Послушай из уст любви

Джамальнур Саргут, 2011

Любовь к Всевышнему – Ашк – является главной темой исламского суфизма (тасаввуф). Происхождение любви суфии связывают с знаменитым хадисом-кутси: «Я был Скрытым Сокровищем и захотел (возлюбил) быть узнанным, а потому сотворил мир». Суфии считают, что любовь Всевышнего является ведущей силой в творении Универсума, а для человека это единственное средство познания и постижения Бога, которое невозможно осуществить посредством разума. В книге знаменитого тюркского суфия, писательницы Джамальнур Саргут раскрывается суть суфийского мировоззрения. Ориентируясь на развитие духовно-нравственных качеств личности, тасаввуф способствует формированию гармоничного, целостного человека, способного занять достойное место в современном обществе. В книге рассматриваются актуальные проблемы нравственного воспитания человека и пути их решения с помощью притч из бессмертной поэмы «Маснави-йи Ма'нави» великого мастера Мевланы Джалал ад-дина Руми и суфизма в целом.

Оглавление

Зависть и ревность

НС: Приветствуем вас всех на чтениях Маснави. Сегодняшняя наша тема — ревность и зависть. Знакомая тема, не правда ли? В Маснави это часть названа завистью.

«Если вы идете по праведному пути, и вдруг вас душит зависть, знайте — в этой зависти присутствует бесчинство дьявола.

Дьявол позавидовал досточтимому Адаму, поэтому ему стало неудобно преклониться перед ним. Он лишил себя счастья из-за этой зависти.

На праведном пути нет ничего труднее и опаснее зависти. Человек, не впустивший в свою душу зависть — счастливый человек.

Знайте, это тело является жилищем зависти, поэтому и обитатели этого жилища — наши ощущения: сознание, слух, зрение загрязняются по вине зависти. Хотя тело и является жилищем зависти, Всевышний при желании может сделать его совершенно чистым. Айат «Очистите мой дом» приказывает телесную и духовную чистоту. Хотя тело наше и создано из земли, в действительности оно является сокровищницей света.

Если ты будешь завидовать и строить козни человеку, в котором нет и примеси зависти, твоя душа потемнеет от этого, запятнается. Стелись под ногами праведных мужей Божьих, стань землей, ты тоже покрой зависть землей, как и мы».53

Да, наш любимый Хз. Мевлана рассказывает тут о вреде зависти используя также изречение достопочтенного Пророка (с.а.с.). В наши дни люди не могут не завидовать друг другу и даже не могут отказаться от того, чтобы считать зависть нормой.

ДС: Есть прекрасные слова моего наставника Кэн'ана Рифаи: «Если выйдя на улицу, ты не ощущаешь себя ниже всех сотворенных, значит, ты еще не поднялся на человеческий уровень». В ответ спросили: «Эфенди, вот по улице идет осел, неужели, мы должны считать себя недостойнее осла?». И он ответил: «Да, мы же не можем таскать те тяжести, которые тащит он?!». Видите ли, у каждой вещи есть особенность, по которой он превосходит нас, кому завидовать в таком случае? Ведь каждое сотворенное существо несет в себе одну из Имен Аллаха. Когда человек завидует, он подобен Абу Джахилю, подумайте только, вначеле его имя было Абу аль-Хикем (отец мудрости), поскольку он обладал обширными знаниями, но впоследствии, он прославился как Абу Джахиль (отец невежества) и всю свою жизнь прожил с чувством зависти к достопочтененнему Пророку. Понятно, что зависть наносит вред только самому человеку, и никому кроме него. Когда человек все время думает о том, как бы унизить собеседника, как справиться с ним, он полностью уничтожает себя, загружает негативной энергией, что способствует появлению заболеваний. Если зависть или ревность находятся в таком виде, который наносит вред другому человеку, то это большая трагедия. А если зависть существует в форме восхищения, то такое чувство заставляет человека проявлять усердие, чтобы достичь еще больших успехов в жизни.

НС: То есть, можно восхищаться, стараться подражать, думать «если бы я тоже так смог», проводить свое собственное маленькое соревнование с самим собой, одним словом, превращать восхищение в источник положительной энергии для личного роста. А вот рассматривать с завистью и ревностью все то, что сделано другими, сразу же высказывать негативное мнение, например, об одежде другого, типа, я сейчас скажу ей, что она не по вкусу оделась, или надо ему сказать, что полученное им звание не имеет абсолютно никакого значения — все это является черной завистью, которая губительна для человека. Есть еще зависть к тому, что любят не тебя, а другую: «вот ты меня не любишь, а любишь ее, как ты можешь любить ее такую, она же…?».

