О мальчиках и девочках, а также их родителях. Психология повседневной жизни детей и родителей

Игорь Вячеславович Павлов, 2020

Данная книга – не прямое руководство к действию, не набор лайфхаков и рецептов воспитания детей на каждый день. Она – не более, чем сборник размышлений и бесед на самые разные темы, касающиеся психологии современных детей от малого до велика. На страницах книги типичные и нетипичные проблемы повседневной жизни детей и родителей обретают психологический смысл и находят порой неожиданное объяснение. Книга позволяет по-новому посмотреть на себя и своих детей, ещё раз задуматься о том, что ранее казалось незыблемым и само собой разумеющимся, и даже в чём-то поспорить с автором. Содержит нецензурную брань.

Оглавление

Я Б В КОГО-НИБУДЬ ПОШЁЛ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ

Лет тридцать назад большинство профессий, из которых приходилось выбирать подрастающему поколению, укладывалось в одно стихотворение Владимира Маяковского. Престижные специальности можно было перечислить по пальцам одной руки. Представления родителей о том, кем может стать ребенок в будущем, как правило, совпадало с желаниями самих детей. Сегодня новые профессии появляются каждые несколько лет, а некоторые специальности устаревают быстрее, чем длится средний период обучения в вузе. Как помочь ребенку не потеряться в этом многообразии и сделать правильный выбор?

Попытка или пытка

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок не ошибся с выбором профессии, поэтому помогает ему в этом деле, как может. Иногда попытка помочь ребенку превращается для него в настоящую пытку. Особенно, если папа или мама, например, относятся к такому типу родителей, как «консерватор», который не очень хорошо ориентируется в актуальных специальностях. Мерчендайзинг, копирайтинг, сторисмэйкер и другие названия новых специальностей — для него непонятные и пугающие слова. Его представления о современном мире профессий исчерпываются устоявшимися стереотипами. Он полагает, что идти учиться надо либо на стоматолога, либо на бухгалтера, чтобы потом «грести деньги лопатой». И всячески подталкивает ребенка сделать выбор в пользу мнения, не соответствующего нынешним реалиям.

Другой тип родителя — «новатор», который, наоборот, очень наслышан о самых модных и современных профессиях. Он уже давно решил, что сын или дочь должны идти в ногу со временем. Что если не сегодня, то завтра или послезавтра его или её будущая профессия станет самой лучшей и высокооплачиваемой. Такой родитель просчитал всё на десять лет вперед и теперь точно знает, на кого пойдет учиться его ребенок. Мысль о профессиональном будущем сына или дочери тайно греет его самолюбие и питает личные амбиции.

Третий тип родителя можно назвать «приверженец семейных традиций». Его не очень беспокоит, насколько стабильная и доходная или современная профессия должна быть у ребенка. Важнее, станет ли ребенок достойным продолжателем семейной династии, пойдет ли по стопам отца, деда, а то и прадеда. Такие родители встречаются в семьях, где на протяжении нескольких поколений члены семьи работают в одной и той же сфере. Например, являются потомственными врачами, юристами, инженерами или художниками. Тогда определенная профессия становится общим семейным делом. А выбор ребенком иного профессионального пути рассматривается по отношению к семье как предательство.

Выбор без выбора

Всех этих мам и пап объединяет кое-что общее. Они предоставляют детям выбор без… осознанного выбора. Навязывают решение, исходя из собственных интересов, взглядов, амбиций или семейных традиций. А ребенку остается только подчиниться и сделать вид, что этот выбор его устраивает. В итоге родитель удовлетворен, ребенок в соответствующее учебное заведение пристроен — что может быть лучше? Вот только иллюзия благополучного выбора профессии может очень скоро лопнуть, как мыльный пузырь.

Преподавая в университете, я не раз замечал, как некоторые студенты на первом курсе нехотя посещали занятия и без особого энтузиазма учили профильные предметы, со второго курса начинали прогуливать, а с третьего или четвертого — отчислялись, либо кое-как заканчивали обучение с минимальными отметками. И далеко не все из них были неспособными. Некоторые юноши и девушки просто теряли интерес к изучению профессий, которые выбрали за них другие. А если нет интереса — нет мотивации и желания прикладывать усилия. «Если бы не родители, меня бы здесь и не было» — говорят они, оправдывая своё отвращение к учёбе.

Кто виноват?

Дети, выбор за которых сделан родителями, в будущем, если вдруг окажется, что профессия себя не оправдала, в первую очередь и винить в этом станут папу с мамой. Вся ответственность будет возложена целиком и полностью на родителей. Вспоминаю, как на консультации пожилая женщина, проработавшая несколько десятилетий учительницей музыки, с горестью вспоминала о том, как когда-то родители подтолкнули ее поступать в педагогический вуз. И все это время работа совершенно не приносила ей ни материального, ни душевного удовлетворения. Занятия с детьми казались ей неинтересными. И если бы родители тогда не настояли, она могла бы стать кем-то совершенно другим, найти себе профессию по душе.

В определенной мере это иллюзия — полагать, что если бы выбор был сделан совершенно самостоятельно, он был бы правильный. Ведь никто не застрахован от ошибки. Но когда выбор полностью делается вместо ребенка, он не учится брать на себя ответственность и принимать жизненные решения. А ведь это важные качества, которые пригодятся в любой профессии. Сегодня самостоятельность, умение принимать и аргументировать свои решения, брать ответственность за успехи и неудачи, а не винить во всем окружающих достаточно, ценятся на рынке труда. Отбирая у ребенка право выбора, родители тормозят развитие соответствующих качеств. Кому потом будет нужен специалист, который даже свою специальность выбрал несамостоятельно?

