Транспортная психология. Краткое учебное пособие

В. А. Колосов

Настоящее краткое пособие представляет собой систематизированное изложение ответов на основные вопросы по дисциплине «Транспортная психология».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Транспортная психология. Краткое учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

6.Представление, основные виды представлений, их свойства

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно, а сохраняются некоторое время в так называемых последовательных образах (первичных образах). Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, непреднамеренно (случайно) или преднамеренно, например, волевым усилием, этот образ предмета или явления, переживания или состояния может быть снова вызван нами. Это явление получило название «представление».

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.

Представление занимает особое место среди психических познавательных процессов. Л. М. Веккер предлагает считать представления вторичными образами.

«Представления есть необходимое посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигнальные мыслительные, или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже «специально человеческий «уровень психической информации».

Типы представлений.

Можно выделить несколько типов представлений.

1-, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления;

2-это представления воображения.

Необходимо отличать представления от первичных образов памяти и персеверирующих образов.

Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.

Первичные образы памяти имеют определенные схожие характеристики с последовательными образами:

1) они следуют сразу за восприятием объекта;

2) их продолжительность очень невелика;

3) их яркость, живость и наглядность гораздо больше, чем у наглядных представлений;

4) они являются копиями единичного восприятия и не содержат в себе никакого обобщения.

Персеверирующие образы — это непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, закрываешь глаза и в сознании всплывают достаточно яркие картины трудного события дня. Это же явление характерно и для слуховых образов, например, какая-нибудь мелодия навязчиво «звучит в ушах». Видимо, это та мелодия вызвала в прошлом сильное эмоциональное переживание.

Виды представлений.

Существуют различные способы классификации видов представлений.

По ведущим анализаторам (по модальностям)

В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

зрительные;

— слуховые;

— обонятельные;

— вкусовые;

— тактильные;

— температурные.

По степени обобщенности

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

— Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

— Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

— Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По происхождению

Третья классификация представлений — по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения.

— На основе восприятия. Это образы, возникающие на основе восприятия, то есть первичного чувственного отражения действительности.

— На основе мышления. Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Например, представления таких понятий как «справедливость» или «счастье».

— На основе воображения. Представления могут формироваться и на основе воображения. Такие представления составляет основу творчества. По степени волевых усилий

По степени проявления волевых усилий

Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

— Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Свойства представлений.

Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.

— Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.

— Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью.

— Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом.

— Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Функции представлений.

Выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сигнальная функция представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета или явления, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации о них, которая преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, сенсорных или двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача деятельности.

Настроечная функция представлений. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей Физической или социальной среды. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект идеомоторных, сенсомоторны и двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Взаимосвязи двигательных представлений с зрительными и слуховыми представлениями

Зрительные представления. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Однако чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе. Например, часто наши зрительные образы лишены объемности и воспроизводятся в виде картины, а не объемного предмета. Причем эти картины в одном случае могут быть красочными, а в других случаях — бесцветными.

Слуховые представленияэто речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво — интонационные речевые представления.

Двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, отмечается сокращение в мышцах. Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения.

Ощущения движений (двигательные представления) всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами — представлениями.

При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представления о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные представления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами, а речевые двигательные представления являются слиянием рече — двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо — двигательными (речевые представления). Это уже более сложные представления, требующие устойчивых связей различных анализаторных систем.

Следует обратить внимание на то, что слуховые представления также очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с двигательными ощущениями зачаточных движений речевого аппарата. Следовательно, слуховые и двигательные речевые представления — качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. Однако в этом случае мы с полным основанием можем говорить о том, что двигательные представления в равной степени связаны как со слуховыми образами, так и с двигательными ощущениями. Так, представляя какой-либо предмет, мы сопровождаем зрительное воспроизведение мысленным произнесением слова, обозначающего этот предмет, поэтому мы вместе со зрительным образом воспроизводим слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями.

Таким образом, все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно. Мы говорим об определенном классе (типе) представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают на первый план.

Роль представлений в подготовке и деятельности персонала

Велика роль представлений в подготовке и деятельности пилотов, диспетчеров, штурманов и других авиационных специалистов.

Следует обратить внимание на такие элементы деятельности как пространственная ориентация, процессы целеполагания и планирования, контроль результатов деятельности, идеомоторная тренировка, где существенна роль сложных форм представлений

Пространственная ориентация. Термин «пространственная ориентация» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, что принято называть образами пространства.

Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем, иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент. Весьма активно представлениями данного типа оперируют пилоты, диспетчера УВД. Пилоты мысленно, в целом или фрагментарно, могут до полета представить маршрут движения самолета как в нормальных, так и усложненных условиях, мысленно представить свои действия в этих условиях и их последствия. Причем образ полета по маршруту постоянно находится в их сознании. Диспетчер УВД, мысленно может представить траектории движения воздушных судов и способен заранее увидеть потенциально конфликтную ситуацию и приять необходимые действия.

Идеомоторная тренировка — мысленное представление последовательности выполнения практических действий.

Целеполагание — мысленное представление промежуточных и конечных целей практической деятельности.

Планирование — мысленное представление во времени и пространстве своих действий в практической деятельности.

Контроль результатов деятельности — сравнение полученного результата деятельности с «эталонными» представлениями результатами деятельности.

Прогнозирование результатов деятельности — сравнение прогнозируемого результата деятельности с с «эталонными» представлениями результатами деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Транспортная психология. Краткое учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я