ДС: Помолимся за то, чтобы Аллах уберег нас от этой болезни. На самом деле, это недуг, отнимающий у человека свободу, потому что свобода не привносится извне, человек обретает свободу, только тогда, когда освобождается от всей внутренней злобы и зависти. Внутренне свободный человек, даже будучи заточенным в темницу, будет воспринимать темницу дворцом, раем. Дьявол стал «Дьяволом», то есть перешел на макам Иблиса (Сатаны) именно тогда, когда произнес: «Я лучше Адама». Фраза «Я лучше» делает человека подобным себялюбивому Дьяволу и может стать причиной изгнания из Божественных небес. Дальше Дьявол (Сатана) переходит в оборону: «Господи, это Ты заставил меня так поступить, я бы преклонился перед Адамом», а согрешивший досточтимый Адам (а.с.) произнес: «Нет, это моя вина!».

Аллах спросил у Сатаны:

«Ты утверждаешь, что это Я заставил тебя. Да, Я являюсь и Действующим и Вынуждающим к действию. А нет ли в этом немного и твоей вины?». «Нет, я не виноват, мой Господин, сила и могущество принадлежат только Тебе», — ответил Дьявол. А досточтимый Адам сказал: «Да, сила и могущество принадлежат Тебе, но я же частичка, составляющая, как я могу применить вину отдельной части к целому, ко всему».

Значит, признавать себя несовершенным, виновным, слабым означает подняться на уровень Адама перед Всевышним, возвыситься до макама проявления (теджелли).

НС: Сегодня находясь здесь, в этом мире, мы уже не помним того, что являемся частичкой Всевышнего Аллаха, созданы Его Дыханием. Мы не являемся примитивными сотворенными существами. Если мы сможем ощутить это, понять, что являемся частью Целого, частью величия, красоты и великолепия Аллаха, то наверное, нам будет легче освободиться от всей этой невидимой, неблаговидной внутренней грязи.

ДС: Вы хорошо отметили это. Однажды кто-то из учеников спросил моего учителя Корана: «Почему я не умею так хорошо объяснять, как Джамальнур?». Я помню, как на это он ответил: «А она не такая щедрая, как ты». То есть, у каждого из нас есть различные особенности, преимущества перед другими. Если вместо того, чтобы завидовать другому постараться проявить собственную особенность, которая на самом деле принадлежит Всевышнему, и попробовать обрести бесконечную свободу, то тело и душа обретут счастье, освободятся от неблаговидных черт и от желания казаться лучше.

НС: Несчастным людям нужно сказать, что их несчастья совершенно не связаны с тем, что им сделал какой — то там конкретный человек извне — муж, жена, товарищ, мать, отец и прочие люди. Несчастье нам приносит наша внутренняя загрязненность, но, к сожалению, мы не понимаем, что оно рождается оттуда, и поэтому не можем правильно понять и раскрыть его.

ДС: Наш наставник говорил, что есть три преграды, мешающие исцелению от душевной хвори: первая — зависть, вторая — глупость, третья — несообразительность. А зависть к благочестивому, святому человеку, подобная зависти Абу Джахиля, приводит человека к трагедии. Стремление унизить того, кто перед ним, вредит взаимоотношениям человека с Всевышним. Да защитит нас Аллах от такой зависти!

НС: Аминь!

ДС: Надо понимать, что зависть, в действительности направлена против Имен и Атрибутов Всевышнего в другом человеке. То есть, в конечном счете, мы, как бы завидуем Аллаху, не дай Бог, да защитит нас Всевышний от этого. Во-вторых, если один велиюллах, авлия (святой, благочестивый человек), ученый, далек от зависти, то он настоящий святой. Говорят, что посланник Аллаха (с.а.с.) и Абу Джахиль жили напротив друг друга. Абу Джахиль все ночи напролет только и думал о том, как бы справиться с Пророком (с.а.с.) и не мог спать, а Пророк проводил часть ночи за молитвой, а потом спокойно и умиротворенно спал. Теперь посмотрите на разницу между ними, кому из них было хуже? Абу Джахиль навредил только самому себе. Он был настолько эгоистичен и высокомерен, что когда один солдат-мусульманин нагромоздился на него, чтобы убить, он спросил: «Как ты, мусульманин, можешь расположиться выше меня?». Подумайте только, даже умирая, он думал об этом, какую боль при этом испытывал, он согласен быть убитым, лишь бы никто не находился выше него.

НС: Его эгоизм настолько велик, настолько превыше всего и настолько обвит ревностью, что он согласен быть убитым, но желает прежде показать собственное превосходство, а затем умереть.

