Дела в модном ателье Надежды Раух шли отлично, и она решилась на расширение – шить не только дамские наряды, но и мужские костюмы. Лучший мастер в Москве уже принят на работу, а для презентации нового направления устроен торжественный прием. Гости – известные, солидные, состоятельные люди – с удовольствием любовались изысканными интерьерами ателье, любовно созданными мамой Надежды Ираидой Самсоновной, страстной любительницей антиквариата. Ее недавнее приобретение – авторская копия картины, оригинал которой находится в Третьяковской галерее. Полотно это крайне необычное, и Надежде очень хочется раскрыть его тайну, но ей мешает другая, гораздо более мрачная загадка – один из гостей был отравлен прямо во время приема…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Химеры картинной галереи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Наше время
Москва, Замоскворечье
Ателье Надежды Раух
В пятницу рабочий день в ателье закончился раньше обычного, примерки состоялись, и портных отпустили домой. В течение последующего часа фойе и гостиная приобрели сугубо праздничный вид. Официанты сервировали фуршет. Флорист принес большую вазу с лиловыми гиацинтами, синеголовником и белым морозником.
Увидев его, Надежда Раух замахала руками:
— Поставьте ее на пол!
— Но вы хотели на жирдоньерку[2], — напомнил флорист.
— Я передумала. С жирдоньерки ее могут уронить во время приема.
— А если задвинуть в угол?
— Попробуйте…
Флорист перетащил жирдоньерку в угол и установил на нее вазу.
— Спасибо, так хорошо, — согласилась Надежда. — Уверены, что букет — сугубо мужской?
— Абсолютно.
В гостиную вошла мать Надежды. Ираида Самсоновна решала в ателье все жизненно важные вопросы. Оглядев помещение и мужские манекены в строгих костюмах, она удовлетворенно кивнула:
— Настоящий английский клуб.
— Я в ужасе. — Надежда опустилась на диван.
— Что случилось?
— Кажется, мы совершаем ошибку.
— Поздно сомневаться. — Ираида Самсоновна присела рядом дочерью. — Через полтора часа здесь соберутся гости.
— Я никогда не шила мужских костюмов.
— На тебя работает лучший мужской закройщик Москвы. И, что немаловажно, Тищенко пришел со своей клиентурой.
— Вопрос конфиденциальности — вот что меня беспокоит. — Надежда неуверенно взглянула на мать.
— У нас прекрасная мужская гостиная с примерочной комнатой.
— Она еще не готова.
— Дизайнер обещал закончить интерьер в ближайшее время. А до тех пор обойдемся дамской гостиной — здесь две примерочные комнаты. Одну займем под мужскую. Я умею составлять график примерок и позабочусь, чтобы клиенты не встречались друг с другом.
— Надеюсь, что прием пройдет хорошо.
— У нас только одна задача: привязать клиентов Тищенко к новому месту. Впрочем, куда они денутся. Где еще найдут такого закройщика?
— В Москве повсюду шьют биспоуки[3].
— Шьют, — согласилась Ираида Самсоновна. — Но Тищенко в Москве только один. Его клиенты — первые лица страны.
— Были… — уточнила Надежда.
Ираида Самсоновна закончила препирательства:
— И это — к счастью для нас!
— Жаль, что рядом нет Льва.
— Его никогда нет. По крайней мере, с тех пор, как он вернулся на эту работу. Я не понимаю таких отношений.
— Мама! — запротестовала Надежда.
Но Ираида Самсоновна только повысила голос:
— Не понимаю и никогда не пойму! Вы даже не живете вместе.
— Чтобы любить друг друга, необязательно жить в одной квартире.
— Только не говори, что тебе это нравится.
— Я не говорю.
— Послушай… — Ираида Самсоновна замялась, решая, стоит ли говорить, но все же продолжила: — Кажется, наши закройщики не ладят друг с другом.
— Что им делить? — удивилась Надежда. — Соколов — дамский закройщик, Тищенко кроит для мужчин.
— Валентин Михайлович ревнует нас к Тищенко.
— Как глупо…
— Ему кажется, что с приходом Тищенко он оказался на вторых ролях.
