В древнем финно-угорском языке «Елма Лил» – язык души, говорить душой. Это рассказ о родной земле и нашем прошлом, о воде и деревьях, камнях и храмах, которые имеют душу и многое могут рассказать, повергнув нас в сомнение исторических знаний. Вы узнаете, что за любым чудом в современном мире кроется древняя сакральная тайна.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава I. Меря
1. Первый след — язык земли
…Чудь начудила,
да Меря намерила гатей,
дорог да столбов верстовых…
Я расскажу вам о таинственном племени Меря.
Известно, что больше тысячи лет назад, территории Центральной России (Ярославская, Ивановская, Костромская, Владимирская и Московская области) населяло финно-угорское племя Меря, до прихода на эти земли славян. Сформировалась оно, вероятнее всего, на основе дьяковской культуры, но вскоре создало свою собственную, уникальную и высокую, ставшую неотъемлемой частью всего финно-угорского наследия.
Племя исчезло таинственным образом, возможно ассимилировалось, возможно было истреблено, возможно ушло в далёкие края.
Но земля Центральной России — это финно-угорская земля, тут везде и во всём кроется седая святая древность, давайте поищем запутанные следы Мерянского племени и попытаемся их распутать.
Первый след — это язык земли — названия рек, посёлков и городов Центральной России, то есть ойконимы и гидронимы.
Поселения Мери состояли из небольших построек срубной конструкции и размещались на склонах берегов рек, озёр и оврагов, которым Меря давали свои названия.
Столицей племени было Сарское городище, располагавшееся на озере Неро (в Ростове Великом). Это мерянские названия, которые сохранились на протяжении столетий. Давайте поищем, какие ещё мерянские слова дошли до наших дней в названиях городов, рек и посёлков. Итак:
— Неро (Нер, Нея, Неры) — болото, влажность — Нерль, Нерская. Некоторые учёные связывают с самим именем Меря, указывая на то, что раньше озеро называлось Мерское.
— Сар — вершина, остров — Сарское городище (возвышается над водой)
— Ша (Ша, Жа) — река, вода — Унжа (медленная река), Колокша (умерщвляющая река), Шокша (тёплая река), Покша (морозная река) и другие — Селекша, Кидекша, Сикша, Ворша, Пекша и т д.
— Ма (Ома, Маа) — земля, строение — Кострома (земля ветров, очищения или нечерноземья), Кинешма (тихая или каменистая земля), Андома (щедрая земля) и много других — Кештома, Ухтома, Маткома, Кисма, Морма, Клязьма, Тома и т д.
— Бал (Ба, Бол, Скол, Пал) — поселение, деревня — Юмбалово (небесная или божья деревня), Турпал (деревня на склоне, в овраге), Кужбал (длинная деревня), Вожбал (деревня на корнях), Сомбал, Пужбол, Шурскол, Деболовское и др.
— Калм (Калмо, Колом) — могила — Коломенское, Коломна (места мерянских могильников)
— Пуре (Пура) — мёд — Пуре, Пурех, Пурешка, Пура
— Га — поток — Волга (светлый поток), Ладога (нижний поток), Ветлуга (поток чаек), Ундорога (бобровый поток) и ещё — Юронга, Вондига, Войнинга, Дрязга, Вольга и др.
— Во (Ва, Вой) — исток, верховье реки — Ворша (исток реки), также — Важель, Важня, Вахчилка, Вобыть, Войнинга, Вольга, Вондига и т д.
— Вёкса — сток из озера — Вёкса
— Ингирь (Енгарь) — ручей, малая речка — Шингарь (серебряный ручей).
— Тырь (Тур, Дур) — родная сторона — Алатырь, Абатырь
Стоит отметить, что точных научных доказательств данной топонимики, на сегодняшний день, нет и версий существует огромное множество.
2. Второй след — древние верования
Есть места, где насаждение новых религий не проходило «огнём и мечом». Оно происходило постепенно, смешиваясь с традиционным мировоззрением, старая и новая вера переплетались, сохранялись местные обычаи и уважались многовековые традиции, которые дошли до наших дней. Давайте попробуем восстановить религиозные верования и представить мир так, как его видели древние Меря.
• Представление мира
В целом, ссылаясь на немногочисленные письменные источники соседних финно-угорских народов (коми, эрзя, мари и др), можно нарисовать следующую картину мира:
По одной версии, земля была поднята уткой со дна океана.
