В третьей части тома 5 приводятся документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Горбачева. В этот год автор, продолжая работать председателем Советского райисполкома города Орска, столкнулся с противостоянием со стороны партаппарата его попыткам демократизации работы Совета народных депутатов. «Дело» мясокомбината.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1987 год
В ЦЕНТРАЛЬНОМ КОМИТЕТЕ КПСС. О работе Красноярского крайкома КПСС по улучшению социально-бытовых условий трудящихся
Центральный Комитет КПСС рассмотрел вопрос «О работе Красноярского крайкома КПСС по улучшению социально-бытовых условий трудящихся».
В принятом постановлении отмечалось, что в Красноярском крае развитие производства на ряде предприятий успешно сочеталось с расширением, реконструкцией и модернизацией объектов социальной сферы. На Норильском горно-металлургическом комбинате им. А. П. Завенягина,
Красноярском металлургическом заводе им. В. И. Ленина, в Хакасской птицефабрике, в совхозе им. 60-летия Октября, некоторых других были созданы необходимые социально-бытовые условия для труда, быта, учебы и отдыха.
В то же время, как показывал анализ развития экономики, в крае сложилось хроническое отставание социальной инфраструктуры от потребностей быстроразвивающегося народного хозяйства. По насыщенности основными промышленно-производственными фондами, объемам капитального строительства край занимал в РСФСР ведущие места, а по социально-бытовым условиям для трудящихся значительно отставал от среднереспубликанского уровня. Увеличивавшийся разрыв между производственной и социальной сферами не позволял эффективно использовать созданный здесь потенциал. Темпы роста производства и производительности труда в промышленности снизились, задания в прошлой пятилетке по этим показателям не были выполнены. Использование основных фондов ухудшилось.
Бюро крайкома КПСС, крайисполком, партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные и комсомольские органы края, городов и районов не развернули действенной борьбы за выполнение планов жилищного и культурного строительства. Многие граждане нуждались в благоустроенном жилье.
Оставалась острой проблема устройства детей в сады и ясли. Слабо была развита сеть родильных домов, детских специализированных больниц. В запущенном состоянии находилась значительная часть клубов, домов культуры. Существенно не хватало сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Производственно-бытовые условия трудящихся многих объединений, предприятий, организаций находились в неудовлетворительном состоянии.
Крайком КПСС и крайисполком не приняли исчерпывающих мер для улучшения снабжения населения продуктами питания за счет максимального использования местных резервов. Сократилось производство продукции животноводства в личных хозяйствах граждан. Каждое третье производственное предприятие не имело своих подсобных хозяйств.
Отставало от запросов трудящихся торговое, бытовое, медицинское обслуживание. В ряде мест, и прежде всего во вновь осваиваемых и сельских районах, допускались перебои в торговле товарами достаточного ассортимента, низка была культура обслуживания. Не удовлетворялся спрос населения на многие виды платных услуг. Треть предприятий промышленности еще не занималась выпуском товаров народного потребления.
Недооценка роли человеческого фактора, неустроенность жизни и быта людей, невнимание к повседневным нуждам и запросам трудящихся вызывали повышенную миграцию населения и текучесть кадров, затрудняли формирование стабильных трудовых коллективов. Особенно неблагополучное положение сложилось на объектах КАТЭКа, Саянского ТПК, предприятиях лесной промышленности.
В постановлении отмечалось, что преодоление крупных недостатков в социально-экономическом развитии упиралось в серьезное отставание строительного комплекса. Соответствующие министерства, крайком партии и крайисполком не приняли своевременных и решительных мер по наращиванию мощностей и реконструкции производственной базы строительных организаций. Объемы работ, выполнявшиеся основными организациями, за годы последней пятилетки не увеличились.
Центральный Комитет КПСС обратил внимание Красноярского крайкома КПСС и его первого секретаря т. Федирко П. С., крайисполкома и его председателя т. Плисова В. В. на серьезные промахи и недостатки в руководстве партийными, советскими, профсоюзными и хозяйственными органами по улучшению социально-бытовых условий трудящихся.
ЦК КПСС потребовал от крайкома партии, партийных комитетов, исполкомов местных Советов народных депутатов, профсоюзных и комсомольских органов коренным образом изменить отношение к развитию социальной сферы. Усилить контроль за выполнением постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о комплексном развитии производительных сил края. Осуществить меры по созданию надлежащих социально-бытовых условий трудящимся, как решающему фактору крутого перелома в повышении эффективности производства, всестороннего развития личности.
