Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 3

Борис Мирошин

В третьей части тома 5 приводятся документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Горбачева. В этот год автор, продолжая работать председателем Советского райисполкома города Орска, столкнулся с противостоянием со стороны партаппарата его попыткам демократизации работы Совета народных депутатов. «Дело» мясокомбината.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В ЦЕНТРАЛЬНОМ КОМИТЕТЕ КПСС и СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР. О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве».

Постановление обязывало ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы и горкомы партии, Министерство высшего и среднего специального образования СССР, министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик принять меры по коренному совершенствованию деятельности высших учебных заведений, сосредоточить усилия партийных, советских и хозяйственных органов, ректоратов, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций вузов на выполнении установок XXVII съезда партии, требований январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по перестройке высшего образования, рассматривая эту работу как одну из неотложных, важнейших задач ускорения социально-экономического развития страны, современной кадровой политики.

В постановлении подчеркивалось, что высшая школа была призвана оказывать долговременное, все возрастающее воздействие на ускоренное движение вперед социалистического общества, динамичное преобразование экономики, совершенствование общественных отношений, коренную перестройку всех сторон его жизни. Особая роль принадлежала ей в развитии духовной культуры народа, в активизации человеческого фактора. Исходя из этого, необходимо было выйти на новое качество подготовки специалистов в тесной связи с коренным улучшением их использования, обогатить идейно-теоретическое, гуманитарное содержание высшего образования, усилить его связь с общественной практикой. Обеспечить подготовку кадров, сочетающих глубокую профессиональную компетентность и идейную убежденность, высокую культуру, гражданскую активность, воспитанных в духе коммунистической нравственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма. Формировать у специалистов стремление к постоянному обогащению и обновлению знаний, современное экономическое мышление, навыки научной организации управленческой деятельности, способности инициативно и ответственно решать задачи научно-технического, социального и культурного прогресса.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР было поручено осуществить коренную перестройку учебного процесса и структуры подготовки кадров. Обеспечить переход к подготовке специалистов широкого профиля на основе сочетания фундаментальных общенаучных, общепрофессиональных знаний и направленной практической подготовки. Для более полного учета интересов отраслей народного хозяйства в процессе обучения студентов проводить специализацию их подготовки с участием предприятий и организаций. Было выдвинуто требование пересмотреть по согласованию с Госпланом СССР, заинтересованными министерствами и ведомствами структуру подготовки кадров и к 1987/88 учебному году утвердить новый перечень специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в высших учебных заведениях, значительно сократив число специальностей. Обеспечить постоянное обновление номенклатуры специальностей в соответствии с потребностями отраслей народного хозяйства и основными тенденциями развития науки и техники. Разработать и ввести не позднее 1988/89 учебного года новые учебные планы и программы.

Предусматривалось содержание и сроки подготовки специалистов дифференцировать в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности — технологической, эксплуатационной, управленческой, конструкторской, исследовательской и другой. Организовать подготовку кадров дли научных учреждений, конструкторских и проектных организаций, наукоемкого производства и научных подразделений предприятий по их заявкам, в том числе путем перевода студентов, проявивших склонности к научному и техническому творчеству, на индивидуальные учебные планы с продлением общего срока обучения до 6 лет, а также в форме научной стажировки. Определять перечень высших учебных заведений, в которых могла осуществляться подготовка указанных специалистов, согласуя ее объемы с Госпланом СССР.

Учебным заведениям предоставлялось право использовать, по их усмотрению, до 15 процентов учебного времени для оперативного отражения в учебных планах и программах новейших достижений в соответствующих областях науки и техники, а также характера будущей работы специалиста.

