Сборник интервью руководителей российских вузов, опубликованных в газете «Вузовский вестник» в 2013–2014 годах. Интервью с ректорами и президентами вузов готовили журналисты Татьяна Алексеева, Евгения Филиппова, Альбина Борисенко, Мария Посканная, Екатерина Трифонова, Светлана Кныш и другие. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Высшая школа России в интервью ректоров и президентов вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Блажеев В. В. С юриспруденцией на «ты»
12 октября 2012 года был подписан приказ министра образования и науки Российской Федерации о присвоении статуса университета Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина. Изменение статуса вуза — не просто смена вывески, а новый этап развития. О переходе МГЮА на более современный качественный уровень, а также о том, каким должен быть современный юрист, и что поможет сделать юриспруденцию доступной даже школьнику нашему корреспонденту рассказал ректор университета Виктор Блажеев.
— Виктор Владимирович, как присвоение статуса университета повлияло на развитие вуза?
— Преобразования носят глубинный, содержательный характер. По нашему мнению, новый уровень развития вуза, уже в качестве университета, предполагает широкий охват всех направлений в юриспруденции — как в образовании, так и в науке. Это означает, что развиваются не только классические направления подготовки, хотя они в университете, безусловно, должны присутствовать (я имею в виду специализацию, строящуюся по отраслевому принципу), но и межотраслевые направления юриспруденции, в частности те проекты, которые мы уже запустили, — энергетическое право, финансовое и банковское право, спортивное право. Мы создали также кафедру конкурентного права. На мой взгляд, это важное направление в сфере юриспруденции.
— На Руси всегда жили не по закону, а по благодати. А как нынешний юрист должен действовать в современной России?
— Дело в том, что закон — это основной регулятор всех отношений в обществе, так что и на Руси жили по закону. Есть древнейшие источники — это и Псковская судная грамота, и Русская правда — те нормы, которые регулировали отношения между людьми. Другое дело, что отношение к закону в разные периоды было разным. Мне кажется, что нынешний этап нашего развития очень важен, и роль законов, и в целом, законодательства, должна повышаться. Это связано со сложными периодами в истории нашего государства: мы развиваемся, находимся на переходном этапе. В надлежащем законодательном регулировании нуждается и экономика и другие общественные отношения. Соответственно и роль закона возрастает. Мы идем по пути создания правового государства, и если нет закона, то появляются другие «регулировщики» со своими правилами. С моей точки зрения, право — это главная общественная ценность. Государство без права не может нормально функционировать также как и право без государства.
— На мой взгляд, сейчас юристов очень много. Как Вы видите решение проблемы перепроизводства юристов?
— Это связано с востребованностью юридической профессии. У нас, к сожалению, большое количество вузов, которые занимаются подготовкой юристов и дают высшее юридическое образование. По нашим подсчетам, на данный момент порядка 1200 вузов и филиалов готовят юристов. Например, в Китае, 964 вуза занимаются подготовкой специалистов в юриспруденции. Заметьте, у нас 140 миллионов населения, а у них 1,5 миллиарда. Однако и при этом нельзя вести речь о перепроизводстве юристов. Перепроизводство предполагает наличие качественного продукта, который не востребован на данном этапе. У нас же идет массовая некачественная подготовка юристов. В известной степени, конечно, срабатывает такой стереотип, что юриста подготовить легче, чем специалиста в технической области, при этом можно на этом заработать. База техническая не требуется, юриспруденция — это гуманитарный блок, он не нуждается в серьезных вложениях в образовательную инфраструктуру: лаборатории, исследовательские центры не нужны. Решается проблема преподавания тем, что в учебный процесс привлекаются практические работники. Исключительно на этой основе нельзя организовать надлежащую подготовку. Не всегда хороший практик может быть хорошим преподавателем. Для качественной фундаментальной подготовки юриста нужны сложившиеся научные правовые школы, которые в настоящее время имеются у немногих вузов. Проблема действительно существует, а что касается корректировки качества образования и количества выпускников-юристов, безусловно, это нужно делать, но в нормальном правовом режиме. Например, через механизмы государственного контроля и надзора, которые осуществляет Рособрнадзор, и механизмы мониторинга эффективности вузов.
