Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России

Елма Лил

В древнем финно-угорском языке «Елма Лил» – язык души, говорить душой. Это рассказ о родной земле и нашем прошлом, о воде и деревьях, камнях и храмах, которые имеют душу и многое могут рассказать, повергнув нас в сомнение исторических знаний. Вы узнаете, что за любым чудом в современном мире кроется древняя сакральная тайна.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава IV. Городища

1. Дьяковские городища древней Москвы

Городище — тип археологического памятника, укреплённое поселение, обнесённое земляными валами и охватывающие огромную историческую эпоху от бронзового века до средних веков.

Население древней Москвы — это племена Дьяковской культуры, существовавшие с VII века до н. э. — до V века н. э. Дьяковцы заселяли огромную территорию, включая современные Московскую, Ивановскую, Ярославскую, Костромскую, Вологодскую, Владимирскую и Тверскую области. На юго-востоке дьяковские племена соседствовали с носителями городецкой культуры, граница проходила по Оке, на юго-западе — с мощинской.

Название культура получила по городищу у села Дьяково в Коломенском.

Дьяковцы строили свои селения на высоких берегах, в основном, на местах впадения двух рек, чтобы обезопасить себя с обеих сторон, укрепляли селения валами со рвом между ними, частоколом, иногда бревенчатыми «жилыми» стенами, служившими, также, хозяйственными постройками.

В городище проживал род, состоявший из больших семей, около ста человек. Дьяковцы были скотоводами и охотниками, скот был родовой собственностью и признаком богатства. Жилищами сначала служили круглые полуземлянки с очагом в центре, потом они сменились длинными домами, а затем, небольшими квадратными постройками из брёвен на опорных столбах.

Умерших дьяковцы кремировали и хоронили в «домиках мёртвых» — это небольшие полуземлянки, стоящие вдали от городищ, с прахом умерших, погребальным инвентарём и «шумящими подвесками».

На месте городищ найдена лепная «текстильная» керамика, орудия из кости, глиняные грузики и таблички с точечным узором, изделия из бронзы и, в дальнейшем, железа, также римские бусины и скифские украшения.

К V веку дьяковская культура приходит в упадок, затем полностью исчезает. Её изучение оставляет много вопросов, большинство данных говорит о том, что дьяковская культура объединяет финно-угорскую, балтскую и славянскую культуры.

Давайте посетим самые уникальные городища дьяковцев на территории современной Москвы:

Московский кремль (Боровицкий холм) — Ведьмина гора

Поселение «Москва» появилось на Боровицком холме задолго до 1147го года, это было древнее укреплённое поселение дьяковской культуры, находилось оно на месте современной Соборной площади, и было защищено двумя оврагами. Проживало в нём около двухсот человек, основными занятиями были земледелие, скотоводство и металлургия. Скорее всего, уже тогда это поселение носило финно-угорское название «Москва», версий перевода, как нам известно, существует огромное множество, но точных научных данных на сегодняшний день нет. Вот основные гипотезы происхождения слова «Москва»:

— «Медведица» — маска (мерян.) — медведь, ава — мать, жена

— «Конопля» — моска (мерян.) конопля

— «Болотистая река» — моск (слав.) — мокрый, влажный

— «Извилистая река» — mazg (балт.) — узел

— От имени славянского князя Моска Святоярыча

— «Мостква» — река, имеющая множество мостов

— «Коровья река» — моск (коми) — корова

Боровицкий холм получил своё название от дремучего соснового бора, располагавшегося на этом месте в то время, бор защищал дьяковцев от вторжения чужаков, отсюда пошли слова «оборона», забор», «борец». Позже, с приходом славянских племён, это место, по всей видимости, служило святилищем и с принятием христианства, его стали звать Ведьминой горой. Из школьных учебников мы помним, что Юрий Долгорукий убил боярина Кучко, владевшего этими землями, и воздвиг в 1147м году на этом месте крепость, с этого события и начинается история современной Москвы. И помните, первое упоминание в летописи о Москве — 4 апреля 1147 год, не забудьте поздравить любимый город.

