Эта книга построена как пошаговое руководство по созданию собственной детской кулинарной школы, описаны источники доходов, определены стартовые и текущие расходы, показаны различные узкие места, на которые нужно обратить внимание. Книга адресована всем желающим, задумывающимся над созданием интересного рентабельного бизнеса, связанного с работой с детьми и подростками. Работа будет полезна владельцам и руководителям уже работающих кулинарных студий в качестве справочного пособия по созданию новых форматов работы, таких как кулинарный баттл и квест.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детская Кулинарная Школа от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ревизия ресурсов на начало проекта
Для реализации задуманного необходимы ресурсы, т.е. время, жизненная энергия, знания, навыки, деньги. И это, на мой взгляд, очень правильный рейтинг. Отсутствующие знания и навыки можно купить, пригласив нужных специалистов. Если не хватает денег, то их можно занять. Но если у вас нет времени или сил заниматься проектом, лучше его не затевать.
В настоящее время считается, что существует четыре вида ресурсов: деньги, энергия, знания и время.21 Они качественно несводимы друг к другу, однако им присуще свойство ограниченной взаимозаменяемости. Например, отсутствие денег человек иногда может компенсировать своим энтузиазмом и трудом, то есть своей личной энергией и своим временем, и наоборот — нехватку времени и знаний компенсировать деньгами, наняв других людей, которые вместо него будут тратить своё время и использовать свои знания. Однако полностью конвертировать один ресурс в другой невозможно.
Я бы предложил другое ранжирование значимости ресурсов для реализации проекта:
● время;
● жизненная энергия;
● знания и навыки;
● деньги.
Почему так? Да потому что если у вас нет времени или жизненных сил заниматься проектом, то смысла с ним затеваться нет. Обратите внимание, что время и энергия (жизненные силы) идут в очень тесной связке, т.к. это два наиболее ограниченных и уязвимых ресурса. Отсутствие здоровья не даст вам возможности в полной мере реализовать задуманное или насладиться плодами вашего труда — все время вы будете концентрироваться на поддержании или восстановлении жизненных сил. Отсутствие времени, выделение его малыми дозами не дает нужного внимания к деталям, которые, как будет показано ниже, «играют» весь проект, дают ему свое абсолютно неповторимое лицо.
Поэтому для начала поймите, есть ли у вас время и силы. Если нет, то все написанное ниже можно читать по диагонали и в конечном итоге выбросить книжку или поставить ее дальнюю полку.
Давайте теперь пообсуждаем знания и навыки. Я считаю, что бесполезных навыков и знаний не существует. Просто они не всегда успевают пригодиться. Проект кулинарной студии в целом и детской кулинарной школы в частности будет требовать от вас практически ежедневного «блеска чешуей» — подростки изначально отрицают любые авторитеты, и для того, чтобы занять это место, вам придется потрудиться. Весьма и весьма напряженно. Вам придется доказывать собственную состоятельность в тех или иных вопросах каждый день.22
И это только кажется, что можно быть слабо эрудированным — мол, вкусная еда все спишет. А вот не спишет. Родители будут смело приводить своих детей к вам на занятия только в том случае, если будут уверены, что вместе с навыками владения ножом или венчиком они узнают что-то новое. Возможно то, чего не знают сами родители.
Знания, увы, добываются до боли простым и нудным способом — приходится учиться, учиться, учиться. Читать. Посещать мастер-классы. Ездить в гастрономические и прочие поездки. Размышлять. Обсуждать увиденное и услышанное. Проверять это на практике. И снова читать и размышлять.
Я воздержусь от составления списка литературы для факультативного/дополнительного чтения — у каждого он свой. Как и лицо его студии.
А вот с навыками… Давайте пообсуждаем.
