Инновации и традиции в современном физкультурном образовании

Сборник статей, 2019

Сборник составлен по итогам Межвузовской научно-практической конференции «Инновации и традиции в современном физкультурном образовании», состоявшейся 21 марта 2018 года в г. Москве. Рассматриваются актуальные проблемы науки, образования и практики использования результатов научных изысканий в сфере физической культуры, спорта и образования, а также смежных отраслей знаний. Материалы, представленные в сборнике, предназначены для научных и педагогических работников, преподавателей, аспирантов и обучающихся с целью применения в научной работе, учебной и профессиональной деятельности. Ответственность за содержание и достоверность статей, за аутентичность и точность цитат, имен, названий и иных сведений, а также за соблюдение законов об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых материалов. При перепечатке материалов конференции ссылка на издание обязательна.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновации и традиции в современном физкультурном образовании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Особенности восприятия мужской художественной гимнастики юношами и девушками студенческого возраста

PECULIARITIES OF THE PERCEPTION OF MAN’S RHYTMIC GIMNASTIC BY YOUNG PEOPLE AND GIRLS OFSTUDENT AGE
Алавердян А.А.,студентка,Московский педагогический государственный университетСтепанова Д.П.,студентка,Московский городской педагогический университетAlaverdyan A.A.,student, Moscow Pedagogical State UniversityStepanova D.P.,student, Moscow City University

Аннотация. В статье анализируются особенности восприятия мужской художественной гимнастики юношами и девушками студенческого возраста, приводятся результаты сравнительного анализа оценочных суждений респондентов обоего пола.

Ключевые слова: мужская художественная гимнастика, студенческая молодежь, гендерные стереотипы.

Abstract. In the article features of perception of man’s rhythmic gymnastic by young men and girls of student's age are analyzed, results of the comparative analysis of estimated judgments of respondents of both genders are resulted.

Keywords: man’s rhythmic gimnastic, student youth, gender stereotypes.

Современная мужская художественная гимнастика имеет два направления — испанское и японское. Сегодня в России развивается только второе. Впервые мужчины продемонстрировали японское направление в 1986 г. на показательных выступлениях Кубка мира по художественной гимнастике в Токио. Со временем этот вид спорта становился все популярнее в Японии, в стране открывались спортивные школы, обучающие мальчиков.

Японская гимнастика мало похожа на привычную нам художественную гимнастику. Здесь спортсмены соревнуются по специальным, отличным от женской художественной гимнастики, правилам. Одеты они не в лосины, а в брюки. В свою программу помимо традиционных элементов японцы включают упражнения из арсенала акробатики, спортивной гимнастики, циркового искусства, восточных единоборств. В соревнованиях и показательных выступлениях участвуют отдельные спортсмены, группы из шести человек и смешанные пары (девочка и мальчик) [2].

В настоящее время мужская художественная гимнастика культивируется в восьми странах мира: Японии, Канаде, Австралии, России, Малайзии, США, Корее и Мексике.

Несмотря на популярность художественной гимнастики среди девушек, мужская художественная гимнастика развивается медленно. Основную причину этого мы видим в неприятии данного вида спорта значительной частью общества [1; 3; 4; 5]. Нельзя не отметить, что мужская художественная гимнастика не признана и Международной федерацией гимнастики (FIG).

Предубеждение к данному виду спорта со стороны профессионального гимнастического сообщества и общества в целом препятствует развитию мужского направления в художественной гимнастике, что, в свою очередь, лишает мужчин выйти на мировую арену и присоединиться к олимпийскому движению [1; 3; 5].

Чтобы разобраться в природе этого предубеждения, мы решили провести собственное исследование, посвященное выявлению особенностей восприятия мужской художественной гимнастики «родителями завтрашнего дня» — сегодняшними юношами и девушками студенческого возраста.

Перед исследованием были поставлены следующие вопросы:

1. Каковы типичные представления современных студентов о мужской художественной гимнастике?

2. Существуют ли гендерные различия в восприятии студентами данного вида спорта?

3. Каково отношение современных юношей и девушек студенческого возраста к мужской художественной гимнастике?

