Транспортная психология. Краткое учебное пособие

В. А. Колосов

Настоящее краткое пособие представляет собой систематизированное изложение ответов на основные вопросы по дисциплине «Транспортная психология».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Транспортная психология. Краткое учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

16. Психологическая система деятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Со временем индивидуальный способ деятельности отдельного человека («первооткрывателя» деятельности, исследователя) становиться достоянием других, их коллективным опытом, приобретает статус нормативно — одобренного способа деятельности, ориентированный на абстрактного исполнителя. НОСД выступает как общественная категория, в нем обобщен опыт и способности предшественников.

НОРМАТИВНО ОДОБРЕННЫЙ СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОСД) — это обобщенный и нормативно закрепленный инструкциями, рассчитанный на абстрактного человека и усредненные условия способ деятельности.

В соответствующих технологиях, наставлениях, инструкциях и других регламентирующих документах представлены обобщенные положения как выполнять нормативную деятельность. Процесс освоения конкретным человеком профессиональной деятельности можно представить как процесс «распредмечивания», индивидуализации НОСД, в результате которого формируется индивидуальный способ деятельности (ИСпД). Приобретая опыт выполнения деятельности, индивид развивается, формируя индивидуальный стиль деятельности (ИСД). ИСпД реализуется конкретной психологической системой деятельности (ПСД).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — это способ деятельности, учитывающий индивидуальные психологические и физические свойства и качества (особенности) человека.

Индивидуальный стиль деятельности обладает следующими отличительными признаками:

— он устойчив;

— наделен определенными личностными качества;

— является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Процессы формирования и функционирования психологической системы деятельности

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций конкретной деятельности, в плане достижения конкретной цели.

Любая деятельность (осознанное поведение) организуется в направлении вектора: мотив — цель деятельности. Она существует до тех пор, пока не будет достигнута цель, то есть не получен планируемый результат, удовлетворяющий потребности организации и исполнителей.

ЦЕЛЬ — мысленный результат, к которому стремиться человек (группа).

ПЛАН — мысленная последовательность действий во времени и пространстве, которая может превратить цель в результат деятельности.

Процесс формирования и реализации психологической системы деятельности включает три этапа:

— возникновение замысла;

— планирование деятельности;

— практическая деятельность.

Замысел деятельности возникает, если есть потребности, подкрепленные определенными побуждениями (мотивами: потребностями, интересами, стремлениями, влечениями и др.). В этом случае возникает зона объектов (предметов), способных удовлетворить эти потребности, т.е. возникает определенная, но все еще не конкретизированная мотивация.

На втором этапе — планируемой (мысленной) деятельности, уже отчетливо ясно какой — либо объект (предмет) способен удовлетворить потребность. Мотивация становиться определенной и ориентируется на конкретный объект, который является целью будущей деятельности. Параллельно возникает план достижения этой цели — мысленное представление во времени и пространстве последовательности действий, их результатов для достижения поставленной цели и, следовательно, удовлетворения возникшей потребности.

Практическая (исполнительная) деятельность- это реальное воплощение на практике планируемой деятельности.

Внутренняя — это планируемая деятельность, включающая в себя подструктуры мотивации, целеполагания и планирования.

Внешняя — это практическая деятельность. Она представлена мотивационной, оценочно-ориентировочной и исполнительной подструктурами, включающие в себя различные системы профессиональных знаний, навыков и умений.

Связующим звеном между планируемой и практической деятельностью является подструктура принятия решения. Принимается решение на перевод деятельности в практическую плоскость, на воплощение цели в результат.

Всякая деятельность имеет определенную структуру:

— Совместная деятельность (целостная деятельность) — это процесс совместной (внутренней и внешней) активности всех исполнителей, организованный и направленный к достижению единых коллективных целей (промежуточных и конечных) в соответствии с однонаправленной мотивацией и одинаковым пониманием способов достижения целей всеми участниками.

— Совместное действие — это основной элемент деятельности команды, который отвечает той или иной подцели совместной деятельности. Мотивы совместного действия имеют относительную самостоятельность, в основном они ориентированы на мотивы деятельности в целом.

— Совместное действие — относительно самостоятельный структурный элемент совместной деятельности, при которой индивидуальная деятельностей членов команды ориентирована на достижение единой для команды цели (подцели). Так, например, каждый этап полета следует рассматривать как сложное совместное действие экипажа

— Индивидуальная деятельность рассматривается как рабочая активность конкретного исполнителя в достижении конкретных индивидуальных целей (и подцелей) в рамках совместной деятельности или совместного действия команды, но обязательно в соответствии с мотивами и целями совместной деятельности.

Всякая индивидуальная деятельность человека представляет собой единство его мысленных (внутренних) и практических (внешних) действий и поступков. В деятельности человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием.

Индивидуальное действие — это процесс достижения исполнителем той или иной подцели индивидуальной деятельности, но обязательно с ориентацией на цели совместной деятельности (совместного действия). Необходимо отметить, что при выполнении индивидуальных действий возможна временная утрата исполнителем ориентации на цели совместной деятельности.

ДЕЙСТВИЕ это элементарная часть деятельности, в которой достигается простейшая цель, не разлагаемая на более простые.

Индивидуальное действие побуждается теми же мотивами, что и индивидуальная деятельность, но оно ориентировано на достижение лишь промежуточной цели, промежуточного результата. Оно может выполняться различными способами, выбор которых зависит от конкретных условий деятельности, возможностей и состояния исполнителя.

— Операция — это либо элемент индивидуального действия, либо конкретный способ его выполнения в конкретных условиях.

Операции имеют подчиненную роль по отношению к действию

Особенностью операции состоит в том, что она не отвечает ни мотиву, ни цели действия, а лишь тем условиям, в которых задана эта цель или задача. Понятие условия в данном случае трактуется широко, включая как внешние условия деятельности, так и внутренние, связанные с индивидуальными возможностями исполнителя ее реализовать. Следует отметить, что на уровне выполнения операции осознаваемость, а, следовательно, и целесообразность деятельности может быть утрачена

— Функциональные блоки — это структурные единицы операций. Так, на основе микроструктурного анализа операций слежения были выявлены

— блок формирования программ моторных инструкций (он связан с латентной скрытой стадией начала движений);

— блок реализации программы (определяет стадию выполнения движений);

— блок контроля и коррекции.

Указанные блоки фактически отражают соответственно ориентировочно — исследовательскую, исполнительную и контролирующую функции операции. Они реализуются одиночными или групповыми взаимосвязанными сенсорными, интеллектуальными и моторными актами, включенными в структуру функциональных блоков. Например, при слежении пилотом за показаниями приборов — это акты перемещения взгляда, акты восприятия и оценки полетной информации.

При дальнейшей, более углубленной декомпозиции деятельности она будет представлена отдельными психическими и психофизиологическими процессами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Транспортная психология. Краткое учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я