Мы можем по-разному относиться к критериям, можем их обсуждать, но никто не отрицает, что механизм постоянного мониторинга нужен. А к тем, кто не соответствует требованиям стандартов, должны применяться соответствующие государственные меры. Я считаю, что должен нормально функционировать механизм общественной аккредитации образовательных программ юриспруденции. Сейчас общественной аккредитацией занимается Ассоциация юристов России. Аккредитацию прошли 104 вуза. Эти учебные заведения подтвердили свой высокий статус, с точки зрения, подготовки юристов.
Ассоциация юристов России — единая организация, включающая в себя, в том числе, работодателей. Общественная аккредитация, проводимая Ассоциацией юристов России с участием работодателей, дает дополнительный механизм, подтверждающий, что образовательную программу высоко оценило не только государство, но ей доверяет и профессиональное сообщество. Будущие студенты, в свою очередь, тоже обратят внимание на наличие или отсутствие общественной аккредитации. Это один из важнейших моментов в выборе вуза. Вуз не прошедший аккредитацию, не сможет набрать студентов и, значит, вынужден будет закончить свое существование.
Проблемы перепроизводства хороших юристов не существует, потому что юрист нужен всегда. Это универсальная профессия, которая дает возможность не только заниматься сугубо профессиональной юридической деятельностью, но и политической деятельностью, и государственной. Многие юристы возглавляют крупные компании, работающие в самых разных сферах. В нашем университете есть направление второго высшего образования, где реализуются многочисленные программы с различной специализацией. На эти программы поступают достаточно успешные бизнесмены, государственные деятели, потому что у них возникает потребность в серьезной профессиональной юридической подготовке. Это очень серьезно помогает в работе. Не понимаю, когда говорят «он не работает по профессии». Юрист востребован не только в своей профессии, но и в политике, экономике, общественной деятельности.
— У Вас наверняка есть программы магистратуры, когда люди подготовленные приходят к Вам и продолжают обучение в сфере юриспруденции.
— Да, у нас достаточно крупная магистратура, 24 из 40 программ на сегодняшний день активно востребованы. Среди них магистерские программы в сфере предпринимательства, энергетического права, конституционного права, это и межотраслевые программы, которые носят комплексный характер. Мы готовим магистров по различным направлениям деятельности — например, специализирующихся на рассмотрении отдельных категорий гражданских дел. Я считаю полезным для юриста, адвоката, освоить эту магистерскую программу для дальнейшей работы в суде по гражданским делам с углубленной внутренней специализацией.
Суть концепции университета состоит в том, что мы занимаемся всеми научными и образовательными проектами в юриспруденции и судебной экспертизе (которая связана тесно с юриспруденцией). Зайдя «на площадку» университета можно получить самые разные индивидуальные траектории получения образования. В этом смысле юриспруденция очень многообразна. Наш выпускник — юрист, работающий в самых разных сферах экономики, государственной и общественной жизни.
— Мне, как юридически неподкованному человеку, сложно разобраться во всем ворохе законов, прав и обязанностей. Что, по Вашему мнению, поможет сделать юриспруденцию доступной?
— Так же как и мне в медицине достаточно сложно разобраться. Понятно, я имею определенные навыки, определенные познания, но они носят достаточно поверхностный характер. Для того, чтобы сделать более серьезные выводы о своем здоровье, я должен обращаться к профессиональному человеку — врачу. В юриспруденции то же самое. Есть, понятно, минимальный уровень требования знаний юриспруденции, который должны предъявляться к человеку, вступающему во взрослую жизнь. Я активно ратую за то, чтобы в школьной образовательной программе обязательно был курс по праву, потому что человеку необходимы знания своих прав и обязанностей, с которыми он сталкивается ежедневно. Заходя в магазин, вы даже не задумываетесь, что совершаете сделку, договор купли-продажи. Хотя бы на элементарном уровне такие вещи знать нужно всем.