Опыт публичных выступлений. Любое занятие детской школы требует коммуникации. Как групповой, когда вы (или проводящий занятие шеф) обращаетесь ко всей группе. Так и персональной, когда вы обращаетесь к конкретному подростку. Ваша речь должна быть правильной, свободной от «возрастных»23 шуток и идиом. Боже упаси от использования «крепкого словца».24 Естественно, вы должны быть в курсе предметной области. А равно и в достаточно широкой ее окрестности. Готовы включиться в беседу фактически с пол-оборота и так же легко из нее выйти — вы же понимаете, что на занятии стоит перманентный гул (подростки, так же как и их родители, приходят, в том числе, и пообщаться). И гул этот стихает ненадолго, когда начинается дегустация. Все остальное время нужно быть готовым говорить. О еде. Не о еде. Музыке. Живописи. Балете. Истории. И так далее. Старайтесь, чтобы ремарки, которые вы отпускаете, были по делу, а рассказываемые истории и анекдоты носили притчевый характер.25 Будьте готовы говорить, говорить, говорить…26 Два часа непрерывной коммуникации очень выматывают. Но это — обязательная составляющая каждого занятия.
Кстати, несомненным плюсом является тот факт, что это навык развиваемый: с каждым разом говорить становится легче, ваша речь обрастает разговорными клише, шутками и у посетителей создается впечатление, что вы этакий массовик-затейник. Но постарайтесь не стать клоуном — все должно быть в меру.
Оказание первой доврачебной помощи. Если вам кажется, что на детских занятиях ничего серьезного произойти не может, то… вы слегка ошибаетесь. Ссадины и порезы — далеко не все, с чем может столкнуться работающая студия. Ребенку стало плохо. Обморок. Подавился пищей с попаданием последней в дыхательные пути. Да мало ли… Курсов обучения оказанию первой доврачебной помощи более чем достаточно — от МЧС до «Красного Креста». Мы прошли обучение по системе EFR (Emergency First Response) с получением международного сертификата. Безусловно, важно не наличие сертификата, висящего на стенке. Важна готовность.
Основное, что должно остаться после прохождения курсов — алгоритм действия в подобной ситуации, от оценки ситуации до проводов службы скорой помощи. Понятное дело, что навыки нужно освежать, проходя переподготовку. И крайне не хочется применять эти навыки в жизни. Но жизнь сложнее наших желаний.27
Уверенный пользователь ПК. Без компьютера нынче никуда, все данные мы сводим в электронные таблицы. Все объявления набираем в тестовом редакторе. Информацию черпаем из Сети большой ложкой. И это — навык.
Пользователь социальных сетей. «Если вас нет в соцсетях — вас нет как компании вообще», — именно так звучит перефразированный интернет-лозунг. Поэтому Контакт и Facebook, Одноклассники и Instagram, Twitter и что-то еще. Необходимо понимать не только как «запостить» фотку, прилепив к ней десяток сопроводительный слов и группу хэш-тегов, но и быть способным написать более развернутый текст, вставить необходимые ссылки-переходы. И прочая, прочая…
Фотографирование. Едва ли не самый значимый навык после любви к приготовлению пищи. И речь не идет о нажимании кнопки на смартфоне — мы про умение смотреть в объектив зеркальной камеры. Видеть «картинку».28 Изящно снять.
Водительские права и наличие автомобиля. Этот пункт могут пропустить те, кто планирует создание студии в супер-гипер-мега-молле, в котором можно купить все — от 15 граммов рукколы до зеркал и диванов вкупе с бытовой техникой и электроникой. Во всех остальных случаях нужно понимать, что продуктов, продающихся в одном месте, нет, обычная практика «сбора программы» включает 4-5 территориально разнесенных магазинов. Можно ли обойтись без прав? Да, конечно. Такси, велосипед и рикшу никто не отменял. Но это все влияет на затрачиваемое время, деньги и общий комфорт. Кстати, последняя составляющая весьма немаловажна.
Верстка в CoralDraw, обработка в Photoshop'е — примыкающие навыки, позволяющие самостоятельно сделать несложный графический материал, баннер, «подработать» фотографии.
