Инновации и традиции в современном физкультурном образовании

Сборник статей, 2019

Сборник составлен по итогам Межвузовской научно-практической конференции «Инновации и традиции в современном физкультурном образовании», состоявшейся 21 марта 2018 года в г. Москве. Рассматриваются актуальные проблемы науки, образования и практики использования результатов научных изысканий в сфере физической культуры, спорта и образования, а также смежных отраслей знаний. Материалы, представленные в сборнике, предназначены для научных и педагогических работников, преподавателей, аспирантов и обучающихся с целью применения в научной работе, учебной и профессиональной деятельности. Ответственность за содержание и достоверность статей, за аутентичность и точность цитат, имен, названий и иных сведений, а также за соблюдение законов об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых материалов. При перепечатке материалов конференции ссылка на издание обязательна.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновации и традиции в современном физкультурном образовании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Проблематика и пути совершенствования физического воспитания обучающихся начальной школы Китая с учетом ожидаемых результатов образовательной деятельности

PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE PHYSICAL EDUCATION CHINESE PRIMARY SCHOOL STUDENTS CONSIDERING EXPECTED RESULTS EDUCATIONAL ACTIVITIES
Ван И.,аспирант,Московский педагогический государственный университетVan I.,graduate student,Moscow Pedagogical State University

Аннотация. В статье рассмотрена проблематика осуществления физического воспитания в начальной школе Китая. Охарактеризованы подходы к совершенствованию программно-методического обеспечения процесса в общеобразовательных школах, связанного с определением содержания текущих учебных достижений обучающихся. Обоснована методическая линия совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры — обогащение критериального аппарата, оценивающего эффективность образовательной деятельности детей и способствующего выходу на новые смысловые блоки в организации данного процесса. При этом обновление содержания образовательных и воспитательных задач физического воспитания младших школьников с учетом преемственности и последовательности образовательного материала обеспечит гармонизацию процесса воспитания физических качеств и двигательно-координационных способностей, более эффективное формирование двигательных умений и навыков.

Ключевые слова: начальная школа Китая, обучающиеся, физическое воспитание, образовательная деятельность, ожидаемые результаты.

Annotation. The article deals with the problems of the implementation of the process of physical education of students in China’s primary school. The approaches to the improvement of the program-methodical support of the process of physical education in secondary schools, associated with the definition of the content of current educational achievements of students, are characterized. The methodical line for improving the professional competence of physical education teachers is substantiated — the enrichment of the criterial apparatus that assesses the effectiveness of children's educational activities and facilitates access to new semantic blocks in the organization of this process. At the same time, updating the content of educational and pedagogical tasks of physical education of younger schoolchildren, taking into account the continuity and consistency of educational material will ensure harmonization of the process of education of physical qualities and motor-coordination abilities, more efficient formation of motor skills.

Keywords: primary school in China, students, physical education, educational activities, expected results.

Развитие содержания образования по физической культуре связано с выявлением спектра проблем в реализации процесса физического воспитания и определения путей его совершенствования. При этом культурные традиции, сложившиеся в образовательной сфере Китая, обусловливают как развивающие, так и ограничивающие развитие эффекты. Основные концептуальные линии совершенствования содержания урока физической культуры в Китае отражены в национальном стандарте физической культуры [1, с. 66]. Ожидаемые результаты образовательной деятельности обучающихся представлены в Китайских государственных нормах физического здоровья учащихся [4, с. 81]. Идеологические, мировоззренческие, ценностные основы физической культуры в китайской школе изложены в ряде публикаций [2, с. 43; 10, с. 88]. Аналитические документы, отражающие результативность образовательной деятельности в области физического воспитания детей, представленные в «Отчете о физической подготовке и наблюдении за здоровьем китайских школьников», создают прецеденты для оперативного анализа данных [9, с. 119]. Особенности формирования образовательного материала учебной программы по физическому воспитанию в школах Китая позволяют судить о многолетнем сотрудничестве с СССР и Россией в части реализации общих основ теории физического воспитания в пространстве урока физической культуры [6, с. 17]. Вместе с тем, сравнительно-сопоставительный анализ содержания российской и китайской нормативных баз по результатам образовательной деятельности обучающихся на уроках физической культуры позволяет отметить бóльшую полноту критериально-оценочного аппарата российской программы по физической культуре [5, с. 1]. Существенным преимуществом китайской программы по физическому воспитанию является включение в ее содержание тестов по физическому развитию, обеспечивающих контроль массы тела (весо-ростовой индекс).

