«Жизнь пройти не поле перейти» – гласит народная мудрость.Многие ли из вас задумывались о своей судьбе? Какой дорогой идти, чтобы не ошибиться?Многие ли из вас сверяют свою судьбу с судьбой России и своего народа? Знают эти судьбы от истоков их. Однажды мне пришло время задуматься над всем этим…В. Василич
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская дорога. Судьба России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ВРЕМЯ УБИРАТЬ КАМНИ
Года 2—3 назад была у нас экспедиция на реку Жиголан и на гору Казанский Камень. Как обычно в таких экспедициях, вечером у костра плывут вместе с дымом задушевные песни, не утихают разговоры о насущном и важном. И вот такую историю я поведал тогда ребятам у костра под Казанским Камнем.
Было это в 1976 году. Я тогда третий курс железнодорожного института заканчивал. И была у меня летняя производственная практика на озере Байкал, и стройотряд «по совместительству». Работали мы «по-взрослому», но два выходных-то у нас было, и мы с другом Игорем повадились ходить в Забайкальскую тайгу по хребту Хамар-Дабан да реке Хара — Мурин. Места там красивые и дикие, населённые пункты располагаются только по берегу озера вдоль железной дороги. В сторону же от озера, на сотни километров, ни души, ни деревеньки. Однако, вдоль рек тропы водились, вот ими-то мы и перемещались. И живую душу мы там однажды встретили, лесником назвался. Лесник угостил нас медвежатиной и поведал нам, что здесь невдалеке есть остатки Великого Шёлково Пути. Тогда я не понял, что это могут быть за остатки и какой в них интерес, да и зачем их искать по тайге.
Но так случилось, что мы сами на них вышли, и место оказалось весьма примечательным. Представьте себе ровную дорогу, почти тракт, метров шесть шириной, почти не заросшую посреди тайги. Бровки дороги выложены камнями и от этого вид у неё ухоженным казался. Ни дать, ни взять брошенная автотрасса, только без асфальта. Я ещё тогда подумал: «Это сколько же труда надо было затратить древним, чтобы тысячи километров, от Китая до Европы, вот таких вот дорог обустроить.
Вопрос тогда остался без ответа, однако в голове засел на неопределённое время. Много дорог было пройдено с тех пор — судьба такая вышла. И вот примечать я стал, что на современных горных тропах камешки на бровках и за бровками лежат, и люди разные по тем тропкам ходят. Одни камни на тропе перешагивают, другие их с тропы убирают на или за бровку, а третьи спотыкаются об них, ругаются и идут дальше. Одни тропы тропят и благоустраивают по ходу движения, другие ими только пользуются. Пользоваться проще, да и то сказать — может и не пройдёшь здесь никогда больше, зачем стараться, ботинки рвать. И силы сохранишь, и время, и не осудит никто, и не похвалит. И вот тогда-то я понял, как Великий Шёлковый путь постепенно строился, благоустраивался и содержался без великих строек и затрат. Имя тем строителям Тор-га-ши, пути торящие, где корень «тор» имеет смысл торить, прокладывать путь, «га» — это дорога, путь.
Вот и Слава Богу, что есть другие, те, что тропят, те, что не ждут благодарности и не боятся потери сил и времени и в наши дни. Наверное, они считают, что это и есть их жизнь, что это и есть их предназначение — тропить пути вслед идущим, а те, в свою очередь займутся другими очень важными делами, силы сэкономив, и в этих других, делах добрых, тобой и не знаемых вовсе, будет твой вклад.
Тогда, под Казанским Камнем, буквально на следующий день, подошли ко мне ребята из экспедиции и сказали, что дождями дорогу размывает, что можно её восстановить, расчистив кювет и поправив бровку… Всё время, пока мы работали, засучив рукава по локоть, поправляя дорогу, на нас изумлённо посматривали из не шибко часто проезжающих машин, чьи-то глаза. Возможно, эти глаза тоже что-то новое поняли в этой жизни, открытие для себя сделали. У многих из них, из тех, что тропить путь вдруг научились и радость служения своего познавших, тех, что из окна машин свои открытия сделал, ещё много дорог впереди. Счастливого пути вам по Русской дороге.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская дорога. Судьба России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других