Дьяково городище (Коломенское) — Чёртово городище

Дьяковское городище в Коломенском дало название всей культуре. Но местные жители прозвали его «Чёртовым городищем». Расположено оно на правом берегу Москвы-реки, между Голосовым (Волосовым) оврагом и руслом реки, место это считается мистическим и таинственным. Например, в полицейских документах XIX века отмечены случаи загадочного исчезновения людей, в 1810м году двое крестьян решили пойти через Голосов овраг и попали в туман, вернувшись в деревню, они обнаружили своих родных на 20 лет постаревшими, а на дворе был 1831й год. Полиция провела в Голосовом овраге расследование, в результате которого, один человек зашёл в туман и не вернулся. Это происшествие описано в «Московских ведомостях» от 9.07. 1832го года. А летописи XVII века упоминают исчезновение целого войска татар, пытавшихся захватить Москву в 1571м, они решили укрыться в Голосовом овраге, и проведя в тумане несколько минут, вышли через 50 лет…

Дьяково городище было открыто З. Я. Ходоковским в 1818м году, раскопки его начались в 1864м Д. Я. Самоквасовым и продолжены В. И. Сизовым в 1889м. На сегодняшний день оно полностью исследовано и является памятником Федерального значения.

Кунцевское городище (Кунцево-Фили) — Проклятое место

В 1838м Михаил Воскресенский пишет роман «Проклятое место», а в 1872м году художник Алексей Саврасов написал картину «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место». На картине изображено древнее городище дьяковской культуры, которое в XVII веке прозвали проклятым местом, якобы, здесь, всего за одну ночь, церковь Покрова Богородицы, принадлежащая Савинскому монастырю, провалилась по самый крест под землю вместе с прихожанами. Говорят, что до сих пор можно услышать звон колокола, если приложить ухо к земле.

«… не даром же оно слывёт проклятое место. На путном народ православный не проваливается, да ещё во время обедни. Говорят, и доселе тут в ночное время иногда слышутся колокола, да голоса поющие…» (М. Воскресенский «Проклятое место»)

Расположено городище на правом высоком берегу Москвы-реки, с двух сторон окружено огромными оврагами, в начале новой эры оно было огорожено мощными фортификационными сооружениями, состоящими из тройной линии валов, частоколов и рвом глубиной до пяти метров, это самое укреплённое городище дьяковской культуры.

На сегодняшний день, только на территории современной Москвы и Московской области известно полсотни дьяковских городищ, к наиболее изученным относятся Щербинское городище и городище Кузнечики в Подольском районе, Лужнецкая излучина, Нижние Котлы, Сетунь, Капотня, Домодедово, Тушино, Химки и другие, всего, на территории Центральной России их более пятисот.

2. Чёртово городище племени Галиндов

Городищ, коих зовут Чёртовыми, на территории России великое множество, в основном, называть все языческие места проклятыми или чёртовыми — это христианская традиция, но иногда, это связано с чертой или межой, границей между чем-либо. Мы с вами рассмотрим городище, название которого происходит от текущей рядом речки Чертовской, которая в XVI веке являлась Козельской засечной чертой — границей с Московским государством.

Наше Чёртово городище — это урочище на берегу реки Чертовской в Калужской области, недалеко от города Козельска, расположено оно на территории национального парка «Угра» и является памятником археологии. Древнее городище представляет собой сложенный из кварцевого песчаника холм, покрытый лесом, с пещерами внутри и огромными валунами на поверхности — это камни-чашечники и следовики. Происхождение и предназначение его вызывает много вопросов, так же, уникальность городищу придают, растущие на нём, доледниковые реликтовые растения: Светящийся мох Шистостега и папоротник — Многоножка.

Сначала, давайте соберём все возможные версии и легенды о происхождении уникального сооружения:

1. Замок дьявола. По легенде, дьявол посватался к местной девушке Любаше и за ночь построил замок, но крик петуха на рассвете прогнал его, а дом так и остался стоять. Местные жители ни раз видели призрак плачущей девушки.

