Частный детектив Антон Пятаков, берясь за, казалось бы, банальные поиски похищенной картины, и подумать не мог к чему приведет его расследование. Ведь картину не просто похитили, а заменили копией. Но кто? И зачем? Это ему и предстоит выяснить. А поможет ему журналистка. Вместе они докопаются до истины, раскрыв не одну тайну.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Частный детектив Пятаков. Тайна художника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Продираясь сквозь плотные потоки машин, частный детектив Антон Пятаков, наконец-таки добрался до нужного адреса. Он вышел из автомобиля и осмотрелся по сторонам. Довольно уютный дворик навевал смутные воспоминания из его далёкого и порядком подзабытого детства. Было здесь что-то неуловимо близкое его сердцу и родное. Он попытался воскресить в памяти образы своих детских лет, но они всплыли как в тумане, с неясными очертаниями, и он быстро от них отмахнулся.
Не вдалеке, на лавочке сидели старушки, по-видимому, местные сплетницы, и о чем-то энергично спорили, при этом недобро, и с определенной долей подозрения косились в его сторону. Чуть поодаль от них, в тени раскидистых деревьев, двое мужчин играли в нарды. Увлечённые игрой они не обращали ни на кого внимания. Трое молодых людей «ковырялись» под капотом автомобиля, рядом с ними крутилась детвора, по-видимому, местная шпана. Вот, пожалуй, и всё. Обычный, ничем не примечательный двор, похожий на большинство других, с его такими же обыкновенными обитателями.
Клиентка жила в доме дореволюционной постройки. Дом был отреставрирован, блестел чистотой, и выглядел на все сто, наверное, и лет ему было ну никак не меньше. Антону безумно нравились такие дома, их величественная архитектура, очарование вековой старины. В таком доме прежде, несомненно, жили сплошь творческие люди: поэты, писатели, художники. Перед его мысленным взором проплыли кареты, запряжённые лошадьми, дамы в пышных платьях, прогуливающиеся по мостовым с кавалерами под руку. От этого видения у него на душе стало невероятно тепло и спокойно.
Он поспешил отогнать от себя это наваждение, все-таки работа на первом месте, а не эти грёзы наяву. Сверился с адресом. Да все верно, не ошибся. Позвонил в домофон, и поднялся по лестнице на последний этаж. Хозяйка квартиры уже ожидала его, стоя у приоткрытой двери. Он поздоровался с ней и вошёл внутрь.
— День добрый! Меня зовут Пятаков Антон Павлович, — представился он и перешёл сразу к сути. — Мне передали ваше дело.
— Здравствуйте молодой человек! — поздоровалась хозяйка квартиры. — Валентина Сергеевна Белова, — представилась она и продолжила. — Я так понимаю вам уже описали всю ситуацию?
— В общих чертах. Но я предпочитаю получать информацию, как говорится, из первых уст, — объяснил сыщик.
— Ну что же проходите в комнату. Может быть, желаете чай или кофе? — любезно предложила та.
— Нет, нет, спасибо, ничего не нужно, — Пятаков не хотел задерживаться здесь надолго.
Антон отказался от угощения, работа для него всегда была превыше всего. Он прошел в просторную и весьма светлую комнату. Здесь было довольно уютно. На стенах висели картины в резных, деревянных рамах. На паркетном полу был расстелен персидский ковёр, с причудливым разноцветным узором. Потолок украшала изящная лепнина белого цвета, в старинном стиле. Сквозь большое окно проникал теплый солнечный свет. Мебель в квартире была по всей видимости антикварная. Он в этом мало разбирался, но решил, что это был именно антиквариат. Во всей квартире был просто идеальный порядок. Он даже позавидовал. Его холостяцкое жилище было далеко не идеально в этом плане.
Клиентке же на вид было немногим за пятьдесят лет. В общении она была весьма обходительна. И вела себя вполне адекватно, хотя и держалась несколько высокомерно, ну может быть самую малость. А возможно это было и не высокомерие, а всего лишь такая редкая в наше время учтивость.
— А с какой из этих картин произошла подмена? — спросил детектив, окидывая взором комнату. Он деловито приступил к делу, не тратя время на пустые разговоры.
Валентина Сергеевна указала на полотно, висевшее над небольшой кушеткой. Размеры его были не большие: в ширину не более метра, в высоту около полуметра. На картине красовался довольно густой лес вдоль берега реки. На холме, у самой кромки леса, стоял небольшой деревянный домик, из трубы которого вился тонкий, сизый дымок. Антон пристально вглядывался в этот пейзаж, но сколько бы не искал в нем что-либо необычное, не смог разглядеть ничего примечательного.
— Когда вы обнаружили подмену? — спросил он, закончив осмотр.
