Осенние праздники в начальной школе. 1-4 классы

Артем Юрьевич Патрикеев

В пособии представлены материалы для проведения осенних календарных и народных праздников, торжественных линеек и других школьных мероприятий. Оригинальные сценарии, вошедшие в данный сборник, помогут учителям и воспитателям групп продлённого дня интересно и нестандартно провести праздничные мероприятия. Книга будет интересна руководителям детских кружков и студентам педагогических учебных заведений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Осенние праздники в начальной школе. 1-4 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Праздник осени

Первый праздник

Персонажи и реквизит

Осень — Разноцветная накидка с прикрепленными листьями, венок из разноцветных листьев на голове. Можно в руках держать несколько осенних листочков.

Дождик — Серебристый костюм, в руках пульверизатор с водой.

Непогода — Мрачный развевающийся костюм.

Мухоморы — Шляпы красные с белыми точками. По количеству детей первого класса или тех, кто будет танцевать танец.

Желудь — Шапочка с верхом желудя

Каштан — Шапочка с верхом каштана.

Крылатка — Кленовый носик — С носом в виде кленового носика.

Потребуется

Плащи от дождя на всех учеников.

Выходят все ученики, кроме девочек, которые будут участвовать в танце (в это время они готовятся за сценой).

Вперед выходят чтецы — четыре ребенка.

Ученик четвертого класса

Лето быстро пролетело,

Осталось где-то позади.

Небо сразу посерело,

Что же ждёт нас впереди?

Ученик четвертого класса

Дождь и слякоть, много луж,

Что ещё нас может ждать?

А потом и море стуж,

Вот что осень может дать!

Ученик третьего класса

Ты не прав, не так всё плохо.

Осень — время красоты!

Что найти ещё ты можешь,

Разноцветнее листвы?

Ученик третьего класса

Жёлтый, красный, лист зелёный,

Каждый листик очень клёвый!

Не насмотришься никак!

Красота вокруг, вот так!

Ученик третьего класса

А ещё грибное время,

Можно ягоды искать.

Можешь вставить ногу в стремя,

И на лошади скакать!

Ученик третьего класса

В общем, всё от нас зависит,

Как на осень мы глядим.

Кто-то радость в ней увидит,

Кто-то скажет: «Мы грустим».

Все ученики уходят со сцены.

Включается песня «Осенние листья» (из репертуара Аллы Пугачевой), муз. Мокроусов Б., сл. Лисянский М.

Исполняется танец.

Вступление — девочки выбегают, в руках осенние листочки или веточки. Рассыпаются по сцене, затем встают в круг, спиной к центру, руки согнуты в локтях, ветки «смотрят» вверх.

Осенние листья шумят и шумят в саду, — из круга «четные» делают 8 шагов вперед, останавливаются.

Знакомой тропою я рядом с тобой иду.

И счастлив лишь тот, — «нечетные» повторяют движения.

Делают шаг-выпад вправо, руки выпрямляют, перебирают веточками.

В ком сердце поет,

С кем рядом любимый — возвращаются в исходное положение.

Делают шаг-выпад влево, руки выпрямляют, перебирают веточками.

Идет — возвращаются в исходное положение.

И счастлив лишь тот, в ком сердце поет,

С кем рядом любимый идет. — Движения повторяются.

Пусть годы проходят, живет на земле любовь, — Двигаются по кругу вправо.

И там, где расстались, мы встретились нынче вновь. — Двигаются по кругу влево.

Сильнее разлук тепло твоих рук, — В центр круга, ветки поднять вверх.

Мой верный, единственный друг. — Двигаются спиной из центра в круг, опуская ветки.

Сильнее разлук тепло твоих рук,

Мой верный, единственный друг. — Движения повторяются.

Проигрыш — Кружатся вокруг себя в одну сторону, затем в другую, затем встают в 2 ряда, в шахматном порядке лицом к зрителям.

