованию — это своеобразная лакмусовая бумажка, показывающая уровень осознанности сотрудников. Если менеджер не спешит повысить свой профессиональный уровень вслед за вами — это не ваш сотрудник, с ним не жалко и попрощаться.

Обучение — это очень важный инструмент, повышающий конкурентоспособность и позволяющий быстро адаптироваться к переменам. Наибольшими шансами добиться успеха обладают руководители, быстро овладевающие новыми идеями и методами работы, которых не пугают изменения, и которые способны быстро перестраиваться в новых условиях.

Не важно, какой способ образования вы выберете. Будь то курсы повышения квалификации, тренинги, коучинг или работа с наставником, бизнес-консультантом, самообразование — суть одна — вы постоянно должны развиваться и идти вперед.

Кроме того, не следует забывать о быстро меняющемся рынке труда. Молодое поколение вообще выдвигает свои требования к руководителю. И мы от этих требований никуда не денемся, потому что в перспективе у нас нет других, привычных нам сотрудников. А значит, надо менять свой подход к управлению.

Для нового поколения сотрудников важно, чтобы руководитель был не забронзовелым администратором с большим эго, а членом команды, наставником, имел харизму и мог повести за собой. К такому руководителю они будут прислушиваться. Молодые не хотят работать в жесткой иерархичной системе. Они не видят смысла в погоне за вертикальной карьерой, их больше интересует горизонтальная. Им важна возможность попробовать себя в разных проектах. Для них очень важны эмпатия, взаимопонимание и взаимоуважение.

Каждый ли руководитель готов к этому? И какими еще навыками нужно обладать, чтобы выжить в этом суровом мире бизнеса и управления?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я