«Спасибо» маме с папой

Бывает и так, что заканчивая учебное заведение, а то и спустя годы, дети вдруг начинают понимать, что родители сделали для них правильный выбор. С благодарностью вспоминают, как папа с мамой заставляли учиться тому, что особенно не интересовало. Многие родители на такую отсроченную благодарность и уповают, идея наперекор желаниям детей: «В будущем ты нам еще и спасибо скажешь!». Тешат себя мыслью о том, что ребенок пока недостаточно взрослый, чтобы правильно оценить решение родителей и принять его.

Вроде бы неплохой вариант, если мы абсолютно уверены, что в будущем ребенок по достоинству оценит навязанную профессию. Но разве можно быть в этом уверенным на сто процентов? Тем более в эпоху, когда каждый год появляются новые профессии — еще более интересные и престижные. Поэтому если есть хоть какое-то сомнение, что ребенок так и не полюбит свою профессию, рисковать его душевным благополучием в будущем не стоит. Разумеется, нет никаких гарантий, что самостоятельно выбранная профессия в будущем не разочарует ребенка. Но такое разочарование может стимулировать его к поиску других путей самореализации. Да и пережить профессиональное разочарование легче, чем жить с отсутствием очарования своей профессией.

Профессия как протест

Некоторые дети протестуют против воли родителей и пытаются самостоятельно определиться с будущей профессией. Надо сказать, что протест — тоже далеко не лучшая стратегия выбора профессии, хоть и является самостоятельным выбором ребенка. Но выбором, совершенным не в соответствии со своими интересами, а вопреки родительским интересам. Иногда просто им на зло. Некоторые готовы стать кем угодно, лишь бы не тем, кого хотят из них сделать родители.

Протестную стратегию поведения выбирают дети, чьи отношения с родителями являются достаточно конфликтными, когда папа с мамой слишком давят, навязывая свой выбор. Тогда решение принимается ребенком исходя из того, лишь бы не угодить родителям, лишь бы уехать от них подальше и больше не испытывать давления, лишь бы сделать по-своему. Такой самостоятельный выбор является самостоятельным только на первый взгляд. На самом же деле ребенок совершает его под давлением родителей, только действует от обратного. И если этот выбор себя не оправдает, виноватыми он будет считать опять же родителей. Ведь именно они не позволили ему подойти максимально осознанно к выбору профессии, отказываясь слушать доводы и не принимая в расчет ничье мнение, кроме собственного. Ведь именно от них пришлось «спасаться» поступлением хоть куда-нибудь.

Вместе, а не вместо

Старшеклассники, хоть и не всегда знают, чего хотят от жизни, но с помощью взрослых осознать свои потребности, интересы, способности и проанализировать разные профессиональные альтернативы вполне в состоянии. Важно при этом, чтобы родитель выступал в роли ориентира в мире профессий и ненавязчивого советчика. Выбирал вместе с ребенком, а не вместо него.

Занять такую позицию нелегко. Ведь мы хотим уберечь детей от ошибки. Желаем сыну или дочери счастливого будущего и хотим гордиться ими на старости лет. Поэтому мягко или не очень подталкиваем к выбору, который считаем наиболее оптимальным. И злимся или обижаемся, если ребенок не принимает наше предложение.

Пока мы не научимся отделять собственные потребности и интересы от потребностей и интересов ребенка, помочь ему с выбором профессии будет сложно. Поэтому первым делом родителю следует четко осознать, почему он хочет, чтобы ребенок сделать именно такой выбор. Важно быть честным перед собой. Ведь за этим могут скрываться наши личные амбиции, желание сделать из ребенка того, кем когда-то не удалось стать самому. Такое осознание помогает понять, чьими интересами в первую очередь мы руководствуемся — собственными или интересами ребенка.

А далее следует более внимательно прислушаться к мнению сына или дочери. Каким он или она себя представляют через 5, 10, 20 лет? Чем хотели бы заниматься? Имеют ли какие-то увлечения, которые могли бы перерасти в профессиональное занятие? Важно показать ребенку, что мы искренне интересуемся его мнением относительно профессионального будущего. Тогда и он станет более открытым и внимательным к родительским советам.

Но даже если ребенок полностью готов принять мнение родителя, не стоит ликовать и спешить нанимать соответствующего репетитора. Да, есть дети, которые не очень представляют, в каком направлении двигаться после школы. Которые совершенно не определились или относятся к этому как к чему-то несущественному. Тогда задача родителя — показать ребенку, как важно осознанно подойти к выбору будущей профессии. И без лишнего морализаторства помочь более-менее определиться с направлением.

Каждому родителю при этом следует быть готовым к тому, что любое профессиональное занятие — это не на всю жизнь. Что современный человек, чтобы быть успешным, может сменить несколько профессий. И следует готовить к этому детей, формируя у них не представление о том, что прямо сейчас они должны сделать фатальный выбор, который полностью определит их будущую жизнь. А представление о том, что это всего лишь первый шаг во взрослый мир, вступив в который человек обретает бесчисленные возможности для профессионального развития и самореализации.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я