Для поиска ответов на первый и второй вопросы были опрошены 84 московских студента (41 юноша и 43 девушки) в возрасте 18–24 лет. Опрос проводился в форме эссе. Респондентам было предложено тезисно, не более чем в 30-ти словах, словосочетаниях или предложениях описать свои представления о мужской художественной гимнастике. Затем эссе студентов были обработаны методом качественно-количественного контент-анализа. Категориями контент-анализа стали высказывания опрошенных о мужской художественной гимнастике, смысловыми единицами анализа — во-первых, положительные и негативные отзывы о данном виде спорта, во-вторых, суждения студентов о мужской художественной гимнастике, имеющие гендерный характер, единицами счета — частота встречаемости и удельный вес (в процентах) смысловых единиц контент-анализа в высказываниях респондентов.

Для поиска ответа на третий вопрос в анкету были включены три вопроса с инструкцией «подчеркните или отметьте верный ответ». Первые два вопроса были адресованы респондентам обоего пола.

1. Если бы у меня был сын, то я: «абсолютно точно отдал(а) бы его заниматься художественной гимнастикой»; «точно отдал(а) бы его заниматься художественной гимнастикой»; «не знаю, отдал(а) бы или нет его заниматься художественной гимнастикой»; «не отдал(а) бы его заниматься художественной гимнастикой»; «абсолютно точно не отдал(а) бы его заниматься художественной гимнастикой».

2. Мое отношение к мужчинам в художественной гимнастике: «положительное»; «нейтральное»; «отрицательное».

На третий вопрос предлагалось ответить только юношам:

3. Если бы у меня была такая возможность, то я: «абсолютно точно пошел бы заниматься художественной гимнастикой»; «точно пошел бы заниматься художественной гимнастикой»; «не уверен, что стал бы заниматься художественной гимнастикой»; «не пошел бы заниматься художественной гимнастикой»; «абсолютно точно не пошел бы заниматься художественной гимнастикой».

Полученные данные были подвергнуты математической обработке.

В таблицах 1 и 3 приведены положительные, а в таблицах 2 и 4 — отрицательные высказывания юношей и девушек, полученные по результатам качественно-количественного контент-анализа эссе.

Из результатов математической обработки данных таблиц 1–4 усматривается, что общее количество отрицательных высказываний (с учетом частоты их появления в ответах респондентов) о мужской художественной гимнастике превышает количество положительных в 3,6 раз у юношей и в 1,3 раза у девушек, что указывает на выраженное негативное отношение современных студентов к данному виду спорта.

Таблица 1

Положительные суждения юношей-студентов о мужской художественной гимнастике (n=41)

Таблица 2

Отрицательные суждения юношей-студентов о мужской художественной гимнастике (n=41)

В то же время, если не брать в расчет частоту появления каждого из суждений, то у юношей превышение числа негативных характеристик (9) над позитивными (4) составляет 5 единиц, а у девушек, наоборот, наблюдается преобладание положительных эпитетов (10) над отрицательными (8). Это указывает на более толерантное отношение девушек к мужской художественной гимнастике по сравнению с юношами.

Таблица 3

Позитивные высказывания девушек-студенток о мужской художественной гимнастике (n=43)

Данные таблиц 1–4 позволяют охарактеризовать типичные представления студенческой молодежи о мужской художественной гимнастике. Примечательно, что значительное число высказываний респондентов обоего пола являются гендерно окрашенными.

Так, у юношей 7 из 9 высказываний, а если судить с учетом частоты встречаемости каждого из них в ответах респондентов, то 75,9% отрицательных характеристик мужской художественной гимнастики носят гендерный характер, в их числе: «не мужской вид спорта» (31,5% опрошенных), «больше подходит для девушек» (16,7%), «существуют виды спорта, более подходящие мужчинам» (13,0%), «гибкость не так хорошо развита, как у женщин» (5,5%), «так можно стереть понятия о принадлежности к мальчикам или девочкам» (3,7%), «женоподобные мужчины» (3,7%), «мужчины, которые могут сидеть на шпагате и задирать ноги, вызывают отвращение» (1,8%). Два оставшихся высказывания («это не красиво» (22,2%) и «выглядит мерзко» (1,9%)) отражают мнение юношей об эстетической составляющей мужской художественной гимнастики.

