В древнем финно-угорском языке «Елма Лил» – язык души, говорить душой. Это рассказ о родной земле и нашем прошлом, о воде и деревьях, камнях и храмах, которые имеют душу и многое могут рассказать, повергнув нас в сомнение исторических знаний. Вы узнаете, что за любым чудом в современном мире кроется древняя сакральная тайна.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава II. Мещера и Мурома
1. Три загадки Рязано-окцев
Ещё более таинственным и загадочным народом на территории Центральной России были Рязано-окцы — появляются внезапно — неясно откуда именно, непонятно где живут — не найдено ни одного их поселения, и также внезапно исчезают — неизвестно куда.
Давайте постараемся собрать и обобщить все возможные сведения о них:
• Первая загадка — откуда пришли?
В начале новой эры на территории Средней Оки существовала Городецко-Дьяковская культура, но на рубеже II — III веков сюда вторгается воинственное кочевое племя, которое жестоко истребляет местное население (об этом говорят найденные ямы с изрубленными телами и сожжёнными поселениями, но, возможно, часть их ассимилируется) и берёт под свой контроль большую территорию от современных границ Московской области до города Касимова, таким образом, создаётся КРОМ — Культура Рязано-окских Могильников.
Существует несколько версий откуда пришли Рязано-окцы:
1. Были частью готских племён, которая во время миграции с Дона в Западную Европу осела на Оке, подчинив себе всё местное население. Костюм и вид оружия Рязано-окцев имеет много готских элементов.
2. Балтоязычные племена, пришедшие с Верхней Оки, об этом говорит «змеиный инвентарь» погребений, у балтов был культ змеи.
3. Пришли с южных степей, были военными соседями сарматов, от которых заимствовали многие обычаи, предметы вооружения и конской сбруи.
4. Индо-иранское племя аров, пришедшее с Алтая, об этом свидетельствует, проведённый отдельными учёными, анализ слов мещерского языка и топонимики Мещерского края.
5. Изучение материальной культуры, прежде всего, элементов одежды и украшений, говорит о том, что Рязано-окцы могли быть военизированной группой финно-угорского народа, учёные относят их к волжским финнам, пришедшим с востока, возможно, это был воинский племенной союз кочевых захватчиков, часть которого, во время движения на Запад, осела на Оке.
• Вторая загадка — где жили?
Удивительно, что не найдено ни одного поселения Рязано-окцев, только грунтовые могильники, известно, что они были скотоводами и вели кочевой образ жизни, который, видимо, не предполагал долговременных построек. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что Рязано-окцы не имели централизованной власти, каждый участок был закреплён за отдельной общиной, которая имела родовое кладбище и святилище, во главе её стоял старшина. Инвентарь могильников показывает социальное неравенство населения. Крестообразная фибула у умерших символизирует их властные полномочия.
Также, археологические данные говорят о высокоразвитой культуре Рязано-окцев, это, прежде всего, богатый инвентарь погребений; искусно сделанные украшения и оружие, а также, следы письменности на керамике и бересте.
• Третья загадка — куда исчезли?
Рязано-окцы просуществовали до VII века, а потом исчезли самым загадочным образом.
Археологические данные говорят о том, что в V веке Рязано-окцы сталкиваются с мощной военной силой, которая вынуждает часть воинственного этноса уйти на север и скрыться в непроходимых лесах и болотах. Возможно, до берегов Оки доходят Гунны. Найдено много захоронений людей, умерших насильственной смертью, также много женских погребений с оружием — это амазонки, которые воевали наравне с мужчинами в тяжёлое время, потом такие погребения уже не встречаются. Рязано-окцы сумели выстоять и просуществовали ещё два столетия, но потом исчезли навсегда, вероятно, на их территорию приходят славянские племена…
Та часть Рязано-окцев, которая ушла в леса, дала начало новому народу, который просуществовал до XIII века. Этот народ был Мещера.
2. Лесной народ
Проследить преемственность Мещеры от Рязано-окского народа позволяют археологические находки и, прежде всего, это большая нагрудная бляха. Именно она, с «гусиными лапками», сейчас изображена на флаге Mešerani mastor — Мещерcкой земли, зелёный фон символизирует Мещерский лес.
Флаг современной Mešerani mastor
Скрытый болотистой местностью и лесной чащей, народ Мещера жил обособленно, находясь далеко от культурных центров славян, он не попал под влияние Владимирских, и, позже, Московских князей, сохранив, таким образом, самобытность своей культуры и уклада жизни на долгое время.
По сей день ведутся споры об этнической принадлежности племени Мещера, язык его, культура и одежда ближе всего к финно-угорскому народу Эрзя. Традиционный костюм Мещеры лёг в основу убранства Рязанского женского наряда, который знаком нам с детства в образе «Чайной Бабы».