В целях развития творческих способностей будущих специалистов, усиления индивидуальной подготовки было признано необходимым:

предусмотреть при проведении практических, семинарских и лабораторных занятий деление учебной группы на две подгруппы;

сократить количество обязательных аудиторных занятий на дневных отделениях. Значительно повысить роль самостоятельной работы студентов, улучшить ее планирование и организацию, усилить контроль и помощь со стороны преподавателей. Было установлено, что учебно-методическое руководство самостоятельными занятиями студентов является видом учебной работы преподавателя, на которую отводилось до 12 часов в неделю на I — III курсах и до 16 часов — на старших курсах;

широко применять дискуссии, деловые игры, моделирование производственных ситуаций и другие активные методы обучения. Развивать научно-исследовательскую работу студентов как обязательный элемент подготовка специалистов.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считали, что первостепенной обязанностью профессоров и преподавателей высшей школы являлось неуклонное проведение в жизнь ленинского принципа единства обучения и воспитания в подготовке специалистов. Важно было обеспечить решающую роль учебного процесса в формировании духовных устоев личности современного советского интеллигента, его научного мировоззрения, широкого кругозора. Необходимо было в курсах лекций, на семинарских и практических занятиях убедительно раскрывать социальные приоритеты и гуманистические ценности социализма, роль и место человеческого фактора в совершенствовании советского общества. Систематически рассматривать на заседаниях ученых советов институтов и факультетов, на кафедрах методологические аспекты изучаемых предметов. Развивать у студентов диалектическое мышление, раскрывать сущность явлений во всей их полноте, многообразии и противоречиях.

Требовалось углублять фундаментальную подготовку студентов, вести преподавание всех дисциплин на уровне высших достижений современной науки. Усилить междисциплинарные связи изучаемых предметов. На основе математизации общенаучных и специальных дисциплин добиваться овладения специалистами современными методами и средствами научного анализа. Обеспечить непрерывное, на протяжении всего периода обучения, экономическое образование, а также правовую и экологическую подготовку студентов. Предоставить им более широкую возможность для изучения вопросов теории и истории отечественной и мировой культуры.

Перед ректоратами, партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями вузов была поставлена задача создавать в студенческих коллективах обстановку напряженного творческого труда по овладению знаниями, атмосферу принципиальной взаимной требовательности. Всемерно развивать и поощрять состязательность студентов в учебе, воспитывать у них целеустремленность, волю, усердие, высокую ответственность за результаты своего труда.

Было признано необходимым совершенствовать систему отбора будущих специалистов в течение всего срока их обучения. В этих целях предусматривалось:

улучшить организацию экзаменов и зачетов как важного инструмента объективной и строгой оценки знаний студентов;

решительно избавляться уже на младших курсах от студентов, допускающих безответственное отношение к учебе;

практиковать в высших учебных заведениях аттестацию студентов дневных отделений по завершении изучения общенаучных и общепрофессиональных дисциплин. По результатам аттестации осуществлять распределение по специализациям, отбирать лучших студентов на углубленную подготовку с продленным сроком обучения, в том числе путем перевода в ведущие вузы студентов, рекомендованных другими учебными заведениями;

поднять роль государственных экзаменационных комиссий в обеспечении взыскательной оценки качества подготовки специалистов;

расширить практику перевода студентов, обучающихся без отрыва от производства и добившихся высоких результатов в учебе, на дневную форму обучения.

Были выдвинуты требования повысить уровень организации учебного процесса — важного фактора воспитания студентов в духе высокой дисциплины и собранности, обеспечить рациональные расписания занятий, четкую работу кафедр, лабораторий, библиотек, всех подразделений, создавать благоприятные условия для творческой работы преподавателей и студентов, решительно укреплять дисциплину, дорожить каждым часом занятий.

