Все отговаривали Дайнеку, но упрямства ей не занимать! Несмотря ни на что, она все же устроилась на работу в Дом ветеранов сцены, расположенный в мрачном загородном имении графа Измайлова. По легенде, граф был человеком порочным и психически больным, он убил свою добродетельную жену Анну и спрятал на территории усадьбы несметные сокровища… В пансионате и теперь происходят страшные необъяснимые события: его обитатели видят призраков и боятся поодиночке ходить по мрачным коридорам. Народную артистку Лукерью Темьянову пыталась задушить женщина с белыми крыльями, якобы влетевшая в окно… Директор пансионата поручила Дайнеке разобрать архив Измайловых. Вскоре девушка заметила, что в ее отсутствие документы графа просматривает кто-то еще, и решила ночью подстеречь непрошеного гостя…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наследница порочного графа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Как он там оказался?
Директор пансионата, немолодая крупная женщина, сидела за столом медсестры и c сожалением глядела на Дайнеку. Заметив, как трясутся ее пальцы, сочувственно предложила:
— И все же нужно вызвать «Скорую помощь».
Дайнека покачала головой.
— Нет. Не хочу.
— Тогда идите в постель. — Директриса спросила у медицинской сестры: — Лариса, у нас есть место в больничной палате?
— Есть, — кивнула медсестра и перевела взгляд на Дайнеку.
Та сказала:
— Спасибо. Я лучше здесь посижу. Мне нужно поговорить со следователем.
— Когда он освободится, я вас разбужу, — пообещала директриса. — Вы же еле на ногах держитесь.
— Я сижу, — улыбнулась Дайнека.
— Видели бы вы себя в зеркало.
— Знаете, перед глазами — одна и та же картина…
— Да-да, — Татьяна Ивановна Песня покачала головой. — Бедный Тихон Иванович… Он в нашем пансионате всего несколько месяцев. Ума не приложу, как он мог ночью очутиться в лесу. В семь часов вечера я видела его в столовой на ужине.
— На нем не было одежды, — сказала Дайнека.
— И это странно, на улице — минус два, конец октября.
— Кто-нибудь проверил, в чем он ушел?
— Этим занимаются полицейские. — Взглянув на часы, Песня вздохнула: — Боже мой! Два часа ночи.
Дайнека провела рукой по лицу:
— Как я здесь оказалась?
— Вас привез Квят вместе с Безруковым, но Тихона Ивановича сразу отправили в город.
— В морг? — спросила Дайнека.
— Зачем же? В одиннадцать часов вечера он был еще жив, но без памяти. Что с ним сейчас — неизвестно.
— Вы видели его?
— А как же… Меня подняли с постели. Представьте себе, со сна увидеть такую картину… Господи, прости меня, грешную!
— А я ничего не помню.
— Странно… По крайней мере, сюда, в медпункт, вы пришли своими ногами. Такое бывает, тело восстанавливается быстрее, чем мозг.
— Вы медик?
— Я директор.
Дайнека непроизвольно поморщилась:
— Это я знаю. Просто думала, что вы окончили медицинский.
— Скажете тоже! — махнула рукой Песня. — Я училась в институте культуры.
— Здесь, в Москве?
— Нет. В Улан-Удэ. Это в Бурятии.
Взглянув на директрису, Дайнека заметила:
— На бурятку вы не похожи.
— Что же вы думаете, в Бурятии только буряты живут?
Беседа зашла в тупик.
— Может быть, сходим, поищем следователя? — предложила Дайнека. — Не знаете, где он сейчас?
— Все полицейские в спальном корпусе.
— А мы где?
— Мы — в общем.
— Что значит, в общем?
— Здесь располагается администрация, медицинская часть, столовая, кухня, актовый зал и, кстати, библиотека, — пояснила Татьяна Ивановна.
Дайнека снова спросила:
— У вас есть библиотека?