Кстати, в мае 2013 года, впервые Министерство образования и науки РФ в рамках Международного юридического форума в Санкт-Петербурге, проводило съезд учителей, которые преподают обществознание и право. Этот съезд проводился впервые в истории нового российского государства в постсоветский период. С трибуны съезда прозвучали интересные предложения относительно того, как преподавать право, и насколько этот предмет необходим в школьном образовании, там же прозвучали идеи создания учебника по праву. Этот уровень правового просвещения должен присутствовать и он должен давать человеку элементарные знания, а дальше идет следующий уровень — это профессиональная юриспруденция. Когда у вас возникает какая-то юридическая проблема или вы совершаете какое-то важное юридическое действие, тогда вы должны идти к юристу, советоваться с ним, как вести себя в этой ситуации, и юрист должен давать профессиональную оценку действию, заключать контракт, детально анализировать конкретную спорную ситуацию, понимания судебную перспективу. На этом уровне должен работать специалист.
Если Вы думаете, что можно написать закон, понятным для всех людей языком — это иллюзия, ведущая к крайности: законы, которые будут измеряться десятками томов, и человек не сможет их изучить полноценно. Не целесообразно в каждом законе давать общетеоретические определения, например, что такое сделка. Сделка — это действие, направленное на возникновение, изменение, прекращение гражданских правоотношений. В этом определении каждое слово надо объяснять, что такое правоотношение, гражданское правоотношение и так до бесконечности. Есть юридическая теория, которая вырабатывает эти понятия. И естественно, что этой теорией владеет только профессионал. Поэтому просвещение нужно всячески продвигать, но, при необходимости, когда возникает сложная ситуация, должен привлекаться профессиональный юрист.
— Вы говорите о съезде учителей, а какие-то его конкретные результаты заметны?
— Во-первых, мы договорились, что это будет ежегодный съезд учителей по обществознанию и праву. Во-вторых, мы опубликовали сборник статей и выступлений. Сейчас мы очень активно работаем над тем, чтобы подготовить учебник, причем именно рассчитанный на школьника, на его уровень развития. Согласитесь, когда вы откроете учебник для юриста, там сложно будет что-либо понять, из-за своеобразного языка и терминологии. Нужно все изложить на очень простом, доступном школьникам уровне. Инициатива создания такого учебника исходит от Бориса Сафаровича Эбзеева, видного конституциониста, члена Центральной избирательной комиссии РФ. Сейчас мы как раз подбираем авторский коллектив и обсуждаем концепцию этого учебника. Есть также идея, связанная с созданием, в рамках Ассоциации юристов России, комиссии, которая будет объединять учителей права и обществознания. Далеко не во всех школах преподается право, как отдельная дисциплина, в основном, право — это раздел обществознания.
— На какой идеологии сегодня базируются юридические законы?
— У юриспруденции одна идеология — это верховенство закона и права. Есть четкая иерархия нормативных актов, вершина которой — Конституция РФ, двадцатилетие с момента принятия которой мы отмечаем в этом году, затем идут федеральные законы, законы субъектов РФ и иные нормативно-правовые акты. Поэтому идеология — это четкое правовое регулирование общественных отношений и верховенство закона.
— На Ваш взгляд, не назрела ли необходимость вносить в Конституцию РФ поправки?
— Конституция РФ соответствует самым высоким мировым стандартам. Она сбалансирована, хоть и принималась в достаточно сложный период времени. Поэтому каких-то кардинальных изменений или необходимости принятия новой Конституции, я полагаю, нет. Она жизнеспособна и действительно эффективно работает и поддерживает нормальный правопорядок в обществе.
Другое дело, что жизнь идет вперед, какие-то положения устаревают, поэтому изменения периодически вносятся, хотя они не носят системного характера. Самое последнее изменение — это создание объединенного суда на базе Верховного и Высшего арбитражного судов. Вы знаете, что 7 октября 2013 года Президент РФ внес в Госдуму проект закона о поправке в Конституцию РФ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ». Я считаю, что это разумный подход. Жизнь подготовила необходимость такого объединения с тем, чтобы обеспечить единую правоприменительную судебную практику. До этого у нас существовали две параллельные судебные системы: арбитражных судов и система судов общей юрисдикции. Ранее были внесены изменения в сроки избрания Президента РФ и Федерального собрания, в частности, Государственной Думы. В целом же Конституция РФ обеспечивает условия для дальнейшего стабильного развития нашего общества.
