Как Стенька Разин по Волге ходил…

Илья Александрович Таранов, 2017

В этой повести описываются события народного бунта под предводительством Степана Разина. Ярко и точно представлены два главных противоположных образа: умного и дальновидного царя Алексея Михайловича и лихого, бесстрашного атамана Стеньки Разина. Героями книги, наряду с историческими личностями, выступают подростки: Гришка и Николка – крестьянские дети, Федька и Мишка – боярские. Дружба детей развивается на фоне похода разинского войска на волжские города. Описанная цепочка событий народного бунта с момента перехода казачьего войска с Дона на Волгу и взятия крепости-городка Царицына до казни лихого атамана на Лобном месте в Москве соответствует официальной русской истории. Автор не высказывает личного отношения к поступкам героев, оставляя их на суд читателям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как Стенька Разин по Волге ходил… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 8

В полдень Степан Разин огласил казачий городок громовым голосом:

— Гей, казаки, сходись в круг!

Подбежал в одной рубахе молодой казачок с большим медным тулумбасом16, ударил деревянной битой по тугой коже: «Бух-бух — бух!», точно из пушки:

— Выходи на майдан17, атаман кличет!

Степан Разин набил трубку турецким табаком, раскурил, выпустил молочное кольцо дыма, замер, выпустил ещё:

— Эй, брат Фрол, надевай кафтан, пора новый поход объявлять!

Собрался круг: празднично одетые есаулы, выборные казаки, казачки со стариками. Стояли без шапок, в знак уважения к большому собранию. Вышел молодой есаул с плёткой в руке, спросил:

— Все ли вольные хлопцы сошли в круг?

— Все тут!.. Будем слухать нашего батьку! — посыпались одобрительные голоса.

Степан Разин вышел в середину круга в синем персидском кафтане с золочёными пуговицами и жемчугами, за поясом — турецкая сабля с драгоценными камнями, на ногах — красные сафьяновые сапоги с золотыми пряжками.

— Здорово, хлопцы!

— Здравствуй, батько-атаман! — разом выкрикнули казаки.

— По какому случаю собрал я нынче круг, хлопцы?

— Пировать будем, батько! — раздался весёлый голос, и вокруг засмеялись.

— Эй, Петра, где пируют, там и бока вздуют! — ответил атаман, и весь круг разразился хохотом.

— Эй, батько-атаман, я хоть кривоног, да спляшу!

— Ах, Петра, говоришь красно!

— Хоть ростом мал, да в схваточку-то любого помну!

— Эй, Петра-казак, молодец!

Круг весело шумел. Молодой есаул поднял вверх плётку:

— Усмиряйтесь, казаки!

Степан Разин с теплом смотрел на свою дружину. Многие из них — известные драчуны и забияки в мирной жизни — не раз спасали своего атамана в военных походах. С детства он помнил слова своего отца Тимофея: «После рати18 все храбры, а истый казак только в бою проявится».

— Гей, други-соколики! — атаман обвёл взглядом казаков, и все смолкли. — Хаживал я со многими из вас на крымского хана да на турецких басурман, на персидского шаха да на астраханских бояр и купцов… Много добра добыли мы, много верных хлопцев не вернулось с ратных боёв. Стою перед вами в золочёной парче да в каменьях. Всё честно дуванили19, раздали семьям и бедноте, да заплатили домовитым казакам за оружие и коней. Главное же богатство осталось с нами! Наша казацкая воля! Хотим — пируем, хотим — идём в новый поход!

— Засиделись мы! — воскликнул Лазарь Тимофеев.

— Хотим, батько, в поход! — зашумел круг.

— Добре, соколики! На Волгу! На бояр и воевод!

— С тобой, батько, смерти не боимся!..

Степан Разин смотрел на удалые лица, кровь закипала в его жилах. Он скинул кафтан:

— Держи, Фрол! Эй, Петра-казак, выходи с атаманом в схватку!

— Загублю, батько, кто тогда на Волгу хлопчиков поведёт!

— Эй, Петра, — смеялись вокруг, — слово скажешь — не воротишь, ступай в круг, снимай рубаху!

— Эх, на людях и смерть красна! — коренастый казак вышел к атаману в одних шароварах.

— Вразумись, Петра! — смеялись вокруг. — Беги до дома, пока атаман рубаху сымает!

Взялись валить кто кого. Не сразу Степан Разин одолел соперника. Хоть и был он на полголовы выше, да жилистый казак так вцепился, что атаман долго не мог оторвать его от земли. «Держись, батько!» — рычал тот как зверь. «Го, Петра! Уж тебя помну немного», — сжал зубы атаман, приподнял казака и повалил.

