Гид практик

Диана Сюняева, 2023

Данное издание включает в себя практики, подходы и инструменты, применяемые в образовании. Пособие предназначено для преподавателей, желающих повысить уровень вовлеченности студентов, имеет следующие разделы: "Образовательная тренды", "Основы педагогического дизайна", "Методы и инструменты вовлечения слушателей", "Оценка образовательного процесса" и рекомендации для специалистов, которые базируются на практическом опыте преподавателей вузов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гид практик предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тренды в обучении и роль преподавателя

В 2020 году был подготовлен аналитический доклад «Высшее образование: уроки пандемии» — оперативные и стратегические меры по развитию системы. Исследование было поддержано лично министром науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фальковым.

Поделимся интересными, на наш взгляд, данными из этого отчета.

«В ходе исследования были выявлены существующие проблемные зоны:

53 % опрошенных студентов говорят о том, что в их университетах все или некоторые преподаватели перевели материалы своих занятий в LMS вуза;

67 % преподавателей не соглашаются с тем, что большинство занятий через год будут в онлайн-формате;

88,2 % преподавателей скептически относятся к формату дистанционного обучения;

42,7 % считают, что электронный формат приведет через год к ухудшению качества высшего образования;

> 60 % преподавателей редко или никогда не проводили занятия в электронном формате.

Сегодня мы видим, что отношение к онлайн-форматам поменялось — все больше преподавателей применяют различные методы и подходы».

Аналитический доклад «Высшее образование: уроки пандемии», 2020

В 2022 году Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, Московский городской педагогический университет и Банк ВТБ выпустили издание «Белая книга».

«Гибридное обучение», посвященное практической плоскости проведения обучения в гибридном формате.

В 2023 году, по версии экспертов Высшей школы экономики и «Росатома», формат гибридного обучения станет одним из трендов, реализует подход, позволяющий одновременно учиться онлайн и офлайн слушателям из специально оборудованной гибридной аудитории. ВШЭ в программах ДПО реализует синхронный и асинхронный формат.

«По данным опроса, который провел McKinsey, студенты вузов отдали предпочтение удаленному обучению. По мере того как меняется мир, меняется и то, как проходит образовательный процесс, и то, чему учат и как».

Mckisey «‘True Gen’: Generation Zand its implications for companies»

Ежегодный отчет Open University Innovating Pedagogy 2020 выделяет новый тренд — обучение на основании открытых данных для решения реальных проблем. Беря за основу источники с открытыми большими данными, образовательные организации строят учебную деятельность студентов на решении аутентичных задач:

— проектирование шагов, в каждом из которых четко регламентировано, как и что должен делать слушатель;

— конструирование условий, позволяющих ему получить уникальный личный опыт и на основании этого опыта конструировать необходимое знание.

Отсюда и название — АУТЕНТИЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Рассмотрим подробнее опыт преподавателей и экспертов магистерских программ. Для того чтобы ориентироваться на учащегося, важно понимать, с кем предстоит работать. В рамках интервью и опросов преподавателей мы задавали вопрос:

«Замечаете ли вы отличие между слушателями, которые приходят учиться сейчас, и теми, кто учился 3–5 лет назад? Если да, то в чем оно состоит?»

Мы получили разные ответы и иногда полярные мнения:

• 18 % респондентов не отмечают разницу или затрудняются ответить;

• 38 % респондентов отмечают изменения в части восприятия информации и ожиданий от обучения, изменения в отношениях между преподавателем и слушателем.

Мнения

«Важно выстраивать партнерские отношения со слушателями. Они могут знать то, чего не знаю я».

«В технических специальностях снова появилась искра в глазах».

«Потребность в обучении выросла, но и скорость в получении информации тоже выросла. Людям нужно научиться быстро, сразу».

«Слушатели — они очень смелые и могут открыто сказать свое мнение, поэтому подготовка преподавателя играет ключевую роль».

«Они более коммуникабельные, лучше работают с любыми источниками информации, есть возможность не ограничиваться учебными задачами, активно сами могут найти информацию».

16 % респондентов ответили

«Умение работать с интернетом обеспечивает доступ ко всей необходимой информации. И сейчас, если студенту что-то на самом деле интересно, он может узнать об этом быстро и в большом объеме».

«Сейчас студенты больше ориентированы на получение практических навыков, а не только теоретических знаний».

«Сейчас студенты более требовательны к качеству образования и более информированы о своих правах. Они хотят получать знания, которые будут полезны им в жизни, и готовы работать самостоятельно».

31 % респондентов ответили

«Нынешние студенты в своем большинстве имеют клиповое мышление, поэтому занятие нужно подстраивать под это отличие».

«Все сложнее преподавать теорию систем и практические методики системного анализа».

«Сегодня ребятам нравятся все виды творческих заданий, для рутинной монотонной работы они не созданы».

24 % респондентов ответили

«Сейчас начинают работать рано, часто с первого курса. В результате смещаются приоритеты: интерес к получению профессионального знания заменяется желанием быть финансово обеспеченным».

26 % респондентов ответили

«Студенты активнее используют цифровые инструменты и обучение пытаются перевести в игровую форму».

«Тяжелее дается критический анализ, тяжело фокусировать свое внимание при использовании традиционных методик преподавания».

