В книге на основе письменных, археологических, этнографических и лингвистических источников реконструируется история распространения табака в Северной Азии. Триумфальное шествие табака рассматривается в контексте культурных процессов, превративших его из внешней инновации в традиционный элемент этнических культур. В монографии подробно исследована новая система привычек, поведенческих установок, ментальных стереотипов, ритуалов и элементов материальной культуры, сложившихся вокруг табака. Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Табак в Сибири. XVII – начало XX веков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Табак и русские сибиряки
В Сибири русские тоже хорошо знали и употребляли табак на протяжении всего XVII века. Запреты, существовавшие в центре России, из-за слабости административного аппарата и высокой коррумпированности сибирских чиновников в Сибири, на практике не действовали. Выше уже упоминалось, что в торговле со странами востока русские часто выступали посредниками между сибирскими аборигенами и «бухарцами». Вполне естественно, что они сами употребляли табак. К тому же само правительство время от времени разрешало торговлю табаком в Сибири. Так, зная о процветании в Сибири табакокурения и оценив возможные выгоды от продажи табака в этом регионе, в 1646 году в Сибирь из Приказа Большой Казны было послано 130 пудов табака для продажи в сибирских городах «всяким людям, почему ценою доведется». Видимо такая вольная торговля не принесла ожидаемых прибылей, поскольку значительные суммы от доходов просто утаивались. В 1648 г. продажа табака была поручена выборным сибирякам по твердым правительственным ценам — золотник тертого стоил 10 денег, а сырого — 8. Цены, по тем временам, были очень высоки, далеко не все желающие могли его покупать, а кто покупал, мог спустить на него последнее имущество, от чего страдали торги, промыслы и, естественно, собираемые с них налоги. Кроме того, высокие правительственные цены не были конкурентноспособными по сравнению с ценами нелегальных торговцев, поэтому в конце года правительство отказалось от продаж и вновь запретило торговать табаком, а также сеять его и просто иметь у себя на всей территории Сибири6. За нарушение взимались большие штрафы, а виновников должны были бить на площади кнутом (Щеглов, 1884, с. 102). Однако это не на много изменило ситуацию.
Сами русские на протяжении практически всего XVII в. покупали табак у приезжающих из Китая купцов — бухарцев, а также у русских — в сибирских городах. Бухарцы привозили свои товары на Ямышевскую ярмарку и в крупные сибирские города (Вилков, 1990, с. 183). Здесь они распродавали товар крупным и мелким оптом русским и, реже, инородческим скупщикам. Русские казаки и таможенные чиновники вовсе не препятствовали ввозу нелегальных товаров. От бухарских купцов они получали значительные взятки. К тому же сами русские, зная о том, каким спросом пользовался табак у инородцев, охотно включались в торговлю им. Далее, по всей Сибири табак распространяли, в основном, русские торговцы, получая немалую выгоду. Цены на него на протяжении XVII—XVIII вв. были чрезвычайно высоки. Это наркотическое зелье играло исключительно важную роль в меновой торговле с коренным населением. Лоренц Ланге писал в 1727 г., что у барабинских татар “ за малость табаку, который они очень любят, можно получить все необходимое; денег они напротив, не ценят» (Зиннер, 1968, с.108). Даже в XIX в., когда табак поступал в Сибирь достаточно регулярно, прибыли от торговли были очень высокими. Ф.П.Врангель так описывая табачную торговлю на северо-востоке Сибири в начале XIX в. сообщает, что чукчи «выменивали у американцев за полпуда листового табака партию мехов, которую продавали за два пуда и на сто получали триста процентов прибыли, а русские, заплатив по большей мере 160 рублей за два пуда табаку, променивали его на меха, которые по крайней мере стоили 260 рублей, и выигрывали 60 процентов» (Врангель, 1948, с. 174). По-видимому, в XVII—XVIII вв., когда табак ввозился нерегулярно, прибыли были значительно больше.