Охота, рыболовство и бортничество — основные виды промысла Мещеры. Мастерски сделанные бронзовые украшения и инвентарь, найденные в погребениях, говорят о высокой культуре ювелирного и кузнечного производства, которым занимались, преимущественно, женщины. Помимо нагрудных круглых блях, большое распространение имели «шумящие подвески» «утиной» и «коньковой» тематики, которые пришивались к одежде и использовались в качестве оберега, что традиционно для финно-угорских народов. Также, на территории расселения Мещеры найдено несколько священных больших валунов (у Шатура, Чёлохово, Старой Рязани), место поклонения племени, что также, указывает на их финно-угорское происхождение.
Племя Мещера на сегодняшний день очень мало изучено, сведений о нём, практически, не сохранилось, но земля Мещерского леса хранит в себе ещё много тайн — это погребения и, возможно, остатки поселений, святилища и следы сражений, всё это предстоит узнать, открывая для себя удивительный, самобытный, не похожий ни на одну из древних культур, мир лесного народа.
3. «Люди, живущие на горе у воды»
…А на Белоозере сидит Весь, а на Ростовском озере Меря, а на Клещине озере также Меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — Мурома, говорящая на своём языке…
Илья Муромец и Соловей разбойник, сидящий в Муромских лесах, известные нам с детства — это не сказочные персонажи, корни их существования стоит поискать в глубокой древности.
Мурома переводится, как «люди, живущие на горе у воды», древний финно-угорский народ, населявший территории Нижней Оки. Племя Мурома имело развитую культуру и выгодное географическое расположение в самом центре всех торговых путей. Богатые погребения говорят о высоком уровне жизни и о качественной военизации Муромы, что, свидетельствует о самостоятельности племени и, возможно, противостоянии Киевским князьям.
Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» в разное время трактовалась по своему, существует множество версий — это и борьба Киевских князей с Вятичами, и с тюркскими народами, и с Новгородским жрецом, но остановимся на слове «Муромец», которое стало неотъемлемой частью былинного предания. Муромец Чибато (имя Илья принято им было уже после пострига в Киево-Печерской лавре) работал на каменоломне, где повредил позвоночник, устав от тяжёлой работы, он пошёл служить в дружину Киевского князя, по поручению которого, стал заниматься усмирением язычников в своих же Муромских лесах, в лице Соловья разбойника, за что и был канонизирован церковью в святые.
Культура Муромы окончательно сложилась в середине VII века, поселения более раннего времени пока не найдены, бытует мнение, что их предшественниками были племена Городецкой культуры, но прямых доказательств нет, все выводы можно делать только на основе немногочисленных могильников Муромы VII — IX веков, которые уникальны в своём роде, так как, ни одного захоронения более ранних племён Поочья не найдено. Есть версия, что городецкие племена умерших хоронили на деревьях, в былине Соловей разбойник сидел на дереве в окружении человеческих костей, а на известной картине Николая Рериха он сидел в дьяковском «домике мёртвых», возможно, это было связано с древним обрядом захоронения.
В отличие от предыдущих племён, захоронения Муромы хорошо изучены и имеют богатый инвентарь, по которому можно восстановить убранство костюма и головного убора, оружие, предметы быта и украшения Муромы.
Помимо грунтовых могильников, сохранились селища и городища Муромы, самое крупное и известное — это Чаадаевское городище.
В VIII — X веках на территории современного города Мурома было несколько племенных посёлков, которые играли значительную роль в торговле по Окскому пути. Административный и ремесленный центр находился на Чаадаевском городище, а торговая крепость на месте современного города.
Скандинавские находки IX века говорят о том, что с этого времени Мурома платит дань Рюрику и входит в состав его империи. Также, многочисленными являются находки керамики Волжской Булгарии, с которой она соседствовала. В 964м году начинается борьба Муромы, Вятичей, Волжских Булгар с Киевскими князьями. Постепенно происходит подчинение города Мурома Киеву, город становится княжеской вотчиной, первым его владельцем становится Глеб Владимирович, сын Владимира-Крестителя. В XI веке Муром становится крупным центром ремесла и торговли, строится деревянный кремль. Самостоятельным княжеством Муромско-Рязанская земля стала только в 1127м году при Ярославе Святославиче.
Племя Мурома является неотъемлемой и своеобразной частью финно-угорского народа, уникальность, прежде всего, женских костюмов выделяет культуру Муромы из всего финно-угорского наследия, а имя племени дало название городу и навсегда вошло в русский фольклор.
Памятник Илье Муромцу в городе Муром
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других