В саду опустевшем тропа далеко видна, — 1 ряд двигается назад, 2 ряд вперед (т.е. меняются местами).

И осень прекрасна, когда на душе весна. — 1 ряд вперед, 2 ряд назад.

Пусть годы летят, — Делают шаг-выпад вправо, руки выпрямляют, перебирают веточками.

но светится взгляд, — Возвращаются в исходное положение.

И листья над нами — Делают шаг-выпад влево, руки выпрямляют, перебирают веточками.

шумят. — Возвращаются в исходное положение.

Пусть годы летят, но светится взгляд,

И листья над нами шумят. — Движения повторяются.

Проигрыш — Кружатся на месте в одну сторону, затем в другую, к окончанию песни встают в круг, спиной к центру, как на вступлении.

Девочки кланяются, уходят.

Выходят ученики первого класса.

Ученик первого класса

Осень незаметно к нам приходит,

Кто-то пожелтевший лист находит.

Кого-то дождик рассмешил,

А кто-то дома зонт забыл.

Ученик первого класса

Идёшь и видишь, листики кружатся,

И так красиво на траву ложатся.

Что так и хочется остаться, посмотреть,

И даже хочется, как листик, полететь!

Ученик первого класса

«Прекрасная пора, очей очарованье»,

Сказал однажды наш поэт.

И с ним я полностью согласен,

Хотя ещё мне мало лет.

Ученик первого класса

Не зря же осень называют «золотой»,

Она прекрасна, с ней теряется покой.

Нам так и хочется скорей пойти гулять,

Чтоб жёлуди собрать, каштаны подбирать.

Ученик первого класса

Какая красота, ты только посмотри,

Люблю я осеннюю пору.

Ты листик осенний в руках покрути,

Взбеги вместе с ветром на гору.

Первый класс исполнят песню «Чудная пора — осень», муз. и сл. Верижников Ю.

Ученики первого класса покидают сцену.

Выходят ученики второго класса.

Ученик второго класса

Кружит ветер листья в небесах.

Не прекращается небесный танец.

Наверно, листикам приятно в облаках,

Блестит на солнце их весёлый глянец.

Ученик второго класса

В парке смотришь на деревья,

И не верится глазам.

У каждого своя расцветка,

Как такое чудо вам?

Ученик второго класса

Вокруг тишина, красота и покой,

Но ты слишком долго на месте не стой.

Ведь ветер холодный может продуть,

И будешь лечиться потом как-нибудь.

Ученик второго класса

И всё же я осень безмерно люблю.

За яркое солнце, её красоту.

За это я осень благодарю.

И в вальсе волшебном кружиться зову.

Ученики второго класса исполняют песню «Осенний вальс», муз., сл. Куклина Л. (ноты легко можно найти на портале «Солнышко»).

Второй класс кланяется, покидает сцену.

Выходят ученики третьего класса.

Ученик третьего класса

Как песни замечательно вы пели,

По плану праздник наш идёт.

Но кажется, случилось чудо,

И Осень в гости к нам идёт!

Ученик третьего класса

Жаль, мы не знали, что она,

Решила лично к нам явиться.

Но это очень хорошо!

Пускай летит она, как птица!

Ученик третьего класса

Давайте, чтобы Осень не блуждала,

Мы песню ей сейчас споём.

Чтобы она про нас узнала,

Зашла в гостеприимный дом.

Исполняется песня «Осень, в гости приходи», муз. и сл. Маслухина Н.

После песни третий класс покидает сцену.

Выходят ученики четвертого класса.

Под музыку «Лирическая тема» (из кинофильма «Руки верх»), муз. Рыбников А., входит Осень.

Осень

Услышала я вашу песню,

И мне понравились слова.

Вы пели песенку чудесно!

Иль я ошиблась, не права?

Ученик четвертого класса

Нет, нет, не зря ты к нам пришла.

Ведь мы тебя здесь ждали.

Как хорошо, ты нас нашла,

И мы счастливей стали!

