Дела в модном ателье Надежды Раух шли отлично, и она решилась на расширение – шить не только дамские наряды, но и мужские костюмы. Лучший мастер в Москве уже принят на работу, а для презентации нового направления устроен торжественный прием. Гости – известные, солидные, состоятельные люди – с удовольствием любовались изысканными интерьерами ателье, любовно созданными мамой Надежды Ираидой Самсоновной, страстной любительницей антиквариата. Ее недавнее приобретение – авторская копия картины, оригинал которой находится в Третьяковской галерее. Полотно это крайне необычное, и Надежде очень хочется раскрыть его тайну, но ей мешает другая, гораздо более мрачная загадка – один из гостей был отравлен прямо во время приема…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Химеры картинной галереи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Все персонажи и события романа вымышлены, любые совпадения случайны.
© Князева А., 2019
Пролог
1863 год
Москва, Замоскворечье
Дочь замоскворецкого промышленника, миллионера Семена Порфирьевича Зотова готовилась к выходу в свет, который должен был состояться на балу во дворце княгини Закревской.
Сезон балов в Москве начинался задолго до Рождества и заканчивался в последний день Масленицы. Открывался он пышным дворянским балом в Благородном собрании. Далее череда балов гремела по всей Москве: по дворцам и частным особнякам на Тверской, Пречистенке и в Замоскворечье. Сюда слетались аристократы, небогатое провинциальное дворянство и блестящая гвардейская молодежь из Санкт-Петербурга.
В светском обществе московские балы прозвали «ярмарками невест», потому что они служили местом отыскания выгодной партии. Любого кавалера, пригласившего девицу на танец, родители барышни рассматривали как потенциального жениха: тут же выясняли, кто таков, размер состояния, знатность семьи и наличие скандального шлейфа.
Второе приглашение обязывало «танцора»[1] к представлению родителям. Третий, тем более четвертый танец с одной и той же дамой свидетельствовал о серьезных намерениях и предполагал два исхода: сватовство с последующей женитьбой или поединок с членом семейства девушки.
На первых в сезоне балах набиралось до трех тысяч человек. Но случалось и больше, все зависело от величины бальной залы дома хозяев. Зала княгини Закревской вмещала до пяти тысяч человек и была построена в виде павильона в саду, позади дворца, с которым соединялась короткой, но торжественной галереей. Возникшие при этом неудобства (буфет остался в старой части дворца) ничуть не волновали княгиню. Ей льстило, что она владела едва ли не самой значительной бальной залой в Москве.
Шестнадцатилетняя Агриппина Зотова, или Грушенька, как ее называли домашние, к тому времени окончила гимназический курс и до этого танцевала только на детских балах. Вместе с превосходным приданым она получила от родителей хорошее воспитание, манеры, скромную грацию и миловидное личико.
Все это предопределяло ее судьбу — безбедное житье за мужем, имеющим хорошую репутацию и верный капитал, равный по величине капиталу ее родителя.
Калерия Федоровна, жена Зотова — вялая, безынициативная особа, имела дурной вкус и одевалась не лучше иной купчихи или жены мещанина. Зная это, Семен Порфирьевич сам приказал найти для дочери лучшую портниху в Москве или, если таковая не сыщется, привезти столичную из Санкт-Петербурга. Однако таковая нашлась и в Москве: одеться в мастерской у мадам Менагуа было не менее престижно, чем выписать наряд из Парижа. Лучшая портниха из мастерской Менагуа вместе с четырьмя подмастерьями на время переехала с Кузнецкого Моста в замоскворецкий особняк Зотова, где за три недели пошила для Грушеньки три превосходных бальных туалета в светлых тонах.
Для своего первого бала Грушенька выбрала простое воздушное платье из белого муслина с газовым подбором на юбке, розетками, кружевом и нежной вышивкой по линии декольте. Букетик у корсажа дополнили цветы в волосах и черная бархотка на девичьей шейке.
Атласные туфельки, корсаж и перчатки доставили из Парижа. Мантилью для выезда выбрал сам Семен Порфирьевич в знаменитом на всю Москву Сущевском товарном депо мадам Белкиной. Вручив дочери меховую мантилью в день бала, он так же надел на ее ручку браслет с пятью большими сапфирами и чистейшей воды бриллиантом.
— Красавица… — прошептала Калерия Федоровна, глядя на Грушеньку.
— Собиралась бы ты сама, матушка. Нешто не поспеешь. Скоро уж ехать. — Семен Порфирьевич достал папироску и вышел из комнаты.
Спускаясь по широкой лестнице, он закурил.
Задрав голову, с нижнего этажа к нему обратился швейцар:
— Вас тут спрашивают, барин.
— Кто? — справился Зотов.
Дождавшись, когда Семен Порфирьевич спустится, швейцар, ответил:
— Художник Сомов…
— Я же приказал его не пускать! — воскликнул Зотов и грозно поглядел на швейцара.
— Без спросу вошел, ей богу! Я только открыл дверь, тут же — шасть!
— Где он?!
— В сенях. Дале я не впустил.
Семен Порфирьевич направился к двери с узорчатыми стеклами и, распахнув ее, увидел широкоплечего молодого человека с русой вьющейся бородой.
— Я просил вас никогда не являться в мой дом! — Он оглядел Сомова неодобрительным взглядом: — Для честного человека это достаточный повод.
— Кажется, я не делал вам зла, — сказал Сомов. — Что касается чести — вы заплатили мне деньги, но портрет еще не закончен.
— Аванс оставьте себе! Портрет мне больше не нужен!
— Считаю своим долгом его закончить.
— Не трудитесь, — холодно заметил Семен Порфирьевич. — Другой долг — отцовский — предписывает мне избавить дочь от вашего общества. Остается только догадываться, что приводит людей к столь безнравственным и непотребным поступкам!
— Я не делал вам зла, — уверенно повторил Сомов.
— Вы совершили куда худший поступок! Воспользовались отцовским доверием и влюбили в себя Грушеньку.
— Я пришел попросить руки вашей дочери.
— Вон из моего дома! — Зотов схватил художника за грудки и толкнул его к выходу.
С лестницы послышался плачущий голос Грушеньки:
— Папенька! Оставьте его! Оставьте!
Зотов обернулся:
— Немедленно возвращайся наверх!
— Это гадко!
— Немедленно!! — Семен Порфирьевич повысил голос и призвал на помощь швейцара: — Степан!
Оставив Сомова швейцару, рассерженный родитель схватил Грушеньку за руку и потащил вверх по лестнице.
Подчинившись отцу, она не отрывала от Сомова влажного, заплаканного взгляда, покуда швейцар не вытолкал его на улицу и не захлопнул за ним дверь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Химеры картинной галереи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других