Популярные юридические заблуждения. Разрушение мифов

Анатолий Верчинский

Наверное, каждый из нас встречался с утверждениями вроде «фотографировать людей без их согласия нельзя», «муж и жена являются родственниками» или «магазин может запретить вход с мороженым». Автор доказывает ложность этих и других подобных убеждений, которые не соответствуют действующему российскому законодательству и являются распространёнными юридическими заблуждениями.Всего подробно разобрано более семидесяти популярных юридических заблуждений.

Оглавление

Из серии: Практическая юриспруденция

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Популярные юридические заблуждения. Разрушение мифов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

№8. Обращения граждан в коммерческие организации

права граждан

Когда я только начинал писать обращения в различные инстанции (это началось в конце 90-х годов), у меня сложилось неверное убеждение, что на мои письменные обращения все должны отвечать, причём так же письменно.

Но проблема в том, что любой ответ на обращение стоит денег: оплата времени сотрудников, компьютер, принтер, бумага и другие расходные материалы, почтовые расходы. Коммерческие организации обычно не могут себе позволить всё это, потому что их основная цель — зарабатывать деньги, а не тратить их. Да, крупные компании или те, которым важны отношения с клиентами, могут отвечать на их письма, особенно если они пришли по электронной почте, но не обязаны.

На письма граждан обязаны отвечать только государственные органы, которые существуют за счёт налогов и выполняют публично значимые функции. Об этом прямо сказано в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59-ФЗ.

Из статьи 1-й «Сфера применения настоящего Федерального закона»:

«1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами…»

Соответственно, какой-либо ответственности за нерассмотрение обращения в коммерческих организациях, которые не осуществляют публично значимых функций, не существует, они могут отправлять полученные от граждан письма сразу в мусорное ведро.

Из статьи 5.59 «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан» Кодекса об административных правонарушениях РФ:

«Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса,

— влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

В одном офисном здании в Москве я увидел, как доставляется почта организациям, которые там арендуют помещения (см. фотографии далее). Понятно, что при таком способе доставки почтовой корреспонденции не все письма доходят до адресатов — юридических лиц.

Фойе здания с офисами коммерческих организаций. Фото автора.

Обратите внимание, что вверху лежат уведомления о заказных письмах, все в одной пачке, без сортировки по алфавиту.

Стенд с входящей корреспонденцией в фойе здания с офисами коммерческих организаций. Фото автора.

Организация приёма почтовых отправлений зависит от собственника здания, в котором коммерческие организации арендуют помещения. Обычно используют такие же почтовые ящики, как и в жилых зданиях (см. фото далее).

Почтовые ящики на входе в здание с офисами коммерческих организаций. Фото автора.

При этом любая коммерческая организация может установить правила обработки входящей корреспонденции, как это сделало, например, общество с ограниченной ответственностью «Строительная теплоэнергетическая компания», которое приняло положение о приеме граждан «О порядке работы с обращениями граждан и организаций, приема граждан». Однако никакой ответственности за нарушение этого положения не предусмотрено ни самим положением, ни действующим российским законодательством.

Некоммерческая организация тоже может предусмотреть в своем уставе порядок работы с поступающими заявлениями (см. далее скан страницы Устава общественной организации ветеранов федеральных органов государственной охраны, принятого 28 января 2011 года).

Скан страницы Устава общественной организации ветеранов федеральных органов государственной охраны.

Юридическое заблуждение: все организации обязаны отвечать на письма граждан.

Юридическая реальность: действующее законодательство возлагает обязанность рассматривать и давать ответ на обращения граждан только на государственные органы и органы местного самоуправления (государственные и муниципальными учреждения).

Оглавление

Из серии: Практическая юриспруденция

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Популярные юридические заблуждения. Разрушение мифов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я