Осень

Со мной сегодня дождик увязался,

Надеюсь, здесь он вам не навредит?

Я думала, на небе он остался, (в это время Дождик начинает выглядывать из-за кулис или двери)

А вон смотрю, из-за кулис (двери) глядит.

Под шум дождя вбегает Дождик (в руках пульверизатор с водой).

Дождик

Ха-ха! Наконец-то и я на праздник попал!

Бегает, брызгает из пульверизатора, но не на детей, а в пустое пространство, чтобы видно было, как он поливает.

Как у вас тут весело!

Осень

Успокойся! Ты чего сегодня так расшалился? Я же сказала тебе дома сидеть!

Дождик

А мне не интересно дома сидеть, да и Непогода говорит… (руками закрывает себе рот, проговорился).

Осень

Что? Непогода!?

Дождик (виновато)

Ну, я просто сидел себе, сидел, а она говорит, пойдём понепогодим, порадуем людей… Я и согласился.

Осень

Когда это ты видел, чтобы люди непогоде радовались?

Дождик

Но я же чуть-чуть совсем, вон, все ребята сухие стоят. Всего-то пару капелек попало.

Под звуки ветра и дождя входит Непогода.

Непогода

Что ты перед ними оправдываешься? Почему это тебе на праздник нельзя?

Осень

Потому что, если всех водою поливать, никто нас на праздник звать не будет.

Непогода

Так меня никто и не зовёт. Думаете это приятно?

Дождик

И меня никто не зовёт, а это так обидно (несколько раз пшикает из пульверизатора в разные стороны).

Осень

Вот видишь! Ты же поливаешь всех вокруг! Как же тебя приглашать!

Непогода

А вот так и приглашать! Мы тоже хотим повеселиться! Сейчас всех занепогодим, мало не покажется!

Осень

И что в этом будет веселого? Все только расстроятся, и праздник сорвётся. А праздник, между прочим, в честь меня! Так что получается, что вы мой праздник испортите!

Непогода (понуро)

Но мы тоже хотим поиграть с детьми!

Осень

Прежде чем приходить к кому-то, предупреждать надо. Ладно, я, кажется, кое-что придумала. Подождите я тут немного поколдую… (стоит, недолго колдует). Непогода, выйди, посмотри за дверью (за кулисами) и принеси, что там найдёшь. Дождик, можешь ей помочь.

Непогода выходит, Дождик за ней, вносят плащи от дождя для учеников.

Осень

Вот теперь ребята будут готовы к вашим непогодам.

Ученики надевают на себя плащи.

Осень

Ребята, как вам плащи? Не мешают?

Ученики качают головами.

Ученик четвертого класса

Давайте, мы про Непогоду песенку споём.

Непогода

Ой, давайте-давайте! Я про себя песни и не слышала! Неужели такие есть?

Ученик четвертого класса

Есть, есть. Сейчас услышите, уважаемая Непогода.

Исполняется песня «Непогода» из к/ф «Мэри Поппинс, до свиданья», муз. Дунаевский М., сл. Олев Н.

Во время песни Непогода пританцовывает, а Дождик изредка брызгает из пульверизатора куда-то в сторону детей.

Ученики четвертого класса кланяются, садятся.

Непогода

Ух, какая хорошая песенка, спасибо ребята, порадовали! Буду теперь её сама себе напевать. По-моему, я все слова запомнила.

Отходит в сторону, как бы напевая себе под нос.

Осень

Как вы все знаете, осень бывает разной. Да, я могу быть золотой, а могу стать и мрачной, мокрой, для некоторых даже противной. Но такой быть я не очень люблю. Всегда приятнее, когда мне радуются. Зато осенью хорошо растут грибы. Особенно мухоморы, наверное потому, что их никто не собирает. Дождик, полей здесь немножко, вырастим несколько мухоморчиков, покажем ребятам.

Дождик

Это я в момент!

Начинает брызгать в зале.

Осень

Вот, смотрите, смотрите, начинают расти!

