Празднику быть! 24 сценария и 98 игр

Алиса Закс

На примере полной программы выездного детского лагеря будет возможность проследить весь путь детского мероприятия от идеи до проведения программы. Утренние зарядки, тематические праздники, спортивные часы, прогулки и дискотеки. Вы узнаете, как на самом деле проходят детские праздники. Какие ошибки совершают аниматоры, и какие выводы из ошибок делают. Для аниматоров, педагогов, вожатых.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Празднику быть! 24 сценария и 98 игр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Алиса Закс, 2020

ISBN 978-5-0051-1308-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

14 дней.

21 мероприятие.

13 утренних зарядок.

13 часов спортивной анимации.

6 ⎼ 12 лет возраст детей.

2 аниматора.

Наш опыт к вашим услугам!

Начало

Признаюсь, в моем окружении есть только один человек (помимо меня), который читает предисловия, вступительную часть книг. Обычно все стараются перемахнуть сразу на «Глава первая», а некоторые даже сразу на финал. Самым логичным в этой ситуации было бы не писать вступительную часть. Но часть эта для меня важна. За несколько следующих страниц кратко расскажу о себе и зачем написала эту книгу. А также познакомлю со структурой книги, чтобы вам было легче в ней ориентироваться.

Кто я?

Меня зовут Алиса Закс. Я профессиональный детский аниматор. Лукавая фраза. На момент написания книги, в нашей стране все еще нет такой профессии. А значит использовать фразу «профессиональный аниматор» не корректно. Однако сути это не меняет.

Мой первый выход на праздник в качестве аниматора случился в далеком 2003 году. День Города. Детская площадка. Праздник районного масштаба. Я ⎼ тело в костюме клоуна (так называют тех, кто костюм надел, а делать ничего не умеет). Глаза полные ужаса. Нет даже малейшего представления о том, что делать. Просто стою в кругу вместе со всеми детьми. На меня все смотрят! Я как дурочка в костюме клоуна! Как пугало огородное! Никогда в жизни больше не буду заниматься такой фигней!

В тот момент у меня 2 желания:

1) провалиться сквозь землю;

2) чтобы этот ужас скорее закончился.

Через час второе желание исполнилось. Ужас закончился. Все. Больше никогда. Ни за что!

На следующий день внутри возникло странное желание: выйти на праздничную площадку еще раз. Вышла. Через некоторое время захотелось научиться хоть как-нибудь проводить праздники. Затем научится делать это хорошо. Научилась и даже начала учить тех, кто приходил в профессию вслед за мной.

А в 2008 году уперлась в потолок. Хотелось новых праздников. Принципиально новых. Но как они должны выглядеть? Что именно хочу? Каким образом выйти на новый уровень? Непонятно… работаю дальше. Работаю реже. Смотрю, как работают другие. Пробую себя в смежных областях: театральные постановки, импровизация, звукорежиссура, педагогика. Шаг, еще шаг, и еще один. И вот я опять вернулась к теме праздников: занялась разработкой теоретической стороны детской анимации, начала консультировать будущих и настоящих детских аниматоров.

Весь путь, все отступления и выступления, все прочитанные книги и подсмотренные чужие мероприятия, все проведенные тренинги и консультации в один действительно прекрасный день открыли для меня совершенно новый мир детского праздника.

В голове крутиться слово свобода. Пришло осознание: праздник ⎼ это нечто большее, чем простое чередование активных игр, загадок, различных элементов шоу; большее, чем просто яркий костюм и парик. Мы можем сами себе разрешить делать что-то другое. А если мы разрешаем себе, значит разрешим и детям. Ощущение, что я нащупала дорожку к импровизационному празднику, к празднику, наполненному свободной игрой. Но это пока только ощущение. Оно требует дальнейшей работы: доказательства или же опровержения. Пока же я просто хочу поделиться с вами вам своими наработками и небольшими открытиями.

Зачем я написала эту книгу?

Занимаясь теорией детской анимации, я читаю много специализированной литературы. Сборники сценариев тоже читаю. Каждый раз возникают одни и те же мысли: вот автор придумал сценарий. Интересно, он его просто придумал или еще и провел? А как у него прошло мероприятие по этому сценарию? Что получилось? Что не получилось? Как реагировали дети? А взрослые? Мероприятие проводилось только один раз или оно проходит регулярно? Сценарий был придуман потому что нужен был для отчета или это акт осмысленного творчества? Как я могу работать по чужому сценарию, если изначально не знаю, какую идею, задачу, цель преследовал автор? И еще с десяток подобных вопросов. Где мне взять на них ответы? Непонятно. Пару раз писала авторам. Ответа не получила. Поэтому задумала: когда будет возможность, напишу сборник сценариев именно таким. С ответами на все вопросы.

