Табак в Сибири. XVII – начало XX веков

Андрей Шаповалов

В книге на основе письменных, археологических, этнографических и лингвистических источников реконструируется история распространения табака в Северной Азии. Триумфальное шествие табака рассматривается в контексте культурных процессов, превративших его из внешней инновации в традиционный элемент этнических культур. В монографии подробно исследована новая система привычек, поведенческих установок, ментальных стереотипов, ритуалов и элементов материальной культуры, сложившихся вокруг табака. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Табак в Сибири. XVII – начало XX веков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Первые опыты

Западная Сибирь, расположенная за сотни километров от Китая, вряд ли могла находиться в сфере его прямого торгового влияния, зато торговые и политические контакты с пограничной Россией со второй половины XVI в. стали достаточно регулярными, а в конце века здесь появилось постоянное русское население, интенсивность торговли стала расти в геометрической прогрессии. Письменных источников, подтверждающих русскую торговлю табаком в XVI — первой половине XVII в. нет, как нет и прямых указаний на то, что русские сибиряки в это время потребляли это зелье. Более того, как утверждает селькупская устная традиция, народы Западной Сибири узнали табак значительно раньше русских, и селькупы издавна выращивали свой табак «чопе». «Мы же раньше стали курить, чем русские. Селькуп разумный был», — утверждали они. (Пелих, 1981, с.76—77).

Впервые русские свидетели, оставившие записи о потреблении табака сибирскими аборигенами, фиксируют очень распространенную привычку к табакокурению именно в Западной Сибири — у приобских остяков. Отметили ее первыми русские послы в Китай И. Идес и А. Бранд, проезжавшие по Сибири в 1692 г. Оба очевидца уверяют, что привычка к табакокурению среди остяков была очень распространена. Члены посольства и раньше знали о пристрастии сибирских инородцев к табаку, поскольку везли с собой табак из России для угощения местных князьков (Идес, Бранд, 1967, с. 102). Важная деталь: способ потребления табака был для иностранцев столь необычен, что они подробно описали его, и сведения их слишком схожи, чтобы быть выдумкой.

Описанная манера курения весьма специфична и сразу обращает на себя внимание. Здесь речь идет о традиции курения, названной позже в Китае «Сы-Ен-Дай», а в Европе — «water smocking» (водяное курение). Традиция эта появилась на Ближнем Востоке и в Средней Азии, именно там начали пропускать дым от курения конопли (гашиша), а затем и табака через воду, со временем для этого была сконструирована специальная трубка — кальян (Рис. 2/ 1—2). Китайцы и европейцы переняли эту манеру курения у народов Средней и Передней Азии, но не ранее, чем в начале XVIII в. (Nakano, 1984, р.15—16). В Сибири же послы столкнулись с ранней, зачаточной формой водяного курения, когда резервуаром для воды служил не специальный отдел, как в кальяне, а рот курильщика. Подобным образом в то время в Китае табак не употребляли, следовательно, в Сибирь водяное курение пришло другим путем, скорее всего из Средней Азии, при этом, А. Бранд называет остяков «большими любителями «Китайского шара». Интересно в связи с этим отметить, что само название «китайский шар» указывает место происхождения этого продукта. Чтобы проследить путь, по которому китайский табак впервые попал в Западную Сибирь, стоит, видимо, рассмотреть традиционную торговлю сибиряков и торговые пути в Западную Сибирь.

Рис. 2. Приспособления для водяного курения. 1 — 2 — кальян, Китай, бронза, эмаль, нач. XX в. НГКМ; 3—6 — головки курительных трубок из могильника возле «Остяцкой горы», 3 — кость; 4 — глина; 5—6 — камень, XVII в.

