В книге рассматривается вопрос о роли разума в суфизме. Широко распространены мнения о негативном отношении суфиев к знаниям и интеллекту, но такая позиция характерна преимущественно для упрощенного, «народного» суфизма. Опираясь на многочисленные суфийские источники и собственный опыт пребывания в традиции, автор показывает ограниченность подобного взгляда. Разум играет важную роль в суфизме и духовной традиции в целом, а суфийский «путь познания» является необходимым дополнением суфийского «пути любви».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разум сердца. Знание, интеллект и мудрость в суфизме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Леонид Тираспольский, 2018
© ООО ИД «Ганга», 2018
Лишь знание скрепляет неразлучно.
Бог знает нас, и потому Он — с нами.
Его не зная, мы не с Ним.
Ибо Господь дает мудрость;
из уст Его — знание и разум.
Скажи мудрости: «Ты сестра моя!»
и разум назови родным твоим.
…высший ум представляет собой наивысшую, первичную красоту […] И кто мог бы отрицать эту красоту ума? Конечно не тот, кто имеет полный ум, но только тот, кто обладает лишь некоторой его долей или совсем его лишен…
Введение
Предлагаемая к рассмотрению тема представляется важной по следующим причинам:
• Широко распространены заблуждения о роли интеллекта в суфизме.
• Важно понять, что часто мы имеем дело не с высшими достижениями традиции, а с ее упрощенными формами, с «народным суфизмом», который имеет лишь отдаленное отношение к изначальному эзотерическому учению — или даже никакого, кроме названия. Но именно упрощенный суфизм, нередко отрицающий роль интеллекта, популярен в силу своей большей доступности.
• Принижение роли разума коррелирует с периодами упадка суфизма.
• Суфизм формируется в конкретной среде. Необходимо отличать местные культурные особенности или предрассудки — такие, как отрицание разума, — от универсальных истин.
• Помимо общеизвестного «суфийского пути любви» существует менее известный, но не менее важный «суфийский путь познания». Или, вернее, это один путь, где познание и любовь — различные взгляды на единую истину, дополняющие друг друга. Суфии говорят о «разуме сердца» и «опьяненной рациональности», не противопоставляя разум чувствам и интуиции, но определяя границы их применения. «Одни опьянены умом, другие — безумием»[1].
• Ответ на вопрос о роли разума имеет практическое значение для тех, кто следует пути.
• Суфизм стремится адаптироваться к той среде, в которой он распространен. Возрастающая значимость разума в современном мире заставляет задуматься о том, какую роль разум должен играть в рамках духовной традиции.
Постижение, мистический гнозис — главная тема размышлений и всего духовного пути «великого шейха» Ибн 'Араби (1165–1240), к наследию которого мы будем часто обращаться в этой работе. Он является олицетворением суфийского пути познания. Ибн 'Араби оказал большее влияние на учение суфизма, в том числе и на «опьяненный» персидский суфизм, чем какой бы то ни было другой суфийский наставник за всю историю этой традиции. Его считают «великим систематизатором всего того, что рассматривается как подлинная сущность суфизма»[2].
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разум сердца. Знание, интеллект и мудрость в суфизме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других