В целях повышения качества учебного процесса, широкого развития и углубления индивидуальных форм обучения, устранения зависимости численности преподавателей от отсева студентов было предусмотрено определять численность профессорско — преподавательского состава вузов по дневной форме обучения исходя из контингента студентов, рассчитанного в соответствии с планами приема и установленным сроком обучения без учета отсева, а по остальным формам обучения — по фактическому контингенту. Переход на этот метод расчета численности преподавателей будет осуществлен постепенно по курсам обучения начиная с 1988 года. Была поставлена задача приступить в двенадцатой пятилетке к постепенному снижению соотношения среднего числа студентов, приходящихся на одного преподавателя, в основном довести его в среднем по стране в тринадцатой пятилетке по дневной форме обучения до 1: 8, по вечерней — до 1: 15, по заочной — до 1: 35. При уменьшении планов приема студентов численность преподавателей в вузах не будет сокращаться до достижения соотношений, установленных на тринадцатую пятилетку.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР, ректорам и партийным организациям высших учебных заведений было поручено осуществить меры по значительному повышению идейно-теоретического и методического уровня преподавания общественных наук как незыблемой основы формирования марксистско-ленинского мировоззрения и идейной убежденности специалиста. Привести содержание учебных курсов в соответствие с решениями XXVII съезда партии, положениями и выводами Политическою доклада ЦК КПСС съезду, новой редакции Программы КПСС и установками ЦК КПСС, выдвинутыми на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук (1986 г.) в Кремле. В процессе преподавания общественных наук всесторонне и глубоко раскрывать революционно преобразующую деятельность Коммунистической партии на современном этапе, ее борьбу за ускорение социально-экономического развития страны, совершенствование хозяйственного механизма, перестройку всех сторон общественной жизни в духе требований январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС.

Было предложено создать условия для систематического и основательного изучения студентами трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, документов КПСС. Увеличить время на проведение семинарских занятий и организацию самостоятельной работы студентов за счет сокращения лекционных курсов, перейти повсеместно к чтению проблемных лекций по узловым вопросам марксистско-ленинской теории, обеспечить активное участие студентов в каждом семинаре с зачетом по всем изучаемым темам.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР было поручено совместно с Академией наук СССР, Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Академией общественных наук при ЦК КПСС подготовить новые учебники на основе разработанных единых учебных программ по истории КПСС, философии, политической экономии и научному коммунизму. Во всех высших учебных заведениях устанавливался итоговый государственный экзамен по марксизму-ленинизму.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР обязали Министерство высшего и среднего специального образования СССР, Госплан СССР, министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик обеспечить в текущей пятилетке переход на новый тип взаимодействия высшей школы, производства и науки, предусматривающий, как правило, целевую подготовку специалистов на основе договоров, заключаемых между министерствами и ведомствами для которых готовятся кадры и Министерством высшего и среднего специального образования СССР, а также другими министерствами и ведомствами, имеющими в своем подчинении вузы, и непосредственно между предприятиями, организациями и высшими учебными заведениями в рамках государственных планов подготовки специалистов. Было установлено, что министерства и ведомства отраслей материального производства должны были возмещать Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, имевшим вузы, Советам Министров союзных республик часть затрат на обучение студентов, связанных с обеспечением требуемого качества подготовки специалистов, из централизованных фондов и резервов министерств и ведомств. Предприятия (организации) компенсировали министерствам и ведомствам эти средства из фонда развития производства, науки и техники. Размеры отчислений определялись на основе норматива частичного возмещения затрат на подготовку одного специалиста и лимитов ежегодного направления министерствам и ведомствам молодых специалистов. По предложению Госплана СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Министерства финансов СССР указанный норматив на 1988—1990 годы был установлен в размере 3.000 рублей.

Отчисляемые средства будут использоваться в качестве источника финансирования капитальных вложений на строительство и реконструкцию объектов высшей школы, на приобретение оборудования, приборов, средств вычислительной техники. Госплану СССР по предложениям Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР, в подчинении которых находились вузы, было предложено предусматривать лимиты капитальных вложений, строительно-монтажных и подрядных работ на указанные цели с учетом средств, полученных ими в порядке частичного возмещения затрат на подготовку специалистов.

Госплану СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР было дано поручение улучшить систему планирования

подготовки специалистов, определения реальной потребности в кадрах.