На основе ускоренного развития социальной сферы последовательно и настойчиво сокращать неоправданную ми грацию и текучесть кадров, обеспечить формирование стабильных высокоорганизованных трудовых коллективов, значительное повышение отдачи созданного мощного производственного потенциала. Мобилизовать трудовые коллективы на решительное преодоление отставания в осуществлении социальных задач, безусловное выполнение плановых заданий и существенное увеличение объемов строительства жилых домов, социально-бытовых и природоохранных объектов, особенно в районах активного хозяйственного освоения. Обеспечить комплексность и сбалансированность в развитии производственной и социальной сфер.
Партийным и советским органам, хозяйственным руководителям края было предложено шире распространять инициативы коллективов Горьковского автозавода, АвтоВАЗа, собственный опыт передовых предприятий по использованию дополнительных возможностей ускоренного решения социальных проблем, в том числе — по расширению предприятиями и объединениями хозяйственного способа строительства жилья и объектов соцкультбыта, привлечению трудовых коллективов к строительству молодежных жилых комплексов, благоустройству городов и населенных пунктов.
Была подчеркнута необходимость повышения ответственности местных Советов народных депутатов за комплексное экономическое и социальное развитие подведомственных им территорий, качество застройки и улучшение архитектурного облика городов, рабочих поселков и сел, наведение строгого порядка в приемке домов и других объектов. Следовало широко привлекать к этой работе постоянные комиссии, депутатские посты и группы. Решительно пресекать любые попытки хозяйственных руководителей исключать из планов сооружение социально-культурных и коммунальных объектов. Особое внимание обратить на координацию работы предприятий и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, по строительству объектов социально-бытовой инфраструктуры и улучшению природопользования.
Центральный Комитет КПСС обязал крайком партии и крайисполком разработать и реализовать дополнительные меры по значительному
улучшению снабжения населения продуктами питания за счет местных ресурсов: увеличения производства сельскохозяйственной продукции в колхозах и совхозах, подсобных хозяйствах населения и предприятий, расширения производственной и заготовительной деятельности потребительской кооперации. Обеспечить более полное удовлетворение спроса населения на товары и платные услуги, коренное улучшение торгового, медицинского, культурно-бытового обслуживания, организации общественного питания.
ЦК КПСС обязал крайком КПСС, горкомы, райкомы партии повысить уровень организаторской и политической работы в трудовых коллективах сферы обслуживания. Укрепить руководящие должности инициативными, компетентными кадрами. Сосредоточить их усилия на эффективном использовании созданной здесь материальной базы, ее технической реконструкции и модернизации, на повышении качества труда, улучшении жилищных условий, быта и отдыха, нравственного воспитания работников этой сферы.
Было поручено Госплану СССР, совместно с министерствами и ведомствами, осуществлявшими освоение минерально-сырьевых ресурсов Красноярского края, устанавливать пропорции выделяемых средств на производственное и непроизводственное строительство с таким расчетом, чтобы развитие социальной сферы обеспечивало своевременный ввод и эффективное использование производственных мощностей.
Была отмечена недопустимая медлительность по наращиванию мощностей строительно-монтажных организаций со стороны Минуралсибстроя СССР, Минуглепрома СССР и других министерств, участвовавших в развитии производительных сил края.
Подрядным строительным министерствам, ведущим работы в крае, крайисполкому было предложено ликвидировать допущенное отставание в развитии базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов, принять меры по улучшению использования имевшихся мощностей, налаживанию ритмичной работы занятых здесь трудовых коллективов, резкому сокращению текучести кадров и потерь рабочего времени. Создать необходимые производственные и бытовые условия для двухсменной работы, стабилизировать трудовые коллективы.
Было признано необходимым, чтобы Минэнерго СССР, Минуглепром СССР, Минцветмет СССР, Минлесбумпром СССР, Минтяжмаш СССР, Минуралсибстрой СССР, другие министерства и ведомства приняли действенные меры для достижения к концу двенадцатой пятилетки нормативной обеспеченности трудящихся края предприятиями торговли, общественного питания и службы быта, особенно в районах новостроек.
Было обращено внимание партийных комитетов соответствующих министерств и ведомств на необходимость усилить контроль за работой центрального аппарата по выполнению постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о комплексном развитии производительных сил Красноярского края, улучшении социально-бытовых условий трудящихся.
ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам партии, горкомам и райкомам, первичным партийным организациям было предложено тщательно проанализировать положение дел в социально-бытовой сфере и принять конкретные меры для ее успешного развития. Повысить ответственность руководителей за создание условий для высокопроизводительного труда, здорового быта и содержательного отдыха трудящихся. Решать социальные вопросы на широкой демократической основе, опираясь на мнение органов самоуправления трудящихся, активно проводить в жизнь принципы социальной справедливости.
Средствам массовой информации — печати, телевидению и радио было рекомендовано обстоятельно показывать деятельность партийных, советских, профсоюзных и хозяйственных органов по улучшению социально-бытовых условий трудящихся. Подвергать острой критике тех руководителей, которые не обеспечивали выполнение планов социального развития.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других