Эта книга построена как пошаговое руководство по созданию собственной детской кулинарной школы, описаны источники доходов, определены стартовые и текущие расходы, показаны различные узкие места, на которые нужно обратить внимание. Книга адресована всем желающим, задумывающимся над созданием интересного рентабельного бизнеса, связанного с работой с детьми и подростками. Работа будет полезна владельцам и руководителям уже работающих кулинарных студий в качестве справочного пособия по созданию новых форматов работы, таких как кулинарный баттл и квест.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детская Кулинарная Школа от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Первичные маркетинговые предпосылки. Посетители детских кулинарных школ и их родители.
Вам необходимо представить свою детскую школу именно так, какой вы ее видите для себя, понять гендерно-возрастные параметры ваших учеников, соотнести это с маркетинговым портретом родителей и их ожиданиями. Отработав этот раздел, вы, возможно, внесете необходимые коррективы в бизнес-план.
В продолжение темы, поднятой в предыдущем параграфе, давайте уточним несколько параметров. Первый из них — конкурентная среда, наше окружение. Т.е. нам нужно понять:
● есть ли подобные кулинарные школы, занимающиеся детьми, в вашем городе, сколько их, что они предлагают, с какой регулярностью проводят занятия и т.д.;
● наличие в городе досуговых центров для детей иной направленности.
Наличие в вашем населенном пункте «чужой» детской школы — не катастрофа. Просто нужно разобраться, что они делают, и как. Возможно, найти свою нишу, занять ее и начать работать.
Чем хороша ниша? Да тем, что в ней вы будете первым, а значит, имеете преимущество, предлагая новую услугу. И, как следствие, вы можете самостоятельно объявить цену и «снять сливки» — в настоящее время большое количество мам (именно мам, а не пап) озабочены стремлением к новизне. Пользуйтесь этим!
Если вы выходите «вторым номером», т.е. кто-то уже предлагает на рынке подобные занятия, вам придется немного сложнее — у вас появляется уже сформированный ориентир цены, именно на него будут оглядываться родители, обсуждая с вами возможность посещения их ребенком вашей школы.
Вообще говоря, вопрос денег, в большинстве случаев является краеугольным. Почему-то родителям кажется, что если это должно быть не бесплатно, то за какие-то смешные «три копейки». Самым обычным возгласом в ходе беседы является: «Да вы что?!!! Это же дети!!!!»
Да, конечно, это дети и именно поэтому мы ответственно к этому подходим, стараемся использовать продукты лучшего качества, которые только может предложить рынок. Обучаем персонал. Разрабатываем специальные программы, адаптированные для ваших детей и учитывающие их пищевые ограничения. Заботимся о безопасности. Стараемся провести занятие в удобное для вас время, возможно не считаясь со своим. Неужели это не стоит денег?
Предыдущий абзац — ваше РАЗГОВОРНОЕ КЛИШЕ. У вас их в процессе работы выработается достаточно много, почти на все случаи жизни. По мере обрастания опытом вы будете внимательнее слушать посетителей и более точно понимать, чего они хотят. А пока… воспринимайте это в качестве небольшого бонуса от прочтения книги.
Да, кстати, можете скорректировать расчеты предыдущего параграфа в части цены за мастер-класс.
Деньги — вопрос серьезный, но не единственный. Определитесь с возрастом участников. Это крайне важный параметр для проекта. Работать можно с любыми детьми. Просто издержки разные29.
Возраст участников должен быть закреплен документально, и если он имеет ограничения, то об этом должно быть явно указано в предложениях/рекламных материалах, которые вы публикуете.
На что влияет возраст?
● максимальный размер группы, с которой может работать один шеф-тренер. Количество участников может быть скорректировано в большую сторону при наличии помощников (ассистентов);
● используемый инструментарий. Если детям в возрасте 4-5 лет желательно предлагать для работы пластиковые ножи, то тем, кому исполнилось 10 лет, можно смело предлагать ножи металлические;30
● сложность предлагаемой программы. Чем старше участники, тем более сложные задачи они могут решать;
● продолжительность занятия. Десятилетние уже выдерживают занятие продолжительностью 2 часа. Непрерывно удерживать внимание шестилетних более 40 минут сложно;
● возможность проведения «связанных» занятий, т.е. занятий, на которых получаемые навыки и знания последовательно усложняются. Более взрослые дети/подростки легче подхватывают незнакомый навык;
● размер студии, оснащение ее посудой, оборудованием.