На Министерство высшего и среднего специального образования СССР возлагалось:

разработка совместно с Академией наук СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике при составлении комплексной программы научно-технического прогресса СССР на двадцатилетний период прогнозов подготовки специалистов с учетом развития производительных сил и перспективных направлений науки и техники;

подготовка совместно с министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик и представление в Госплан СССР предложений к проекту Основных направлений экономического и социального развития СССР в части подготовки специалистов и укрепления материально-технической базы высшей школы;

формирование в установленном порядке проектов пятилетних и годовых планов подготовки специалистов по укрупненным показателям (группам специальностей) с учетом заключенных договоров с министерствами и ведомствами. Утверждение пятилетних планов целевой подготовки специалистов с высшим образованием на основе предложений Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР, имевших в своем подчинении высшие учебные заведения, и заказов министерств и ведомств СССР, для которых осуществлялась подготовка специалистов.

Госплану СССР в текущей пятилетке предстояло перейти к планированию подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием по укрупненным показателям (группам специальностей), а в необходимых случаях — по конкретным специальностям. Госплану СССР совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР было рекомендовано предусмотреть сокращение плана приема по ряду инженерно-технических специальностей с учетом устранения излишества инженерных должностей в отраслях народного хозяйства; разрабатывать и доводить до министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик пятилетние (с разбивкой по годам) лимиты направления им выпускников дневных отделений высших учебных заведений.

Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства СССР, имевшие высшие учебные заведения, на основе заданий государственных планов подготовки специалистов будут разрабатывать и по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования СССР утверждать планы подготовки специалистов по специальностям.

В постановлении подчеркивалось, что Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства СССР, руководители объединений, предприятий и организаций выявляли реальную потребность в кадрах и несли полную ответственность за обоснованность заявок на специалистов.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами было поручено улучшить практическую подготовку специалистов и организацию производственной практики студентов. Было определено, что на каждом этапе обучения студентов их производственная, практическая подготовка должна была осуществляться совместно с базовыми предприятиями, учреждениями и организациями на принципах совмещения учебы с производительным трудом с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей, в том числе на рабочих местах, требующих высокой профессиональной подготовки, а также на должностях техников, инженеров, экономистов и других специалистов.

Было признано целесообразным обеспечить получение каждым студентом, прежде всего инженерных, инженерно-экономических и сельскохозяйственных вузов, рабочей профессии по профилю своей специальности, а также овладение первичными навыками профессиональной деятельности в соответствии с характером будущей работы. Предусматривалось создать на передовых предприятиях учебно-научно-производственные комплексы, объединяющие филиалы кафедр, совместные научно-исследовательские подразделения, экспериментально-производственные участки. Было разрешено использовать учебные центры (учебные полигоны), организуемые в составе передовых объединений, научно-исследовательских организаций и конструкторских бюро, для практической подготовки студентов и повышения квалификации преподавателей вузов.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали необходимым перестроить систему подготовки специалистов без отрыва от производства, решительно устранить имевшиеся в ней серьезные недостатки. Было предложено упорядочить подготовку специалистов по заочной форме обучения. Определить к 1987/88 учебному году перечень специальностей, по

которым наиболее целесообразно осуществлять такую подготовку. Пересмотреть сеть высших учебных заведений и их структурных подразделений, ведущих обучение по заочной форме, концентрируя его преимущественно в вузах, имеющих дневную форму обучения по соответствующим или родственным специальностям, располагающих квалифицированным профессорско-преподавательским составом и необходимой учебно-лабораторной базой. Зачислять на заочные и вечерние отделения высших учебных заведений прежде всего лиц с соответствующим средним специальным образованием и лиц, работающих по профилю данной специальности.

Обращалось внимание ректоров высших учебных заведений, осуществлявших подготовку специалистов без отрыва от производства, на создание необходимых условий для обучения в вузе молодежи, работающей на предприятиях и в организациях с двух — и трехсменным режимом работы. Было предложено усилить требовательность к оценке знаний студентов, обучавшихся без отрыва от производства, обеспечить систематический контроль за усвоением ими материала и полным выполнением учебного плана. Руководители предприятий и организаций должны были оказывать необходимую помощь и содействие работникам, обучавшимся без отрыва от производства, обеспечить рациональное их использование как в период учебы, так и по завершении обучения.