И вот сейчас такая удача! Две недели непрерывных мероприятий. Разные темы. Разные обстоятельства. Дети двух разных возрастных категорий. Я не только автор сценариев, но еще и организатор всего мероприятия, и исполнитель.

Вторая причина: две недели, в течении которых мы с коллегой работали серию мероприятий ⎼ это колоссальный опыт. Очень хочется собрать опыт в одном месте, зафиксировать, пока память не превратила его в яркие обрывки. Хочется проанализировать и как-то осмыслить пережитое.

Данная книга ⎼ моя попытка не просто поделиться с вами сценариями, а максимально честно рассказать о том, что получилось, а что нет. Обратить внимание на наши ошибки и выводы. А также показать, что после мероприятия работа аниматора не заканчивается. Дальше идет внимательный анализ и работа над ошибками.

Есть еще одна причина, о ней я писала выше: через подробное описание мероприятий я очень хочу показать, какими могут быть мероприятия, как выйти за границы привычных стандартных программ и почувствовать истинную свободу творчества.

Структура книги

Книга состоит из шести основных разделов.

Первая часть: техническое задание. Познакомит с общим описанием проекта, требованиями и пожеланиями заказчиков, а также с нашим подходом к разработке мероприятий. Если интересно, с чего все начинается, то переходите к данному разделу.

На протяжении двух недель мы работали каждый день с 8 утра до 9 вечера. Дальнейшее повествование движется от утренних мероприятий к вечерним.

Вторая часть описывает опыт проведения утренней зарядки для младших школьников. О том, как это делали мы и почему так делать не стоит. Новая структура зарядки. Подарки как способ повысить интерес к выполнению зарядки.

Третья часть: тематическая анимация. Основное мероприятие каждого дня, продолжительностью 45 ⎼ 90 минут. Данный раздел содержит 11 разных событий. Полные описания самих мероприятий и два разных подхода к из разработке. Весь путь от первой идеи до готового плана программы. От готового плана до выводов и работы над ошибками после проведения каждого мероприятия.

Четвертая часть: спортивный час. Опыт проведения спортивной анимации в различных условиях.

Пятая часть: вечерняя анимация. Тут описаны самые разные форматы. Есть и киновечера, и веселые старты, и праздники, о общем, все то, чем были наполнены вечера.

Шестая часть: хелпер. Набор дополнительных инструкций, чек-листов, техник, упражнений, которые помогут лучше разобраться в детской анимации и создавать свои мероприятия.

Как получить больше от чтения

Эта книга больше, чем просто сборник сценариев и теоретических концепций.

Будет здорово, если вы сможете использовать мой опыт в своих целях, для своих проектов. Совсем замечательно будет, если что-то из написанного послужит для вас источником вдохновения. Берите любое мероприятие целиком, или только кусочек: сценарный ход, идею или механику. Возможно, мое повествование натолкнет вас на свои мысли и идеи. Очень прошу относится бережно к каждой мысли, которая у вас возникает. Держите карандаш под рукой, фиксируйте. Даже если поначалу идея покажется незначительной или невозможной ⎼ просто запишите. Во время консультаций я часто повторяю фразу, скажу ее и вам: «Не говори, что это невозможно. Скажи, что просто пока не знаешь, как это реализовать». Кстати, если в процессе чтения будут возникать мысли о том, что вы бы сделали что-то по-другому ⎼ делайте! Пробуйте! Я буду рада, если у вас все получится! Ведь наша с вами общая задача сделать так, чтобы детям было хорошо, комфортно, интересно, радостно.

Перед тем, как мы окунемся в мир детской анимации, пара маленьких заметок на полях.

Проект прошел на высоком уровне. И заказчики, и дети остались очень довольны. Все программы шикарны! И мы с коллегой отработали очень хорошо. Но книга не об этом. Изнутри я вижу все шероховатости, недоработки и ошибки нашей работы. И поделиться ими мне кажется самым ценным, поэтому дальше будет много критики. Иногда я буду откровенно ворчать и придираться к своим же праздникам.

И еще одно. Я решила обезличить исполнителей. Нет, это не является страшным секретом. Именно тот факт, что я сама играла программы дало возможность написать эту книгу. Обезличивание помогло посмотреть на свою работу со стороны (насколько это возможно), помогло спокойно все описать. Поэтому встречайте: Фрося и Глафира ⎼ два аниматора, которые проделали столь грандиозную работу!

На этом вступительную часть считаю закрытой. Переходим к сути.

Удачи нам всем!)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Празднику быть! 24 сценария и 98 игр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я