Русская дорога. Судьба России

Виктор Василич

«Жизнь пройти не поле перейти» – гласит народная мудрость.Многие ли из вас задумывались о своей судьбе? Какой дорогой идти, чтобы не ошибиться?Многие ли из вас сверяют свою судьбу с судьбой России и своего народа? Знают эти судьбы от истоков их. Однажды мне пришло время задуматься над всем этим…В. Василич

Оглавление

ВРЕМЯ УБИРАТЬ КАМНИ

Года 2—3 назад была у нас экспедиция на реку Жиголан и на гору Казанский Камень. Как обычно в таких экспедициях, вечером у костра плывут вместе с дымом задушевные песни, не утихают разговоры о насущном и важном. И вот такую историю я поведал тогда ребятам у костра под Казанским Камнем.

Было это в 1976 году. Я тогда третий курс железнодорожного института заканчивал. И была у меня летняя производственная практика на озере Байкал, и стройотряд «по совместительству». Работали мы «по-взрослому», но два выходных-то у нас было, и мы с другом Игорем повадились ходить в Забайкальскую тайгу по хребту Хамар-Дабан да реке Хара — Мурин. Места там красивые и дикие, населённые пункты располагаются только по берегу озера вдоль железной дороги. В сторону же от озера, на сотни километров, ни души, ни деревеньки. Однако, вдоль рек тропы водились, вот ими-то мы и перемещались. И живую душу мы там однажды встретили, лесником назвался. Лесник угостил нас медвежатиной и поведал нам, что здесь невдалеке есть остатки Великого Шёлково Пути. Тогда я не понял, что это могут быть за остатки и какой в них интерес, да и зачем их искать по тайге.

Но так случилось, что мы сами на них вышли, и место оказалось весьма примечательным. Представьте себе ровную дорогу, почти тракт, метров шесть шириной, почти не заросшую посреди тайги. Бровки дороги выложены камнями и от этого вид у неё ухоженным казался. Ни дать, ни взять брошенная автотрасса, только без асфальта. Я ещё тогда подумал: «Это сколько же труда надо было затратить древним, чтобы тысячи километров, от Китая до Европы, вот таких вот дорог обустроить.

Вопрос тогда остался без ответа, однако в голове засел на неопределённое время. Много дорог было пройдено с тех пор — судьба такая вышла. И вот примечать я стал, что на современных горных тропах камешки на бровках и за бровками лежат, и люди разные по тем тропкам ходят. Одни камни на тропе перешагивают, другие их с тропы убирают на или за бровку, а третьи спотыкаются об них, ругаются и идут дальше. Одни тропы тропят и благоустраивают по ходу движения, другие ими только пользуются. Пользоваться проще, да и то сказать — может и не пройдёшь здесь никогда больше, зачем стараться, ботинки рвать. И силы сохранишь, и время, и не осудит никто, и не похвалит. И вот тогда-то я понял, как Великий Шёлковый путь постепенно строился, благоустраивался и содержался без великих строек и затрат. Имя тем строителям Тор-га-ши, пути торящие, где корень «тор» имеет смысл торить, прокладывать путь, «га» — это дорога, путь.

Вот и Слава Богу, что есть другие, те, что тропят, те, что не ждут благодарности и не боятся потери сил и времени и в наши дни. Наверное, они считают, что это и есть их жизнь, что это и есть их предназначение — тропить пути вслед идущим, а те, в свою очередь займутся другими очень важными делами, силы сэкономив, и в этих других, делах добрых, тобой и не знаемых вовсе, будет твой вклад.

Тогда, под Казанским Камнем, буквально на следующий день, подошли ко мне ребята из экспедиции и сказали, что дождями дорогу размывает, что можно её восстановить, расчистив кювет и поправив бровку… Всё время, пока мы работали, засучив рукава по локоть, поправляя дорогу, на нас изумлённо посматривали из не шибко часто проезжающих машин, чьи-то глаза. Возможно, эти глаза тоже что-то новое поняли в этой жизни, открытие для себя сделали. У многих из них, из тех, что тропить путь вдруг научились и радость служения своего познавших, тех, что из окна машин свои открытия сделал, ещё много дорог впереди. Счастливого пути вам по Русской дороге.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я