Вбегают ученики первого класса в костюмах-мухоморах (или просто в шапочках-мухоморах).

Ребята исполняют танец-песню «Мухоморы», муз. и сл. Костин К.

Можно выбрать солистку или солистов (не грибов) на куплет, а припев поют все вместе.

Под конец песни Дождик бегает рядом и «поливает» мухоморы, чтобы те лучше росли (брызгает рядом).

Осень

Ох, смотрите, какая красота получилась! Как вам мухоморчики?

Ребята-мухоморы кланяются.

Осень

Бегите лучше в лес, пока вас здесь случайно не растоптали.

Мухоморы убегают.

Осень

А что осенью любят собирать дети, кроме грибов? Ребята, что вы можете ответить на этот вопрос? Что вы собираете на улице… (слушает ответы, если требуются подсказки, то продолжает) Под деревьями… Правильно! Каштаны, жёлуди, кленовые носики, которые называются крылатками. Наверняка вы из желудей и каштанов делали различные поделки, а кленовые носики пробовали прилеплять к своим носам! Непогода, потряси немножко деревья, давай-ка сбросим несколько желудей, каштанов и кленовых носов.

Непогода

Это я быстро.

Начинает кружиться по залу.

В зал вбегают дети — один с шапочкой, как верх у желудя, второй с шапочкой, как у каштана, в одежде, которая делает его толстым, и один с носом, как у клена.

Желудь

Из меня могучий дуб

Вырастит когда-то!

Только попадать на зуб

Кабану не надо.

Каштан

А я большим каштаном стану,

С красивыми цветами.

И, как водится, по плану,

Глубоко врасту корнями.

Крылатка

Я улетел от клёна,

По свету помотался,

И вот каким-то образом,

Я в зале оказался.

Осень

Вы можете нам танец красивый показать?

Ребята бы хотели поближе вас узнать.

Музыка по выбору учителя музыки. Под музыку герои двигаются в соответствии со своим характером: Желудь — медленно, неуклюже; Каштан — более правильно и активно или как толстый медвежонок; Крылатка — легко бегает, «летает».

Осень

Спасибо! Красиво очень получилось. Но пока вам рано вырастать, подождите до весны, вот тогда и пойдёте в рост. А то зимой все деревья спят, и вам придётся поспать под снегом до весны.

Желудь

Ты права Осень, пойду спрячусь под листья, чтобы меня не съели.

Каштан

И я пойду, поищу, где бы мне зиму переждать.

Крылатка

А я пойду ещё полетаю, надо только поймать попутный ветер. У меня же такой носик лёгкий, что и рулём, и пропеллером работать может!

Кланяются, выбегают.

Осень

Ребята у нас совсем засиделись. Давайте позовём сюда сначала первый класс.

Выходят ученики первого класса.

Осень

Возьмите плащи… Хорошо. А теперь сделаем так, чтобы стало на два плаща меньше, чем вас.

Осень забирает лишние плащи.

Осень

Дождик, ты как, не застоялся ещё?

Дождик

Нет, я готов. Что нужно делать?

Осень

Видишь, у некоторых ребят нет плаща, а у некоторых есть. Ты можешь брызгать на тех, у кого плаща нет, но не можешь на тех, кто в плаще или у кого плащ в руках.

Далее обращаясь к ребятам.

А вы, ребята, не можете вдвоём прятаться под одним плащом, у каждого должен быть свой. Но вы можете передавать друг другу плащи, перебрасывать, оставлять на полу, чтобы тот, кому он нужен, мог его взять. Давайте посмотрим, сколько раз Дождик сумеет вас забрызгать. А потом сравним с другими классами.

Проводится игра. Дождик старается обрызгать (брызнуть рядом) тех, у кого нет плаща. Считаем, сколько раз получится правильно брызнуть за минуту (или меньше, но для всех классов одинаковое время засекаем). Во время игры включается любая динамичная музыка.

