Высшая школа России в интервью ректоров и президентов вузов

Коллектив авторов, 2014

Сборник интервью руководителей российских вузов, опубликованных в газете «Вузовский вестник» в 2013–2014 годах. Интервью с ректорами и президентами вузов готовили журналисты Татьяна Алексеева, Евгения Филиппова, Альбина Борисенко, Мария Посканная, Екатерина Трифонова, Светлана Кныш и другие. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Высшая школа России в интервью ректоров и президентов вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Антипов К. В. Медиасфера нуждается в новых стандартах

Константин Антипов руководит Московским государственным университетом печати имени Ивана Федорова чуть более трех лет. И хотя для должности ректора это небольшой срок, сделано было за это время немало. О реализованных проектах и дальнейших планах Константин Валерьевич рассказал в интервью нашему корреспонденту.

— Константин Валерьевич, приемная кампания — самый «горячий» период в жизни вуза. Расскажите немного о том, как организована работа приемной комиссии в Вашем университете.

— За последние три года мы накопили огромный опыт в организации этой работы. Могу похвастаться, что, несмотря на серьезный наплыв абитуриентов, в нашей приемной комиссии не бывает очередей. Среднее время пребывания абитуриента или его представителя в приемной комиссии ограничивается восемью минутами — не более. Касательно организации приема мы имеем множество положительных отзывов и от самих студентов, и от их родителей.

Хочу отметить, что приемная кампания в нашем вузе сопровождается широким информационным освещением, развернутым как в социальных сетях, так и на официальном сайте университета. Также сотрудники консультируют поступающих по телефону или в личной беседе. Это отличает нашу приемную кампанию. Одна из серьезных установок, которыми руководствуется наша приемная комиссия, организовывая свою работу: мы должны быть максимально открытыми, информативными и дружелюбными. При этом для нас не существует разницы между теми, кто собирается к нам поступать, а кто нет. Вуз заинтересован в полной информированности любого задавшего вопрос по поводу приема. Наша комиссия является одним из информационных центров, который отвечает на вопросы любого абитуриента. Предприняты большие усилия для организации обширного информационного поля, разъясняющего правила, порядок приема не только в нашем вузе, но и в целом по стране.

— Какие существуют перспективы развития университета?

— Если говорить о наших перспективах всерьез, не тактически, а стратегически, то в ближайшие годы МГУП имени Ивана Федорова станет ведущим центром страны и, возможно, СНГ по формированию профессиональных и научных компетенций в медиасфере. Этой сверхзадаче подчинены все наши усилия по модернизации образовательного процесса и систем управления вузом, по поиску новых форм взаимодействия с потенциальными работодателями наших студентов.

— Что Вам удалось сделать за время пребывания на посту ректора?

— За период моего ректорства наладились очень прочные связи с десятками ведущих предприятий тех сфер деятельности, на которые ориентирован учебный процесс. Наш университет стал центром научно-образовательного кластера медиаиндустрии. В учебном процессе принимают участие ведущие специалисты отраслей, на которые мы ориентируем наших выпускников. На данный момент в разработке находится более десятка совместных проектов университета и предприятий по формированию базовых кафедр, лабораторий, которые органично вольются в учебный процесс. Все эти методы позволят актуализировать навыки и компетенции наших выпускников.

Достаточно сказать, что у вуза очень высокий показатель по трудоустройству, свыше 90 %. Мы самостоятельно делали запросы в федеральную и московскую службы занятости. Процент выпускников, обратившихся в эти службы и заявивших о том, что они не смогли трудоустроиться, чрезвычайно мал и в целом по РФ стремится к нулю. То есть одна из приоритетных задач, поставленных мною как ректором, формулируется следующим образом: вуз и те сферы деятельности, на которые мы ориентируем своих выпускников, должны стать единым целым. Группы предприятий, заинтересованные в наших выпускниках, должны стать органичной, неотъемлемой частью обучения в МГУП имени И. Федорова.

И главное, что удалось сделать — это добиться интеграции высшей школы и работодателей. Эта работа — не «кампанейщина», а системный подход к новому форматированию учебного процесса. Со стороны предприятий медиасферы мы получаем живейший отклик на все наши предложения, будь то формирование базовой кафедры или базовой лаборатории как на территории предприятия, так и в университете, формирование специализированных курсов для подготовки по тому или иному профилю. Это означает, что отрасль проявляет большой интерес, а значит, проявляет и спрос на наших выпускников.