В другой версии — утка сносит яйцо, яйцо разбивается:
из его верхней части появляется небо,
из нижней — земля,
из желтка — солнце,
из белка — месяц,
из «пёстрых частей» — звёзды.
По представлениям финно-угорского народа, мир делится на три части:
— в верхней части обитают небесные боги во главе с Укко-Юмалом,
— в средней — обитают земные божества,
— в нижней — обитает бог Шайтан и злые духи.
А посередине проходит ось в виде дерева, у верхушки которого горит полярная звезда.
Сведений о пантеоне богов практически нет, летописи упоминают, что в Ростове, до крещения, племена поклонялись Медведю-Велесу, в письменных источниках близких финно-угорских народов, включая известный эпос Калевала, встречаются следующие имена:
— Велезь-Шкай и Волозь-Шкай — хозяин народа и хозяин природы.
— Тапио — божество леса, у которого охотники просили удачу.
— Ахти — бог вод, покровитель рыб, к нему обращались рыбаки.
— Турисас — бог победы и защиты, соотносим со скандинавским Тором.
— Шкабас — в источниках упоминается, как создатель мира.
— Шайтан (Луд, Керемет) — противник небесного бога, раньше был главным божеством, но очевидно, из-за многих кровавых жертвоприношений ему, стал олицетворением зла.
— Укко-Юмал (Небесный отец) был главным, бог — громовержец, мечущий молнии и производящий гром, он представлялся старцем в синим плаще, разъезжающим по небу на колеснице и живущий в небесном доме, женой его была Рауни (или Мать-Земля), которая, за провинность была сброшена на землю, она стала покровительницей всего живого, богиней плодородия и хорошей погоды.
Как и у любого племенного народа, у Мери существовало много различных культов и объектов поклонения, давайте попробуем пройти по священным местам и найти священных животных.
• Священные места
К священным местам можно отнести, так называемые, «деревенские святыни» — это Родники, Камни, Деревья.
— Родники. Культ воды существовал во все времена, практически, у каждого народа. На территории Центральной России можно встретить немало родников, берущих своё начало из глубины веков, много поколений ходили к ним, веря в святость и чудодейственную силу воды, пронеся эту веру сквозь время. Почитались не только родники, а также реки и озёра, ручьи и колодцы.
— Камни. В камнях Меря видели основание мира, вместилище душ предков. До сих пор в лесах и на берегах озёр Центральной России лежат большие необычные камни, они обозначают место древнего культа. И сегодня к этим камням приходят люди, верящие в их удивительные свойства. Эти камни можно разделить на несколько групп по их уникальным особенностям:
— Синие камни — большие камни синего цвета.
— Камни—следовики — камни со следами зверей и птиц.
— Камни—чашечники — камни с углублениями в виде чашечек.
— Камни-перстовики — камни с ликом христианских святых, помеченные позже церковью.
— Камни-крестовики — камни с крестами
— Камни-жертвенники — камни с кровостоками для принесения жертв.
— Деревья. Главным деревом Мери была Ель. Кусты и заросли Ели — kўсото — священны. Охотники отдавали корням Ели свою первую добычу, а переезжающие на новое место «слушали Ель», прежде, чем строить дом и ждали от неё благословение. То дерево должен слушать, у корней которого существуешь. Священные рощи назывались Луд или Керемет — огороженные участки для молений и жертвоприношений.
• Культовые животные
Помимо «деревенских святынь», Меря почитали животных. Ссылаясь на археологические находки зооморфных фигурок, амулетов и украшений, рассмотрим трёх культовых животных Мери — это Утка, Конь, Бобёр.
— Утка. Многие источники указывают на культ водоплавающей птицы у Мери, как и у всего финно-угорского народа, возможно, это относится к сотворению мира, а, возможно, связано с промыслом и охотой. Амулеты в виде Утки помещали на одежду, на то место, которое больше всего хотели защитить, прежде всего, это сердце. Также, найдено много мелких амулетов в виде утиных лапок, которые символизировали капли дождя.
— Конь. Конь, со временем, вытеснил культ водоплавающей птицы и стал главным священным животным, прежде всего, это было связано с пашенным земледелием. Образ Коня связывали с солнцем на заре солнце выезжает на колеснице, влекомой чудными златогривыми конями и часто изображали с солярными знаками. По народным преданиям, был когда-то на мерянской земле «Конный праздник», почитаемого животного украшали лентами и пекли для него сладости.