Таблица 4

Негативные высказывания девушек-студенток о мужской художественной гимнастике (n=43)

У девушек также большинство (78,2%) негативных отзывов имеют гендерный оттенок, в их числе: «не подходящий для мужчин вид спорта» (30,4% участниц опроса), «женский вид спорта» (21,7%), «мужчины в купальниках выглядят нелепо» (10,9%), «странно смотреть на мужчин, танцующих с лентой» (8,7%), «мужчины не смогут показать всю красоту художественной гимнастики» (4,3%), «юноши будут склонны к гомосексуализму» (2,2% респондентов). Другая часть отрицательных отзывов характеризует мужскую художественную гимнастику с эстетической стороны: «это не красиво» (17,4%) и «это выглядит странно и неприлично» (4,3%).

Что касается положительных высказываний юношей, то 66,7% из них — это голоса в пользу того, что «каждый имеет право заниматься тем, что ему нравится». Оставшиеся 33,3% высказываний представляют собой аргументы в пользу полезности занятий спортом вообще («занятия спортом полезны» (20,0%) и художественной гимнастикой, в частности («лучше заниматься спортом, даже если это мужская художественная гимнастика» (6,6%), «думаю, этот вид спорта полезен всем» (6,6%).

Позитивные высказывания девушек о мужской художественной гимнастике можно разделить на несколько групп:

1) за равноправие, толерантность и отсутствие гендерной дискриминации в спорте (67,6%): «если нравится, пусть занимаются» (26,5%), «я за равноправие в спорте» (20,6%), «мужчины вправе заниматься женским видом спорта, как и женщины мужским» (11,8%), «нужно развивать как женские, так и мужские виды спорта» (2,9%), «не надо препятствовать в развитии толерантности у детей» (2,9%), «в фигурном катании и в балете есть же мужчины» (2,9%);

2) о полезности занятий спортом вообще и художественной гимнастикой, в частности (17,6%): «занятия спортом полезны» (8,8%), «занятия гимнастикой хорошо влияют на укрепление мышц» (8,8%);

3) о самобытности мужской художественной гимнастики (11,8%): «мужская художественная гимнастика отличается от женской художественной гимнастики»;

4) об интересе к этому виду спорта (2,9%): «интересно смотреть».

Рассмотрим результаты поиска ответа на третий вопрос, поставленный перед исследованием: «Каково отношение современных юношей и девушек студенческого возраста к мужской художественной гимнастике?». Для этого обратимся к данным таблиц 5–7.

Таблица 5

Мое отношение к мужчинам в художественной гимнастике можно охарактеризовать как…

Как видно из таблицы 5, на вопрос «Мое отношение к мужчинам в художественной гимнастике можно охарактеризовать как…» юноши ответили следующим образом: 12,2% студентов сказали, что «положительное», 48,8% — «нейтральное», 39,0% — «отрицательное». Что касается девушек, то 25,6% опрошенных указали «положительное», 58,1% — «нейтральное», 16,3% — «отрицательное». Таким образом, очевидно, что отношение к мужской художественной гимнастике у юношей более негативное, чем у девушек.

Согласно данным таблицы 6, отвечая на вопрос о том, что «Если бы у них был сын, то…», 41,5% юношей и 14,0% девушек «абсолютно точно не отдали бы» его заниматься художественной гимнастикой, 31,7% юношей и 20,9% девушек «точно не отдали бы», 4,8% юношей и 11,6% девушек «точно отдали бы» и лишь 0% юношей и 2,3% девушек «абсолютно точно отдали бы» его заниматься художественной гимнастикой. 22,0% юношей и 51,2% девушек дали ответ «не знаю». Из такого соотношения ответов усматривается, что современные студенты в целом негативно относятся к тому, чтобы их будущий сын занимался художественной гимнастикой.

Если сравнивать ответы юношей и девушек, из полученных данных видно, что среди юношей больше удельный вес тех, кто настроен категорически против и, наоборот, меньше доля тех, кто пока не принял решение о допуске своего будущего сына к занятиям художественной гимнастикой.