— Кто ещё с атаманом сойдётся? — оглядел круг есаул.

Степан Разин смахнул со лба пот, помог подняться побитому товарищу.

— Эх, Петра, гож казак!

— Батько, за победы казачьи пора чарки поднять! — весело сказал тот, обнимаясь с атаманом.

— Чарку с атаманом и мы поднимем, а бороться ни!

— Эй, казачки, сходись в схватке, атаман награду жалует, — выкрикнул есаул. По традиции первыми стали мериться силой молодые казаки, а за ними все желающие. Веселье началось!

Атаман с есаулами ушёл в станичный курень. Стол был празднично накрыт. В центре — большое золочёное блюдо с рыбой. В серебряной посуде с восточным орнаментом дымилось свежее мясо. На треножнике — котёл с ухой. Персидские пиалы и кофейники-турки, деревянная посуда с дичью, глиняные горшки с узваром20, серебряные ендовы21 с мёдом. Всё это изобилие утвари было добыто в боевых казачьих походах.

— Эй, други, весть о походе не должна утечь!

— Чуем, батько! Всем сказано помалкивать!

— Добре!.. Войско надо крепить!

— Слава твоя по всей Руси, атаман, люди идут к нам из донских городков.

— Со всех сторон тянутся!

— Черкасы запорожские идут.

— Гулящих людей22 с Волги каждый день принимаем.

— Всех приму с распростёртыми объятиями. Казны казацкой не жалей, Фрол, сабли и ружья всем справляй.

— Уже больше трёх тысяч войско собралось. Шалаши да землянки ладим. Казны не хватает: на пушки бережём. Оттого многие пришлые только вилами да топорами вооружены.

— А ну, кличьте кого с Волги!

Пришёл в избу огромный безбородый детина. Поклонился в пояс, атаман его спрашивает:

— Откуда, хлопец?

— С саратовского уезда, атаман-батько! Из кузнецов буду, Трофимом величать!

— От кого убёг, Трофим?

— Вот какое дело, атаман-батько! Убёг я от барина. Бил плёткой нещадно, еле жив остался!

— Такого оглоблей не убить! — посмеялись есаулы.

— Чем не угодил?

— Лошадь споткнулась под барином, а он меня обвинил, подкова, вишь, плоха…

— Какое ж тебе оружие дать, детинушка? — задумался атаман.

— Может, мне булаву железну, атаман-батько?

— Булаву? — от громового смеха чашки запрыгали на столе.

— Такой булавы ещё не отковали, молодец…

— Если только у Ильи Муромца одолжить, — продолжали хохотать.

— Пушкарём будешь, Трофим, обучим.

— Ваша воля, атаман-батько!

— Много с Волги таких богатырей, батько, — сказали есаулы, посмеиваясь в сторону ушедшего молодца.

— Добре, други, зовите певцов и плясунов.

Пришёл седой казак с бандурой, защипнул струны, изба наполнилась сочными звуками, полилась песня:

Как по морю, морю синему,

По тому морю, по Каспийскому

Завиднелась в море лодочка.

Не простая лодка, разъездна-косна;

Хорошохонько лодка изукрашена,

Бурсын, жемчугом лодка изунизана,

Молодцами лодка изусажена.

На корме-то сидел Есаул с рулём

А в носу сидел Атаман с ружьём.

Посреди лодки — золота казна,

На златой казне лежит цветно платьице,

На цветном платье сидит красна девица,

Есаулушке она — сестра родная,

Атаманушке — полюбовница.

Как сидит она, слёзно плачет;

Атаманушка плакать уговаривал:

«Ты не плачь, не плачь, красна девица,

Мы поедем с тобой в твою землюшку,

В твою землюшку, к отцу, к матери».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как Стенька Разин по Волге ходил… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

16

Тулумбас — ударный музыкальный инструмент.

17

Майдан — место собраний, сходов у казаков; станичный круг.

18

Рать — битва, сражение.

19

Дуванить — делить добычу.

20

Узвар — прохладительный напиток из сухих фруктов и ягод, иногда с добавлением мёда.

21

Ендова — низкий ковшеобразный сосуд с одной или двумя ручками (из меди, серебра, дерева) для разливания или коллективного питья кваса, браги, пива за столом большой семьей. Изготовлялась в виде ладьи, утки, гуся, петуха.

22

Гулящие люди — общее название вольноотпущенных холопов, беглых крестьян, посадских людей и прочих лиц без определённых занятий и места жительства.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я