Перед Министерством высшего и среднего специального образования СССР, ректоратами высших учебных заведений была поставлена задача осуществить всестороннюю компьютеризацию учебного процесса. Обеспечить выделение в период обучении не менее 250—300 часов дисплейного времени для студентов инженерно-технических и экономических вузов и 100 часов — для студентов других вузов. Организовать на базе ведущих вузов разработку методических, психологических и других проблем, связанных с использованием вычислительной техники в учебном процессе, а также переподготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области компьютерной технологии обучения. Обеспечить централизованную разработку и тиражирование прикладных программ для учебных дисциплин и программных средств автоматизированных обучающих систем, имея в виду создать к 1990 году на этой основе общесоюзный банк информации для компьютерного обучения. Активнее использовать передовой зарубежный опыт и возможности международного сотрудничества, прежде всего с социалистическими странами, в области компьютеризации обучения.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, имевшим высшие учебные заведения, ректоратам, партийным организациям вузов было предложено кардинально улучшить отбор на учебу наиболее подготовленной молодежи различных социальных групп. Совместно с Министерством просвещения СССР, Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ЦК ВЛКСМ развивать и совершенствовать долговременные формы профессиональной ориентации молодежи. Выявлять наиболее способных юношей и девушек для поступления в высшие учебные заведения. Обеспечить объективность конкурсного отбора при неукоснительном соблюдении принципов социальной справедливости. Исключить протекционизм, взяточничество и другие негативные явления при приеме в вузы. Привлекать к строгой административной и партийной ответственности должностных лиц и руководителей вузов, допускающих нарушения и отклонения от установленных правил приема. Осудить практику снижения требований к уровню знаний абитуриентов ради выполнения установленных заданий приема при малом конкурсе поступающих.

Было признано целесообразным предоставлять преимущества при приеме на обучение по специальностям: инженерно-техническим — лицам, имеющим опыт производственной работы по профилю избранной специальности, соответствующее профессионально-техническое или среднее специальное образование, способности к техническому творчеству; педагогическим — лицам, имеющим склонность и опыт работы с детьми, рекомендации педагогических советов школ, трудовых коллективов и районных (городских) комитетов комсомола; сельскохозяйственным — прежде всего молодежи, проявившей интерес и склонности к труду в сельскохозяйственном производстве. На медицинские специальности (начиная с 1989 года) принимать юношей и девушек, проработавших в качестве младшего и среднего медицинского персонала не менее 2 лет и имевших рекомендации соответствующих медицинских учреждений. Преимущества при приеме во все высшие учебные заведения предоставлять также уволенным в запас военнослужащим.

Было установлено, что на подготовительные отделения при высших учебных заведениях будут приниматься передовые рабочие всех отраслей народного хозяйства и колхозники со стажем работы не менее 2 лет, а также другие лица, приравненные к указанным категориям молодежи.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли было поручено принять меры по созданию высококачественных учебников и учебных пособий для высших учебных заведении, отвечавших современным требованиям, более полному обеспечению студентов учебной литературой, привлечь к их написанию и рецензированию видных ученых, специалистов народного хозяйства. Было предусмотрено шире практиковать конкурсы по созданию учебников, ускорить выпуск учебной литературы, обеспечить ее систематическое обновление, повысить ставки авторского вознаграждения за написание учебников и учебных пособий для высших учебных заведений.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, имеющим вузы, указано на необходимость повышения роли библиотек высших учебных заведений как важного звена системы научно-информационного обслуживания студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников. Было предложено укрепить материальную базу библиотек, расширить читальные залы, оборудовать читательские места техническими средствами индивидуального пользования. Оснастить библиотеки средствами автоматизации, механизации библиотечных процессов, видео — и копировальной техникой. Начиная с 1988 года для библиотек высших учебных заведений дополнительно выделяется 5 тыс. экземпляров книг «Библиотечная серия» каждого наименования.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по кинематографии и Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию было предложено осуществить в двенадцатой пятилетке мероприятия по широкому развитию учебного кино и телевидения. Организовать выпуск и прокат видеокассет с учебным материалом для высших учебных заведений. Укрепить материально-техническую базу центральной лаборатории «Союзвузфильм» Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Организовать передачи по телевидению для студентов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, в первую очередь по общенаучным дисциплинам.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали необходимым ускорить развитие материально-технической базы высшей школы, направлять на эти цели наряду с государственными ассигнованиями также средства отраслевых министерств и ведомств, для которых осуществлялась подготовка специалистов.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Госснабу СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик была поставлена задача обеспечить в двенадцатой — четырнадцатой пятилетках строительство для высших учебных заведений учебно-лабораторных зданий общей площадью 18 млн. кв. метров, в том числе 2 млн. кв. метров в 1987—1990 годах. Было поручено разработать и осуществить комплексную программу укрепления учебно-лабораторной базы высших учебных заведений, строительства общежитий и объектов социально-культурного назначения на период до 2000 года, привлекая для этих целей средства министерств и ведомств с их согласия. Принять меры для создания в двенадцатой пятилетке задела по строительству объектов высшей школы в тринадцатой и четырнадцатой пятилетках.