— Нужно поговорить с Валентином Михайловичем и объяснить ему, что это не так.
— Я поговорю, — Ираида Самсоновна взглянула на часы, после чего спросила официанта:
— Все готово? Скоро придут гости.
— Осталось откупорить бутылки с вином, — ответил он.
— С этим не торопитесь, — Ираида Самсоновна встала с дивана, сказав дочери: — Тебе пора надеть вечернее платье.
— Послушай, мама, — Надежда тоже поднялась и подошла к простенку между окнами, где висела большая картина. — Мне кажется, ее нужно снять.
— Зачем? — удивилась Ираида Самсоновна.
— Она слишком женская.
— Кому помешает картина с девушкой в бальном платье? Могу тебя заверить: большинство мужчин придут сюда с дамами, — Ираида Самсоновна замолчала, прислушавшись. — Кажется, уже кто-то явился…
Она вышла в фойе и вскоре вернулась с немолодым поджарым мужчиной, на груди которого висел фотоаппарат. В руках он держал треногу.
— Наденька, хочу тебя познакомить с моим старинным знакомым. Власов Григорий… — Ираида Самсоновна запнулась и, рассмеявшись, закончила: — Никогда не знала твоего отчества, Гришенька.
Он подсказал:
— Александрович.
— Большинство моих фотографий, которые висят на стенах ателье, сделал Григорий Александрович.
— Мы с вашей мамой работали в Доме моделей на Кузнецком Мосту, — сказал Власов. — В свое время она была выдающейся манекенщицей. Ее хотели все модные журналы, буквально рвали на части.
— Знаю, — Надежда протянула руку. — В некотором роде я — лицо пострадавшее.
Григорий Александрович приложился к ее ручке губами:
— Понимаю. Мои дети видели меня так же редко, как вы — свою мать.
— Специфика работы, — Ираида Самсоновна постаралась сгладить неловкость. — Ночь-полночь — а у нас примерки или фотосессия для журнала. Однако несмотря ни на что, времена были чудесными. Теперь Григорий Александрович работает фоторепортером в журнале «Светская жизнь».
— Спасибо за приглашение, — вставил он. — Мне крайне нужен репортаж о мужской моде.
— В таком случае наши интересы совпали, — сказала Надежда. — Прошу прощения, сейчас я должна уйти. Увидимся позже.
К гостям Надежда вышла в черном атласном платье с глубоким декольте на спине, прикрытом тонким гипюром. По гипюру пролегала застежка на тридцати пуговках с воздушными петлями. Чтобы их застегнуть, Надежда специально пригласила в свой кабинет администратора Викторию, и на это у них ушло пятнадцать минут. Из украшений она выбрала бриллиантовые серьги, подаренные когда-то бывшим любовником Марком Фридмановичем. Он, кстати, тоже был на приеме.
История возвращения Марка в жизнь и дела Надежды Раух была связана с ее неудачной попыткой усыновления ребенка. Фридманович, как адвокат, сделал все, что смог, и, несмотря на неудачу, сумел сохранить расположение бывшей любовницы. Не далее как вчера Марк позвонил и напросился на прием. Надежда пригласила его и теперь хотела знать, для чего.
По неширокой витой лестнице она спустилась в гостиную, которую к тому времени уже заполнили нарядные гости: дамы в коктейльных платьях и мужчины — по большей части в смокингах. Их голоса сливались в монотонный гул, похожий на жужжание пчел.
Пятидесятилетний здоровяк закройщик Анастас Зинонович Тищенко стоял в центре гостиной в кругу солидных мужчин. На нем был идеально сшитый смокинг, жилет на трех пуговицах и белая бабочка, что значительно превосходило заявленный дресс-код вечеринки. Заметив Надежду, Тищенко представил ее собеседникам:
— Надежда Алексеевна Раух, дизайнер и хозяйка ателье. Весьма счастлив трудиться под ее руководством.
Надежда протянула руку первому из мужчин, невысокому плотному человеку с внимательным взглядом.
— Антон Геннадьевич Шимаханский, — сказал он и едва пожал ее пальцы. — Спасибо, что приютили Анастаса Зеноновича. В моем возрасте смена портного равносильна инфаркту.