Отмечу, что за эти годы изменилась и структура приема. Количество поданных заявлений уменьшилось, а количество пришедших людей увеличилось. Наш сегодняшний абитуриент делает вполне осознанный выбор. Абсолютное большинство приходит в МГУП целенаправленно и точно знает, на какое направление хочет поступить. И этот выбор делается не за две недели до открытия приемной комиссии, а намного раньше, о чем свидетельствуют результаты прохождения Дней открытых дверей. В течение последних лет (а мы проводим Дни открытых дверей ежемесячно), начиная с октября месяца, у нас аншлаги. Актовый зал университета вмещает около 500 человек, и редкий День открытых дверей проходит в полупустом зале. Если такое и случается, то уже ближе к лету, когда большинство абитуриентов расставило приоритеты.

Сегодня наш вуз участвует в проекте «Мобильное образование XXI века». Наши партнеры — бренд Prestigio и резидент Сколково «Пеликан Софтвер». МГУП был выбран как площадка для формирования этого проекта, осуществления пилотной версии. Переговоры длились достаточно долго, несколько месяцев. И смысл нашей работы в следующем: мы как университет, ориентирующийся на удовлетворение потребностей медиасферы, не можем игнорировать самых прогрессивных технологических трендов в организации образовательных процессов. Для университета и для наших студентов-первокурсников совершенно бесплатно предоставлены планшетные компьютеры марки Prestigio. Менеджеры компании «Пеликан Софтвер» долгое время работали с Яндексом, занималось проектом Яндекс. ЕГЭ. Они владеют технологиями, позволяющими организовать быстрый доступ к образовательным ресурсам. Это возможность доступа в любое время любому студенту, включенному в проект, к образовательным, учебно-методическим материалам из любой точки планеты, не говоря уже об общежитии, университете: лекции, видеолекции, учебники, тестовые задания. Разработчики называют такой подход «программируемым обучением».

Помимо этого, «программируемое обучение» — это возможность контролировать траекторию студента в учебном процессе. То есть преподаватели, задействованные в этом процессе, будут видеть активность ученика. У студента просто не будет возможности филонить. Представьте себе семинарское занятие, интерактивную доску, на партах у студентов — планшеты, и планшет в руках у преподавателя. Преподаватель видит на экране своего гаджета резюме на каждого из присутствующих в аудитории — как ребята готовились, кто какими материалами пользовался и в течение какого времени. Это дает возможность не просто контролировать, но и модифицировать образовательный процесс. Подобные системы довольно широко применяются в ведущих университетах Соединенных Штатов Америки и Европы. И наша задача — достичь таких же результатов в своем проекте, которые позволят нам применять эти технологии по всему спектру направлений подготовки. Мобильное образование — та самая виртуализация или глобализация образовательного процесса, которая столь необходима на нынешнем этапе развития университета и, наверное, высшей школы в целом, которая требует осуществления абсолютной мобильности. Это большое достижение.

— Ваш научный интерес — реклама. Хватает ли времени на увлечение?

— У меня были очень хорошие преподаватели, и один из них говорил: «В сутках 24 часа, их станет меньше, когда обзаведешься семьей». У меня маленькая дочь и маленький сынишка, и с их появлением на свет времени стало действительно меньше. Должен сказать, что я истосковался по научной деятельности. Мне хватает времени на университет, и я оставляю необходимое время на семью и своих детей. С огромным удовольствием вернусь к научной работе, как только появится такая возможность.

— Расскажите о проблемах и перспективах изучения рекламного дела.

— Рекламное дело просто невозможно освоить без прочной связи с практикой. В нашем университете создан Институт коммуникационной и медиа индустрии. Эта структура мобилизует ведущие силы рекламной и коммуникационной сферы для модернизации нашего образовательного процесса. У нас несколько структур дополнительного образования, но основное преимущество института следующее: в ней собраны многие ведущие специалисты, которые будут участвовать в образовательном процессе, наполняя его практической составляющей.

Основная проблема образования в рекламе — это отсутствие связи между практикой и академическим образовательным процессом. Поскольку я сам отдал рекламе 18 лет своей жизни, то прекрасно знаю эту проблему. Благодаря нашему факультету рекламы и связей с общественностью и институту нам удалось привлечь в университет «сливки» профессиональной среды из этой сферы. С сентября 2013 года Институт коммуникационной и медиа индустрии осуществляет целый ряд проектов, связанных с повышением квалификации наших преподавателей. Наши преподаватели общаются с лидерами индустрии, повышают свои знания, навыки, и за счет этого рождаются новые методики преподавания тех или иных дисциплин в рамках подготовки специалистов по направлению реклама и связи с общественностью. И любой из наших студентов имеет возможность обращаться к этим специалистам, например, для того, чтобы устроиться на стажировку в то или иное ведущее рекламное, информационное агентство или любую другую коммуникационную структуру. Эти инициативы позволяют нам объединить академические знания, классический образовательный процесс с практикой.