«Студенты сейчас заинтересованы в новых форматах обучения».

«Студенты хотят пары в онлайн, чтобы потом просматривать записи».

Преподаватели отмечают изменения в поведении, восприятии информации, мотивации к обучению, в ожидании от организации и подхода к образовательному процессу, использованию различных инструментов. Невозможно не учитывать эти изменения при проектировании образовательных программ.

Изменение роли преподавателя в связи с новыми трендами

Ключевая задача преподавателя — донести знания учащемуся в понятной и доступной форме, чтобы он смог в будущем применять их. Организовать программу и создать условия для самостоятельного изучения студентом материала. При этом преподаватель может двигаться по учебному плану, а может обращать внимание на то, как в этом процессе комфортно учащемуся и реагировать на это и управлять образовательным процессом с помощью проектирования образовательного процесса и выбора подходящих инструментов и методов.

Для того чтобы своевременно реагировать и вносить изменения, необходимо, чтобы образовательный процесс превратился в исследование.

ПЕРЕД ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ СТОЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

— Выстроить образовательный процесс и сотрудничество и совместное творчество между преподавателем и студентом и у студентов между друг другом.

— Ориентироваться на скорость и качество освоения материала учащимся.

— Обеспечить доступность знаний в любое время и в любом месте.

— Организовать своевременную оценку.

— Студент выступает соавтором своего собственного обучения.

— Ориентация на учащегося.

«Большинство профессий относятся к каждому случаю по-разному — у каждого врача есть индивидуальные планы лечения. Образование не должно быть исключением».

(Преподаватель ИТМО).

Требуется регулярный сбор обратной связи от работодателей учащихся по итогам практики и стажировки.

Важно учитывать темп учащегося, способности и ограничения к освоению учебного материала, оказать ему содействие в поиске контента, который наиболее полезен для него.

Одна из проблем, которую обозначили преподаватели в ходе интервью, это возникающие сложности у студентов при работе с информацией, ее поиске и анализе.

Возможные решения проблемы:

• включение дополнительной литературы, актуальной для данной дисциплины;

• задания по поиску и обмену полезными источниками между группами студентов.

В рамках корпоративных программ проводится регулярное взаимодействие со студентами, наставниками, преподавателями для понимания уровня развития студента и обеспечения необходимого уровня поддержки в образовательном процессе.

Такой подход позволяет анализировать соответствие развития необходимых профессиональных компетенций и применение полученных знаний в рамках решения производственных задач уже при работе в компании.

Обеспечить доступность знаний в любое время и в любом месте.

Информация находится под рукой студента 24/7. Технологии больше не являются мотивирующим фактором, когда дело доходит до обучения, они необходимы.

Это то, что необходимо включить в будущее образования, чтобы учащиеся обладали навыками, необходимыми для того, чтобы справляться с миром, зависящим от технологий.

Согласно трендам, образование в будущем должно будет продемонстрировать, как технологии могут быть использованы в интересах учащихся, а также научить будущие поколения тому, как справляться с проблемами, возникающими

Организовать своевременную оценку.

При существующей системе образования студенты в значительной степени сосредоточены на конечном результате — достижении высокого балла сначала ЕГЭ, затем получение высокого балла в вузе.

Преподаватели будущего

Преподавание и обучение по учебным программам уже выходит далеко за рамки классной комнаты и будет продолжать это делать, и по мере того, как образование меняется в соответствии с потребностями будущего, роль учителя также должна адаптироваться и расти.

От преподавателя ожидают, что он предоставит учащимся возможность рисковать, быть инновационными использовать любую возможность, выпавшую на их пути.

«В свете сдвига в сторону более персонализированного опыта учащихся преподаватели будущего должны быть готовы стать сборщиками данных, а также аналитиками, планировщиками, сотрудниками, экспертами по учебным программам, синтезаторами, решателями проблем и исследователями.»

Статья «The future of learning and teaching: Big changes ahead for education»

Для обеспечения персонализированного подхода важно уделить внимание проектированию/дизайну образовательных программ, их актуализации и своевременному пересмотру.

Поговорим о подходах и моделях в следующих главах.

Задача образования — формирование качественных знаний и развитие компетенций согласно требованию работодателей, на рынке труда.

Педагогический дизайн (instructional design, instructional systems design) — это систематизированный подход к созданию образовательных решений, в котором используются педагогические принципы и теории для обеспечения высокого качества обучения.

Ключевая задача — достичь целей обучения.

Задачи:

• понять потребности учащихся;

• на их основании сформировать цели обучения;

• организовать процесс передачи знаний быстро, точно и эффективно;

• максимально полно передать нужную информацию в доступной для ученика форме.

Задачи, которые решаются во время проектирования образовательной программы:

1. Анализ потребностей целевой аудитории, ее компетенций и ожидаемых результатов обучения.

2. Определение целей и задач учебного материала.

3. Анализ и структурирование материалов в соответствии с целями.

4. Разработка тестов и заданий, средств контроля и сбора информации.

5. Создание элементов, стиля и визуального дизайна курса.

6. Выбор средств и методов учебной работы.

7. Создание курса с помощью соответствующих инструментов либо постановка задач членам команды для разработки конкретных элементов.

8. Разработка методов оценки результатов и эффективности материалов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гид практик предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я