«Урок физической культуры <… ˃ связан в определенной последовательности с другими равнозначными звеньями», характеризующими процесс физического воспитания, в том числе и во внеучебной деятельности [8, с. 327]. Т.К. Ким обосновывает исходные предпосылки реализации специфических функций физической культуры в условиях семейного быта, обращая внимание на содержание самостоятельной работы младших школьников по освоению материала по физическому воспитанию [3, с. 61]. По мнению Г.А. Кузьменко, обновление содержания ожидаемых результатов образовательной деятельности ведет к обновлению содержания урока физической культуры, призванного формировать предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности обучающихся и деятельно отражаться в самостоятельной активности младших школьников в условиях игры, коммуникации, учения, контроля и оценки, тренировочной, рекреативной, рефлексивной, организационной и соревновательной деятельности [7, с. 16]. Вместе с тем, совершенствование процесса физического воспитания обучающихся начальной школы Китая связано с определением профессиональных трудностей учителей физической культуры в формировании результатов деятельности учителя и образовательной деятельности обучающихся.

Автор статьи ставит цель определить векторы содержательного развития задач физического воспитания обучающихся в начальной школе на основе выявления причин, препятствующих их полноценной реализации. Для этого были проанализированы литературные источники и программно-нормативные документы, сделан сравнительно-сопоставительный анализ задач физического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы, проведено педагогическое наблюдение, обобщение, интерпретация полученного материала; проанализированы 45 уроков физической культуры в 1‒4 классах, проведено анкетирование 60 учителей физической культуры разных регионов КНР.

Результаты педагогического наблюдения за процессом организации и проведения уроков китайскими учителями физической культуры позволяют выделить ряд сильных сторон профессиональной компетентности: 1) эффективная реализация коммуникативных умений, использование дистанции межличностного общения с применением методов установки и убеждения; 2) применение и пути решения метода многократного выполнения сложно-координационных упражнений (например: кувырки — 10‒12 слитных повторов), встраивания их в структуру двигательной деятельности, обеспечивающей более высокие темпы освоения технических элементов. Вместе с тем, педагогический анализ анкетирования учителей физической культуры Китая, осуществляющих профессиональную деятельность в начальной школе, позволил выявить ряд трудностей в реализации образовательных задач (табл. 1).

Таблица 1

Анализ содержания проблемных зон в физическом воспитании обучающихся в начальной школе КНР

Выводы. Проведенные исследование позволяют обозначить пути совершенствования физического воспитания обучающихся в начальной школе Китая, которые отражаются в необходимом материально-техническом, кадровом, программно-методическом обеспечении, эффективном решении организационных проблем. Контексты задач физического воспитания обучающихся в начальной школе (образовательные, воспитательные и оздоровительные) содержательно развиваются, и на фоне увеличения объема требований к освоению учебного материала требуют включения образовательного пространства внеучебной деятельности и пространства семейного быта в формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучения и воспитания младших школьников.

Литература

1. Ван Ч.Ч. Национальный стандарт физической культуры // Китай. Школьная физическая культура. 1996. № 2. С. 66. 王占春. 国家体育锻炼标准[ J]. 中国学校体育, 1996 (2): 66.

2. Ван Ш.В. Историческое исследование эволюции ценностных ориентаций и стандартов учебной программы начальных и средних школ // Китай. Школьная физическая культура (Высшее образование). 2017. № 9. С. 42–47. 王红卫, 张帅. 中小学学校体育价值取向及课程标准演变的历史研究‒以教科书为例[J]. 中国学校体育(高等教), 2017, 4 (09): 42–47.

3. Ким Т.К. Исходные предпосылки реализации специфических функций физической культуры в условиях семейного быта // Теория и практика физической культуры. 2009. № 9. С. 58–62.

4. Китайские государственные нормы физического здоровья учащихся / Министерство Образования Китайской Народной Республики. — Пекин: Высшее Образование, 2016. — 89 с.

5. Контрольные нормативы по физической культуре для учеников 1–4 класса. URL: http:Kontrolnye-normativy-po-fizicheskoj-kulture-dlya-uchenikov-1-4-klassa.doc (дата обращения: 04.08.2018).

6. Краткое изложение учебной программы по физическому воспитанию / Министерство Образования Китайской Народной Республики. — Пекин: Базовое образование, 2001. С. 17. 教育部. 基础教育课程改革纲要 (试行) 北京 [Z]. 教基 (2001)17 号, 2001.

7. Кузьменко Г.А. Интеллектуальный потенциал учителя физической культуры как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта // Физическая культура в школе. 2012. № 5. С. 12–18.

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физическая культура, 2009. — 496 с.

9. Отчет о физической подготовке и наблюдении за здоровьем китайских школьников в 2014 г. / Министерство Образования Китайской Народной Республики. — Пекин: Высшее Образование, 2016. — 125 с.

10. Хуан Л.Ш. Развитие идеологии физической культуры в китайской школе // Журнал Уханьского института физического воспитания. 2009. № 5(43). С. 87–90; 黄力生. 中国近现代学校体育思想的演进与发展历程[J]. 武汉体育学院学报, 2009,43 (05): 87‒90.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновации и традиции в современном физкультурном образовании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я