Детская Кулинарная Школа от А до Я

Константин Геннадьевич Мирошниченко, 2020

Эта книга построена как пошаговое руководство по созданию собственной детской кулинарной школы, описаны источники доходов, определены стартовые и текущие расходы, показаны различные узкие места, на которые нужно обратить внимание. Книга адресована всем желающим, задумывающимся над созданием интересного рентабельного бизнеса, связанного с работой с детьми и подростками. Работа будет полезна владельцам и руководителям уже работающих кулинарных студий в качестве справочного пособия по созданию новых форматов работы, таких как кулинарный баттл и квест.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детская Кулинарная Школа от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вместо введения

Я воспитывался в то время, когда своеобразным «маст-хэв» для интеллигентных родителей2 было отдать ребенка в музыкальную или художественную школу и «догрузить» его спортивной секцией. Чаша сия меня не миновала (за что огромное спасибо моим родителям). И основное, что я вынес из школы музыкальной — способность слушать серьезную музыку3. А также раскачал плечи баяном, зачастую воспринимая его как хороший экспандер (что тоже было плюсом, особенно с учетом занятий борьбой).

А что сейчас? В настоящее время средствами массовой информации у человека с рождения формируется образ члена общества демонстративного потребления. Этот образ немыслим без успешной карьеры, получения жизненных благ в виде «крутой» машины, загородного дома и т.д. И, как ни странно, подобный подход воспринимается неполным без правильного отношения к еде. Это касается не только способности безошибочно выбирать блюда в кафе или ресторане, но и предполагает наличие более-менее развитых навыков самостоятельного их приготовления — если бы не было модно готовить на своей кухне, откуда бы взялись все эти кулинарные шоу с очень узнаваемыми лицами, которые беззастенчиво сознаются, что регулярно «кулинарят» дома.

Приходится признать, что воспитание, связанное с кулинарией, ничуть не менее важно, чем обучение музыке или живописи, потому что… едим мы чаще, чем слушаем музыку, обращаемся к шедеврам живописи или зодчества. И хорошо бы иметь развитый гастрономический кругозор4, понимать базовые сочетания вкусов, знать в какой последовательности имеет смысл приниматься за еду и т.д.

Конечно, истинная красота может быть оценена по достоинству только профессионалами. Эта сентенция касается не только произведений искусства, она в полной мере применима к гастрономическим изыскам. Но требование профессионализма абсолютно не значит, что это не доступно для простого смертного — развивая свой вкус с детства, можно не просто рассуждать об открывающихся «восьмых обертонах вкуса», а реально чувствовать их в послевкусии. С другой стороны, раннее гастрономическое воспитание позволит человеку самостоятельно судить о том или ином блюде. Пусть даже в категориях «вкусно/не вкусно», «нравится/не нравится». Но это будет его личное мнение, основанное на его личном понимании глубинной сущности блюда.

Именно поэтому хорошо бы учить детей азам гастрономической культуры так же, как учат музыке или живописи. Для этого нужны специалисты, не только разбирающиеся в данной предметной области, но и способные доходчиво донести крупицы кулинарной мудрости до подростков (а если повезет, то и до их родителей).

Чем раньше ребенок придет на кухню не только поесть, но и самостоятельно что-то приготовить, тем с большей долей вероятности он станет это делать, будучи взрослым. Причем делать это не потому, что надо так делать. А потому, что просто будет хотеться «сваять чего-нибудь вкусненького». Потому что ему будет интересно. Потому что у него будет желание поделиться собой через то, что он приготовит.

Конечно, далеко не каждый родитель готов с завидной регулярностью сносить гастрономические эксперименты пубертатных юнцов. И дело здесь не только в том, что из холодильников и шкафов будут пропадать продукты, следы которых как результаты опытов зачастую можно будет обнаружить не только на кухонном столе, но и в мусорном ведре (Господи! Он переводит продукты!). Горы немытой посуды, счета за электричество и пальцы в пластырях5… Да, это плата за опыт. И не каждый родитель понимает, что это ОПЫТ. И что на его приобретение нужны затраты — времени, сил, продуктов, денег. А еще лучше, чтобы все эти эксперименты переместились с домашней кухни куда-нибудь… подальше. И пусть плиты горят где-то там, а не дома.

