Популярные юридические заблуждения. Разрушение мифов

Анатолий Верчинский

Наверное, каждый из нас встречался с утверждениями вроде «фотографировать людей без их согласия нельзя», «муж и жена являются родственниками» или «магазин может запретить вход с мороженым». Автор доказывает ложность этих и других подобных убеждений, которые не соответствуют действующему российскому законодательству и являются распространёнными юридическими заблуждениями.Всего подробно разобрано более семидесяти популярных юридических заблуждений.

Оглавление

Из серии: Практическая юриспруденция

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Популярные юридические заблуждения. Разрушение мифов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

№6. Ложные юридические факты

По результатам опроса в моём «Живом Журнале», в котором приняли участие двадцать человек, 10% людей подтверждали ложные юридические факты своей подписью много раз в этом году, 20% людей — несколько раз, и 70% считают, что не совершали подобных действий ни разу.

Для того чтобы действительно не подписывать периодически ложные юридические документы, нужно жить в глухой сибирской деревне, причём безвылазно. Если же у вас есть интернет, чтобы принять участие в подобных опросах, то единственный вариант, при котором ваши ответы не будут подтверждением очередного ложного факта — это ответ «много раз». При других ответах вы просто недостаточно внимательны к своей жизни или недостаточно осознаны в юридической сфере.

В частности, какие товары за последний годы вы покупали не в магазине самообслуживания или с прилавками, а в торговых сетях, где нужно сначала оплатить фотоаппарат, например, а потом идти его получать в специальный отдел? Вам давали подписать бумажку под названием «Акт приёма-передачи товара» или что-нибудь в этом роде? Там была строчка «товар получил — подпись — расшифровка подписи»? А кладовщик вам предложил подписать этот документ до выдачи вам его на руки или после?

«После», — скажете вы, но ведь товар — вот он, лежит на стойке. И покупатель может его взять в любой момент: и до подписания документа о получении, чтобы проверить, например, комплектность. «Может», — отвечу я, но многие ли так делают? Стоит очередь на выдаче, а один гражданин вскрывает коробку и проверяет наличие всех шлейфов, кабелей и переходников к материнской плате (а ещё там могут быть установочные диски с драйверами, их тоже можно проверять на читаемость).

Далее. В этом же документе могут присутствовать такие предложения, как «количество, ассортимент и комплектность переданного мне товара соответствует моему заказу». Как комплектность может соответствовать заказу, если в этом самом заказе стоит только что-то вроде «телевизор LG RTAH-145 Black USB ext.»? Полная комплектность указана в инструкции. Достать которую можно только вскрыв коробку, потом нужно шарить по ней в поисках пульта, батареек для него и всяких аудио — и видеокабелей.

Ещё может на уже подписанном потребителем документе значиться:

«Сведения об основных потребительских свойствах, правила и условия эффективного и безопасного использования товара мне переданы».

Это что имеется в виду: инструкция от производителя или какая-то дополнительная информация от продавца? Если первое, то инструкция вроде входит в понятие «комплектация». И, по идее, её нужно прочитать и проверить, есть ли там эти «сведения».

Главной вопрос: строчка «товар мною осмотрен, претензий к внешнему виду товара не имею, тара (упаковка) не повреждена». В сети можно найти много случаев, когда жёсткий диск оказывался неработоспособным, а в гарантийном ремонте было отказано из-за микроскопического скола. Или на той же материнской плате попробуйте проверить при покупке, все ли микросхемы, конденсаторы, переключатели на месте. Интересно также, что является внешним видом, а что «внутренним». Нужно ли, например, проверять то, что находится за откидывающейся панелью телевизора или компьютера. Про упаковку вообще отдельный разговор: она повреждается в процессе транспортировки крупногабаритных товаров в той или иной степени всегда.

В последние годы, особенно во время пандемии, наверное, каждая семья пользовалась услугами доставки товаров, и если при получении заказа нужно расписаться в получении, то происходит то же самое — покупатели подписывают не глядя, подтверждая то, что они не проверили: комплектность, работоспособность и т. п.

И главный мой очень распространённый пример — получение наличных денег. Ни один кассир в банке или бухгалтер на рабочем месте не выдаст деньги со счёта или зарплату, пока вы не подтвердите ложный юридический факт: получение этих денег. Если в комнате бухгалтера при получении вами зарплаты кроме вас двоих никого не будет, он может положить зарплатную ведомость с только что полученной вашей подписью в сейф, но не достать оттуда деньги для выплаты вашей зарплаты, а сказать вам: «Я выдала вам зарплату, до свидания». И будет держать руку над кнопкой вызова охранников.

Конечно, такие случае маловероятны, но вот выдача зарплаты не полностью вполне может произойти. И если вы унесёте полученную зарплату домой, не пересчитав при бухгалтере полученную сумму, то доказать ложность подтверждённого вашей подписью юридического факта будет уже невозможно.

Юридическое заблуждение: люди очень редко подтверждают ложные факты.

Юридическая реальность: подтверждение ложных фактов, имеющих юридическое значение, происходит постоянно: от государственных учреждений, когда гражданин должен поставить подпись в получении зарплаты до частных курьерских служб, которые могут не отдать товар без предварительной подписи в графе о его получении.

Оглавление

Из серии: Практическая юриспруденция

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Популярные юридические заблуждения. Разрушение мифов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я