Сибирские управители смотрели на табачную торговлю сквозь пальцы, и даже сами нередко участвовали в ней (Сафронов, 1980, с.76). Центральное правительство также прекрасно знало, что в Сибири торгуют табаком, даже в те годы, когда в центральной России его запрещали. Уже с 80-х годов XVII в. табак ввозился в сибирские города совершенно официально и фиксировался в таможенных книгах. Правительство, даже при официально существующем запрете, закрывало глаза на эти факты. Единственное, что беспокоило правительство, это то, что табак обменивался на пушнину, что естественно вело к уменьшению ясачных сборов. Нередки были случаи, когда инородцы после завершения охотничьего сезона отдавали за табак казакам и сборщикам ясака лучшую, а то и всю имеющуюся пушнину, а в казну платить было уже нечем. Фискальные интересы государства страдали, поэтому табак был внесен в список «заповедных» товаров, которыми было запрещено торговать с инородцами в Сибири. Контроль за соблюдение запретов был возложен на сибирских воевод. В наказных памятях воеводам, выдававшимся в Сибирских приказах, особенно подчеркивалось, чтобы «русских товаров и табаку не возить и с иноземцы не торговати же, и мягкой рухляди никакой у них не покупать» (Сафронов, 1980, с. 70). Такими наказами воеводы в свою очередь снабжали всех сборщиков ясака и казаков, выезжавших на инородческие стойбища. Несмотря на грозные предупреждения, торговля табаком продолжалась, поскольку приносила громадные прибыли. Казаки и сами сборщики ясака постоянно нарушали все заповеди, контрабандная торговля заповедными товарами безнаказанно процветала. Так при допросах, проведенных в 1681 году казачьим пятидесятником Верхнеколымского зимовья, служилые люди и юкагиры признались, что меняли пушнину на табак (Сафронов, 1980, с. 74—75).
Торговля табаком с инородцами особенно широко развернулась в конце XVII века. Она приобрела такие масштабы, что правительству ничего не оставалось, как разрешить ее официально. Уже в 1690-х годах через Нерчинскую таможню табак стал проходить как официально зарегистрированный товар. Причем с 1690 по 1697 год только через таможню в Сибирь было ввезено 100 пудов табака (для примера — чая было ввезено 50 пудов) (Александров, 1984, с. 219). Это только официально зарегистрированные торговые караваны, а существовала еще очень развитая сеть контрабандных торговцев, вывозивших китайские товары беспошлинно, с позволения, а то и при участии местной администрации (Александров, 1984, с. 219—220). Правительство, осознав выгоду от продажи табака в Сибири, в 1699 г. обязало купцов сдавать его воеводам и таможенным головам, а им оплачивали затраты деньгами или товарами (Трусевич, 1882, с. 50).
На протяжении всего XVII в., за исключением одноразовой акции 1646 г., в Сибирь привозили только табак из Китая — «китайский шар». Это был табак особого приготовления, чрезвычайно тонкой резки, содержащий большое количество алкалоида никотина. Кроме того, что это определяло его высокую цену на рынке, это еще и диктовало особенную манеру его потребления. Табакокурение или, для этого времени правильнее говорить «дымопитие», было вовсе не похоже на современное спокойное и неторопливое времяпровождение с трубкой или сигаретой. «Китайский шар» втягивали резкими, глубокими вдохами, делая за один прием всего 2—3 затяжки. Дороговизна табака и специфическая манера его потребления способствовала распространению в Сибири курительных трубой с чрезвычайно маленьким объемом чашечки. Это подтверждается практически всеми ранними находками в археологических памятниках. Невзирая на то, какой способ курения был предпочтительнее — водяной или сухой — за один прием потреблялся небольшой объем табачной массы, зато в организм поступало значительное количество алкалоида никотина, от которого быстро наступало табачное опьянение и табачная зависимость. Ю. Крижанич сообщает, что «русские удивительно упиваются табачным дымом, так что они падают в обморок и как бы подвергаются судорогам; многие вследствие этого даже испускали дух» (Титов,1890, с. 188). Сибиряки привыкли потреблять только «китайский шар», поэтому, когда здесь появились другие виды и сорта, на них переходили крайне неохотно. В этом смысле показательна ситуация, сложившаяся с английским табаком.
