Высшая школа России в интервью ректоров и президентов вузов

Коллектив авторов, 2014

Сборник интервью руководителей российских вузов, опубликованных в газете «Вузовский вестник» в 2013–2014 годах. Интервью с ректорами и президентами вузов готовили журналисты Татьяна Алексеева, Евгения Филиппова, Альбина Борисенко, Мария Посканная, Екатерина Трифонова, Светлана Кныш и другие. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Высшая школа России в интервью ректоров и президентов вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Галимзянов Х. М. Ведущий медвуз Юга России

Недавно Астраханская государственная медицинская академия отметила юбилей. 95 лет — это возраст мудрости, зрелости, осмысления пройденного пути и, как результат, формирования вектора дальнейшего развития, движения вперед.

О достижениях и планах АГМА, о лечебной работе и трудоустройстве студентов, а также о современных проблемах в области российского медицинского образования с нашим корреспондентом поделился ректор АГМА, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой инфекционных болезней Халил Галимзянов.

— Халил Мингалиевич, расскажите, пожалуйста, вкратце историю медакадемии.

— Астраханская государственная медицинская академия (АГМА) является старейшим вузом Астрахани. В ноябре 2013 года ей исполнилось 95 лет. АГМА пройден путь от медицинского факультета Астраханского университета (1918) до медицинского института (1922) и академии (1995).

За долгие годы своей деятельности наш коллектив испытал тяготы и лишения, трудности голода, разрухи, эпидемий в годы становления, прошел через испытания огнем Великой Отечественной войны, через тяжелые годы послевоенного восстановления страны, а затем нелегкие годы перестроечного периода, и не только выстоял, но и все это время работал с необыкновенной отдачей, укрепляя свои позиции и преумножая славу вуза и города.

Многие крупные лечебно-профилактические учреждения, на которых базируются клинические кафедры, обучающие студентов-старшекурсников нашего вуза, интернов, ординаторов, слушателей факультета усовершенствования врачей, носят имена наших учителей-профессоров Ивана Аламдарова, Натальи Силищевой. Одна из улиц города названа в честь выдающегося врача-астраханца, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного врача РСФСР Н.Г. Лычманова, а к 100-летию со дня его рождения на фасаде старого корпуса академии установлена мемориальная доска.

Именно люди, преданные своему долгу, вершили судьбу нашей академии в разное время, отдавая себя служению медицине.

Это ректоры нашего вуза, которые, сохраняя преемственность, продолжали традиции Астраханской медицинской школы и развивали новые направления ее деятельности, повышая ее престиж и укрепляя ее славу: Сергей Усов, Сергей Паращук, Василий Березин, Александр Сергеев, Иван Беляев, Александр Мельников, Яков Черняк, Дмитрий Маркин, Александр Миронов, Александр Аминев, Лидия Каршина, Сергей Серебренников, Семен Захаров, Иван Аламдаров, Юрий Татаринов, Виктор Сучков, Владимир Богоявленский, Иван Полунин, Валентин Мирошников.

За прошедшие 95 лет вуз, осуществив первый выпуск в 1923 году (21 специалист), дал стране более 30 тысяч врачей, которые трудятся не только во всех уголках нашей Родины, но и за ее пределами. Многие из них работали и продолжают работать на государственных постах. Наши выпускники, врачи, участвовали в становлении и развитии здравоохранения Калмыкии, Западного Казахстана, Нижнего Поволжья и других регионов страны.

— Чем сейчас живет Астраханская медицинская академия?

— В ходе своего поступательного развития академия превратилась в многофункциональный вуз. В настоящее время в структуре академии 65 кафедр, каждая из которых бережно хранит в памяти имена тех, кто вписал славные страницы в историю академии. В академии обучается более 4000 студентов, из них более 550 человек — иностранные студенты, 400 интернов, 250 ординаторов, 70 аспирантов, свыше 1400 врачей повышают квалификацию на факультете последипломного образования.