Верстка HTML. Да, говорят, интернет-сайты сдают свои позиции социальным сетям. Правда, нормально индексируются пока только сайты — найти через «поисковик» информацию значительно легче на сайте, нежели в социальной сети. Естественно, есть сайто-писатели, администраторы и прочие люди, желающие ваших денег и обещающие сделать все именно так, как вам хочется. Но процесс коммуникации со всеми этими людьми занимает время (весьма ощутимое) и далеко не всегда дает желаемый результат: сайто-делатель зачастую мнит себя художником, а не исполнителем, и, получая за работу деньги, пытается вмешиваться в процесс, высказывая (читайте — «навязывая») свое мнение. Вместо того чтобы просто решить поставленную задачу. Да, HTML не для всех. Да, он хочет некоторых знаний. Но он и развязывает вам руки — будет работать так, как вы попросили. Если не работает — обращайтесь к профессионалам.
Иностранный язык. Нужен не только для бесед с иностранными гостями (а такое случается). Иностранный язык позволяет находить аутентичные рецепты. Читать периодику и статьи, т.е. это вопрос больше общекультурный, нежели узкопрофессиональный.
Бывали ли за рубежом, имеете ли опыт сопровождения туристических групп. Это связано с модным сейчас направлением, называемым «гастрономический туризм». Это направление деятельности помогает сформировать гастрономический кругозор, попробовать аутентичную кухню посещаемого региона, предложить новый интересный вид отдыха для посетителей.
И это — далеко не полный набор навыков, которые могут пригодиться в работе.
***
Составьте список того, что умеете делать вы. Попробуйте соотнести с имеющимися задачами. Переосмыслите задачи, возможно, расширяя список по горизонтали и/или вертикали (движение по горизонтали характеризует простое расширение количества имеющихся задач, а вертикаль характеризует детализацию, т.е. разбиение задачи на более мелкие подзадачи).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детская Кулинарная Школа от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
22
Вспомните отличный фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», сцену, где герой Вячеслава Тихонова беседует с завучем, которая восклицает: «Это кому я буду доказывать?!» И герой Тихонова просто объясняет: «Им. Каждый день. Каждый урок. А если не можем, то давайте заниматься другим ремеслом, где брак дешевле обходится».
23
Я позволяю себе обороты вида: «Были бы вы постарше, я бы пошутил. Хотя, пожалуй… и тогда бы не пошутил».
24
Само собой, эмоциональный накал присутствует на каждом занятии — всегда есть опасность, что кто-то что-то себе отрежет, обожжет и т.д. И в этом самом запале изо рта упрямо рвется поток лексики, накопленный за всю сознательную жизнь, с единственным стремлением объяснить подростку, что он не прав. В качестве решения, уберегающего от подобного словесного водопада, способного свернуть в трубочку не только слабые детские ушки, но и уши весьма себе закаленных товарищей постарше, я завел за правило пользоваться парой слов на языке итальянском. И уверенно ими пользовался до тех пор, пока не появился мальчик, который негромко так сказал, что ему кажется, что это слово не очень хорошее. Пришлось краснеть и признавать, что неправ.
25
Я периодически пересказываю следующую историю.
Идет матч по водному поло. Мяч попадает к игроку, тот толкает его перед собой, рвется к воротам противника. На бортике тренер кричит: «Отдай мяч Гогиа!». Игрок игнорирует, плывет еще быстрее. Тренер беснуется: «Отдай мяч Гогиа!». Игрок бросает мяч, забивает гол. Тренер: «Я же тебе сказал, ОТДАЙ МЯЧ ГОГИА!» — «Тренер! Я гол забил?!» — «Гогиа утонул…»
Все это к чему? Да к тому, что я сейчас в роли того тренера и вижу всю картинку целиком. Поэтому послушайте меня и сделайте, как я прошу — буквально через минуту все встанет на свои места.
26
Обязательно заготовьте стакан с водой — пить приходится практически непрерывно, т.к. вам постоянно приходится напрягать голосовые связки.
27
У нас был следующий инцидент. на занятиях детской кулинарной школы подростки резали кубиком морковку и, само собой, болтали. В этот момент практически полным ростом спиной мальчик падает на пол. Первая мысль, что подавился морковкой. Но руки к горлу не тянул, значит, предположительно, дыхательные пути свободны. Проверил наличие функций дыхания и сердцебиения — есть. Скомандовал вызывать скорую помощь. Дальше… «Скорая» оказалась так себе скорой и приехала через 40 минут. К этому моменту мальчик уже, хотя и бледно-зеленый, лежал на диване и почти оклемался…