Большие заботы маленького школьника

Людмила Евдокимова, 2012

Перед вами практичная, информативная книга о самых типичных и распространенных проблемах младшего школьного возраста, о том, как с ними справиться и как не «перетащить» в среднее звено, а также об основных проблемах младших подростков, связанных со школой. Автор книги – кандидат педагогических наук, учитель высшей категории Людмила Михайловна Евдокимова – считает, что все, что происходит в младшем школьном возрасте, определяет дальнейшее отношение ребенка к учебе, к усвоению знаний, к самому себе как способному или неспособному быть успешным учеником, а также к проживанию подросткового возраста в целом. Издание адресовано родителям, учителям начальных классов, детским психологам, воспитателям.

Оглавление

Из серии: Учебники для родителей

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большие заботы маленького школьника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© ООО «Рама Паблишинг», 2012

* * *

Введение

Маленькие школьники и их заботы

Родители практически не испытывают особых проблем с детьми, пока ребенок ходит в детский сад или воспитывается дома. Но как только ребенок переступает порог школы, начинается беспокойная для детей и родителей жизнь. Почему же так происходит? В чем причины появления проблем почти с первых же дней поступления ребенка в школу?

Дело в том, что избежать появления проблем в школе почти невозможно, и объясняется это рядом объективных причин. Во-первых, вхождение в школьную жизнь связано с возрастным кризисом, когда формируются качественно новые свойства личности, особенности ребенка. Вообще все главные возрастные кризисы приходятся именно на период школьного образования. Во-вторых, этот период связан с переходом ребенка в новую социальную среду. В-третьих, качество приобретенных ребенком учебных навыков в дошкольном детстве оказывает влияние на дальнейшее развитие учебной компетентности и на успешность его последующего образования.

Однако у каждого отдельного ребенка проблемы выражаются по-разному: у кого-то они вообще не имеют видимых проявлений, у кого-то накладываются друг на друга, образуя целый «клубок». Доминирующими причинами возникновения проблем являются не столько возрастные, сколько индивидуальные особенности каждого ребенка: психофизиологические, интеллектуальные, социальные, эмоционально-волевые и т. д. Одной из причин возникновения проблем, связанных с обучением, может стать отсутствие или нарушение основных слагаемых школьной успешности:

1. Высокий уровень развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), скоростного мышления и сообразительности. Дети, обладающие этими качествами, действуют по схеме «захотел — осознал — сделал», у них сформированы понятия «надо», «можно», «нельзя». Эти качества дают возможность ученику быстро ориентироваться в ситуации, находить ответы на вопросы, даже если в момент их постановки ребенок занимался посторонними делами.

2. Произвольное (целенаправленное) внимание (продуктивное занятие одним делом в течение 10–15 минут с сохранением высокой работоспособности). Как правило, сформированная произвольность внимания обеспечивает развитие ответственности и самоконтроля, позволяющие тщательно выполнять школьные задания.

3. Высокая работоспособность и низкая утомляемость.

4. Развитая память (преимущественно долговременная; зрительная, слуховая, эмоциональная).

5. Познавательный интерес и активная мыслительная деятельность (любопытство — любознательность — познавательная активность). Показателями их наличия являются: интерес к учебной задаче и процессу ее решения; стремление проявлять самостоятельность в процессе поиска решения задачи; умение выбирать рациональные способы действий при решении задач; стремление задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы; умение замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их; желание выдвигать новую познавательную задачу; стремление изобрести оригинальные способы решения задачи; способность относительно долго проявлять интерес к задаче, сохраняя высокую работоспособность.

6. Умение слушать и выполнять задания: выслушивать до конца, не перебивая и не начиная выполнять задание недослушав; стараться как можно точнее выполнить инструкции взрослого; задавать вопросы по ходу выполнения задания; признавать авторитет взрослого, быть положительно настроенным на взаимодействие с ним; воспринимать замечания и исправлять недочеты в работе.

7. Стремление преодолевать трудности и достигать положительного результата своей деятельности.

8. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению — желание учиться.

Невольно напрашивается вывод, что далеко не все дети, идущие в школу, в полной мере обладают всеми этими качествами. И что же тогда? Проблемы неизбежны, а значит, не стоит беспокоиться? Ответить на этот вопрос довольно легко, исходя из самого понятия. Проблема — это положение, причинность, условие, вопрос, объект, который создает затруднение, побуждает к действию. Соответственно, если проблему не решить, усугубившись, она может привести к очень нежелательным последствиям, в то время как каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным и счастливым во всех сферах жизни. А это, в свою очередь, требует от родителей не только материальных затрат, но и немалого психологического труда, терпения, жизненного опыта и знаний. И, как правило, родительские усилия не остаются безрезультатными.

Школьные проблемы, даже самые сложные на первый взгляд, поддаются решению (если не связаны с психофизиологическими отклонениями в состоянии здоровья ребенка). Главное — не сдаваться и не стоять на месте, а постоянно искать путем проб, ошибок и побед подход к своему ребенку.

Оглавление

Из серии: Учебники для родителей

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большие заботы маленького школьника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я