— Как имя Олега Емельяновича Кутафина влияет на деятельность вуза?
— Олег Емельянович — выдающийся государственный деятель, ученый и прекрасный руководитель образования в стране. Нашим университетом, а тогда это была академия, он руководил 20 лет с 1987 года. И, безусловно, именно он задал новый вектор развития Академии. До 1988 года у нас не было дневного отделения, была лишь заочная и очно-заочная подготовка юристов ВЮЗИ (Всесоюзного юридического заочного института) — это хорошая школа подготовки, но она была ориентирована на другой уровень получения юридического образования, на другого абитуриента. Олег Емельянович, в 1988 году создал дневное отделение, сформировав материальную базу, коллектив, в котором мы сейчас работаем. Другим стал профессорско-преподавательский состав. Олег Емельянович для нас — это имя, с которым связано дальнейшее наше развитие, и то, что мы стали университетом — это ведь тоже идеи, которые им вынашивались. Другое дело, что надо было созреть до этого уровня. Мы очень активно с ним обсуждали эти вопросы, особенно в последний период, и, конечно, будучи уже университетом, мы имеем возможность развивать самые разные направления деятельности: прокурорская и следственно-прокурорская деятельность, подготовка специалистов, ориентированных на работу в сфере адвокатуры, энергетического, банковского, финансового и даже спортивного права. Олег Емельянович всегда с нами, благодаря этому мы развиваемся и двигаемся вперед.
— Виктор Владимирович, что Ваш университет делает в рамках взаимодействия с Правительством Москвы?
— Мы очень активно взаимодействуем с Правительством Москвы по самым разным направлениям и проектам. В частности, это проект, связанный с «Юридической клиникой», который мы очень активно реализуем. Любой гражданин Москвы может получить бесплатную юридическую помощь, придя к нам или в еще несколько филиалов «Юридической клиники» по Москве. Мы ведем работу в плане юридического просвещения. На данный момент в 25 московских школах мы проводим лекции по праву. В перспективе, хотим более активно взаимодействовать в плане создания юридических классов. Мы хотим участвовать в проекте, связанном с юридической подготовкой на уровне 10–11 классов.
В будущем, мы хотели бы более активно внедрять медиацию, то есть посредничество в разрешении всевозможных споров. В том числе и тех споров, которые возникают между учениками и преподавателями, самими преподавателями, или самими учениками. Таким образом, можно создать действенный механизм разрешения споров в образовательной среде.
У нас реализуется направление подготовки «судебная экспертиза», имеется хорошая экспертная база, соответствующее оборудование, высококлассные специалисты.
В тесном сотрудничестве с Правительством Москвы, мы проводим олимпиаду. Ежегодно множество ребят принимает в ней участие. В перспективе хотим организовать на базе университета курсы по подготовке учителей права и обществознания.
Специалисты университета активно работают над совершенствованием законодательства. И сейчас у нас реализуется проект, связанный с внесением изменения в закон «Об образовании в городе Москве». Поскольку принят федеральный закон, естественно, нуждается в дополнительном нормативном регулировании и совершенствовании законодательная база образования города Москвы. Есть еще и другие задумки, другие проекты.
— А как Вас поддерживает Правительство? Выделяются ли субсидии?
— Да, выделяются субсидии. В частности, с целью реализации проектов по закону «Об образовании в городе Москве», по «Юридической клинике». Правительство Москвы нас поддерживает финансово.
— Виктор Владимирович, из нашей беседы я понимаю, что у Вас очень много планов, глаза горят. И столько всего нужно еще успеть! Поэтому я Вам желаю, чтобы у Вас, у университета, у коллектива все получилось. И главное, чтобы было много студентов, жаждущих реализовать Ваши идеи и предлагающих свои.
— Спасибо Вам огромное за теплые и сердечные пожелания! Мы постараемся реализовать все задуманное в деле подготовки высококлассных юристов для нашей страны.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Высшая школа России в интервью ректоров и президентов вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других