Ныне в академии работают девять академиков и два члена-корреспондента различных общественных академий, около 100 докторов медицинских наук, профессоров, более 300 доцентов и кандидатов наук. Ученые нашей академии постоянно участвуют во многих ежегодно проводимых международных конференциях, конгрессах, симпозиумах, съездах (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Чикаго, Женева, Базель, Стокгольм, Вена, Кипр, Брест французский и др.).

Учебный процесс ведется на десяти факультетах высшего профессионального образования: лечебный, педиатрический, медико-профилактический, стоматологический, фармацевтический, менеджмента, высшего и среднего сестринского образования, клинической психологии, иностранных студентов, последипломного образования.

Ежегодно АГМА проводит более десяти научных конференций с международным участием, региональным, межвузовским, в том числе такие как «Актуальные вопросы современной хирургии», Всероссийский съезд хирургов, «Белки-маркеры патологических состояний», «Лекарство и здоровье человека», «Актуальные вопросы кардиологии взрослых и детского возраста» и другие.

В академии с 2006 года выпускается «Астраханский медицинский журнал», включенный в феврале 2010 года в перечень журналов, рецензируемых ВАК Министерства образования и науки РФ.

В академии успешно функционируют 12 научных школ, известных на российском и международном уровнях. Научная школа инфекционистов является ведущей в Российской Федерации и неоднократно удостоена гранта Президента РФ. Научно-инновационные проекты ученых АГМА ежегодно признаются лучшими на Международных салонах инноваций и инвестиций. Научные разработки ученых академии лежат в основе выпускаемых фармацевтической промышленностью РФ лекарственных средств.

В стенах академии идет активная студенческая жизнь. Здесь есть все для успешной реализации научного потенциала и творческих способностей студентов: научные общества, студенческие волонтерские отряды и клубы по интересам, творческое объединение «Коллега», многочисленные спортивные секции.

Материально-техническая база вуза отвечает всем современным требованиям и задачам, которые ставятся перед академией. Образовательный процесс осуществляется в трех теоретических корпусах. Клиническими базами академии являются практически все ведущие ЛПУ г. Астрахани и Астраханской области.

В инфраструктуру академии входят пять общежитий, загородная спортивно-оздоровительная база отдыха, студенческий санаторий-профилакторий. Ежегодно в вузе обучается более четырех тысяч студентов. Показателем авторитета учебного заведения является большой конкурс среди абитуриентов. Из года в год в АГМА он остается высоким.

В 2010 году академия удостоена награды «Золотая медаль «100 лучших научно-исследовательских учреждений и организаций России». В 2012 году на конкурсе инноваций «Expopriority 2012» инновационный проект «Тест-система для определения эякулята в составе пятен» (авторы А. Николаев, М. Плосконос) удостоен серебряной медали.

— Насколько мне известно, лечебная работа академии проводится в лечебно-профилактических учреждениях города Астрахани и Астраханской области, а также в собственных подразделениях вуза — студенческом санатории-профилактории и вузовской поликлинике. Расскажите о клинических базах немного подробнее.

— В организации лечебной работы академия опирается на действующее законодательство, нормативные акты Министерства здравоохранения России, Министерства образования и науки России, региональные нормативные документы. В соответствии с Распоряжениями Правительства Астраханской области и Министерства здравоохранения Астраханской области утверждены формы договоров вуза и ЛПУ, учитывающие особенности медицинского образования и совместную ответственность за подготовку специалистов. Такие договоры заключены более чем с 50 клиническими базами. В том числе, вуз имеет договоры о сотрудничестве с федеральными и ведомственными учреждениями здравоохранения, находящимися в Астрахани: ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Астрахань», Астраханский филиал Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА России.