Затем первый класс садится, выходят ученики второго класса… потом третьего и четвертого.

С каждым классом игра проводится отдельно. Если детей в классах мало, классы можно объединить.

В конце Осень подсчитывает, какой же класс лучше всего взаимодействовал и где ребята лучше помогали друг другу. Если это будет четвертый, то хорошо, тогда Осень говорит.

Осень

Вот видите, старшие ребята справились с заданием лучше. Но не потому, что они больше остальных, а потому, что они действовали как единая команда, лучше помогали друг другу, не бросали тех, кому грозила опасность.

Если выиграл первый или второй класс, то другая речь.

Осень

Что ж, видать старшие классы больше рассчитывали на свои индивидуальные качества и не думали друг о друге. Зато те, кто помладше постарались и помогали друг другу как надо, потому что понимали — если каждый будет сам за себя, то трудно придётся. Всегда нужно помогать своим друзьям.

Все молодцы! И тебе Дождик, спасибо! Повеселил ребят. Что теперь собираешься делать?

Дождик

Пора мне уже, вот смотрите (показывает пульверизатор), всю воду вылил, надо за новой порцией лететь, в облака.

Непогода

Да и я, пожалуй, пойду. Спасибо вам ребята, что не выгнали, а приютили. Меня обычно никто не любит, а вы вон как долго меня терпели. Постараюсь в эту осень сильно не пакостить. До свидания!

Дождик

До свидания!

Оба выходят.

Осень

Пожалуй, и мне уж пора собираться,

Так много ещё нужно сделать всего.

Хотелось бы мне с вами дольше остаться,

Но важное дело превыше всего.

Я буду расцвечивать листья красиво,

И буду следить за дождём справедливо.

За всею природой пойду послежу.

А вам я пока «до свиданья» скажу!

Встает один из учеников.

Осень подожди! Давай мы тебе ещё пару песенок споём, чтобы тебе веселее работалось!

Осень

Хорошо, ещё немного я могу подождать. Тем более, что мне очень приятно вас слушать.

На песню выходят все дети.

Исполняется песня «Листопад» (Листик-листик-листопад), муз. и сл. Ранда С.

Ученик

Как жалко, Осень, вам пора идти.

Мы с вами бы ещё здесь посидели.

Вы постарайтесь там в пути,

А мы посмотрим, как деревья приоделись.

Ученик

Тебе всегда мы рады, золотая осень.

Ты приходи к нам в гости, приходи.

И мы тебя о жизни спросим,

А ты расскажешь, что же ждёт нас впереди.

Исполняется финальная песня «До свиданья осень», муз. Кудряшов А., сл. Яворская И.

Осень

Как замечательно! Спасибо вам за стихи, за песни, за встречу. Я постараюсь радовать вас все три месяца, что буду с вами. А вы не грустите, осень не такое уж скучное и грустное время года, как говорят некоторые люди. В каждом времени года есть свои интересные моменты, есть свои плюсы и минусы. Счастливо! Всего вам самого хорошего! Мы ещё встретимся, поэтому не прощаюсь, а говорю — до свидания!

Осень выходит.

Конец праздника.

Второй праздник

Персонажи и реквизит

Для танца девочек с зонтиками — Зонтики по количеству танцующих, количество танцующих не ограничено.

Дети-грибочки — Шапочки грибов (ободки с картинкой грибов) — опят1, пенек, на который можно присесть.

Гном — Колпак на голову, корзина для грибов в руках.

Для песни в руки детям — Осенние листья.

Айболит — Белый халат, очки, сумочка с красным крестом.

Первый листочек и второй листочек — Красная рубашка или футболка, желтая накидка на футболку и сверху зеленый плащ. В руках по одной ветке, на которой они «висят».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Осенние праздники в начальной школе. 1-4 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Можно, конечно, использовать шляпки других грибов, но в песенке, что в сценке используется, поется про опят. Поэтому вариант с костюмами опят будет более точным.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я