Исходя из необходимости приведения материально-технической базы высших учебных заведений к нормативным требованиям и учитывая значительное увеличение в связи с этим объемов строительства в тринадцатой и четырнадцатой пятилетках, разрешить Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик разрабатывать в двенадцатой пятилетке проектно-сметную документацию на строительство и реконструкцию вузов в тринадцатой пятилетке. Госплану СССР и Советам Министров союзных республик увеличить установленный на двенадцатую пятилетку норматив предельных затрат на проектно-изыскательские работы по объектам высшей школы, осуществляемые за счет капитальных вложений.

Постановление обязывало Министерство высшего и среднего специального образования СССР, ВЦСПС, министерства и ведомства СССР, имевшие высшие учебные заведения, Советы Министров союзных республик и исполкомы Советов народных депутатов принять меры к улучшению жилищно-бытовых условий, медицинского и санаторно-курортного обслуживания работников высшей школы.

Министерствам и ведомствам СССР было разрешено выделять высшим учебным заведениям капитальные вложения на строительство жилых домов для профессорско — преподавательского состава и научных работников вузов. Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Советам Министров союзных республик были установлены задания на строительство в 1987 — 1990 годах и в период до 2000 года жилых домов, поликлиник и санаторно-курортных учреждений для профессорско-преподавательского состава.

Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик было предложено обеспечить подведомственные высшие учебные заведения средствами вычислительной техники в первоочередном порядке.

В постановлении предусматривалось дальнейшее развитие материально-технической базы издательско-полиграфических предприятий высших учебных заведений. В ряде вузов создавались издательства. Вновь организуемые и некоторые существовавшие издательства при высших учебных заведениях были переведены в категорию центральных и республиканских.

Было намечено увеличить мощности предприятий Всесоюзного специализированного научно-производственного объединения «Союзвузприбор» по производству типового учебного оборудования, тренажеров и других технических средств обучения.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали необходимым в целях практического закрепления профессиональных знаний и навыков у выпускников высших учебных заведений по полученной специальности, повышения их ответственности за результаты трудовой деятельности, улучшения использования специалистов в народном хозяйстве установить, что после трех лет работы по месту распределения молодой специалист проходил специальную аттестацию и по ее результатам ему вручался квалификационный аттестат. Итоги аттестации, проводимой на предприятиях и в организациях с участием высших учебных заведений, рассматривались как важный критерий качества подготовки специалистов в высшей школе.

Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов, руководителям предприятий, организаций, учреждений и высших учебных заведений было поручено принять меры к совершенствованию распределения выпускников, повышению ответственности за своевременное прибытие их к местам назначения, созданию для них необходимых жилищно-бытовых и производственных условий.

