В потоке творчества: связь поколений. Книга седьмая

Ирина Михайловна Соловьёва

Седьмая, заключительная книга семитомной монографии «В потоке творчества: связь поколений» завершает знакомство читателя со значимым вкладом творческой деятельности поэта и публициста Терентия Травника, объединённым таким понятием, как связь поколений. К творчеству Терентия Травника, знакомому от мала до велика, обращаются и взрослые, и дети. Сегодня наследие мастера звучит на разных языках, передаётся из уст в уста, продолжая сеять в души людские «разумное, доброе, вечное».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В потоке творчества: связь поколений. Книга седьмая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ещё раз о Школе доброделания

Моим ученикам

Оле и Дане посвящается…

Однажды мне позвонил приятель и предложил встретиться: он хотел показать фрагменты своей новой пьесы и обсудить их. Была ранняя осень, погода стояла чудесная, а потому было решено, что он за мной заедет, и нашу беседу мы продолжим в ближайшем парке. Быстро одевшись, я поспешил на улицу и, усевшись на лавочку в скверике около подъезда, стал ждать драматурга. На соседней лавочке сидела группка ребята лет десяти: трое мальчишек и девчонка — каждый усердно изучал что-то в своём телефоне. Я достал свой аппарат, протёр рукавом экран и стал набирать номер. Крайний мальчишка покосился в мою сторону и стал незаметно за мной наблюдать.

— Алё! — произнёс я уверенным голосом, — позовите, пожалуйста, кого-нибудь из волшебников.

Мальчишка оторвался от своего телефона, на мгновение замер, но тут же ткнул своего соседа локтем. Тот недовольно фыркнул, но мой наблюдатель наклонился и стал с увлечением что-то ему нашёптывать на ухо, и приятель, отложив телефон, уставился на меня. Делая вид, что ничего не замечаю, я продолжил разговор.

— Приветствую вас, уважаемый, — сказал я важным голосом. — Скажите, а не смогли бы вы наколдовать мне новый телефон? И хорошо, если бы уже сегодня ночью он оказался под моей подушкой… Ага, спасибо! Буду ждать…

Оторвав аппарат от уха, я стал поглядывать по сторонам, наблюдая краем глаза за детьми. Девочка и мальчик, которые не слышали моих слов, продолжали тыкать пальчиками в телефон, но двое их приятелей молча смотрели на меня и, видимо, старались осознать и взвесить то, что они только что услышали. Я тем временем достал журнал, открыл его на середине и углубился в чтение. Тут я заметил, как один из ребят медленно сполз с лавки и направился в мою сторону. Подойдя, он замер, как бы готовясь что-то узнать.

— Дядь, а это вы и вправду сейчас волшебнику звонили? — смущаясь, поинтересовался он.

— Да, а что? — спокойно ответил я.

— И он вам телефон привезёт?

— Да…

— А можно, раз уж он волшебник, то и мне попросить у него телефон, — спросил паренёк, воодуше-вившись моим ответом.

— Конечно! А у тебя какой? — спросил я.

Мальчик показал мне старый аппарат со стёршейся клавиатурой. И тогда я достал свой, набрал номер и при нём попросил волшебника привезти ещё один телефон. Увидев мой одобрительный кивок, мальчишка самодовольно хлопнул в ладоши и вразвалочку пошёл к своей компашке.

Вскоре подъехал приятель, и я, заручившись обещанием заказчика быть завтра здесь ровно в три часа, уехал слушать чтение пьесы.

День пролетел незаметно, наступил вечер и, вернувшись домой, я первым делом полез в стол и достал телефон, который уже месяца два лежал у меня без дела, нашёл к нему шнур питания, положил его в симпатичную коробочку и отправился на кухню выпить чайку. На следующий день я решил не опаздывать и пришёл точно к назначенному времени. Мальчишка приехал на «велике» раньше и, завидев меня, тут же направился в мою сторону.

— Держи! — произнёс я, — и протянул ему заказ.