Можно ли работать с разновозрастными группами? Конечно. Но наш опыт подсказывает, что лучше их разделить на несколько, в которых дети/подростки общаются с близкими себе по возрасту.
Легче отработать с двумя разными группами меньшего размера, чем с одной большего. Думаю, что тезис этот понятен. Кстати, заявление о том, что занятия проводятся в небольших группах с числом участников не более… может стать одним из ваших конкурентных преимуществ.
Вернемся к конкурентам — посмотрите внимательно в их расписание. Какая программа предлагается для занятия? Сколько блюд? Какие практические навыки приобретет ребенок? Что нового он узнает? Готовы ли вы отдать своего ребенка в такую школу? Если да, то что вас привлекло? Если нет, то что можно было бы поправить? Ответы на эти вопросы могут стать предпосылками для формирования собственной маркетинговой стратегии.
А вот теперь два слова о конкурентах неявных, но своей деятельностью стремящихся вырвать из рук родителей ваших потенциальных учеников последние деньги, отпущенные на дополнительные занятия ребенка. Естественно, это самые разные спортивные секции, музыкальные школы, детские театры, студии подросткового пилатеса и грудничковой йоги. Они подобны чайкам, птицам весьма себе агрессивным и подвижным.
А что вам мешает быть таковым?
Кстати, несомненным козырем детской кулинарной школы является возможность ранней профориентации подростка — труд повара в наше время стал не менее почетным, чем труд сталевара31. А медийность некоторых представителей этой профессии просто поражает.
И на этом фоне выпускники студий подросткового пилатеса выглядят бледно. Хотя, возможно, и более здоровыми.
Все написанное выше было для одного — вы должны осознать, что какими бы ни были цели вашего проекта, вам придется «вариться» в определенной конкурентной среде, которую назвать дружественной сложно. Но сам факт существования этой среды говорит о том, что дополнительное образование востребовано, и родители за него готовы платить какие-то деньги.
И вот теперь давайте поговорим о родителях. Я буду ориентироваться на собственную школу, в которой действует возрастное ограничение «10+». Для остальных возрастных групп будут сделаны некоторые ремарки, которые вы сможете скорректировать самостоятельно.
Моим подросткам-ученикам в среднем 12-13 лет. Встречаются старше (самому старшему участнику занятий детской кулинарной школы было 18. Кстати, он абсолютно адекватно общался с ребятами 10 лет от роду, за что ему отдельное спасибо). Встречаются моложе. Соответственно, приводящим их на первое занятие мамам лет 35-40. Если ребенок в семье второй, то мама чуть старше.
Что можно сказать о родителях? Обычно это представители так называемого «среднего класса» с определенным стабильным доходом, стремящиеся с пользой занять своего ребенка. Работающие. Эта социальная группа, как правило, отличается общепринятым в 70-80 годы прошлого столетия воспитанием, характеризующимся уважительным отношением к старшим, достаточной эрудированностью, определенным дистанцированием, умеренным интересом к кулинарии.
Первоначальные беседы о возможности посещения студии ребенком ведутся по телефону. Возможны посещения студии, как с целью прямого контакта с вами как потенциальным руководителем занятия, так и для осмотра самой студии, дабы убедиться, что ребенку будет комфортно и безопасно. Пришедший родитель может смотреть на чистоту у вас на подоконнике и, общую уборку студии и на основании этого принимать окончательное решение, отдать своего ребёнка в эту самую школу или нет. Будьте готовы!
Для чего это все? Вы должны четко понимать категорию родителей, которые будут приводить своих детей на занятия. Потому что дети будут практически точной их калькой с поправкой на то, что они сами успели увидеть и, возможно, прочитать в интернете.
Внимательно наблюдайте за вашими подростками на занятии, обращайте внимание на то как, например, они беззастенчиво сметают на пол крошки или вытирают грязные руки о фартук. Или в противовес этому аккуратно убирают за собой рабочее место и посуду, вытирают стол — все это ярко демонстрирует то, чему их научили дома и как принято у них дома.
А это, в свою очередь, поможет беседовать в будущем с их родителями.