Еще с XIV в. крупнейшие торговые пути в Западную Сибирь были монополизированы бухарцами. Через их посредство шла практически вся западно-сибирская торговля (Бахрушин, 1953, с. 463—464). На протяжении всего XVII в. бухарцы сохранили ведущие позиции в сибирской торговле со странами Востока, и все торговые операции проходили через их территории (Вилков, 1990, 173—183). Бухарские караваны ежегодно привозили товары в Тюмень, Тобольск, Тару и Томск. Практически вся транзитная торговля с Китаем осуществлялась бухарцами. В XVII в. они контролировали всю торговую деятельность в Западной Сибири, а во второй половине XVII в. успешно конкурировали с русскими даже в Восточной Сибири, направляя крупные караваны в Иркутск и Красноярск. Среди прочих товаров были и китайские, причем доля их была весьма значительной (Александров, 1984, с. 112—115, Вилков, 1990, 182).

Католический священник Ю. Крижанич, находящийся с 1661 по 1676 гг. в Тобольске в ссылке, рассказывая о посреднических операциях бухарских купцов, сообщает, что они привозили в Тобольск «китайский табак столь мелкой резки, что по тонкости может поспорить с человеческим волосом. Вследствие такой тонины волокон многие сперва не верили, что это действительно табак; но русские купцы постоянно утверждали, что они собственными глазами видели, как китайцы резали табачные листья таким образом» (Титов,1890, с.187). Это одно из первых письменных упоминаний о табаке в Сибири, причем источник сообщает о табаке, как о давно известном продукте. Отсюда можно заключить, что именно бухарцы впервые привезли табак в Западную Сибирь.

Сам табак они закупали, вероятно, в Маньчжурии или Китае, где его выращивали. Бухарцы потребляли табак сами, адаптировав манеру его потребления согласно своим вкусам, и вывозили среди прочих товаров в Сибирь, распространяя его в среде своих постоянных торговых партнеров — народов, населяющих берега рек Оби и Иртыша. Бухарцы уже в первой половине XVII в. практиковали водяное курение и, вероятно, привнесли эту манеру в Сибирь. Познакомившись с табаком от бухарцев, коренное население Запанной Сибири переняло соответственно и манеру его потребления, а также технику изготовления специфических курительных принадлежностей.

Русский посол в Китае И. Идес описывает их как: “ каменный сосуд, куда втыкают специально сделанный чубук» (Идес, Бранд,103). Как в действительности выглядели эти первые курительные трубки, можно судить по их фрагментам, найденным в археологических памятниках селькупов XVII в. В Томском Приобье в могильнике возле «Остяцкой горы», исследованном А. П. Дульзоном еще в 1950-х гг., в мужских погребениях обнаружено семь головок курительных трубок. (Дульзон, 1956, 446, 448—449,470). Все они найдены в мужских погребениях в разных точках могил: у правой или левой кисти, у голени или ступни. Головки трубок костяные, глиняные или сланцевые, в форме цилиндра или прямоугольника с двумя конусообразными перпендикулярными соединяющимися под прямым углом отверстиями: небольшим на 2—3 затяжки отверстием для табака и очень коротким отверстием для мундштука (Рис. 2/ 3—6). В описаниях участников посольства речь идет, видимо, о таких предметах. Каменные прямоугольные головки трубок были необычны для европейцев, которые привыкли к изящным глиняным трубкам голландского производства, широко распространенным в Европе (Розенфельд, 1968, 71). Естественно, что И. Идес мог воспринять каменные головки курительных трубок как «каменный сосуд». Можно считать, что исходной формой для таких трубок послужил среднеазиатский (бухарский) кальян. Это подтверждается и данными лингвистики. Современное название курительных трубок селькупов звучит как «канцан», что, скорее всего, является производным от арабо-иранского «кальян». Селькупские курильщики видоизменили его, несколько упростив и приспособив к своим условиям и техническим возможностям: заменив резервуар, через который должен проходить дым, собственными ртами. Зато после такой модернизации трубку было изготовить гораздо проще.