Лечебно-профилактические учреждения Астрахани в последнее десятилетие оснащены новейшим лечебно-диагностическим оборудованием, вступили в строй вновь построенные лечебные корпуса, предоставляющие прекрасные возможности для освоения самых современных лечебно-диагностических методик обучающимися. Важно отметить, что в составе крупнейших больниц (АМОКБ и ГКБ№ 3) выделены отдельные учебные корпуса, оптимизирующие процесс освоения теоретических знаний и практических умений обучающимися.

Всего в педагогическом процессе используется около шести тысяч лечебных коек по различным профилям оказания медицинской помощи по всем изучаемым специальностям. В соответствии с Распоряжением Министерства здравоохранения Астраханской области, кафедры распределены по ЛПУ в соответствии с коечным фондом.

Обучающиеся имеют возможность получить теоретическую и сугубо практическую подготовку по более чем 40 медицинским специальностям, в том числе таким высокотехнологичным направлениям подготовки, как сердечно-сосудистая хирургия, рентгеноэндоваскулярная диагностика и лечение, анестезиология-реаниматология, различные отрасли эндоскопической хирургии, оториноларингология и слухопротезирование и другим.

Лечебная работа осуществляется силами сотрудников клинических кафедр проводится в соответствии со штатным расписанием (по совместительству в ЛПУ). Все сотрудники, участвующие в лечебной работе, имеют сертификаты специалистов по соответствующим профилям лечебной деятельности. Среди преподавателей вуза 19 главных внештатных специалистов-экспертов Министерства здравоохранения АО. Кроме того, к преподавательскому процессу привлечены 114 врачей клинических баз, что формирует единый лечебно-учебный коллектив на территории клинических баз академии.

— Занимается ли вуз трудоустройством студентов? Насколько успешно?

— Вуз плодотворно взаимодействует с Министерством здравоохранения Астраханской области и другими региональными органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, в которых традиционно и успешно работают выпускники нашего вуза: Чеченская республика, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Ставропольский край, Краснодарский край, Ростовская область, Тамбовская область, Белгородская область, Брянская область, а также такие регионы как Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ и другие.

Приглашения к трудоустройству регулярно пополняются на сайте вуза, в течение года организуются «ярмарки вакансий» с главными врачами ЛПУ как Астраханской области, так и других регионов для непосредственного общения выпускников и работодателей. В соответствии с договорами на проведение практики интерны и ординаторы имеют возможность пройти часть практической подготовки непосредственно по месту будущего трудоустройства, что, несомненно, повышает мотивацию к успешному овладению знаниями и умениями. В результате по информации службы занятости Астраханской области и других территорий, выпускники АГМА не регистрируются в этих структурах как безработные.

— Совсем недавно Астраханская государственная медицинская академия отметила свое 95-летие. Столько всего уже сделано, а сколько предстоит… Поделитесь планами на развитие АГМА.

— В первую очередь, это сохранение и развитие лучших традиций одного из ведущих медицинских вузов Юга России по подготовке высококвалифицированных медицинских и фармацевтических кадров.

Во-вторых, развитие качественной системы непрерывного образования, основанной на Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения, использование педагогического опыта, приобретаемого в процессе стажировок в ведущих вузах России и зарубежных вузах; совершенствование системы целевой подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачебных и фармацевтических кадров.

В-третьих, это развитие педагогических, методических и научных школ академии по всем направлениям подготовки высшего и среднего профессионального образования. Расширение системы целевой подготовки специалистов, конкурентоспособных на международном уровне, отслеживание карьеры выпускников, содействие их профессиональному росту в рамках стратегического партнерства с учреждениями здравоохранения.

В-четвертых, это стратегическое развитие научно-инновационной деятельности в АГМА путем расширения работы по привлечению грантов; создания малых научных предприятий, технопарков; научно-образовательных центров, научно-производственных кластеров; получения государственного задания на выполнение научных исследований в рамках национальных научно-технических платформ и Федеральных целевых программ.

И, наконец, совершенствование системы комплексной правовой, психологической и социальной защиты обучающихся в АГМА, профилактики здорового образа жизни. Обеспечение поддержки студентов, аспирантов, докторантов, демонстрирующих высокий уровень образовательных и научных результатов, усиление мер их социальной защиты.