— Антон Геннадьевич известный коллекционер и знаток искусств, — отрекомендовал его Тищенко.
— Приятно познакомиться, — проговорила Надежда и перевела взгляд на сорокалетнего мужчину в очках. Тот наклонил голову:
— Вадим Воронович. Всего лишь помощник этого господина, — он указал глазами на Шимаханского.
— Не прибедняйся, Вадим, — заметил тот. — У тебя хватает денег, чтобы заказать костюм у Анастаса Зеноновича.
— Руслан Акчурин, — представился третий — черноволосый мужчина с большими залысинами. — Юридическое агентство «Акчурин и сын». К вашим услугам…
Надежда покачала головой.
— У меня есть адвокат, — заметив среди гостей Фридмановича, она поманила его рукой. — Марк, иди сюда, к нам!
Он словно ждал, когда его позовут, немедленно подошел и поочередно пожал руки мужчинам:
— Добрый вечер… Очень приятно… Марк Фридманович.
— Мы с вами знакомы, — сказал Акчурин. — Единожды скрещивали шпаги в суде. — Он оценивающе-холодно оглядел Надежду. — Ваш адвокат? Поздравляю! Дельный молодой человек.
Будучи ровесником Фридмановича, Акчурин назвал его молодым человеком. Вероятно, этим он хотел выказать свое превосходство.
— Позвольте… — Власов нацелился на них объективом и, отступив на пару шагов, несколько раз щелкнул затвором фотоаппарата.
Анастас Зенонович обошел с Надеждой гостиную, представляя ее своим клиентам. Надежда улыбалась и благосклонно кивала каждому, но мало кого запомнила. Вернувшись к небольшому кружку мужчин, с которых все началось, она взяла под руку Фридмановича:
— Простите, мы отойдем.
У фуршетного стола он нетерпеливо спросил:
— Чего ты хотела?
— Всего лишь уйти, а тут и ты под руку подвернулся.
— Злая ирония судьбы… — Фридманович взял со стола бокал с шампанским и выпил. — Мне нужно переговорить с тем, что постарше.
— С Шимаханским, — подсказала она.
— Откуда ты его знаешь? — В голосе Фридмановича послышались ревнивые нотки.
— Брось, Марк. На меня это давно не действует, — усмехнулась Надежда, но все же ответила: — Мы познакомились с Шимаханским двадцать минут назад.
Оглядев гостей, Фридманович улыбнулся фотографу, тот сделал снимок, и он снова приложился к бокалу.
— Здесь собрались люди с возможностями.
— Большинства из них я даже не знаю. Это клиенты Тищенко, — Надежда подозвала Викторию и тихо спросила: — Не знаете, где Ираида Самсоновна?
— Она в закройной, — на лице Виктории возникло замешательство.
— Что-нибудь случилось? — поинтересовалась Надежда.
— Кажется, они там ругаются.
— С кем?
— С Валентином Михайловичем.
— Я скоро вернусь, — Надежда поставила бокал, пересекла фойе и свернула в коридор, ведущий к производственным помещениям. Дойдя до закройной, она взялась за дверную ручку, но ее рука тут же отдернулась.
Из-за двери послышался голос матери:
— Мы говорим на разных языках, Валентин Михайлович! Мужчина вашего возраста обязан знать, как сохранять лицо в любой ситуации. Никто не в силах сделать это за вас!
В ответ раздался сдержанный голос Соколова:
— Вы несправедливы ко мне, Ираида Самсоновна. Если мы не можем найти общий язык, мне лучше уволиться.
— Скатертью дорога! — Дверь с треском распахнулась, Надежда едва успела отскочить.
Догнав мать в коридоре, она спросила:
— И это называется решить вопрос с Соколовым?
— Оставь меня в покое! — Ираида Самсоновна вскинула руки, словно освобождаясь от ее назиданий.
— Как же ты не понимаешь… Он может уволиться. Мне нет дела до ваших личных отношений, но…
— Незаменимых людей нет! — прервала ее Ираида Самсоновна.