— Да, и очень хорошая. Но мы еще вернемся к этому разговору. А теперь…
— Идем? — Дайнека поднялась на ноги.
— Уверены, что дойдете?
— Здесь далеко?
— Как сказать… Если желаете, имеется инвалидное кресло.
— Ну нет! — Дайнека направилась к двери. — Я в полном порядке.
Они вышли в коридор. Медсестра заперла дверь кабинета.
— Татьяна Ивановна, я могу пойти подремать? — спросила она.
— Иди, Лариса, иди… Если что-то случится, за тобой кто-нибудь прибежит.
Девушка ушла в сестринскую. Дайнека с Татьяной Ивановной спустились по широкой парадной лестнице на первый этаж и свернули в темную галерею.
— Раньше эта галерея называлась Римской — из-за того, что на стенах располагались лепные композиции, изображающие сцены из истории древнеримских сражений. В ходе реставрации кое-что удалось сохранить. Сейчас здесь темно, но завтра утром вы сможете все рассмотреть.
Дайнека спросила:
— Куда ведет галерея?
— Она огибает актовый зал, который имеет овальную форму, и заканчивается у старинной винтовой лестницы.
— Будем подниматься?
— Нет, наоборот, спустимся в подземный переход… — директриса непроизвольно понизила голос. — Но не по лестнице. Она хоть и крепкая, но ее давно никто не использует. Есть пандус, который соорудили во время реконструкции здания. И еще лифт на четырех человек.
— Зачем лифт?
— Не забывайте, у нас живут старики. И, должна заметить, лифт влетел нам в копеечку…
В конце галереи пол плавно перешел в пологий шершавый пандус, по которому они стали спускаться вниз. Татьяна Ивановна указала на черную винтовую лестницу:
— В царские времена по ней можно было попасть из парадной опочивальни графа Измайлова в дворцовые подвалы, где начинался подземный переход. Мы, кстати, уже в нем.
Дайнека обвела взглядом овальный свод коридора, освещенного редкими лампами.
— Это и есть подземный переход?
Директриса остановилась и похлопала по стене.
— Отделан известняком, благодаря которому в подземелье круглый год держится одна и та же температура. И ведь как все сохранилось! В старину строить умели. Кстати, переходы были разветвленными, сохранилось несколько дверей, вы их увидите. Куда вели — неизвестно. Теперь — или заложены кирпичом, или заперты. Сразу после реконструкции переходом пользовались только сотрудники. Потом само собой получилось, что здесь начали ходить старики.
— Куда ведет этот ход?
— В спальный корпус. Идемте…
Они зашагали вперед по неширокому коридору, выложенному прямоугольными плитами.
Песня заговорила:
— Конечно, можно пройти и по улице. Но знаете, погода бывает разная. Осенью — дождь, зимой — гололед. Летом — солнце, жара. А здесь всегда хорошо. Для стариков — очень удобно. Некоторые в столовую в тапках приходят. Хотя таких здесь немного. Артисты — особый народ. Глянешь на какую-нибудь: старуха старухой, еле идет, а все одно — туфли на каблуках и носик припудрен, — Татьяна Ивановна улыбнулась. — Будете смеяться, но у нас и танцы бывают. А к Новому году гала-концерт готовим. Слава богу, талантов хоть отбавляй.
— До Нового года больше двух месяцев, — пробормотала Дайнека и опустила глаза. Подземный ход ее угнетал. Казалось, здесь нечем дышать.
— Так ведь и артисты у нас немолодые, — заметила директриса. — Пока раскачаются. Один текст забудет, другой раскапризничается, третий заболеет, а еще хуже — умрет.
Упоминание о смерти было не к месту. Дайнека заметно прибавила шагу. Скоро по такому же, как в первом здании, пандусу они поднялись в спальный корпус.
— Здесь все скромнее, — пояснила Татьяна Ивановна. — Здание ремонтировали в последнюю очередь. Да и деньги к тому времени кончились.