А. Бранд, описывая курение у остяков, говорит еще и о деревянных трубках, либо их частях. Не исключено, что деревянные трубки в XVII в. сосуществовали с каменными и, по всей вероятности, были наиболее ранними, т.к. дерево в качестве поделочного материала для народов Западной Сибири гораздо привычней. Правда, у деревянной трубки имелся существенный недостаток — головка ее быстро прогорала, и ее приходилось часто менять. Видимо, поэтому головки трубок начали изготавливать из камня и глины, при этом первоначально имитировали деревянные — в форме цилиндра (спил сучка). Более поздние головки трубок приобретают другие геометрические формы. Деревянные трубки тоже, возможно, использовались, но в археологических памятниках они не сохранились. Обращает на себя внимание тот факт, что в селькупских погребениях женщин XVII в. курительные принадлежности не встречаются, а И. Идес и А. Бранд отмечают, что они тоже употребляли табак. Скорее всего, именно в их среде сохранились без изменений наиболее ранние формы трубок — деревянные. У женщин как у более консервативной части социума часто встречаются архаичные и простые формы бытовых предметов, уже видоизменившихся или вообще вышедших из употребления у мужчин. Для примера, немного забегая вперед, можно сослаться на различные формы трубок, бытовавшие в Туве: у мужчин — китайские бронзовые, а у женщин той же формы, но самодельные деревянные (Дьяконова, 1984, с. 252).

Остается открытым вопрос, когда именно табак попал к селькупам и соседним народам? В русских письменных источниках о Сибири слово табак начинает часто встречаться только с 80-х гг. XVII в. (Александров, 1984, с. 112—115), а его первое упоминание относится к 1644 г. Именно этим годом датируется первый наказ Якутским воеводам смотреть, чтобы «служилые люди в ясачных волостях табака не имели» (Щеглов, 1884, с.101). Здесь есть некое противоречие. Селькупы к этому времени уже имели устойчивую привычку к табакокурению, к тому же, в XVII в. они уже выращивали табак. Следовательно, он был завезен несколько раньше, поскольку для появления распространенной бытовой привычки необходимо довольно длительное время. О.Н.Вилков, тщательно исследовавший таможенные книги городов Западной Сибири в период с 1639 по 1671 гг., в перечне товаров, прошедших через таможни сибирских городов, табак не указывает (Вилков,1958). Там его и не могло быть. Это связано, видимо, с многочисленными изменениями отношения к табаку и торговле им у российской администрации. Ведь на протяжении всего XVII в. Западная Сибирь являлась составной частью России, и все процессы, протекающие здесь, так или иначе были связаны с общероссийскими. Проникновение табака и его распространение также не было исключением. Вспомним, что на Руси практически на протяжении всего XVII в., за исключением нескольких лет, торговля табаком в российских (соответственно и в сибирских) городах была запрещена, и в таможенные книги табак просто не могли записать. Это отнюдь не значит, что в Сибири им не торговали. Ю. Крижанич указывает, что именно в период запрета (между 1661—76 гг.) бухарцы привозили Тобольск китайский табак. Судя по тому, что для русских купцов табак, и даже метод его резки китайцами, не были в диковинку, привозили его в Сибирь и раньше.

Скорее всего, первое знакомство западно-сибирских народов с табаком произошло еще в первой половине XVII в., когда наиболее известный путь из Китая в Сибирь через казахские степи активно использовался бухарцами для торговли на Ямыш-озере. Сезонная торговля бухарцев с народами Сибири в этом районе русскими практически не контролировалась. Можно полагать, что именно в первой половине XVII в. в Сибири началась нелегальная торговля табаком. Причем отметим, что участвовали в ней и коренные народы Сибири и русские поселенцы, привозившие на торги к соляным озерам свои товары, а «калмыки же в обмен предлагают рогатый и вьючный скот, свои сласти и китайский табак» (Титов,1890, с.185). Далее вглубь западно-сибирских территорий табак распространялся через разветвленные водные транспортные артерии Обь-Иртышского бассейна. Торговые пути со Средней Азией по Иртышу, затем по Оби и ее притокам использовались западносибирскими народами с глубокой древности. В XVII веке торговые связи по этим естественным дорогам интенсивно осуществляли селькупы и русские. Именно они развозили табак в самые отдаленные таежные районы Западной Сибири.

Привычка к табаку довольно быстро укоренилась в Западной Сибири, а поскольку торговцы приезжали нерегулярно, аборигены даже пытались выращивать его. Селькупы, ранее других народов узнавшие табак, выращивали его на специально расчищенном в тайге маленьком поле, причем продуктивность его была очень невелика. Три четверти посевов погибало. «Селькупы сильно охраняют его, у нас только четвертый кустик растет маленький» (Пелих, 1981, с. 77).