Он появился в Тобольске в 1699 г., его привезли русские торговцы, купившие его в свою очередь у англичан в Архангельске (Гольденберг, 1965, с.50). Петр I еще в 1697 г. продал англичанам монопольное право торговать табаком в городах европейской России. Англичане давно стремились освоить сибирский рынок, где их прежде всего привлекала возможность скупать пушнину, поэтому. они сразу же попытались добиться разрешения продавать свой табак и в Сибири. В 1699 г. такое позволение им было дано. Видимо, англичане не могли успешно конкурировать в Сибири с бухарцами и русскими. Их табак, который на Руси называли «некоциан» был также дорог, к тому же он был совершенно другого качества. Сибиряки, привыкшие к «китайскому шару», охотней покупали его. Англичане очень быстро поняли, что в Сибири гораздо выгоднее выступать посредниками в торговле «китайским шаром», нежели привозить на этот рынок свой неходовой «некоциан». Уже в 1699 г. они просят разрешить им торговать в Сибири и китайским табаком. Эта ситуация описывается в грамоте енисейскому воеводе «… по договору нашего царского величества полномочных послов, велено на Москве и во всех иных нашего царского величества государствах и землях и областях, кроме черкесских городов, табак продавать короля английского подданного Фонкар Мартена прикащикам; а ныне они иноземцы просят, чтобы в сибирских городах, сверх своего немецкого7 табаку, что называют некоцианом, и китайский шар, у приезжих Бухарцов и иных иноземцов покупать и продавать и на мягкую рухлядь менять с ясачными и всякими нашими великого государя людьми» (Памятники…, 1882, с. 88). Интересы английских купцов в этом вопросе прямо сталкивались с интересами русских участников табачной торговли в Сибири. Последние, видимо, постарались употребить все свое влияние, чтобы устранить конкурента. Свое недовольство они, как водится, ловко замаскировали под радение о фискальных интересах государства. Один из документов того времени так передает их позицию: «А по допросам в сибирском приказе разных городов служилых людей и т а б а ш н о г о п р о м ы ш л е н н и к а (разрядка моя — А.Ш.), который был в сибирских городах, Федора Лялина, буде в сибирских городах китайский шар позволить с иноземцы на соболи и на мягкую рухлядь менять и продавать, и ясачные де иноземцы все пропьютца и в ясачном платеже будет великий недобор, потому что соболи и всякую мягкую рухлядь на китайском шару пропьют, а у ясачного платежу будут отговариваться, что соболей и другой мягкой рухляди в промыслу нет и зверя не стало» (Памятники…, 1882, с. 88—89). По этому же вопросу высказывался и первый сибирский картограф С.У.Ремезов. Он как раз находился в Москве, когда царское правительство само решило включиться в торговлю английским «негоцианом» в Сибири. Его «скаска» также подтверждает, что «всяких чинов люди станут пропиватца, а иные и пропились на прежнем присыльном табаке» (Гольдберг, 1965, с. 50). Правительство все же присылает табак в Сибирь, но при этом старается оградить ясачных инородцев от поступлений табака. В 1700 году было куплено «…40 бочек травы некоциану, весом 447 пуд 16 фунтов… и тот табак послан в Сибирские городы, а велено продавать охочим людем не с большою прибылью; а в ясашные волости посылать не велено» (Памятники…, 1882, с.121). Правительство, судя по всему, стремилось сохранить свои ясачные поступления, но в тоже время догадывалось об истинных мотивах, которыми руководствовались русские купцы, поэтому в 1700 г. посылает в сибирские города грамоты, в которых просит воевод точнее выяснить ситуацию.
Влияние англичан на Петр I было сильным, и они добивались действительной, а не формальной монополии. Так, в ноябре 1700 г. английский консул Карл Гутфель пишет царю о том, что в уезды, смежные с Тобольским «… табаку шару привозят многое число и продают его в Уфимском и в иных уездах явно, по гривне и меньше бакчю, и тем их английского табаку продаж чинят великое помешательство» (Памятники…,1882, с. 122—123), и далее просит запретить торговать китайским табаком, и даже предлагает меры борьбы с нелегальной торговлей — конфискацию. Правительству пришлось согласиться, правда самим англичанам также не разрешили скупать табак в Китае. «А за сибирским рубежем, в Китаях и ни в которых странах, того шару ему и приказчикам его и никому не покупать и никого не подрежать, и для той покупки своих и никаких людей не посылать; а у кого тот шар вынят будет, и на тех людех воеводам править пени,… и те пенные денги и приводные дела присылать в оружейную палату», — гласил указ 1701 г.