Вообще, почему так важна тема родителей? Да потому, что именно они принимают решение, будет ли ходить ребенок к вам в школу, и именно они платят за это деньги.
На что еще имеет смысл обращать внимание? На полные/неполные семьи. Этот фактор работает неявно — родитель может видеть в вас лицо, которое компенсирует нехватку влияния одного из членов семьи. Т.е. если вы мужчина, то, отдавая в школу ребенка, мама понимает, что он (ребенок), возможно, получит некоторую долю недостающего мужского влияния. А равно ознакомится с социальной моделью, отличной от ее собственной.
Кстати, шеф-тренер женщина может дать внимание и тепло, которое недодает тяжело и напряженно работающая мать.
Все это достаточно тонкие нюансы, но они все будут иметь место в вашей работе.
От того, как вы поговорите первый раз по телефону, какое первое впечатление32 произведете, напрямую зависит, будет ли у вас еще один ученик или нет.
Кстати, я забыл еще об одной, на мой взгляд, очень важной категории родителей — тех, которые посетили ваши «взрослые» мастер-классы (если вы таковые проводите) или посещали мероприятия с вашим участием. Эта категория априори весьма к вам лояльна. Но это не значит, что на их пришедшего ребенка можно смотреть сквозь пальцы — кредит доверия может быть утрачен буквально одним неловким высказыванием или движением. А вернуть его будет практически невозможно.
И еще один момент. В своих первых беседах по телефону я всегда приглашаю родителей на первое занятие, которое посещает их ребенок. Мотивирую тем, что, во-первых, мы еще лично не знакомы, а во-вторых, что хоть времена у нас еще «не американские»33, необходимо понимать что и как будут делать с их ребенком. И это работает.
А теперь давайте поговорим о разного рода девиациях, т.е. отклонениях. Вопрос этот можно было бы обойти стороной, но с этим приходится сталкиваться все чаще и чаще.
Все написанное ниже носит информативный характер и имеет целью подготовить вас к подобного рода беседам. Будьте готовы… быть чуть более деликатным и терпимым. Хотя бы в части беседы.
Во-первых, нередко…козыряют деньгами. И может расстраивать даже не то, что пытаются демонстрировать кажущуюся состоятельность в этом вопросе, а нарочитое неуважение к вам: «Боже мой! Да это же просто повар!»
«Ой! А вы это называете деньгами?» — хочется сказать в ответ.
Хотя очень часто кичащиеся своей кажущейся состоятельностью состоятельны только в их понимании, и та сумма, которую они планируют заплатить, для них действительно является деньгами. Более того, необходимо учитывать тот факт, что зачастую родители могут сэкономить на себе, но потратиться на ребенка.
Что с этим делать в рамках маркетинговых предпосылок? Осознавать, что такое возможно. И, что весьма важно, с этой категорией вполне можно работать — она достаточно платежеспособна. И если не пытаться обсуждать степень их платежеспособности (всегда найдется кто-то, кто круче, богаче, сильнее и т.д.), то можно перейти в нормальный конструктив. Просто, немного уступите. Сдержитесь. Промолчите.
Другая категория представлена большим количеством неудовлетворенных…жизнью женщин (большей частью женщин, хотя встречаются и мужчины), которые брызгают желчью не потому, что вы плохи в целом. Наверное, у нее был до вас сложный день, а вы себе позволили последней каплей переполнить чашу терпения. Они эмоционально нестабильны. И, что важно для нас, делают потенциально нестабильными своих детей. А это может создавать серьезные трудности при проведении занятий.
Лично мне с такой категорией работать сложно, и я стараюсь деликатно от нее дистанцироваться — наличие на занятии «дерганого» ребенка меня задевает, и я могу во время занятия сделать ляп, порой непростительный в моем понимании. А этого бы не хотелось. Поэтому окончательное решение — за вами. Представители этой категории вполне платежеспособны. Но мне кажется, что не все в этой жизни меряется деньгами.
Еще одна непростая категория — женщины, как правило, разведенные, имеющие одного позднего ребенка. Это трэш34, причем весьма себе жесткий. Стремление опекать единственное чадо, выражающееся в желании навязывать свое мнение о том, что и как делать, вкупе с объединением в себе мужских и женских функций… Категория очень сложная. Дети — максимально зажатые, слабо коммуникабельные. Внешнее проявление — они практически не улыбаются.