Выше речь шла только об одном народе в Западной Сибири — о селькупах, и может сложиться впечатление, что табак проник только к ним. На самом деле ханты, манси и кеты — жители таежных территорий также очень быстро усвоили привычку к потреблению табака на бухарский манер. Просто вопросы, связанные с табакокурением, здесь имеют меньшую источниковую базу. В большей части Западной Сибири практически не изучены позднесредневековые археологические памятники, это естественно сужает возможности исследования. Однако письменные свидетельства о табакокурении у народов ханты и манси очень сходны с описаниями потребления табака у селькупов. Григорий Новицкий, посетивший остяков в составе миссий митрополита тобольского и сибирского Филофея Лещинского в 1712—1715 гг., описывает потребление табака практически также как участники посольства, состоявшегося 20 годами ранее: «Паче же всего употребляют табаку китайского, его же нарыцают шар. Сего над вся дражайшый и нужнейшый, здравию же своему мнять быти полезнейший. Употребляют же его необычно: мало воды в уста вземше, через воду дым в себе глотаеть, ни мало от уст испущая, и тако оным поражаеться, яко весь трепеща трасеться, бледнееть; иногда падаеть аки неистовством и черною поражен немощию, донелиже прийде в себе. Обаче же за искуснейшее и полезнейшее себе содержить врачевание. Употребляют же сего все обще мужи и жены, и чадом своим младым сего же уделяють врачевания, издетска понравляют сему, зане сие употребление табаки естьим сею помощию что мокроту природную, умножающуюся от повседневнаго ястия рыб и жиру рыбьяго, истягаеть тот табак и высушает мокроту сию» (Новицкий, 1941, с. 45).

В приведенном описании есть практически все элементы, что и в приведенных выше документах, за исключением описания курительных принадлежностей. Археологических находок, относящихся к этому периоду у ханты и манси, тоже нет. И.Г.Георги приводит подробное описание их, более позднего времени — второй половины XVIII в. Речь в нем идет обо всех остяках, то есть о ханты, манси, селькупах и кетах. “ Трубки делают они себе из глины, обыкновенно четырехугольныя, а чубуки составлены из связанных вместе коротеньких деревянных желобков. Когда курят, то крепко тянут, и, дабы скорее сделаться пьяными, действуют щеками, как будто раздувальным мехом. Некоторые, куря табак, держат во рту воду…»(Георги, I, с. 72). В Томском Приобье при раскопках Тискинского могильника, принадлежавшего селькупам XVIII—XIX вв., по устному сообщению автора раскопок, найдено 2 головки курительных трубок, аналогичных выше описанным и головкам трубок из могильника у «Остяцкой горы».

Все выше изложенные факты позволяют говорить о том, что, в первой половине XVII в. табак вошел в быт западносибирских аборигенов и стал необходимой частью их повседневной жизни, вместе с ним в их вещный мир попали новые предметы — курительные принадлежности, и появилась специфическая манера поведения — ритуал курения. Важно отметить, что и курительные принадлежности, и манера потребления табака здесь свидетельствуют о том, что табак сюда проникает не непосредственно из Китая или России, а другим более сложным путем, и важнейшую роль в этом процессе сыграли посредники — бухарские купцы. Поэтому, описанные выше способы потребления табака и курительные трубки в дальнейшем я буду называть «бухарскими».

Бухарская манера курения и курительные трубки существуют без видимого изменения в Западной Сибири на протяжении всего XVII в., несмотря на присутствие русских и их участие в торговых операциях с табаком. только с XVIII в., по мере укрепления влияния русских в крае и расширения их табачной торговли в Западной Сибири бухарская манера курения постепенно трансформируется. Наиболее раннее письменное свидетельство этого — приведенное выше описание И.Г.Георги, относящееся к концу XVIII в., но об этом речь еще впереди.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Табак в Сибири. XVII – начало XX веков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я