Сегодня все говорят о неактуальности подготовки экономистов или их переизбытке. Должен сказать, что в отечественной медиасфере этого переизбытка нет. В нашем университете начали готовить экономистов и управленцев не по конъюнктурным соображениям, не в 90-х и не в начале нулевых годов. Наша экономическая школа имеет давнюю историю. Это первая и пока единственная экономическая школа, обеспечивающая конкретные кадровые потребности медиасферы. Там готовятся управленцы и экономисты, способные формировать, управлять, реализовывать медиа проекты.

— Какие главные, на Ваш взгляд, недостатки подготовки рекламщиков, пиарщиков и других специалистов этой области?

— Несовершенство стандартов как таковых. Стандарт — вещь костная, достаточно неповоротливая. А коммуникационная сфера развивается столь быстро, что удовлетворить потребность в постоянной актуализации навыков и компетенций выпускников можно, лишь постоянно обновляя и совершенствуя профили подготовки. В последнее время мы ежегодно с участием представителей отрасли пересматриваем их содержание, актуализируем их. Наша индустрия развивается гораздо быстрее, чем стандарт, значительно быстрее, чем формируются квалификационные требования, декларированные в федеральных документах.

В отсутствии профстандартов задача актуализации профилей становится сверхважной. Чтобы выпускник был востребован, необходимо наполнять профиль подготовки таким содержанием, которое продиктовано не какими-то условными соображениями или устаревшими требованиями стандарта, а конкретными требованиями работодателя. Наш работодатель в сфере рекламы и связей с общественностью участвует в формировании этих профилей.

— Как проходит работа над внедрением стандартов третьего поколения и двухуровневой системы обучения?

— Я разделяю озабоченности моих коллег по поводу большого объема учебно-методической работы, которая возникла в связи с переходом на двухуровневую систему. Это непростой процесс, но я бы не обозначал его как трудность или проблему. Это естественный рабочий момент, связанный с изменением стандарта образования. Разумеется, процесс длительный, я бы даже сказал непрерывный. Мы будем совершенствовать методическую базу, восполнять в себе те недочеты, которые видим сами. Но это совсем не значит, что однажды мы остановимся, решив, что у нас все есть: методкомплексы, учебники, сетевое взаимодействие, дистанционное обучение и прочее. Нет, основное требование к университетской системе образования — это постоянное развитие учебно-методической базы, технологий предоставления и донесение образовательных услуг.

Как известно, предела совершенству нет, а уж тем более в медиасфере. Еще раз хочу подчеркнуть: она развивается столь стремительно, что мы должны идти в ногу с развитием индустрии и так трансформировать содержание учебного процесса и форму учебного процесса, чтобы каждый из наших выпускников имел свое рабочее место. Это наша святая обязанность. Основная сложность этого процесса заключается в поиске форм взаимодействия. Но мы их реализуем. И, кстати говоря, в начале моего ректорства, до того, как появилось определение «базовая кафедра» и вошло в закон, мы пытались найти эту форму и назвали ее «открытая кафедра». Тогда этот проект существовал в форме совместных образовательных проектов, которые позволяли обеспечивать участие представителей отрасли в формировании содержаний профилей подготовки.

— В 2013 году Вы удостоены почетного звания «Ректор года». По каким критериям отбирают конкурсантов и победителей?

— Звание получено мной по результатам конкурса «100 лучших вузов и НИИ России». Проходит он, как и любой другой конкурс. Мы заявляем о своем участии, предоставляем необходимую информацию об университете, какую-то информацию собирают эксперты. Также наш вуз вошел в категорию лучший профильный вуз. Не мне судить справедливо или нет. Но мне кажется, что справедливо (смеется).

— И напоследок, Ваше пожелание коллегам.

— Пожелаю всем успехов в нашем непростом, но очень важном деле. Мы руководим вузами, преподаем в вузах в непростой, но очень интересный период. Высшая школа переживает эпоху возрождения, эпоху обретения нового качества в буквальном смысле слова. Высшая школа должна оправдывать те надежды и те чаяния, которые на нее возлагают как наши студенты, абитуриенты и их родители, так и наше правительство. В тех переменах, которые декларируются и которые идут, очень много позитивного. Главное в этом процессе — сохранять самообладание, твердость руки, трезвость рассудка. Если что-то не получается, то не отчаиваться.

Говоря о нашем университете, хочется подчеркнуть, что на фундаменте широкого известного всей Европе и всему миру вуза — Московского полиграфического института — мы выстраиваем современный новый университет. И это очень ответственная, серьезная и благодарная задача. Достижение положительного результата на этом пути стоит любых треволнений, любых недоразумений — все это можно пережить, потому что положительный результат очень важен не только для каждого из нас, но и для общества, страны. И если браться за работу с этой оптимистичной установкой, то получится все. Я хочу пожелать своим коллегам этой уверенности и радости от работы.

Интервью взяла Альбина БОРИСЕНКО

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Высшая школа России в интервью ректоров и президентов вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я