Основные ступени воспитания и образования детей

Терентий неоднократно подчёркивает в своих педагогических статьях, что «сегодня мы часто слышим слово „образование“, но есть более важное понятие, которое, увы, мало упоминается. Это — воспитание. Думаю, что детей надо, прежде всего, воспитывать и уже потом только образовывать». На сегодняшний день о педагогике, как о процессе направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и только потом — образования, создано много научных работ.
В России в «эпоху развитого социализма», кроме дополнительного образования (факультативы, кружки, спортивные секции и т.д.) существовало и продолжает существовать сейчас, два основных института воспитания — это детский садик и школа, особенно — начальная. Вот об этом — дошкольном воспитании и школе пойдёт речь дальше, где приводятся реальные жизненные примеры дружбы Терентия Травника со школьными и детсадовскими педагогами; о благотворном воспитательном влиянии его детской и патриотической поэзии на развитие подрастающего поколения детей.
В моей юности, когда речь заходила о воспитании маленького грудничка-сынишки, мама мне говорила: «Воспитывать ребёнка нужно любовью и лаской, пока он умещается поперёк кроватки, а как вырастет, будет поздно — сам побежит на своих ножках по дорогам жизни». Подобную мысль выразил и Николай Пирогов4, когда говорил, что «воспитание нужно начинать с колыбели…».