ДС: Давайте постараемся не доводить свой эгоизм до уровня Абу Джахиля. Как вы сказали, наш нафс тоже является Абу Джахилем, стоит кому-нибудь задеть нас, как он тут же выскакиват с местоимением «Я». Сразу же на передний план выходит зависть: его дом лучше, он здоровее, выглядит счастливее меня — как много людей вокруг, утверждающих это. А в действительности, что мы можем знать наверняка?

НС: Многие наблюдая по телевизору за жизнью знаменитостей, думают, вот смотри, как он живет, где отдыхает, во что одевается и как питается. И те, в свою очередь, рассказывают о своей жизни, все приукрашивая, как будто они построили себе рай на земле, и это становится причиной зависти для зрителей. Люди завидуют, не ведая, что за всем этим кроется.

ДС: Хотя, на самом деле, только скромностью можно добиться большого счастья и покоя. По-моему, нет лучшего пути для исцеления от этой болезни, чем отказ от своего «Я», умение оставаться в тени, молиться Аллаху для других, осознавать, как ты счастлив тем, что имеешь.

НС: Да, Джамальнур ханум, очень важно осознавать ценность того, что мы непосредственно имеем. Часто мы недооцениваем свои возможности, все время оглядываемся на других, как говорят в таких случаях, даже курица соседа кажется нам гусем. Возможности других всегда кажутся нам больше наших, и таким образом, мы проживаем свою жизнь с чувством постоянной неудовлетворенности и зависти. И не задумываемся о своих преимуществах, о собственных способностьях, о достаточности окружающих нас благ, будь то семья, работа, или любимые, и нередко понимание этого приходит только после потерь.

ДС: Самое большое лекарство от всех этих болезней — служение народу, другим людям. Если просыпаясь утром, человек задает себе вопрос: «Как я могу помочь тем, кому хуже, чем мне?», то у него не будет времени рассматривать свои морщины и думать о том, что он стареет, или портить себе настроение тем, что его ребенок не получил по всем предметам наивысшую оценку, или же думать о том, чем занимался супруг в течение дня. Свой день он начинает с мыслью о помощи людям, и весь мир в его глазах превращается в Рай. Это состояние угодно Всевышнему и дай Бог нам тоже достичь этого.

НС: Аминь! Дай Бог! Все это позволит нам стать благонравными, хорошими мусульманинами, причем, не только для показухи, выполняя определенные процедуры в определенные дни, а очищаясь внутренне. Как говорил наш любимый наставник, трудно быть мусульманином; гораздо легче завидовать другим.

ДС: Наверное, потому, что завидовать и ревновать естественно для человека, однако, эти качества не были присущи нашему Пророку (с.а.с.). Ему принадлежат великие слова: «Самая большая моя особенность — служение умме». 54 Если мы тоже сможем служить умме, то возвысимся, если сможем быть никем, то будем выше всех, и кому тогда мы будем завидовать? А кто будет завидовать человеку, ставшему никем?

В связи с этим я хочу рассказать одну короткую историю. Как то один дервиш пришел к начальнику городской администрации. В комнате было много людей, и дервиш отошел в сторону и стал потихоньку перебирать четки. Как раз в это время в комнату вошел глава городской власти. Все поднялись, приветствуя его, и поскольку дервиш перебирал четки, он не заметил появления главного чиновника. А чиновник разозлился: «Ты, почему сидишь? Быстро поднимайся!». Он встал, но немного смутился: «Простите, пожалуйста, я не узнал вас, извините, а кто вы?». Чиновник ответил, что он глава исполнительной власти, быть может, вскоре станет губернатором, даже возможно, главным министром, а может быть, поднимется на самую высшую ступень и станет президентом. На это дервиш спросил: «А что дальше?». Человек задумался и ответил: «А что дальше, кто может быть выше президента? Никто!». А дервиш сказал: «Да! Я и есть этот самый никто, поэтому и не поднялся». Если мы сможем быть этим «никто», то избавимся от зависти, ненависти, гордыни, от всего. Дай Аллах нам всем стать такими.

НС: Да, пусть Аллах соизволит нам всем это состояние. От постоянного следования за чужой жизнью люди настолько устают, что впадают в депрессию — в модную болезнь современности. Давайте завершим нашу сегодняшнюю беседу афоризмом дня:

«Основной причиной многих несчастий является зависть».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Послушай из уст любви предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

53

Шефик Джан, Перевод Маснави, изд. Отукен, Стамбул: 2003, Т. 1-2, с. 50-51, бейты: 429-436; Кэн'ан Рифаи, Маснави-йи Шариф, издательство Куббеалты, Стамбул: 2000, с. 64, бейты: 436-443

54

умма — досл. община, сообщность людей. В исламе так называют общину верующих, которая уверовала в Аллаха, приняла пророка Мухаммеда (с.а.с.) и подчинилась ему.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я