— Халил Мингалиевич, какие, на Ваш взгляд, проблемы возникают сейчас в области российского высшего медицинского образования?

— Они, может быть, не столько острые в плане самого медицинского образования и преподавания на кафедрах медицинских вузов, хотя, очевидно, проблема эта в рамках освоения и получения практических навыков, ведь нужно иметь в достаточном количестве современное симуляционное оборудование. У нас есть свои симуляционные центры — стоматологический, для студентов лечфака, педфака, есть своя учебно-производственная аптека для фармацевтического факультета, достаточное количество оборудования (около ста наименований). В том числе, в два учебных класса стомфака закуплено американское оборудование. Высококлассное оборудование очень дорогое, и мы своими силами его не потянем. В этом плане ведется работа. Научно-производственная компания «Эйдос» в Казани выпускает современное симуляционное оборудование, которое практически на 100 % имитирует ту или иную ситуацию. Скажем, операцию по удалению камня в желчном пузыре — на экране все это видно.

А так, больше проблем связано с тем, что больше половины заявлений абитуриентов в медицинский вуз, в наш, по крайней мере, поступает по почте. Мы даже не видим нашего будущего студента! Помимо оценок, баллов — 80, 85, 90 — понимаете, это же не какие-то точные науки или математическая специальность, где достаточно, не глядя в глаза абитуриенту, увидеть его баллы по соответствующему предмету. В медицине играют роль не только знания по биологии, химии, русскому языку, но и личностные качества: культура, чувство сострадания, милосердие, гуманность — эти великие вещи. В рамках собеседования эти человеческие качества можно увидеть.

Не буду греха таить, на наших южных территориях, как известно уже всем, ЕГЭ подвергается сомнению. Правильное принято решение о необходимости дополнительных испытаний в стенах вуза, по правилам вуза. В этом году, учитывая то, что у ребят буквально несколько месяцев остается до вступительной кампании, мы не объявили, что за испытания им предстоят. Но со следующего года мы планируем их ввести. И вот тогда, мне кажется, и качество подготовки будет выше.

— Вы говорите, что абитуриенты присылают письма по почте. А откуда чаще всего они приходят?

— Из Дагестана, Карачаево — Черкесии, Адыгеи, Кабардино — Балкарии. Это связано с правилами приема. Абитуриенты имеют право поступать в пять вузов, как вы знаете. Вот они и рассылают по почте свои документы, а в каждом вузе еще и по трем специальностям, а еще на бюджетную и договорную формы обучения.

— В последнее время много споров об эффективности дистанционного образования в медицинской сфере. Каково Ваше мнение на этот счет?

— Подготовка молодых врачей, несомненно, должна проходить «у постели больного», однако в системе повышения квалификации дистанционная форма обучения находит все более широкое применение. Речь идет об интернет — семинарах, интерактивных лекциях, работе с электронными образовательными системами, которые зачастую дают большую индивидуализацию образовательного процесса, возможность общения на форумах специалистов и преподавателей, которым сложно встретиться в одном месте и в одно время. Такие курсы могут проводиться гораздо чаще, чем традиционное повышение квалификации один раз в пять лет, так как информация в медицине обновляется очень быстро. Дистанционные образовательные технологии позволяют реализовать принцип не только непрерывного, но и постоянного образования, обсуждать с коллегами сложные клинические ситуации и приходить к коллегиальным взвешенным решениям.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» открывает возможности сетевого обучения с привлечением к дистанционным технологиям ведущих специалистов не только российских, но и зарубежных университетов, что невозможно при традиционной подаче материала.

При этом, конечно, нужно учитывать, что современные дистанционные технологии должны быть обеспечены как специальными электронными обновляемыми образовательными платформами, так и подготовленными к этой работе преподавателями, которые ведут общение и контролируют знания обучающихся в режимах «онлайн».