Китайский табак был запрещен, казалось бы, для торговли английским «некоцианом» настали благоприятные времена, но… только не в Сибири. Здесь китайский шар продолжали ввозить нелегально, и торговля им продолжалась до XIX, а в некоторых районах до XX в. Английская монополия прекратилась в 1705 г., в это время в Сибири вновь открывается официальная торговля китайским табаком, на этот раз от казны. Чуть позже в Сибирь начинают ввозить крепкий черкесский табак, который выращивался на юге России. На Украине и в южных российских губерниях табак в небольших количествах выращивался уже в XVII в. В первой четверти XVIII в. эти посевы расширились, а в Нижнем Поволжье были заведены новые (Очерки истории СССР…,1954, с. 55). Вообще Петр I первый проявлял достаточно большую заботу о производстве собственного табака, поскольку очень отчетливо осознавал возможные выгоды для казны. Уже в 20-х гг. XVIII в. появились и первые заводы по переработке табака (Бабурин, 1939, с. 39; Очерки истории Ленинграда. Т. I, с. 78). Местный российский табак резко отличался по качественным характеристикам от «китайского шара», прежде всего тем, что он был крупно резанным, курить его нужно было совершенно иначе. К середине XVIII в дешевые южнорусские сорта крупной резки практически вытесняет привозные табаки в европейской России. Об этом свидетельствуют изменившиеся формы курительных трубок. Глиняные курительные трубки начинают производить в Москве. Головки их приобретают бочонкообразную форму и становятся гораздо крупнее. Их нередко находят в археологических памятниках, они встречаются в культурных горизонтах XVIII в. в Москве (Розенфельд, 1968, с.71) и других городах (Кильдюшевский, 1983, с.109, 115).
В Сибири переход к черкесскому табаку шел значительно медленнее. В качественном отношении черкесский табак уступал китайским сортам, т.к., сибиряки «скорее от него пьянели» (Трусевич, 1882, с.104). Китайский табак был мягче, ароматнее и, в целом, привычней, но в Сибирь поступал нерегулярно и доходил не во все районы. Черкесский был более жестким, но дешевле, и на рынке появлялся значительно чаще. Во время перебоев с поступлением китайского шара сибиряки вынуждены были довольствоваться новым сортом. Проводниками и распространителями черкесского табака в Сибири были прежде всего русские. На протяжении XVIII в. на большей части территорий Сибири идет процесс постепенного перехода на черкесский табак. Китайский и черкесский табаки начинают смешивать, либо употреблять поочередно. И. Г. Георги так описывал курение у барабинцев в конце XVIII в.: «Употребляют же Китайский Шар или простой, так называемый Черкесский табак». (Георги, IV. с.116).
В XVIII в. в России было очень модно нюханье и жевание табака. Эти формы потребления широко распространились и среди русских сибиряков. Часть русского населения даже предпочитала нюхать табак. Особенно это касается сибирского духовенства. У коренных сибиряков нюханье табака не получило большого распространения и практиковалось только отдельными народами. Русские потребители табака, особенно жители отдаленных мест, тоже не всегда имели табак и средства для его приобретения. Но привязанность была очень сильна, и русские не брезговали никакими средствами, чтобы получить его. П. С. Паллас отмечал, что русские воруют нюхательный табак и паклю для затыкания носа, которые ханты оставляют перед идолами в качестве подношений. В документах встречаются даже материалы о драках между русскими и инородцами из-за табака (ТФ ГАТО, 63). Чтобы преодолеть дороговизну и недостаток привозного табака, в XVIII в. русские начинают выращивать табак в Сибири. Его культивировали в Тобольске, Ишиме, Туринске. (Описание…,1982) и пытались продавать инородцам, но спрос был невелик. Производители в XVIII в., в основном, использовали его для собственного потребления.