Что с этим делать? Дети по своей сути хорошие. И они в процессе работы, понимая, что с ними обращаются как с равными, оттаивают. Начинают разговаривать. Улыбаться. Но по-прежнему весьма сдержано.
И если удастся «вывести маму за скобки», то с этим тоже вполне можно работать. Но минимум один «прекрасный день» придется пережить.
Мамы-ЗОЖ… Даже не обсуждаю причины обращения в веру под названием «здоровый образ жизни». Более того, в самом по себе концепте этого самого образа жизни нет ничего предосудительного. Но… случаются перегибы. Выражающиеся, например, в том, что ребенок в возрасте 5-6 лет может стать вегетарианцем. В моем понимании это как годовалому ребенку дать возможность выбрать самостоятельно пол. А так как мы говорим о перегибах, то представители этой группы весьма агрессивны. Но, к счастью, пока не очень многочисленны.
Я стараюсь подобных женщин-ЗОЖ избегать. В качестве предлога пользуюсь тезисом, что я с уважением отношусь к их выбору, но так как сам — «тяжелый мясоед», то с блеском в глазах о преимуществах ЗОЖ в целом и вегетарианства в частности рассказывать не могу — здесь требуется адепт, полностью погруженный в проблему.
Для чего все это написано? Для того, чтобы:
● понять, что вы ведете свою деятельность в определенном окружении. В первую очередь компаний, которые также предлагают услуги в сфере досуга детей и подростков. И вам придется конкурировать с ними, стараясь завоевать свою долю симпатий;
● бороться за симпатии придется не с подростками, а с их родителями, и от того, насколько гибкими и внимательными вы окажетесь в момент знакомства/телефонного звонка, будет зависеть наполняемость вашей школы учениками.
***
Ну что, все еще пребываете в уверенности, что наберете нужные 25-50 человек в неделю?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детская Кулинарная Школа от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
29
Моему самому молодому участнику мастер-класса — 1,5 года. Количество участников того занятия — 2. Работающего персонала студии тоже 2. А также 2 няни. Совершенно очевидно, что при таком раскладе, себестоимость занятия вспухает, как на дрожжах. Что делать в такой ситуации? Отказываться от мероприятия?
Вне всякого сомнения, такое занятие «штатным» назвать нельзя даже с большой натяжкой. А значит, оно может быть переведено из категории мастер-классов в частное мероприятие. Причина? Для мастер-классов, как правило, действует фиксированная цена; для частных мероприятий, опять же, как правило, программа формируется нестандартная и цена устанавливается договорная. Т.е. вы можете попытаться отрегулировать данное занятие ценой. Желательно, чтобы она покрыла все издержки и дала хотя бы небольшую маржу.
Если заказчик готов платить заявленные вами деньги, то нужно их взять и честно отработать. Все.
Если заказчик деньги платить не готов то — можно смело сослаться, на то, что в соответствии с действующими правилами проведения занятий минимальный возраст участников установлен в 6 (шесть) лет (цифра условная) и мы, к огромному сожалению, не можем организовать данное мероприятие. Ведь все же понимают, что правила пишутся, чтобы их исполнять. А если я их нарушу, то люди, нанявшие меня для этой работы, могут поставить под сомнение мою способность управлять данным проектом.
Это еще одно разговорное клише, в котором вы можете углядеть несколько важных моментов:
а) в студии должны быть правила проведения занятий, и про это поговорим отдельно;
б) не нужно без особой причины «козырять» вашим статусом единоличного владельца заведения — можно спрятаться за скромную вывеску «руководитель проекта» и не рассказывать никому о том, что вы наняли себя сами. Равно как можно вскользь упоминать о совладельцах проекта, которых может и не быть, но кто в короткой словесной перепалке это проверит? Ну что мне вас учить!
30
Хорошей практикой является, по возможности, получить от родителей согласие на использование металлических ножей.
31
Конечно, вызывает некоторое сомнение, что в глазах подрастающего поколения профессия сталевара почетна. Но не писать же о стремлении стать госслужащими или топ-менеджерами «Газпрома». Хотя, судя по рекламе, только у них мечты сбываются.
32
Два раза первое впечатление произвести нельзя. Этот факт должен быть принят во внимание при построении всей стратегии переговоров. И не только с родителями.