Книга «Эффект безмолвия» является прямым продолжением книги «Холодный путь к старости». В центре повествования находится фигура руководителя СМИ, им стал журналист, не утерявший от повышения в должности идеалов "свободы слова". Встав на место главного редактора, он в полной мере осознал сложность этой позиции. СМИ, которым он руководил, финансировала администрация маленького нефтяного города, и это вынуждало его искать компромиссы и решения, укрепляющие независимость… С другой стороны, ему достался в управление коллектив журналистов, которому не нужна была «свобода слова», а нужны были деньги и легкая жизнь… Книга «Эффект безмолвия» в феврале 2014 года Союзом журналистов России награждена дипломом «Золотая полка отечественной журналистики».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эффект безмолвия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
СКАНДАЛ МЕЖДУ ТРЯПКОЙ И ХОЗЯИНОМ
«Крики радости и боли мешают спать одинаково».
В просторном зале, словно светлое домино на потемневшей от ударов плоскости, стояли столы с расставленными на них закусками и бутылками. Они ожидали гостей, приглашенных на празднование Дня города, в настоящее время томившихся в ожидании фуршета в зрительном зале Дворца культуры, где поднятая на ноги самодеятельность выдавала номер за номером.
Хамовский расхаживал мимо яств и был похож на старого дурного бульдога, гуляющего без ошейника вдоль подъездов жилых домов.
Он уже снял пробу со всех блюд, поэтому на его галстуке привычно повисла красная нить морковки по-корейски, в углах губ застыли крошки кулинарных формочек из-под салатов, в сосудах плыли хлопья склеившихся под действием водки кровяных телец, отчего отдельные сосуды в мозгу закупоривались, и Хамовский на ходу забывал то число приглашенных, то число тарелок на столах, а то и останавливался, ощущая себя в аэропорту, и вскрикивал:
— Когда взлетаем?
Подножки сознания раздражали Хамовского, поскольку память у него обычно работала не хуже компьютерной. В нездоровом поведении собственного организма он усматривал покушение на титул главы города, но, к сожалению, с разъевшейся сволочью, в которой томился его муниципальный мозг, вынужден был сосуществовать мирно.
Озлобляли Хамовского и разные личности, которые шмыгали мимо время от времени и могли стырить что-нибудь со стола.
— Ты кто такой?! — рявкал Хамовский на каждого подозрительного.
— Да я ж официант, Семен Петрович, — блеял человек и бежал дальше.
Хамовский провожал его налитыми кровью глазами, но придраться было не к чему, и поэтому он отпускал вослед праздничное ласковое ругательство, которое стоило понимать: коли ты по делу, так иди.
Подобное спокойствие давалось Хамовскому через силу, поскольку за его неловкое состояние кто-то обязательно должен был пострадать. И чем больше он отпускал смирявших его ласковых ругательств, тем все больше напоминал профессионального озверевшего от прохожих сторожевого пса, уже истомившегося в ожидании того, кого можно было бы искусать.
«Почему всегда везде я? — спрашивал сам себя Хамовский, подначивая внутреннюю собаку. — Сценарий праздника — я, организация — я, так я должен еще и жратву охранять. Почему никто не распорядился? Где Лизадков, где Сирова?»…
***
Первый день праздника завершался. Телевизионщики исполнили план съемок, спущенный им на факсимильный аппарат из городской администрации, и никаких посторонних кадров и мнений. В телерадиокомпании маленького нефтяного города работали люди достаточно умные, чтобы понять, как надо работать и что показывать на экране, чтобы получить премию. Часть отснятого материала уже вышла в эфир и все сотрудники собрались в корреспондентской, чтобы поговорить и просто отдохнуть.
— Завтра еще куча мероприятий, не забудьте, кто когда снимает и кто когда монтирует, — напомнил Куплин. — Сегодня отработали неплохо.
— Может, выпьем по маленькой? — предложил Павшин.
— Кто побежит? — спросил Куплин.
— Антон, сбегай, — распорядился Павшин телеоператору. — Ты у нас самый молодой.
— Что опять, Антон? — делано возмутился Кузнечиков, просяще поглядывая на Куплина.
— Слушайте, есть идея, — заинтриговал Куплин. — Жрать хочется. Вечером праздничный салют снимать. Что мы не четвертая власть? Хамовский нам обязан: мы тут изводим себя во славу его, мозги людям рихтуем, а во дворце фуршет — для всех подряд. Давайте-ка туда наведаемся. Не обеднеют. Заодно съемочную группу заберем.
Куплин был многоопытным бойцом тележурналистского фронта, он знал, что журналисты, любящиеся с властью, всегда получают сладкий кусок. Обычно каждое мероприятие, организованное властью, неизменно заканчивалось благодарным дармовым фуршетом, где журналисты наедались, напивались и откуда разбредались вдохновляемые надеждой, что такая встреча неизменно повторится, но чем громче кричит желудок, тем меньше слышна мораль.
— Сашка, заводи «Хундай», едем во Дворец, — распорядился Куплин. — Будем снимать пенки с фуршета.
Сашка, разбивший не одну редакционную машину из-за лихачества и привычного для телерадиокомпании пьянства, оставался при работе и деньгах благодаря исполнительности. Он мог отвезти куда угодно и когда угодно и даже, если Куплину посреди ночи хотелось ехать в соседний город в любимый ресторан или, чтобы побалагурить с тамошними телевизионщиками, он без пререканий собирался и садился за руль.
Маленький нефтяной город был велик только для ленивых пешеходов, поэтому падкие на бесплатное журналисты прибыли к Дворцу культуры быстро. Перед их веселой гурьбой беспрепятственно распахнулись все двери, и слава муниципальной телерадиокомпании, в числе наиболее твореспособных его сотрудников, направилась к столам со стремительностью голодной саранчи, не обращая внимания на Хамовского.