— Логичнее было бы отсюда начать, — заметила Дайнека. — Здесь старики проводят большую часть времени.
— Вы не подумайте, они всем обеспечены! У них прекрасные светлые комнаты с санузлами. — Директриса посторонилась и указала на лестницу: — Нам туда.
Дайнека двинулась вверх по ступеням.
— Я тоже буду жить в этом корпусе?
— Вы — нет. Личные помещения персонала располагаются во флигеле, или, по-другому, в пристройке. Она связана с этим корпусом переходом.
— Тоже подземным? — настороженно поинтересовалась Дайнека.
— Нет, что вы… Этот переход расположен на уровне второго этажа и начинается в общей гостиной. Нужно заметить, гостиная в спальном корпусе — самое популярное место. Там всегда многолюдно: одни смотрят телевизор, другие играют в карты или в лото…
Войдя в большой темный зал, Песня раскинула руки:
— Вот наша гостиная! — Она остановилась посередине и задрала голову: — Главная достопримечательность спального корпуса — потолочный плафон, расписанный неизвестным художником. На нем, кстати, изображен герб рода Измайловых. Утром, когда будет светло, сможете разглядеть…
Дайнека перебила:
— А где находится комната старика?
— Безрукова? — директриса указала рукой: — В том коридоре.
Они прошли в коридор, в конце которого было светло. У распахнутой двери комнаты, где работала криминалистическая группа, стояли двое мужчин. Один из них, худой, коротко стриженный, лет пятидесяти, завидев их, обратился к Татьяне Ивановне:
— Хорошо, что вы здесь. Нужны данные потерпевшего.
— Вы, если не ошибаюсь, следователь?
— А вы, если не ошибаюсь, директор?
— Его личное дело в моем кабинете, — ответила Песня.
— Пожалуйста, принесите.
Прежде чем уйти, директриса тронула Дайнеку за локоть и слегка подтолкнула:
— Людмила Вячеславовна хотела спросить…
— Кто вы? — следователь уставился на Дайнеку.
— Людмила Вячеславовна Дайнека, — сказала она.
— Это я слышал. Кем работаете?
— Никем.
Здесь опять вмешалась Татьяна Ивановна:
— С завтрашнего дня Людмила Вячеславовна оформлена моим заместителем, — взглянув на часы, Песня исправилась: — Точнее, уже с сегодняшнего.
— Что имеете сообщить? — задав этот вопрос и не дожидаясь ответа, следователь обратился к мужчине, который стоял рядом: — Скажи, чтобы с шофером побыстрее заканчивали.
Тот спросил:
— После допроса забираем его с собой?
— Не знаю.
— Вы о шофере по фамилии Квят? Его не за что забирать! — отчетливо проговорила Дайнека.
— Вот как? — следователь развернулся и с интересом взглянул на нее — Это что же, вы так решили?
— Для ареста нет оснований.
— Мы не говорим об аресте. Речь идет о задержании до выяснения обстоятельств.
— Вы можете все выяснить здесь и сейчас.
— Расшифруйте…
— Я была в машине, когда все случилось.
— Вот оно что… — он заглянул в свой блокнот. — Точно, Дайнека Людмила Вячеславовна… А я думал, вас «Скорая» увезла.
— Как видите, я здесь.
— Можете дать объяснения?
— Я готова.
— Как себя чувствуете?
— Хорошо.
Мужчина представился:
— Следователь следственного отдела Галуздин Игорь Петрович.
Дайнека кивнула:
— Очень приятно.
— Где мы можем поговорить? — на этот раз Галуздин обратился к директрисе.
— В комнате у сестры-хозяйки, — ответила Татьяна Ивановна.
— Там допрашивают Квята.
— Тогда идите в гостиную. Только вот что: со вчерашнего вечера там не работает верхнее освещение.
— Мне нужно будет писать.
— Включу для вас настольную лампу.
— Идемте, — следователь взглянул на Дайнеку. — И вы тоже.