Поскольку русская табачная торговля в XVII—XVIII вв. была ориентирована на местное население, русские хорошо знали вкусы и привычки аборигенов, развитие у русских сибиряков табакокурения было тесно связано с потреблением местного населения. У него русские зачастую перенимали манеру курения и способы изготовления курительных принадлежностей. В этом отношении интересный материал получен при раскопках Саянского городища — русского острога, построенного на юге Приенисейского края в 1718 г., оставленного населением в конце XVIII в. На площади городища найдены головки курительных трубок, которые наглядно демонстрируют тенденцию изменения курительных принадлежностей русских на протяжении XVIII в. (Рис. 3). Основная масса находок относится к первой половине XVIII в. Это небольшие бруски со скругленными углами передней части или цилиндры с двумя перпендикулярно расположенными маленькими воронкообразными отверстиями — в одно отверстие вставлялся чубук, в другое насыпался табак. Большинство головок трубок вырезано из мягкого песчаника, есть одна глиняная головка в форме диска, выточенная из днища разбитого сосуда. Встречено также 4 головки аналогичной формы из кости. В боковой части некоторых есть небольшое отверстие для подвешивания. Все головки трубок вырезаны очень грубо, неаккуратно. Их формы просты и функциональны. Скорее всего, это были повседневные, бытовые вещи, наскоро изготовленные из подручного материала самими казаками. Изготовление такой головки не требует определенных навыков или специального инструмента. Головку трубки можно изготовить за несколько минут при помощи простого ножа с узким лезвием и точильного камня. С такой поделкой можно было с легкостью расстаться — потерять или выбросить при небольшой поломке. Русские казаки, населявшие острог, такими вещами обычно не дорожили, как, впрочем, и другими предметами собственного производства. Дорогими считались у них только вещи, купленные за деньги или обмененные на дорогой товар (Шаповалов, 1997а, с.135—137; 1999, с.62—65).
Рис. 3. Головки курительных трубок из Саянского острога. 1,3,10, 12,14 — кость; остальные — камень, XVIII в.
Все выше описанные головки трубок могут быть объединены в одну группу по происхождению, строению и манере курения из них, поскольку типологически соответствуют головкам трубок, найденных А.П.Дульзоном в селькупском могильнике возле Остяцкой горы и в могильнике у деревни Балагачево, принадлежащем чулымским тюркам. Это наиболее ранняя форма курительных трубок, известных в археологических памятниках Сибири. Изготавливать трубки подобной конструкции русские казаки — обитатели Саянского острога, скорее всего, научились у коренного населения Сибири. Форма их заимствована, вероятно, у народов Западной Сибири, однако несколько трубок изготовлено из кости, что наверняка перенято у кочевавших вблизи острога койбал. Они были беднейшими из кыргызских кыштымов и изготовляли трубки, как было описано выше: “ из пустых овечьих или бараньих костей. Отрезав с одной стороны у берца шишку, вынимают мозг, и провертывают неподалеку от другой шишки в боку дыру…» (Георги, 2, 133—134).
Население Саянского острога составляли казаки-годовальщики из разных городов Сибири, в том числе из Томска, Красноярска, Енисейска. По долгу службы казаки часто посещали самые разные районы Западной и Южной Сибири и, естественно, могли познакомиться с особенностями курительных принадлежностей народов Сибири. Конструкция курительных трубок инородцев русским понравилась, в основном, из-за простоты изготовления. Казаки — годовальщики Саянского острога отнюдь не принадлежали к зажиточному слою сибирского населения и в быту пользовались обычно очень простыми вещами, чаще всего, собственного производства. Русские первопроходцы хорошо ориентировались в среде инородцев, перенимали из их материальной культуры самые функциональные и удобные вещи, синтезируя их формы и, свободно изменяя их, использовали для своих нужд. Так случилось и с курительными принадлежностями, распространенными первоначально только у сибирских аборигенов, а затем скопированными русскими казаками. Малые размеры чашечек для табака свидетельствуют. по крайней мере, о том, что русские в первой половине XVIII в. потребляли в основном китайский шар, и манера курения в это время, скорее всего, была сходной с таковой у народов Сибири. Не исключено, что русские в это время практиковали и водяное курение.
На территории городища найдена также половинка костяной Г — образной головки трубки с маленькой чашечкой и длинной втулкой для чубука, на внешней поверхности которой выгравирована тонкая косая сетка (Рис. 3/ 14). Подобная форма восходит к европейским формам курительных трубок XVIII в., модифицированным уже на территории России. Такие трубки были известны в центральной России. Они постепенно распространялись в Сибири начиная с XVIII в., сначала среди русского населения, а потом и среди аборигенов. Появление этих предметов в Сибири связано с ввозом черкесского табака и распространением русских курительных традиций в Сибири.