— Есть! — Надежда остановилась и повторила: — Есть! Валентин Михайлович — превосходный закройщик дамского платья. Другого такого нет.
— Не преувеличивай. — Ираида Самсоновна обняла дочь, потом, отстранившись, заметила: — Ты сегодня очень хорошо выглядишь.
— Пообещай, что вернешься в закройную и все исправишь.
— Сейчас? — Ираида Самсоновна манерно закатила глаза. — Только не это…
— Тогда я сама поговорю с Соколовым, и пусть тебе будет стыдно. Вместо того чтобы помогать, ты постоянно все портишь.
— Я порчу?
Сообразив, что переборщила, Надежда прижалась к матери:
— Прости, сорвалось. Сегодня у меня трудный день.
— Ну, хорошо, — Ираида Самсоновна заговорила низким, обиженным голосом: — Я пойду. Только предупреждаю: с моей стороны извинений не будет.
Надежда проводила мать взглядом и вышла в фойе. Там заметила, что дверь в мужскую гостиную приоткрыта, хотела захлопнуть ее, но услышала, что внутри кто-то есть, и вошла в темное помещение. В незаконченной гостиной повсюду громоздилась нераспакованная мебель. Мужской голос доносился из глубины, оттуда, где была мужская примерочная.
— Не хочу этого делать, — сказал мужчина. — Ничем хорошим это не кончится.
Пока Надежда шарила рукой в поисках выключателя, разговор продолжался:
— Вы обезумели… Вспомните, о чем мы договаривались… Нет. Он не переживет этого дня.
Надежда нащупала выключатель и зажгла свет. В глубине примерочной стоял высокий седовласый мужчина, одетый в элегантный темно-синий костюм. Он резко обернулся и бросил в трубку:
— Перезвоню.
— Что вы здесь делаете? — спросила Надежда.
— Говорю по телефону. В гостиной слишком многолюдно. Значит, вы и есть та самая Надежда Раух?
— Да, это я. — Она улыбнулась. — По вашему костюму вижу, что вы клиент Анастаса Зеноновича.
Мужчина широко улыбнулся и представился:
— Сергей Аполлинарьевич Козырев.
— Для телефонного разговора могу предложить свой кабинет. Там никого нет.
— Благодарю, не стоит. Я уже закончил, — Сергей Аполлинарьевич оглядел комнату: — Это примерочная?
— Она еще не готова, — Надежда вышла за дверь: — А здесь будет мужская гостиная. Специально для Тищенко мы выкупили соседнее помещение.
— И это очень разумно. Анастас Зенонович — та самая пресловутая курица, которая несет золотые яйца. Признаюсь, прежде чем явиться сюда, я справился о вас.
— И что же узнали? — поинтересовалась она.
— Вас превосходно характеризуют, — сказал Козырев. — Вы — талантливый модельер.
— Неужели?
— Оставьте это кокетство…
Беседуя, они вышли в фойе и двинулись туда, где в окружении клиентов стоял Тищенко. Краем глаза Надежда заметила, что в гостиной появились ее мать и Валентин Михайлович Соколов, высокий аристократичный мужчина с пышными, посеребренными сединой волосами.
— Позволите? — К Надежде подошел Шимаханский и, взяв ее под руку, подвел к простенку между окнами: — Откуда у вас эта картина?
— Ее купила моя мать.
— Где, если не секрет?
— Этого я не знаю, но могу спросить.
— Если не трудно…
Надежда оглянулась и увидела, что Ираида Самсоновна с кем-то беседует.
— Чуть позже… — сказала она и спросила: — Считаете, картина представляет какую-то ценность?
— Нет, не думаю. Однако очень милая композиция — полуфигурный портрет юной девушки на фоне идиллического пейзажа. Ее бальное платье похоже на подвенечное. Не находите? Навскидку — девятнадцатый век.
— Судя по корсету и юбке-колоколу — это не ампир. Значит, не начало и не конец девятнадцатого века, когда на смену кринолинам пришли турнюры и юбки по бедрам. Думаю, что портрет написан в пятидесятые годы девятнадцатого века.
