О мальчиках и девочках, а также их родителях. Психология повседневной жизни детей и родителей

Игорь Вячеславович Павлов, 2020

Данная книга – не прямое руководство к действию, не набор лайфхаков и рецептов воспитания детей на каждый день. Она – не более, чем сборник размышлений и бесед на самые разные темы, касающиеся психологии современных детей от малого до велика. На страницах книги типичные и нетипичные проблемы повседневной жизни детей и родителей обретают психологический смысл и находят порой неожиданное объяснение. Книга позволяет по-новому посмотреть на себя и своих детей, ещё раз задуматься о том, что ранее казалось незыблемым и само собой разумеющимся, и даже в чём-то поспорить с автором. Содержит нецензурную брань.

Оглавление

МАГИЯ ДЕТСТВА

Иногда кажется, что дети живут в каком-то особенном мире. В мире, где невероятное становится очевидным, а магия встречаются на каждом шагу. Зачем дети создают такие фантастические миры и почему верят в волшебство? Чтобы найти ответ, надо посмотреть на мир глазами ребенка.

Наивность или невежество?

Если спросить вас, верите ли вы в волшебство, большинство уверенно ответят, что не верят. Но при этом немало взрослых людей все-таки подвержены влиянию примет, проявляют интерес к «битвам экстрасенсов» и прибегают к защитным «магическим» ритуалам, например, стучат по дереву или плюют через плечо. От такой веры трудно избавиться. И хотя наш рациональный ум говорит о том, что сверхъестественное не существует, подспудно, как бы на всякий случай, мы стараемся соблюдать некоторые «магические» законы жизни.

Что уже говорить про маленьких детей, мышление которых гораздо иррациональнее и нелогичнее. А мир так сложен, что ребенок, не имея достаточного запаса знаний и жизненного опыта, пытается его хоть как-то себе объяснить, выдвигая совершенно нелепые гипотезы, допуская существование магии и волшебства.

Детская вера в сверхъестественное — наивная, проистекающая из незнания и неспособности правильно устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями окружающего мира, разобраться в сути вещей и посмотреть на мир с научной точки зрения. Аналогичная вера у взрослых основана на предрассудках, невежестве или желании хоть как-то защитить себя, когда другие — рациональные способы — уже исчерпаны. Например, «снять порчу», надеясь, что это излечит от тяжелой болезни, или провести спиритический сеанс, надеясь хоть так узнать правду в пропавшем человеке.

Чем ребенок не отличается от первобытного человека

Психологи изучили и описали несколько особенностей мышления, которые делают детей восприимчивыми к неправдоподобным «магическим» объяснениям окружающего мира и не позволяют глубоко проникнуть в суть вещей. Одна из таких особенностей мышления дошкольника называется «анимизм» — приписывание души («анима» — с древнегреческого «душа») всем живым и неживым предметам. Ребенок, например, верит, что камням может быть больно, если их пинают ногами, что солнце светит, чтобы порадовать людей своим теплом, а луна преследует его, когда движется вслед за ним по ночному небу.

Вообще, анимизм — характерная черта первобытного человека, который наделял всю окружающую природу душой. Древние люди покланялись духам, населяющим мир, полагали, что у камней, деревьев, природных явлений есть свои намерения и чувства. Лишь с развитием науки и техники люди научились разделять живое и не живое, одушевленное и неодушевленное. Научились объяснять природные явления не намерениями самих явлений или природных духов, а физическими законами естественной жизни.

Ребенку законы физики, химии, биологии пока еще не доступны. В своем понимании мира он — все тот же архаичный человек, который верит, будто деревья качаются, чтобы создавать ветер, а радуга появляется на небе, чтобы его украсить. Постепенно, годам к 5-6 дети начинают пытаться объяснить окружающий мир по-научному и перестают верить в магию вещей. Этому способствует дальнейшее развитие мышления, обучение и накопление знаний о мире, а главное — самостоятельная познавательная активность. Если ребенка взрослые включают в игры и занятия, которые открывают перед ним действительные законы мира, ребенок быстро расстается со своими наивными и псевдонаучными теориями.

Только на словах

Утрачивает ли он при этом полностью веру в волшебство? На словах — почти всегда. А вот на деле… Любопытный эксперимент поставили детские психологи. В беседах с детьми разного возрасты выяснили, что почти все дети к 5 годам в своем сознании точно разделяют два мира: реально существующий мир и несуществующий мир снов, сказок, фантазий, мультфильмов. Первый мир подчиняется естественным законам. Во втором — воображаемом мире могут твориться самые невообразимые вещи. Но ребенок уже понимает, что они не имеют ничего общего с реальностью, что это все — «выдумки». Что никто и ничто не может проникнуть в наш реальный мир из сказки или сновидения.