— Ничего себе! — воскликнул тот, и, достав аппарат, приложил его к уху. Затем стал благодарить меня и попросил передать спасибо и волшебнику. Затем мы пожали друг другу руки, и я, развернувшись, медленно пошёл в сторону дома.

— Дядь, подождите! — услышал я за своей спиной детский голос и остановился. Паренёк подъехал ко мне и смущённо, как бы уточняя, заговорил:

— Выходит, они все-таки есть, волшебники? А то мы вчера весь вечер с ребятами спорили. Они не верили, что он мне телефон подарит…

— Конечно есть, — улыбнулся я, глядя в полные удивления и восторга глаза мальчика, — хочешь расскажу о них?

В ответ он довольно кивнул головой, и мы, вернувшись в скверик, уселись на лавку. Дальше всё было как в сказке. Казалось, что в меня действительно вселился сам волшебник: он и рассказывал о своей интересной и непростой многовековой жизни. На следующий день у дома собралась вся команда, и рассказы о чудесах продолжились. Тогда я ещё не знал, что через каких-то пару месяцев эти ребята станут первыми учениками в задуманной мной когда-то «Школе Доброделания». Все так и случилось. А на первом уроке я снова взял телефон и позвонил при всех волшебнику. Семь моих учеников замерли, внимательно слушая, как я с ним договаривался о ближайших чудесах для своих учеников. И столько было любви в этих детских лицах, столько интереса, что невозможно было не договориться. Почему-то на мгновение вспомнились наши взрослые разговоры о том, что дети сегодня не те, что они слишком шумные, резкие, невоспитанные, что потеряна связь с ними…

— Ничего не потеряно, — подумал я, и начал свой первый урок9.

Из дневников Терентия Травника

Друзья нередко спрашивают меня о том, какова цель уроков для детей от 7 до 13 лет, которые я, начиная с лета 2012 года, провожу у себя дома или на даче. И я объясняю, что цель этих занятий определяется общим названием: «Школа доброделания». Имея немалый опыт работы с детьми, как преподавательский, так и частный, я, создавая подобную школу, преследовал только одну цель, которая заключалась в том, чтобы если и не продлить ребятам детство, то хотя бы максимально полно раскрыть для них всё лучшее, что скрывает в себе это изумительное и, пожалуй, единственно чудесное время жизни. Акцент был поставлен на фантазию, взаимовыручку, благородство и, конечно же, на делание добра во всех его возможных проявлениях.

Обычно у меня было три класса: в каждом по шесть человек. Курс длился два или три года, исходя из желания ученика и его родителей. Поскольку в большинстве своём моими учениками были ребята из бедных и крайне бедных семей, обучение осуществлялось бесплатно. Занятия проходили три раза в неделю: по два часа для каждого класса с обязательным чаепитием в завершение.

Весной встречи происходили во дворе, летом были походы в лес, а то и в ночное на реку, осенью совершались прогулки в парке, а зимой уроки проходили в уютной домашней обстановке. За всё время существования школы через неё прошло около 100 детей. Время не стоит на месте, и сегодня некоторые из моих первых учеников поступили в институты, а кто-то служит в армии; есть уже и те, кто создал семьи и сам стал родителем.

Соседские дети и их мамы собрались после уроков в «Школе Доброделания» дома у Травника. На фото 2017 г. в первом ряду: справа налево: Инна Алексеева и её внучка Марианна; рядом — Серафима и её мама Екатерина Свиридова, рядом с Терентием — крестник Петя Алексеев, у окна — Илья Завикторин.

Недавно меня посетили первые выпускники, двое из которых решили открыть теперь уже свои Школы доброделания. Весь вечер я с большим интересом знакомился с их во многом достойными и перспективными идеями. Одна из школ будет открыта в Твери, другая — в Ярославле, и это для меня — самый лучший подарок. Есть такое правило: «Человек должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына». К осуществлению этого принципа мы шли все эти годы, а символом «Школы доброделания» был и остаётся колосок как основа всякой жизни, возделанной в заботе и любви.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В потоке творчества: связь поколений. Книга седьмая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

Терентий Травник. «В своё время».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я