— Приятно иметь дело с профессионалом, — сказал Шимаханский и, обернувшись, поискал кого-то глазами: — Анастас Зенонович обещал мне примерку костюма.
— Сегодня? — удивилась Надежда.
— Ближайшие дни у меня заняты, и, раз уж я здесь, лучше примерить костюм сейчас.
Надежда подозвала Викторию, велела проводить Шимаханского в мужскую примерочную и принести туда все, что он скажет.
Тем временем гости начали расходиться. Ушли Фридманович и Соколов. К одиннадцати часам в гостиной и в фойе остались несколько человек. Когда после примерки в гостиную вернулся Шимаханский, Воронович подал патрону пальто, они попрощались и вышли.
Проводив Анастаса Зеноновича и последних гостей, Ираида Самсоновна приказала официантам убрать фуршетные столы.
Надежда сняла туфли и устало полулегла на диван.
— Кажется, все прошло хорошо.
— Тищенко — вполне светский человек, — заметила Ираида Самсоновна.
— Что с Соколовым?
— Мы поговорили. Разговор был тяжелым, тем не менее он успокоился… — Ираида Самсоновна хотела продолжить, но ее прервал долгий звонок.
Мать и дочь тревожно переглянулись. Виктория побежала к двери. Спустя минуту в гостиной появились Воронович и дежурный охранник. Они внесли Шимаханского. Безвольно повиснув в чужих руках, он в такт шагам болтал головой.
— Ему стало плохо в машине! — крикнул Воронович. — Звоните в «Скорую»! Немедленно!
Надежда вскочила с дивана, туда положили Шимаханского. Он был бледен и чуть заметно дышал.
Набрав номер и дождавшись ответа, Ираида Самсоновна уточнила:
— Он — гипертоник?
Вадим Воронович вырвал у нее трубку:
— Мужчина, шестьдесят один год. Шимаханский Антон Геннадьевич. Сердечный приступ, возможно — инфаркт. Адрес? — Он сунул трубку Надежде: — Ваш адрес! Говорите!
Диспетчер приняла вызов и сообщила, что «Скорая» прибудет в течение десяти минут. Ираида Самсоновна и Надежда стянули с Шимаханского пальто, расслабили галстук и расстегнули воротник сорочки.
— Если он сердечник, в карманах есть нитроглицерин, — предположила Надежда.
— Ищите! — крикнул Воронович.
Надежда прошлась по карманам пиджака, проверила нагрудный, затем взялась за пальто.
— Здесь есть таблетки…
— Не сметь их давать! — крикнула Ираида Самсоновна и распорядилась: — Откройте окно!
Воронович бросился к окну и распахнул его настежь. Шимаханский тихо лежал на диване, его лицо все больше бледнело, грудь вздымалась все реже. Надежда нащупала на запястье пульс:
— Сердцебиение замедляется!
— Не паникуй! — Ираида Самсоновна выглянула в окно и радостно обернулась: — «Скорая» приехала!
Через минуту в гостиную вбежали двое мужчин в форменных костюмах. Один из них раскрыл чемодан, другой бросился к Шимаханскому, буквально разодрал на нем сорочку и приложил к груди головку фонендоскопа. Потом раздвинул пальцами веки, взглянул на зрачок и крикнул:
— Остановка сердца! Дефибриллятор! — Врач выпрямился, стянул с себя куртку и швырнул ее в сторону. — Помогите перенести его на пол!
Вадим Воронович ухватил патрона под мышки, врач взялся за ноги. Шимаханского перенесли на ковер.
— Теперь уходите!
Все, кто был в гостиной, вышли в фойе. Ираида Самсоновна велела охраннику прогнать официантов. Выполнив приказ, охранник вернулся, чтобы полюбопытствовать, однако Надежда сорвалась на него, крикнув:
— Уйдите!
Охранник сел на свое место и уткнулся взглядом в столешницу.
Минут через десять из гостиной вышли врачи. К ним кинулись с вопросами:
— Ну что?
— Как он?
— Жив?
Врач медленно покачал головой и опустил глаза:
— Все бесполезно. Он умер.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Химеры картинной галереи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других