И вот этим детям, которые говорят, что не верят в волшебство, потому что оно может происходить только во втором — несуществующем мире, рассказывают сказку. Главная героиня сказки находит волшебную шкатулку, которая способна рисунки предметов превращать в сами предметы, если их туда поместить. Затем у детей спрашивают, может ли быть такое на самом деле. Почти все дети от 4 до 7 лет уверены, что в нашей жизни такое невозможно. После этого детям дают шкатулку, такую же, какая была в сказке, и рисунки предметов, предлагая поиграть с ними, пока взрослый выйдет из комнаты по какому-то делу. Но дети остаются под невидимым наблюдением исследователей.

Самое интересное как раз и происходит в момент отсутствия взрослого. 90% детей, которые перед этим уверяли, что не верят в подобные превращения, пытались с помощью шкатулки превратить рисунки в предметы, повторяя магический ритуал, описанный в сказке. Они не просто играли, а действительно надеялись, что шкатулка сработает. Об этом говорило их разочарование, когда волшебство не происходило.

Итак, на словах дети часто перестают верить в волшебство, но в глубине души все еще продолжают надеяться, что оно возможно. Почему же ребенку так необходима вера в сверхъестественное, и почему он так неохотно с ней расстается?

Сказка ложь, да в ней намёк…

Вера в волшебство помогает детям объяснить окружающий мир тогда, когда иные способы объяснения и знания им недоступны. Для нормального психологического самочувствия ребенка мир должен казаться ему более-менее стабильным и объяснимым. Не важно, как его объяснить — с помощью законов термодинамики, действиями гномов и эльфов, или взмахами волшебной палочки. Главное объяснить. Это придает ощущение психологической безопасности, иллюзию контроля и понимания. Без этого мир представляется хаотичным, в котором невозможно ничего объяснить, предсказать, а, значит, и чувствовать себя в безопасности.

Вера в сказочных существ помогает ребенку контролировать себя. Фея, Дед Мороз, Волшебник Изумрудного города, Баба Яга и другие персонажи фольклора и художественных произведений являются помощниками ребенка в его развитии. Все они олицетворяют собой базовые ценности, нормы поведения, представления о Добре и Зле. Тот же Дед Мороз для ребенка — это как Бог для взрослого. Ребенок старается вести себя хорошо, чтобы заслужить его награду и похвалу. Взрослые старается не нарушать заповеди, чтобы заслужить награду у Бога в виде райской жизни после смерти.

Маленький ребенок часто идентифицируется с волшебными персонажами, пытается им подражать. В другом психологическом эксперименте дети гораздо охотнее делились игрушками со сверстниками, если их спрашивали, хотели бы они быть похожими на Буратино или на Карабаса Барабаса. Понятно, что дети хотели быть добрыми и дружелюбными, как Буратино. Но если бы они точно понимали, что Буратино — это выдуманный несуществующий персонаж, абстракция, не имеющая ничего общего с реальным миром, вряд ли бы они также легко с ним идентифицировались бы.

Конечно, иногда дети, идентифицируясь с волшебными персонажами, могут совершать глупые и даже опасные поступки. В новостях были описаны случае, когда дети, подражая Гарри Поттеру, пытались приготовить «волшебные смеси», которыми могли отправиться. Причем, дети уже далеко не дошкольного, а более старшего возраста. Видимо, у них не произошло четкое разделение в сознании реального мира и мира выдуманного, несуществующего. Или это разделение пошатнулось под натиском рекламы и массового «помешательства» детей на произведениях Джоан Роллинг.

Терапия волшебством

Чтобы сказочные герои были помощниками детей, а не вредителями, до тех пор, пока ребенок в них верит, следует учить его понимать, какие из них олицетворяют Добро, а какие Зло, каким поступкам можно подражать, а каким не следует. Учить ребенка разбираться не только в людях, но и в сказочных существах. Кстати, разбирая характеры, намерения героев сказок, дети лучше учатся понимать и реальных людей.