— Вы куда, мать вашу!!! — вскричал он, еле удерживая в груди, срывающуюся с цепи собаку.
— Мы со столов похватаем немного, Семен Петрович, да уйдем, — мирно попросил Куплин.
Хамовский имел относительно журналистов, работавших в телерадиокомпании, мнение, что тот, кто стелется, достоин того, чтобы об него вытирали ноги, и всегда должен оставаться на полу. Половая тряпка не должна мелькать перед глазами. Конечно, нормы этикета в общении власти с журналистами, предписывающие необходимость их бесплатного кормления, могли бы сдержать Хамовского, но при виде телевизионщиков, он вспомнил, что Куплин ворует его бюджетные деньги. Сила воспоминаний перекусила цепь, сдерживавшую внутреннюю собаку…
— Дома жрать будете, дармоеды! — вскричал Хамовский. — Не для вас корм, сучье. Говнюки. Заразы.
— Семен Петрович,… — хотел возразить Куплин.
— Заткнись! — заорал Хамовский, не контролируя себя. — Ваше дело задницу мне лизать и там корм находить! Я ж про вас все знаю. Алкашня. Сидите в своем телевидении и там делайте, что хотите, а здесь публичный дом не нужен. И без вас хватает.
Эмоциональная корреспондентка Крякина расплакалась от обиды, журналисты начали понемногу отступать от столов, а собака Хамовского лаяла уже неостановимо.
— Ну что вылупились, засранцы, идите отсюда по добру! Придурки! Тут нормальным людям еды не хватает, — Хамовский отер губы, — а тут еще холопы приперлись!
На шум вышли официанты, участники самодеятельности и те из приглашенных, кто покинул зрительный зал.
— Ну мы же снимаем,… — опять попробовал оправдаться Куплин.
— Снимайте в другом месте! — грозным басом выстрелил Хамовский. — Девок своих снимайте! Валите на хрен!
Такого провала телерадиокомпания маленького нефтяного города еще не знала. Команда журналистов с позором миновала двери Дворца культуры, только недавно пройденные с триумфом. «Хундай» принял их на борт, и телевизионщики поехали назад, на телестудию, наполняя салон микроавтобуса женскими рыданиями и мужской руганью, которая будучи неслышной Хамовскому, имела прямые указания на несовершенства главы, облекала его в физиологические формы животных и гонимых обществом людей, указывала путь куда идти, а также создавала словесные конструкции, не поддававшиеся никакому анализу, но свидетельствовавшие об адресате, как о крайне несуразном и ограниченном создании.
Корреспондентская опять наполнилась шумом. Спиртное взяли по пути, и оно со звонкими вздохами покидало бутыль, вливаясь в различную посуду, от рюмок до чайных чашек. Колбаса, порезанная ломтями, привлекала фальшивым мясным цветом, а огурчики, похожие на окаменевшие и позеленевшие беличьи хвосты, готовились тушить водочный огонь, уже стекавший по жадным стенкам пищеводов, под антиправительственный тост:
— Чтоб он сдох!!!
— Так оскорбить, да еще публично! — возмутился телеоператор Ступоров, когда закусил. — Если бы Хамовский не был главой города, я бы отвалил ему!
— Ну хам, просто хам! — не переставала всхлипывать Крякина, редактор информационных программ, худенькая светловолосая женщина, похожая на альбиноса. — Я больше не смогу на него работать. Столько труда — каждый сюжет выверяли. Вот неблагодарная скотина.
— Полный придурок дядя Сеня! Мероприятия отсняли, оттранслировали, что ему еще надо?! — задалась вопросом Валер, работавшая в телерадиокомпании заместителем Куплина. — Еды пожалел скотина!
— Даже разбираться не стал, облаял, обозвал, — напомнил Куплин. — Это нельзя оставить без ответа. Мы, конечно, под ним, но даже унитаз может расколоться от такого поноса. Наливай по следующей.
Разлил Павшин.
— Ну что повторим тост, — с лошадиным смехом сказал он, — чтоб Хам сдох!
В каждой отдельно взятой комнатушке маленького нефтяного города ругать главу города Хамовского, как и Президента России, было безопасно и приятно. Замахнувшись на глыбу, сам себе кажешься горой, пусть даже посторонним не заметной, но так ощутимой внутренне.
— Может его, дурака, задом-наперед прокатим по экрану, или сами озвучим его за кадром? — предложил монтажер. — Вот будет потеха!
— Достаточно его пьяных выступлений, которые в сюжеты не вставили, — сказала Валер. — Выпустим это в эфир, и конец его имиджу.
— Я предлагаю провести забастовку! — объявил Куплин. — Завтра множество мероприятий, но после того, что вытворил Хам, я не хочу вкалывать.
— Хорошая мысль, — согласились операторы. — А то выходных не видим. Пусть узнают, что такое праздник без телевидения. Это то же самое, что его не было.
Плоские покадровые прямоугольники жизни, составленные в единый движущийся ряд, давали о жизни представление столь же емкое, как взгляд через замочную скважину. Взгляды из разных скважин, под разными ракурсами, склеенные по науке, так, чтобы зритель, поддавшись гипнотическому действию экрана, смотрел, не отрываясь, все подряд, внимая хорошо поставленному голосу — это и был идеал телевидения.
— Народ видит нашими глазами, а думает — что своими, — продолжил Куплин, — а мы всегда смотрим на администрацию снизу-вверх, прививая народу эту привычку. Что Хаму не доставало? Обидно. Все! Завтра на работу не выходим…
Журналисты напились допьяна и разошлись по квартирам. Кто по своим, кто по чужим.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эффект безмолвия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других