Гид практик

Диана Сюняева, 2023

Данное издание включает в себя практики, подходы и инструменты, применяемые в образовании. Пособие предназначено для преподавателей, желающих повысить уровень вовлеченности студентов, имеет следующие разделы: "Образовательная тренды", "Основы педагогического дизайна", "Методы и инструменты вовлечения слушателей", "Оценка образовательного процесса" и рекомендации для специалистов, которые базируются на практическом опыте преподавателей вузов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гид практик предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Принципы педагогического дизайна

В основы педагогического дизайна заложены 8 принципов американского психолога Роберта Ганье (Robert Mills Gagne), одного из основателей педагогического дизайна и автора книг по теории обучения.

1. Привлечь внимание слушателя, замотивировать на обучение, вызвать интерес к теме обучения.

2. Дать ясное понимание целей и задач обучения. Четкий ответ на вопрос «Зачем?», сформировать уровень ожиданий от самого процесса обучения.

3. Предоставить новый материал для изучения. Предусмотреть элементы, которые помогут удержать внимание слушателя на разных моментах и довести до него главную мысль.

4. Обеспечить практику быстро, чтобы новые знания были опробованы в реальных условиях.

5. Спроектировать обучение таким образом, чтобы материал был удержан в долговременной памяти.

6. Проводить оперативный анализ с целью оценки эффективности выбранного метода.

7. Ориентироваться на оценку успеваемости слушателей промежуточную и по итогам курса.

8. Переводить в практическую плоскость знания, помогать ученикам их сохранять и получать позитивный опыт их применения. Важно перенести практические навыки в новые условия, не заданные изначальными рамками курса.

Архитектура образовательных программ включает большой процент практических кейсов, моделей, для того чтобы студенты соответствовали требованиям компании, могли справляться с производственными задачами и быть готовыми приступить к работе по завершении обучения.

Образовательные программы проектируются по следующим принципам:

• Магистерские программы формируются на основе заранее подготовленной модели профессиональных компетенций.

• Определяются цели программы, кого мы обучаем, какими знаниями и навыками должны обладать специалисты.

• Учитываются как профессиональные компетенции, так и общекорпоративные.

• Происходит синхронизация образовательных программ между преподавателями вуза и экспертами компании.

• Программа имеет индивидуальный дизайн и основывается не только на ФГОС, но и на требованиях и ожиданиях компании-партнера.

• Продумывается процесс передачи знаний, выбор методов и инструментов, а также элементы практической отработки полученных знаний в рабочей среде с опытной поддержкой наставников компании.

• Обеспечивается практическое закрепление в рамках реальных производственных задач. Слушатели имеют возможность не только проходить практику, но и стажироваться в профильных подразделениях компании.

Такой подход помогает нам обеспечить качественный образовательный процесс и подготовить специалистов высокой квалификации.

Теории обучения, которые легли в основу педагогического дизайна

В этом разделе мы рассмотрим педагогические подходы и их применение в педагогическом дизайне.

Современные теории обучения уходят корнями в две противоположные позиции относительно происхождения знаний: эмпиризм, рационализм

ЭМПИРИЗМ — основным источником знаний является опыт. Согласно этой точке зрения, все, чему учится человек, приобретается

РАЦИОНАЛИЗМ — люди учатся, вспоминая уже существующие знания, в результате взаимодействий с окружающей средой

Эмпирическое мышление легло в основу многих теорий обучения в XX веке. Благодаря этому бихевиоральный подход лег в основу педагогического дизайна.

1954 году Б. Скиннер описал бихевиоральный подход:

«Суть подхода заключается в том, что обучение разбивается на элементы, для каждого из них устанавливается цель. Впоследствии проходит оценка — достиг ли учащийся требуемого результата — и вносятся корректировки при необходимости»[1].

Бихевиоризм

Важно в этом подходе то, что у образовательного процесса должна быть структура, он не может быть ситуативным, результат должен быть прогнозируемым и его можно измерить.

«Обучение — это изменение в поведении или в способности вести себя определенным образом, которое является результатом практики или других форм опыта.»

Определение Шуэлла (в интерпретации Шунка, 1991)

Факторы, которые влияют на обучение:

• опыт слушателя;

• окружающая среда;

• условия среды.

При построении образовательной программы во внимание берутся основные принципы педагогического дизайна:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гид практик предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Skinner, B. F. (1954). The Science of Learning and the Art of Teaching. Harvard Education Revue. Vol. 24.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я