Понимая, какие герои как и почему поступают, ребенок примеряет их поступки на себе, воображает себя в похожих ситуациях. Положительные сказочные существа, преодолевающие препятствия и проблемы, вселяют в ребенка надежду и уверенность в своих силах. Поэтому психологии в работе с детьми разработали и сегодня широко используют такой метод психотерапии, как сказкотерапия. С помощью сказок, персонажи которых переживают похожие на проблему ребенка трудности, ему показывают, как можно решать эти трудности и что-то менять. Отождествляя себя с героем сказки, ребенок не просто верит в волшебство, он верит в то, что может изменить реальными способами реальный мир и самого себя в этом мире. А волшебство становится второстепенным, сводится лишь к представлению о том, что в выдуманном мире можно научиться тому, как себя вести в мире настоящем.

Воображаемые друзья

Несуществующие, воображаемые персонажи иногда помогают ребенку скрасить одиночество. Некоторые дети лет до 7-9 имеют так называемых воображаемых друзей. Как правило, фантомные друзья появляются у детей, которые испытывают дефицит внимания сверстников или взрослых. Такое явление психологи называют синдромом Карлсона. Иногда дети создают себе не одного, а целый мир воображаемых друзей, в который уходят с головой. Они спасаются там от одиночества и ощущения своей ненужности.

Впрочем, исследования показывают, что невидимых друзей могут заводить и вполне благополучные дети, которые не переживают серьезных психологических проблем. Они создают себе друзей, которые обладают какими-то качествами, отсутствующими у сверстников или взрослых, окружающих ребенка. Можно сказать, что воображаемые друзья — это дополненная реальность ребенка.

Дети могут верить в своих невидимых друзей, как в реальных. А могут отдавать себе отчет в том, что те — всего лишь фантазия. К 9-10 годам, как правило, эта вера проходит, а воображаемые друзья исчезают навсегда. Относиться к этим фантазиям ребенка надо осторожно, но без сильной тревоги. Спокойно попытаться понять, что такого дает ему воображаемый друг, чего не могут дать реальные люди. Когда ребенок научится получать от реальных людей внимание, эмоции или что-то другое, что он получает в общении с несуществующим другом, необходимость в воображаемых отношениях исчезнет сама собой.

Да и по мере развития ребенка к нему приходит понимание, что воображаемые друзья действительно всего лишь плод его воображения. Если такое понимание не появляется у ребенка в младшем школьном возрасте, тогда речь идет уже не о вере в сверхъестественное, а о нарушениях, связанных с неспособностью отличать фантазию от реальности. В этих случаях требуется консультация и помощь детских психологов.

И воображаемые… враги

Воображение и мир фантазии ребенка полон, конечно, не только положительных персонажей и сказочных существ. Иногда дети воображают совсем недружелюбные существа, которых начинают бояться, как самых настоящих. И здесь тоже не всегда можно обойтись без помощи психолога. Многие страхи детей связаны именно с представлением о реальном существовании привидений, чудовищ, ходячих мертвецов и других малоприятных и выдуманных существ. Дети часто начинают верить в них, когда взрослые используют подобные персонажи, намеренно, в «воспитательных» целях пугая ребенка.

Могут дети и самостоятельно выдумывать самые невероятные существа, которых поселяют у себя под кроватью, в одежном шкафу или даже за унитазом. Я знал одного мальчика 6 лет, который поселил в туалете «картофельное привидение», поэтому боялся ночью сам ходить в туалет и будил маму (история об этом мальчике будет рассказана в конце книги). Он действительно верил в свое привидение, которое, как выяснилось, необходимо было ему, чтобы привлечь к себе внимание вечно занятой мамы.

И воображаемых друзей, и врагов дети создают, когда они зачем-то им нужны. Даже страшные воображаемые персонажи иной раз необходимы ребенку, чтобы обратить на себя внимание, чтобы таким образом сказать что-то важное о себе взрослым, чтобы отреагировать какие-то свои негативные или агрессивные чувства.

Мир волшебных существ продолжает существовать и после того, как мышление ребенка станет логически верным и у него появляется научный взгляд на мир. Даже после того, как ребенок станет взрослым. Ведь и мы иногда задумываемся, а может действительно, «что-то такое существует». Только надо всегда понимать, где пролегает грань между реальным миром и миром воображаемым. И понимать, для чего нам или нашим детям в этот момент понадобилось поверить во что-то несуществующее, сверхъестественное. А дальше, не спеша, учить ребенка жить в реальном мире и учиться делать это самим, оставляя волшебству и сверхъестественному место в другом мире, который не более, чем плод нашего воображения.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я