Само собой, на незаданный вопрос «а где же это ТАМ?» напрашивается ответ — в досуговом центре, кружке домоводства или кулинарной школе.

Но здесь одна беда — если кулинарные школы для взрослых есть почти в каждом крупном городе, то детьми и подростками на регулярной основе практически никто не занимается. Причин тому несколько: тут и кажущаяся низкой рентабельность, и отсутствие отработанных методик, и необходимость адаптации «взрослых» занятий к адекватному детскому возрасту, и общее нежелание возиться с этим6. Нет, конечно, все уважающие себя школы проводят занятия для детей и подростков. Но они носят разовый характер и, как правило, выражаются (и вырождаются) в приготовление пиццы из готового теста7.

А родителям нужно, чтобы если уж ребенок занялся кулинарией, то делал это регулярно, под присмотром профессионала. Делал каждый раз что-то новое. Приносил домой плоды того, что он сделал сам. Хоть изредка готовил на домашней кухне то, чему его научили «там». Да, и еще хорошо бы… И совсем уж замечательно было бы…

Вот на такое родители готовы потратиться.

Для чего это нужно еще? Подобные детские кулинарные кружки и школы являются средством ранней профориентации. Способом создать (а возможно и развеять) героико-эпический образ повара, который не только умело готовит что-то красивое и вкусное, но и мелькает в телевизоре чаще многих эстрадных прим и див.

Хотя, на мой взгляд, значительно более важным моментом является то, что получивший начальные кулинарные навыки ребенок вряд ли умрет с голоду, стоя у открытого холодильника, полного продуктов. Кажется совершенно очевидным тот факт, что чем раньше ребенок начнет есть с ножом и вилкой, тем больше ему будет казаться этот навык таким же общеупотребимым, как способность дышать или пить. А чем раньше он придет на кухню, тем меньше фобий у него будет перед продуктами и кухонными гаджетами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детская Кулинарная Школа от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Заполняя одну из первых анкет в своей жизни, в графе социального происхождения я уверенно написал «из интеллигенции», на что мой папа сказал, что это звучит слишком громко и лучше писать «из служащих». В свои 14 я еще не знал старого анекдота, что для того, чтобы считать себя интеллигентом, университет должен был закончить не только ты сам, но и твой дед.

3

От одного из педагогов, трудившихся в нашей «музыкалке», Эрнеста Генриховича Герла, я услышал фразу, что всякий думающий музыкант рано или поздно приходит к джазу. Естественно, что до игры джаза у меня дело не дошло, но я воспринимаю его как вполне себе серьезную музыку. Майлс Дэвис и Джон Колтрейн «форева».

4

Не секрет, что в большую жизнь мы, как правило, выходим с двумя десятками блюд, доставшимися нам от мамы и бабушки. Они, несомненно, хороши. Но мировые кулинарные горизонты значительно шире.

5

Этот перечень далеко не полный. Мой личный опыт, точнее, осознанные траты на его приобретение, начинались с сожженной сковороды и многослойной пластиковой доски. Приведение чугунной сковороды в первоначальное состояние заняло весьма продолжительное время, т.к. перечень чистящих средств начинался с ножа(!) и заканчивался порошком «Пемолюкс», а весь этот список состоял из двух позиций. Пластиковая доска, по тем временам вещь недешевая и весьма себе модная, выполнив функцию крышки на горящей сковороде, раскрылась веером. Восторга родителей было не передать.

6

Вообще говоря, часто останавливает отсутствие возможности где-то подсмотреть, желательно бесплатно, готовое решение и потом реализовать его у себя — тратить время на изобретение велосипеда хочется мало кому.

7

Пицца из готовых ингредиентов — хорошее отработанное решение. Оно вполне прозрачно — нужно просто сделать тесто и предложить съедобный конструктор из ингредиентов, позволяющий собрать тот вариант итальянского открытого пирога, который хочет ребенок. Логистика занятия простая, и основная задача проводящего подобное занятие обеспечить, чтобы никто не обжегся — духовка все же горячая.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я