Втроем они направились по коридору в гостиную. Татьяна Ивановна, как и обещала, принесла и подключила настольную лампу, но уходить не спешила.
Следователь раскрыл папку и разложил на столе документы.
— Начнем…
— Простите, — перебила его Песня, — можно один вопрос?
— Задавайте.
— Как мог Безруков оказаться ночью в лесу?
— Это вы меня спрашиваете? — следователь с усмешкой прищурился: — Тот же самый вопрос я бы хотел адресовать вам.
— Я не знаю! — испугалась Татьяна Ивановна.
— Я тоже. По крайней мере, пока. Но, должен заметить, вы, как директор пансионата, должны быть в курсе, где находятся ваши подопечные. Не мне вам объяснять, что о пожилых людях нужно заботиться.
— Безруков был вменяемым стариком. Забывчивостью не страдал.
— А если бы страдал?
— Те, что страдают, у нас изолированы.
— Где?
— В третьем корпусе. Там живут дезориентированные и с болезнью Альцгеймера.
— Что за болезнь?
— Я же сказала: неспособность ориентироваться в пространстве и потеря памяти. Что-то помнят, что-то забывают, потом опять вспоминают. Но большинство — в полном беспамятстве.
Следователь придвинул к себе бланк допроса:
— Помнится, вы хотели принести личное дело Безрукова.
— Да, простите, совсем я расклеилась, забыла, за чем пошла…
Вздыхая и качая головой, Татьяна Ивановна Песня направилась к лестнице и спустилась на первый этаж, чтобы пройти через подземный переход в общий корпус.
При мысли, что ей предстоит преодолеть этот путь в одиночку, Дайнека поежилась.
— Вам холодно? — спросил Галуздин.
— Нет, это другое.
— Опасаетесь чего-то? — он оглядел темную гостиную и остановил взгляд на большом панорамном окне, за которым плотной стеной стояли черные ели. — Место жутковатое. И кому пришло в голову поселить здесь стариков?
— Уверена, утром оно таким не покажется.
Следователь взглянул на часы:
— Что ж, скоро увидим. Ждать осталось недолго. — Он взялся за ручку и вписал в протокол ее полное имя. — Сколько вам лет?
— Двадцать три.
— Образование?
— Высшее.
— Москвичка?
— Да. Проживаю на Второй Ямской улице.
— Замужем?
— Нет…
Следователь поднял глаза и внимательно на нее посмотрел:
— Зачем же вы согласились на эту работу?
От удивления она забыла поинтересоваться, какое ему дело, и только сказала:
— Кому-то нужно ее выполнять.
— Кто бы с этим поспорил. — Закончив писать, Галуздин положил ручку. — Что вы там видели?
— Где?
— Вы сказали, что находились в машине с Квятом, когда он сбил Безрукова.
Неожиданно для себя Дайнека воскликнула:
— Я бы так не сказала!
Следователь отмахнулся от нее как от большой назойливой мухи:
— Бросьте! Факт налицо. У пострадавшего многочисленные ушибы, порезы и перелом.
— В том месте лес начинается у кромки дороги. Старик выскочил неожиданно. Квят сразу затормозил. Никто, даже самый опытный гонщик, не смог бы затормозить быстрее.
— Надо же, как вы его защищаете… С чего бы это?
— Я за справедливость.
— Только и всего?
— Чего же вам больше? Не могу допустить, чтобы обвинили невиновного человека. А если вы подразумеваете мою личную заинтересованность, то мы с Квятом почти незнакомы.
— Значит, по-вашему, он невиновен?
— На его месте мог оказаться любой. Старик сам бросился под колеса. У меня вообще было ощущение, что попасть под машину в тот момент для него было меньшим из зол.
— Как вы сказали? — Галуздин озадаченно крякнул. — Меньшим из зол! Что конкретно вы имели в виду?
— Не знаю, — сказала она. — Просто озвучила то, что почувствовала в тот самый момент.