Еще 2 экземпляра, найденных здесь, являются переходной формой. Одна из них — это небольшой, изготовленный из крупнодисперсного песчаника, Т-образный предмет, с грубым вырезом втульчатой части. По материалу он похож на головки первой группы, а по форме близок к костяной Г-образной головке (Рис.3/ 11). Второй — небольшое, вырезанное из песчаника изделие, напоминающее по форме головки 1-й группы, но часть его, примыкающая к чубуку, слегка закруглена, что придает ему сходство с головками г-образной формы (Рис.3/ 15). Головки курительных трубок переходных форм наиболее интересны в данной коллекции, поскольку именно они демонстрируют пути изменения в курительных принадлежностях русского населения Южной Сибири. Их форма не оставляет сомнений в том, что наиболее ранними предметами из всей серии были головки трубок бухарского типа, которые постепенно совершенствовались и трансформировались под влиянием общерусской моды.
XVIII в. для Сибири вообще эпоха быстрого распространения русского влияния, что особенно отразилось в материальной культуре. Конечно, русское население Сибири тоже было подвержено влиянию моды, как местной, так и общероссийской. Постепенно в Сибири появляется все больше предметов, моду на которые диктовала центральная Россия. Курительные трубки это лишь единичный, но весьма показательный пример. Так на протяжении XVIII в., когда курение было разрешено в России, и на широком российском рынке появились европейские и сделанные по их подобию русские курительные принадлежности, сибиряки постепенно переходили к изготовлению трубок русского типа, более модного и распространенного в это время. Саянский острог на протяжении XVIII века был южным форпостом России, расположенным на периферии, вдали от основных торговых путей. Материальная культура его населения отражала только уровень определенной прослойки — служилых людей — первопроходцев на юге Сибири. В ранее освоенных районах, где население было более зажиточным, и возможность для приобретения различных дорогих вещей была больше, использовались самые разные курительные трубки — как русские, так и привозные китайские, что вполне естественно, т.к. торговля ими была сосредоточена в руках русских купцов. Однако количественное соотношение головок русского и бухарского типов на территории Саянского острога свидетельствуют о том, что часть русского населения Сибири в некоторых аспектах повседневного быта, в частности в потреблении табака, все же ориентировались на традиции окружающих их коренных народов.
Видимо к концу XVIII в. русское влияние на потребление табака становится все заметнее, а в XIX в. становится и вовсе преобладающим. Это, прежде всего, связано с тем, что русские практически полностью захватили торговые рынки Сибири, вытеснив бухарцев и китайцев. В табачной торговле это проявилось в преобладании на рынках черкесского табака, а в материальной культуре — в распространении курительных трубок европейского, а для этого времени можно говорить — «русского» типа, таких как были описаны в археологических памятниках Южной Сибири. Другим проявлением усиливающегося влияния русских стало увеличение объема чашечек курительных трубок. Причем для конца XVIII — XIX вв. это характерно как в трубках русского, так и американского и китайского образцов.
Таким образом, из выше изложенного можно заключить, что русское население оказало исключительно важное влияние на развитие традиций потребления табака в Сибири. Оказавшись в XVII веке в среде страстных курильщиков, русские втянулись в торговлю табаком и стали больше сами потреблять его. Они познакомились с некоторыми особенностями потребления табака местным населением и заимствовали их. Сначала выступая в роли ретрансляторов различных традиций, русские закрепили в культуре аборигенов привычку к потреблению табака. С их подачи в Сибири в XVIII в. появились новые формы потребления табака, изменялись курительные принадлежности, но и сами русские, вынужденные конкурировать с бухарцами, китайцами и другими торговыми партнерами сибиряков, подвергались влиянию местного населения, попав в определенную зависимость от сложившихся в Сибири традиций. Так табак, наряду со многими другими вещами, сыграл важную роль во взаимообмене культурными ценностями между аборигенами Сибири и пришельцами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Табак в Сибири. XVII – начало XX веков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других