— Бобёр. В археологических памятниках часто встречаются амулеты в виде Бобра или бобровых лапок, так же много изделий из костей Бобра, например из его астрагала (позвонка) делали подвески и ритуальные обереги, которые подвешивали к поясу. Так же широко ценилась шкура и струя Бобра, которым придавалась защитная функция.
Тематика священных животных отражается в культуре каждого народа, также, в русский фольклор пришли мерянские Медведь и Ящер, Лось и Олень. Древние люди верили, что почитаемые звери их охраняют и дают удачу, возможно, так и есть.
3. Третий след — народные обычаи и сказания
В продолжении разговора о культовых животных, расскажу вам про Медведя. Медведь считался тотемным животным и играл огромную роль в народных обычаях. Его называли Предок или Старик. По легенде город Ярославль основан на том месте, где Ярослав Мудрый зарубил секирой тотемное животное непокорной Мери — Медведя, который и изображён на гербе города.
Герб Ярославской области
В финно-угорских погребениях часто встречается глиняная медвежья лапа, а порой и настоящая, с помощью которой умерший должен был взобраться на дерево, ведущее в «иной мир», медвежью лапу с кольцом находили в погребениях молодых девушек, по народным поверьям — незамужняя девушка обручилась с Медведем после смерти, возможно, таким образом, в том мире она получала более высокий статус замужней женщины, а в этом мире, душа её не становилась злым духом. Эти традиции нашли своё отражении в русском фольклоре, достаточно вспомнить сказку про Машу и Медведя. Помимо «медвежьей свадьбы» существовала «медвежья охота», по традиции, у убитого на охоте, Медведя снимали шкуру, символично приближая его к человеческому облику, охотники же, в свою очередь, напротив, одевались в шкуру Медведя, чтобы приблизиться к его духу, это сулило удачу на охоте.
Но кроме тотемного животного Медведя — одного из главных героев русской-народной культуры и символа современной России, следы глубокой древности можно увидеть в следующих народных традициях:
• Украшение домов
Прежде всего, древний финно-угорский след можно увидеть в резьбе на оконных наличниках, которая была направлена на оберегание и привлечение удачи. В Ярославской и Костромской областях такие наличники сохранились до наших дней, обратите внимание на следующие мотивы:
1. Изображение Ящера — хозяина подводного мира.
2. Изображение коня с солярными знаками — священного животного, везущего по небу солнце.
3. Подвески в форме стилизованных гусиных и утиных лапок — защита от злых духов подземелья.
4. Изображение птиц с солярными знаками — символ небесной защиты.
• Народные праздники, поверья и приметы
Из уст в уста от поколения к поколению передаются народные поверья и приметы. Так, некоторые из них, дожили до наших дней.
— Выворачивать одежду, идя по ягоды-грибы, или на охоту, чтобы леший не увёл глубоко в лес. Непроходимые рощи окружали племя Меря, они считались священными, являясь мольбищами, но также лес считался «иным миром», поэтому нередко носил название «керемет» или «луд», вывернуть одежду — выйти из «иного мира», защитить себя обратным действием.
— Поверья о Бабе Яге. Это, прежде всего, славянское поверье, но откуда оно пошло? Скорее всего славяне называли так главного колдуна враждебного им народа — арбуя (шамана), а у северных народов, чаще — шаманку, которая была мудрой знахаркой, провидицей и хранительницей рода. А финно-угорская чамья (лесной домик), которую обычно ставили на две опоры входом к тропе, «к лесу задом» стала сказочной избушкой на курьих ножках. Также есть версия, что избушка — это «домики мёртвых» дьяковцев (предков Мери), в которых стояли горшки с пеплом похороненных.
— Ряженье — принадлежность к «иному миру», сюда же относится ношение масок во время шаманских ритуалов, цель — преображение в иное существо, в зверя, духа или предка. На сегодняшний день найдено много мерянских масок, самой различной тематики. В последствии, традиции ряженья перекочевали в славянские праздники и сохранились по сей день в новогодних костюмах и рождественских колядках.
— Обходные обряды. Известно, что праздничная хэллоуинская угроза «Trick or Treat?» («Сладость или Гадость?») имеет кельтские языческие корни, но мало кому известно, что аналогичные традиции Хэллоуина — хождение по домам с мешком и песнями имеют финно-угорские корни. Сбор урожая заканчивался коллективным молением и жертвоприношением, служители культа ходили по домам, где женщины заранее готовили мешки с мукой, яйцами, мёдом, маслом и ждали их у дверей. Эти традиции отражены в мордовских народных песнях. Целью таких обрядов было обеспечить изобилие продовольствия в наступающим году.