2. Древний компас. В 30е годы прошлого века с городища стали брать камни для хозяйственных нужд, таким образом оно оказалось наполовину разрушенным, и сейчас отыскать следы Калужского «Стоунхенджа» не представляется возможным. Но многие старожилы говорили об огромных мегалитах сложенных кругом.

3. Крепость. Расположенное в пределах «Засечной черты», городище могло быть оборонительной крепостью XVI — XVII веков, созданной для защиты южных рубежей русского государства.

4. Сакральный лабиринт. Исследователи, побывавшие на городище в 30—50х годах прошлого века, рассказывали о пещере с внутренними коридорами и залом, в центре которого стоял каменный стол, вокруг него каменные диваны. На столе, по рассказам очевидцев, стояли закупоренные бутылки, на стенах были отпечатки рук и надписи на непонятном языке, а всё пространство заполнял едкий дым.

Несмотря на все слухи и легенды, археологические данные указывают на следы древнего городища, а большое количество сакральных камней говорит, что городище принадлежало одному из балтских племён, заселявшему эту территорию в V — XV веках. Себя племя называло Галиндами (gal балт. окраина, galìndas балт. могучий), а пришедшие на эти земли, славяне стали звать их Голядь. Сформировалось племя на основе Мощинской культуры, существовавшей в первых веках новой эры. Балтские племена, также как и Меря, культивировали большие камни. Существует множество легенд связанных с большими камнями, в которых обнаружены отверстия или следы. По преданию, просверлить дыру в камне — означало оплодотворить земную силу, которая обитала в нем. Скапливавшаяся в этих отверстиях дождевая вода приобретала целебные свойства. Возможно, в камни-чашечники вставлялись деревянные идолы. Также, как и для финно-угров, для балтов чудесными животворящими силами наделялись леса и воды, все рождённое землёй охранялось и защищалось, никому не разрешалось рубить деревья в священных лесах и ловить рыбу в священных водоёмах.

У балтов существовал культ змеи. Нередко в домах племени жили ужи, которые считались покровителями и защитниками дома. Змеи символизировались с солнцем. В археологических памятниках часто встречаются змеевидные браслеты и гривны. Позже, на Руси были распространены «змеевики» — монеты-талисманы, имеющие защитную функцию. Многие верования древних балтов имеют общие черты с восточно-славянским мировоззрением, это, прежде всего, погребальный обряд кремации и курганный способ захоронения, свойственный для всех индо-европейских народов, также, можно встретить созвучие имён некоторых божеств, например, бог-Громовержец Перкунас или бог скота Вельняс.

Оставив после себя немного сведений, племя балтов имело высокоразвитую культуру, Галинды были сильными и отважными воинами, они просуществовали на своей земле до XV века, пока не были вытеснены московскими князьями и монголо-татарами. Балты, как и финно-угры, были исконными жителями Центральной России, их следы сохранились в топонимах и гидронимах нашей местности, вот некоторые названия рек, городов и сёл Центральной России, имеющие балтское происхождение:

— Протва, Болва, Смедва образованы от гидронима —ва (балт.) вода

— Жиздра — (балт.) гравий, крупный песок

— Цна — (балт.) тихая

— Руза — (балт.) рубеж, черта

— Голяданка, Голяжье, Голяди, Голядь, Голединья, Голядинка — гидронимы, производные от названия племени.

Стоит отметить, что неисследованность вопроса оставляет много пробелов, в отличие от славян, исконные обитатели нашей местности мало кому известны, но именно эти древние племена делают территорию Центральной России уникальной и загадочной.

3. Славянские городища

Появление первых славянских поселений в Центральной России относится к IX — XI векам. Это были небольшие селища, состоящие из пяти — десяти дворов, на которых размещался дом и различные хозяйственные постройки. Внутри дома, топившегося «по-чёрному», располагалась глиняная или каменная печка, под полом находилось хранилище продуктов и ценных вещей. Основные предметы быта изготовлялись из дерева и глины. Также встречались и крупные селения, чаще всего, они являлись центрами ремесленного производства.