В этой связи было установлено, что:

должности по штатному расписанию, на которые в текущем году должны были быть приняты по направлениям комиссии по персональному распределению выпускники высших учебных заведений, не подлежали замещению другими работниками. В случае производственной необходимости на эти должности могли быть приняты работники на срок до назначения на них молодых специалистов;

лицам, окончившим с отличием высшие учебные заведения, выплачивалась в пределах схемы должностных окладов более высокая заработная плата, которая сохранялась до первого изменения должностного оклада в соответствии с решением аттестационных комиссий;

лица, окончившие высшие учебные заведения и направленные на работу в другую местность на предприятия, в учреждения и организации, не имевшие собственного жилищного фонда и не осуществлявшие жилищного строительства, а также не принимавшие долевого участия в жилищном строительстве, обеспечивались жилой площадью исполкомами местных Советов народных депутатов по ходатайствам соответствующих предприятий, учреждений и организаций в порядке, предусмотренном пунктом 3 постановления Совета Министров СССР от 15 июля 1981 г. N677;

предприятия, учреждения и организации (кроме совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий), а также исполкомы местных Советов народных депутатов при недостаточности собственного жилищного фонда или временном затруднении во внеочередном предоставлении жилого помещения могли арендовать у граждан жилые помещения для предоставления их выпускникам учебных заведений, прибывшим на работу по персональному распределению, с доплатой к установленным предельным ставкам квартирной платы, но не более 10 рублей в месяц на одного работника;

предприятия и организации могли выдавать в необходимых случаях молодым специалистам ссуды из своих фондов на вступление в жилищно-строительные кооперативы;

в случае неявки на работу или отказа приступить к работе по месту персонального распределения без уважительных причин, а также увольнения до истечения установленного срока работы за нарушение трудовой дисциплины или увольнения без уважительных причин выпускники учебных заведений возмещали предприятиям и организациям расходы, связанные с выплатой им стипендий за время обучения за счет средств этих предприятий и организаций.

Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам на основе аттестации рабочих мест было рекомендовано разработать и утвердить в 1988 году отраслевые номенклатуры должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, с учетом требований общеотраслевых квалификационных характеристик соответствующих должностей, рационального соотношения специалистов с высшим и средним специальным образованием и нового перечня специальностей высших учебных заведений.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР была поставлена задача улучшить управление высшей школой, сосредоточить внимание Министерства высшего и среднего специального образования СССР на проведении единой государственной политики в области высшего образования, разработке перспектив его развития, усилить контрольные функции министерства и государственное инспектирование качества обучения. Поднять уровень организационного и научно-методического руководства высшими учебными заведениями независимо от их ведомственной подчиненности, повысить требовательность к министерствам высшего и среднего специального образования союзных республик, отраслевым министерствам и ведомствам за результаты деятельности вузов. Ввести с 1987 года в рамках государственного инспектирования регулярную аттестацию высших учебных заведений (факультетов, кафедр), в ходе которой комплексно оценивать уровень учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы, качественный состав преподавательских кадров, состояние материальной базы. Осуществить с учетом возможностей межведомственной и межреспубликанской кооперации в подготовке специалистов меры по более четкой специализации учебных заведений, ликвидации распыленности в подготовке кадров по многочисленным вузам при незначительных контингентах. В этих целях предусматривалось принять в 1987—1988 годах соответствующие меры по упорядочению существующей сети учебных заведений, упразднению ряда вузов, филиалов, факультетов, кафедр и лабораторий, учебно-консультационных пунктов, не располагающих квалифицированными научно-педагогическими кадрами и необходимой учебно-лабораторной базой.

Было предусмотрено усилить влияние Министерства высшего и среднего специального образования СССР на подбор ректоров высших учебных заведений, независимо от их ведомственной подчиненности. Его предложение об освобождении ректора от занимаемой должности в связи с выявленными грубыми нарушениями и упущениями в работе являлось обязательным для министерств и ведомств. Было признано целесообразным ввести выборность ректоров высших учебных заведений.

В целях совершенствования разработки учебных планов, программ и других учебно-методических материалов, обобщения и распространения передового опыта в области учебной и воспитательной работы Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами было разрешено создавать на базе высших учебных заведений учебно-методические объединения по группам родственных специальностей.