При соблюдении перечисленных условий, представляется, что дистанционные технологии составят весомую часть дополнительного профессионального образования врачей, не заменяя, конечно, очной части подготовки по овладению новыми знаниями и навыками на тренажерах, симуляторах и непосредственно у постели больного.

— Халил Мингалиевич, немного о себе. Сфера Ваших научных и личных интересов.

— Научные интересы напрямую связаны с нашей астраханской действительностью. Вуз в 1918 году создавался не только в плане подготовки врачей, хотя это тоже имело значение, вуз создавался в связи со сложной эпидемической обстановкой на юге России и конкретно в Астраханской области, где были чума, холера, сибирская язва, брюшной тиф, малярия, высокий уровень заболеваемости, высокая летальность. В 70-м году в Астрахани разразилась вспышка холеры, и я — студент 4 курса — был направлен для работы в госпиталь. Наверное, это и сыграло решающую роль. В 1973 году впервые в СССР была открыта интернатура, в том числе и интернатура по инфекционным болезням. В этом же году в Астрахани была открыта областная инфекционная клиническая больница. Мне довелось не только оснащать ее, но и принимать первых больных, ну а затем карьера научного работника, аспирантура в Москве. Мне повезло, я счастливый человек, в аспирантуре в Центральном научно-исследовательском институте эпидемиологии Минздрава Советского Союза моим научным руководителем был Валентин Покровский. Тогда Валентин Иванович — молодой профессор, а в последующем — академик РАН. Великий человек, великий ученый. В стенах Центрального НИИ эпидемиологии Минздрава СССР я проходил аспирантуру, защищал кандидатскую диссертацию, а спустя некоторое время и докторскую. Я и сейчас поддерживаю научные, творческие, личные интересы с коллективом центрального НИИ. Слава Богу, многие мои учителя живы, в том числе и Валентин Иванович Покровский. Совсем недавно, 1 апреля, мы отмечали 85 лет со дня его рождения. Он по-прежнему в строю, такой же мудрый, такой же контактный, такой же человечный.

Я перечислил много болезней, захвативших область в середине прошлого века. Практически все они на сегодняшний день ликвидированы. Тем не менее, эпидемический процесс находится в постоянной динамике, исчезают одни инфекции, появляются другие. Сейчас предметом и моих личных научных интересов, и кафедры инфекционных болезней АГМА, и научно-исследовательского института краевой инфекционной патологии, в составе вуза, является так называемая астраханская риккетсиозная лихорадка. Это новая болезнь, описанная в конце прошлого столетия — клещевая лихорадка. Помимо этого целая группа комариных лихорадок, лихорадка Западного Нила, туда же входят многие другие арбовирусные инфекции. Кстати, клещами передается и другое очень серьезное заболевание — крымская геморрагическая лихорадка. И это типично не только для Астраханской области, но и для всего юга России.

— Получается, что все Ваши личные интересы завязаны на работе. Может быть, есть какое-то необычное хобби?

— Нет, все обычно. Когда есть время, занимаю его рыбалкой, приусадебным участком. С детства привычка от родителей перешла выращивать помидоры, огурцы, розы, ирисы, сирень. Я любитель игровых видов спорта, в особенности, футбола.

— Халил Мингалиевич, а в чем, на Ваш взгляд, сейчас актуальность клятвы Гиппократа?

— В современном мире много несправедливости и жестокости, что является недопустимым поведением ни для кого, тем более для медицинского работника. Клятва Гиппократа передается от поколения к поколению с давних времен и не дает забывать о беспрекословных моральных и этических принципах врача, о самопожертвовании, о бескорыстной помощи своим пациентам и о служении идеалам гуманизма. Пусть каждый медик и в наш XXI век не пренебрегает своей ответственностью перед теми, кто вверяет ему свои здоровье и жизнь!

Интервью взяла Татьяна АЛЕКСЕЕВА

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Высшая школа России в интервью ректоров и президентов вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я