На рубеже XI — XII веков, в связи с ростом населения, развитием ремесла и торговли, возникают совершенно новые укреплённые поселения — феодальные усадьбы и города, которыми правили князья. Вот исконно славянские названия современных городов Центральной России:

Владимир (990, 1108) — город, основанный, по одной версии, Владимиром Святославичем, по другой, Владимиром Мономахом, изначально Владимерь (слав.) — притяжательная форма (чей) «Владимиров».

Ярославль (1010) — город основан на месте мерянского поселения Медвежий угол Ярославом Мудрым, (слав.) — притяжательная форма «Ярославов».

Торопец (1074) — город, через который проходил знаменитый путь «из варяг в греки», название своё получил от реки Торопицы (слав.) торопиться, названной так из-за быстрого течения.

Волоколамск (1135) — город, стоящий на реке Ламе, по которой из Новгорода волочили (слав.) — везли товары. сначала назывался Волок Ламский.

Бежецк (1137) — город получил своё название от слова бежать, по легенде был основан беженцами из Новгорода.

Торжок (IX в — 1139) — точная дата основания неизвестна, город сначала назывался Новый торг и являлся центром торговли, отсюда и получил своё название.

Козельск (1146) — город был основан на древнем поселении Вятечей, происхождение названия спорно, либо от (слав.) козёл, косуля, либо от (слав.) Козар/Хозар, в честь победы над Хозарами. Суффикс «ск» в названиях древнерусских городов, означает сокращение от прилагательного — Козельский. Волоколамский, Бежецкий и т д.

Переславль-Залесский (1152) — город основан Юрием Долгоруким в болотистой местности за лесами — «Залесский», изначально, Переяславль (слав.) — перенял славу, название идёт от Переяславля-Русского (ныне Переяславля-Хмельницкого).

Юрьев-Польский (1152) — город получил имя своего основателя Юрия Долгорукого, вторая часть названия произошла от места, где был заложен город «ополье», поле.

Дмитров (1154) — город основан Юрием Долгоруким и назван в честь его сына Всеволода Большое гнездо, в крещении Дмитрия.

Ржев (1019, 1216) — предположительно, город получил своё название от слова рожь.

Зубцов (1216) — город получил своё названия от слова зубец (слав.) — форма полуострова, на котором расположен город.

Звенигород (1152, 1336) — дата основания не сохранилась, города с таким названием находились в Киевском, Черниговском и Галицком княжествах, от них и получил своё название Звенигород Московский. Звенигород — Звени, город.

Юрьевец (1225) — основан Юрием II на месте явления ему иконы святого Георгия Победоносца, в честь него и получил своё имя.

Сергиев Посад (1337) — город, возникший на месте монашеской обители Сергия Радонежского.

Боровск (1358) — название города произошло от слова бор (слав.) — сосновый лес, который окружал город.

Белый (1359) — город расположен на месторождении извести, по её цвету он и получил своё название.

Калуга (1371) — название города произошло от речки Калужки (слав.) — топь, болото.

Плёс (1141, 1410) — точная дата основания не известна, служил сторожевой заставой, плёс (слав.) — широкий и глубокий участок реки, с которого хорошо виден враг.

В Центральную Россию, в частности, современную Москву, пришли славянские племена, бежавшие от власти Киевских и Новгородских князей, это были племена Вятичей и Кривичей, Вятичами была полностью освоена вся долина Москвы-реки, а Кривичами долина Клязьмы. На новой территории переселенцам встретились местные племена, о которых сведений почти не сохранилась, кроме данных топонимики и редких упоминаний в летописях, это, прежде всего, финно-угорское племя Меря и балтское племя Голядь. Постепенно происходит ассимиляция и рождается новая культура, свойственная только для Центральной России. На раннеславянских поселениях не распространены предметы религиозного культа, в отличии от Киева и Новгорода, до XI века не встречается ни церквей, ни монастырей, в то же время, не найдено никаких следов языческих капищ, но современная славянская вера бежит впереди науки и порождает множество мифов и легенд, вот несколько капищ на территории нашей столицы:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хранящие Чудо. Сборник удивительных мест Центральной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я