Для улучшения координации деятельности высших учебных заведений в городах и экономических районах было предоставлено право Министерству высшего и среднего специального образовании СССР создавать региональные центры высшей школы.

В целях оперативного и качественного решения новых задач, возникавших в деятельности учебных заведений, ректорам было разрешено регулировать штаты и структуру в пределах выделенного фонда заработной платы, общей численности и должностных окладов, предусмотренных для работников высших учебных заведений, формировать и использовать совместно с профсоюзными организациями фонды материального поощрения.

Было предложено исключить мелочную регламентацию деятельности учебных заведений, устранить формализм и бумаготворчество, создать необходимые благоприятные условия для плодотворной работы кафедр высших учебных заведений. Высшим учебным заведениям разрешалось переименовать советы высших учебных заведений, филиалов и факультетов в соответствующие ученые советы.

Постановление обязывало ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии принять меры к усилению партийного руководства высшими учебными заведениями, оказать действенную помощь партийным организациям и коллективам вузов в перестройке их деятельности в соответствии с установками XXVII съезда партии, требованиями январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС.

В постановлении была подчеркнута актуальность задачи партийных комитетов высших учебных заведений обеспечить авангардную роль коммунистов в коренном обновлении всего дела обучения и воспитания студентов, достижении нового качества подготовки будущих специалистов. Предстояло активизировать работу в этом направлении партийных организаций факультетов, партгрупп кафедр и лабораторий. Повысить спрос с руководителей вузов, факультетов, кафедр за безусловное претворение в жизнь основных направлений перестройки высшего и среднего специального образования в стране. Усилить партийное влияние на деятельность ученых советов вузов, факультетов, повысить их роль в деле совершенствования учебного процесса, подъема научно-теоретического уровня преподавания, в определении эффективных психолого-педагогических методов обучения. Решительно устранять формально-бюрократические наслоения в организации учебной работы кафедр. Была поставлена задача проявлять неослабное внимание к работе с научно-педагогическими кадрами, их идейно-политическому и профессиональному росту. Особое внимание было обращено на улучшение работы кафедр общественных наук, мобилизацию их партийных групп на неуклонное совершенствование марксистско-ленинского образования молодежи, активизацию семинарских занятий, преодоление схоластического теоретизирования и догматизма в преподавании живой революционной теории.

Была отмечена необходимость широкого привлечения к выступлениям перед студентами и преподавателями руководящих партийных, советских и хозяйственных работников. Было предложено поднять эффективность работы по патриотическому, интернациональному воспитанию студенческой молодежи, давать бескомпромиссный отпор любым проявлениям национализма и шовинизма в вузовских коллективах, противопоставлять им последовательный, выдержанный интернационализм.

ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомам и обкомам комсомола необходимо было, указывалось в постановлении, постоянно направлять деятельность комсомольских организаций вузов на главные дела — учебу, глубокое овладение специальностью, идейно-нравственное, гражданское становление будущих специалистов, воспитание у них чувства сопричастности к делам современного преобразования общества, стремления работать там, где требуют интересы Родины. Вести наступательную борьбу с буржуазной идеологией, бездуховностью, низкопробной западной культурой. Утверждать в студенческой среде здоровый, культурный, трезвый образ жизни, воспитывать студенческую молодежь в духе коллективизма и товарищества, скромности, отзывчивости. Учить будущих специалистов самостоятельно принимать решения, отвечать за свои действия, прививать им навыки организаторской и воспитательной работы. Активно развивать студенческое самоуправление, инициативу и самодеятельность студенческих коллективов. Ректораты и партийные комитеты вузов должны были полнее учитывать мнения и предложения студентов по улучшению организации учебного процесса, в решении всех основных вопросов обучения и воспитания. Устранить серьезные недостатки в деятельности студенческих отрядов, подчинив летние работы студентов важнейшей задаче — трудовому воспитанию молодежи, теснее увязывать работу студентов в отрядах с профилем подготовки специалистов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я