— Почувствовала или поняла? — уточнил следователь.
— Скорее, и то, и другое.
— Очень интересно… Для этого были основания?
— При чем тут основания? — удивилась Дайнека.
— Возможно, вы что-то увидели или услышали?
Немного поразмыслив, она произнесла:
— Я была под впечатлением того, что случилось в дороге.
— И что же?
— Сломалась машина, и мы долго стояли на проселке в темном лесу. Не самое приятное дело. Чего только не передумала, как будто предвидела, что случится потом.
— Ощущения меня не интересуют. Вспомните, может, вы что-то заметили. Подсказываю: проехавшую машину, идущего человека…
— Огонек…
— Что?
— Когда мы снова поехали, я увидела в лесу огонек.
— Отчетливо увидели?
Она покачала головой:
— Не уверена. Возможно, это было отражение на стекле.
— Отражение?
— Например, лампочки с приборной панели.
— Ну хорошо, — Галуздин снова взялся за ручку и записал в протокол несколько слов. — Увы, все ваши показания базируются на ощущениях и предчувствиях.
— Не только. Когда старик упал на капот, я заметила, что у него под ногтями земля.
— Действительно? — следователь записал то, что она сказала. — Нужно проверить. Но как же вы разглядели?
— Он царапал ногтями по лобовому стеклу перед моим носом. А на его голове была кровь.
— Это неудивительно.
— Почему?
— Объясню: его сбила машина.
— Головой он не бился. Старика подбросило вверх, после чего он упал на капот.
— Теперь понимаю, с чего вы вдруг отключились, — заметил Галуздин.
С лестницы послышались шаги. Скоро к ним подошла Песня.
— Вот, — она положила на стол картонную папку. — Лично дело Безрукова. Надеюсь, вам не нужна его медицинская карта?
— Это без надобности.
— И все-таки, — снова заговорила она. — Как Безруков мог оказаться ночью в лесу, да еще голый?
— Да еще с землей под ногтями, — добавил следователь. — Старик бы чистоплотным?
— Чего-чего, а этого у него не отнять.
— В двух словах, кто он такой?
— Бывший артист кордебалета, служил в провинциальном театре оперетты. Выходил в массовках, пел в хоре.
— Откуда вам это известно?
— Он сам мне рассказывал. Да и не только мне. Тихон Иванович — человек общительный.
— У него есть родственники?
— Нет, он одинок.
— С кем из проживающих здесь он дружил?
— Со всеми понемногу. Он ведь у нас недавно, всего несколько месяцев. Я, кстати, видела его вчера вечером на ужине. Мне сказали, что потом он сидел здесь, в гостиной, до тех пор, пока не отключился свет.
— Когда это случилось?
— Часов в восемь.
— Из-за чего?
Директриса пожала плечами:
— Не знаю. Завтра приедет электрик, он разберется.
Следователь протянул Дайнеке лист протокола:
— Прочитайте, напишите внизу: «С моих слов записано верно» и распишитесь. — И, пока Дайнека читала, он снова обратился к Татьяне Ивановне: — Кто вам сказал, что старик вечером находился здесь?
— Артюхова Ирина Маркеловна. Она с ним беседовала.
— Ваша сотрудница?
— Да нет же. Артюхова — актриса столичного драмтеатра, живет здесь с основания пансионата. Кажется, у них с Безруковым были отношения.
— Что?! — удивился следователь.
— А что в этом странного? У нас и такое бывает.
— С ней нужно поговорить…
— Не сейчас, — забеспокоилась Песня. — Здесь контингент пожилой. Их ночью беспокоить нельзя.
— А я и не говорю, что сейчас, — Галуздин сложил лист протокола вдвое и сунул в карман пиджака. — На сегодня достаточно.
Из коридора вышли трое мужчин. Когда они приблизились, в одном из них Дайнека узнала Квята. Взглянув на нее, он тихо сказал:
— Нужно было раньше уволиться…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наследница порочного графа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других