Таблица 6

Если бы у меня был сын, то я бы…

На вопрос: «Если бы у меня была такая возможность, то я бы…», 2,4% юношей ответили, что они «абсолютно точно» и 2,4% «точно» стали бы заниматься, 36,6% юношей «не стали бы» и 44,0% «абсолютно точно не стали бы» заниматься художественной гимнастикой. 14,6 % студентов затруднились ответить на этот вопрос (табл. 7). Очевидно, что подавляющее большинство студентов мужского пола не видят себя в роли представителей данного вида спорта, однако, 4,8% юношей и 14,0 % девушек являются перспективной целевой аудиторией для проведения с ними агитационно-пропагандистской работы по привлечению их будущих сыновей к занятиям художественной гимнастикой.

Таблица 7

Если бы у меня была такая возможность, то я…

Отношение современных студентов к мужской художественной гимнастике можно охарактеризовать, в целом, как отрицательное. Причем, юноши демонстрируют большее неприятие этого вида спорта, нежели девушки.

48,2% юношей и 48,9% девушек считают художественную гимнастику видом спорта, не подходящим для мужчин. 73,2% юношей и 34,9% девушек не отдали бы своего будущего сына заниматься этим видом спорта. 80,6% юношей не стали бы заниматься художественной гимнастикой.

Выражая отрицательное отношение к мужской художественной гимнастике, юноши оперируют преимущественно гендерно окрашенными эпитетами (таковых в общем массиве высказываний насчитывается ¾): «не мужской вид спорта», «больше подходит для девушек», «существуют виды спорта, более подходящие мужчинам», «так можно стереть понятия о принадлежности к мальчикам или девочкам», «женоподобные мужчины» и т.п.

У девушек почти 80% негативных отзывов носит гендерный оттенок, в их числе: «не подходящий для мужчин вид спорта», «женский вид спорта», «странно смотреть на мужчин, танцующих с лентой», «мужчины не смогут показать всю красоту художественной гимнастики» и т.п.

Другая часть отрицательных отзывов юношей и девушек студенческого возраста характеризует мужскую художественную гимнастику с эстетической стороны: «это не красиво», «выглядит странно и неприлично», «выглядит мерзко».

Полученные данные говорят о том, что роль гендерных стереотипов в восприятии студенческой молодежью мужской художественной гимнастики чрезвычайно велика.

Что касается положительных высказываний юношей, то 2/3 из них — это голоса в пользу того, что «каждый имеет право заниматься тем, что ему нравится», остальная 1/3 высказываний — это аргументы в пользу полезности занятий спортом вообще и мужской художественной гимнастикой, в частности.

Позитивные высказывания девушек о мужской художественной гимнастике можно разделить на несколько групп: 1) за равноправие, толерантность и отсутствие гендерной дискриминации в спорте (67,6%); 2) о полезности занятий спортом вообще и художественной гимнастикой, в частности (17,6%); 3) о самобытности мужской художественной гимнастики (11,8%); 4) об интересе к этому виду спорта (2,9%).

Полученные данные могут послужить основой для разработки программ совершенствования имиджа и популяризации мужской художественной гимнастики.

Литература

1. Алексеева Н.Д., Зиновьев А.А., Хисматуллин Д.Г. Дискриминация в спорте // Интеграция науки и практики как условие технологического прорыва: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 ч. — Казань: ООО «Аэтерна», 2017. С. 102–104.

2. Семенова Л.О. Развитие смешанных пар в художественной гимнастике // Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. — М.: ООО «Международный центр науки и образования», 2017. С. 86–91.

3. Степанова О.Н., Степанова Д.П. Гендерные стереотипы в восприятии женской тяжелой атлетики (по результатам опросов студенческой молодежи) // Экстремальная деятельность человека. 2017. № 3 (44). С. 83–86.

4. Судакова Ю.Е. Гендерные стереотипы в спорте // Грани познания. 2009. № 3 (4). С. 64–66.

5. Women’s Weight Lifting as Sport Discriminated Against on Grounds of Gender / Stepanova O.N., Stepanova D.P., Pirogova A.A., Karpov V.Yu. // International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 18 — 21 May 2017. — Tomsk: Tomsk Polytechnic University, 2018. Pp. 1325–1332.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновации и традиции в современном физкультурном образовании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я