— Ленточки на деревьях. Такая традиция существовала у многих народов, но украшение лентами деревьев на территории Центральной России — это финно-угорское наследие. До сих пор такое поверье очень распространено у Коми, это культ почитания предков.
• Пиво
От капли мёда пиво начинает бродить и литься через край… — говорится в одном из мифов финно-угров, которые отлично знали все рецепты его приготовления, пиво — самый главный напиток всех финно-угорских народов, его пили на праздниках и священных ритуалах, о пиве складывали легенды и придавали ему божественные функции.
Создание пива описано в одном из мифов, вот его краткое толкование:
Закопали люди хмель в землю, змеи эту землю вспахали, но погребённый хмель вырастает и взбирается на вершину Мирового дерева, тут он начинает перекликаться с ячменём в поле и водой со дна колодца;
хмель на вершине — небо,
ячмень на полях — земля,
вода на дне — подземный мир,
когда сойдутся все эти силы вместе родится пиво, которое освежит разумных, а безумных ввяжет в драку.
Самым известным пивным напитком, дошедшим до нас в топонимах, являлась пура — медовая брага, медовуха. Пура была и праздничным и полезным напитком, её пили из деревянной чарки (мерян. — колесо), передавая по кругу. Мерянский город Суздаль до сих пор славится своей медовухой.
Но не будем забывать мудрые строки финно-угорского мифа о том, что «безумных пиво ввяжет в драку» и будем разумными.
• Кухня
Современные финно-угорские народы имеют богатую национальную кухню, давайте с вами проследим, какие из блюд финно-угорской кухни являются самыми древними и какое распространение получили они на территории Центральной России:
— Юрма. Такое блюдо было знаменито у высшего сословия России в XVII веке, это сочетание рыбного и мясного бульонов с филейными кусками рыбы и курицы, изначально, юрма являлась ритуальным блюдом многих финно-угорских народов.
— Пельмени. Самое известное и вкусное финно-угорское блюдо. У Коми — пель — ухо, нянь — тесто. Тесто у финно-угров считалось более деликатесом, чем мясо, поэтому шло оно очень тонким слоем, покрывающим мясной фарш.
— Щи. (У Коми Азьяшыд) Издревле, готовили из борщевика, который рубили как капусту и заливали кипятком, видимо, отсюда и пошло название борщ.
— Марьямесу. Это толчённые с мукой или крупой лесные ягоды, собирательство которых у финно-угорских народов являлось основным промыслом.
• Костюм
В отличие от мужских, женские праздничные костюмы современных финно-угорских народов сохранили в себе средневековые традиции. Прежде всего, стоит отметить, что в древности одежда у всех была разной, как и сегодня, но есть общие традиции и характерные отличия всех финно-угорских костюмов:
1. «Шумящие подвески». Обереги в виде утки или коня, часто двуглавого, с висящими на цепочках лапками. При движении они звенели, функция была охранительная, шумовой фон отгонял злых духов.
2. Височные кольца и налобная повязка. Этот элемент был очень распространённым среди разных народов.
3. Кожаная обувь на завязках, одетая на онучи. Лапти на Русь были принесены славянами.
4. Одежда, в основном, льняная рубаха с длинными рукавами, поверх которой одевался шерстяной или меховой кафтан.
5. Геометрический орнамент на ткани, в основном, в виде стилизованных растений и животных.
Делая вывод из вышесказанного, давайте задумаемся о сохранении мерянского наследия, того далёкого таинственного мира природы и людей — исконных жителей нашей центральной земли. Сегодня этнофутуристы пытаются возродить Merjamaa — мерянскую землю, собирая по крупицам любые сведения об исчезнувшем народе.
В 2012м году были утверждены герб и флаг Мери со стилизованным изображением «шумящей подвески» и символами мерянских городов.
Герб и флаг современной Merjamaa
В 2013м вышла книга «Merjan Jelma. Мерянско-русский и русско-мерянский словарь», посвящённый возрождению языка древней Мери.
В завершении, хочется упомянуть Кацкий стан в Ярославской области, с центром в селе Мартыново, там живут кацкари, относящие себя к потомкам забытой Мери, они сохранили в своём обиходе мерянские слова и древние верования. Кацкари — это субэтнос, численностью около 2000 человек, имя его происходит от названия реки — Кадка.
Племя Меря было вытеснено славянами в IX — X веках, но нельзя говорить, что оно исчезло бесследно, следы его проходят повсюду, стоит только к ним внимательнее приглядеться.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других