— Это было пару дней назад, — подумав, ответила она. И поспешила добавить. — Хотя, я уверена, что накануне все было в порядке.
— Не поймите меня превратно, — осторожно начал сыщик, — но я вынужден спросить. Почему вы решили, что это копия вашей картины?
— Антон Павлович, если бы вы встретили на улице близнецов, смогли бы отличить их друг от друга? — задала неожиданный вопрос женщина.
— Хм, вряд, ли, — ответил тот, не понимая к чему она ведёт.
— А вот для их родителей, они абсолютно непохожие, — продолжила она. — И они с лёгкостью их различают. Так и для меня. Картина, каждый миллиметр которой я знаю наизусть, для меня легко отличимая, пусть даже от хорошей, но всё-таки копии. Кроме всего прочего, она пахнет свежей краской. Вы только принюхайтесь.
Антон приблизил свое лицо к полотну и шумно втянул носом воздух. Но, сколько ни старался, не смог уловить запаха краски. Доводы хозяйки по поводу картины, для него пока что оставались неубедительными. Ему нужны были более весомые доказательства её правоты.
— Что-нибудь ещё пропало или… было заменено копией? — спросил он с некоторой заминкой.
— Ничего, только картина, — отрезала хозяйка.
— А, по вашему мнению, сколько нужно времени, чтобы сделать такую копию? — задумавшись произнес сыщик.
Валентина Сергеевна помедлила и через мгновение ответила:
— При современных технологиях, с учетом ускоренной полимеризации масляной краски, такое полотно можно написать… ну, скажем, где-то за неделю. При условии, что художник профессионал.
— Ого, откуда такая осведомленность? — удивился её познаниям сыщик.
— Издержки профессии. Я ведь работаю директором музея изобразительных искусств, — не без гордости ответила она, и с сарказмом добавила. — Кое в чём все-таки разбираюсь.
Антон на это ничего не ответил, лишь хмыкнул неопределенно. Поэтому, было не понятно оценил он её высококультурную должность или нет.
«Зачем кому-то все эти сложности с подменой? Здесь и без того, много чего ценного… Может быть, под слоем краски был скрыт какой-нибудь утерянный шедевр… И знает ли клиентка об этом что-нибудь?» — мысли в его голове сменялись одна за другой.
Сыщик был весьма озадачен, но ответов на эти вопросы у него пока что не было. Он не стал сообщать хозяйке свои предположения, по крайней мере сейчас. Спросил разрешения провести осмотр всей квартиры и, получив утвердительный ответ, приступил к делу.
В первую очередь он проверил входную дверь на наличие следов взлома. Тщательно осмотрел дверной замок, изнутри и снаружи, но ничего не обнаружил, не похоже было, чтобы он был повреждён. Если его кто-то и вскрывал, то это был профессионал в своём деле, не оставляющий следов. Осматривая дверной замок, Пятаков обратил внимание на пульт сигнализации, висевший на стене.
— А сигнализация у вас работает? — поинтересовался он.
— Разумеется! — ответила ему хозяйка. — Я всегда её включаю перед уходом.
— А в тот день? — решил он напрямую задать вопрос, рискуя нарваться на грубость.
— И в тот день, и во все другие, сигнализация была включена. Я пока ещё в своем уме! — говоря это, она одарила его таким ледяным взглядом, а в голосе прозвучали стальные нотки, что он не осмелился развивать эту тему дальше.
Не найдя каких-либо следов чужого вмешательства на замке входной двери, Антон направился проводить осмотр окон. Но и здесь не обнаружил абсолютно ничего. Он осмотрел окна изнутри и снаружи, выглянул на улицу, наполовину свесившись из окна и рискуя упасть, но всё тщетно, никаких следов, ни малейшей царапины.
Видимо, всё-таки Крупинин был прав, дамочка была не в себе. Антон никак не мог в это поверить, неужели он так в ней ошибся. Ведь он считал, что неплохо разбирается в людях. Ему достаточно было поговорить с человеком пару минут и психологический портрет процентов на семьдесят был готов. Но сейчас он ошибся, и не на семьдесят процентов, а на все сто! Как он мог так опростоволоситься, ведь его учили всем этим психологическим приемчикам, и он с успехом их применял в своей работе и в полиции, и в частном сыске.
Мысленно коря себя за эту оплошность, сыщик пошел в комнату с якобы подмененной картиной. Он обдумывал как клиентке лучше преподнести, что кража всего лишь плод её воображения. Это нужно было сделать весьма корректно, но при этом максимально убедительно. Он даже был готов отказаться от денег, совесть просто не позволяла ему брать деньги за работу, которую он не выполнил.
Антон проходил мимо камина, обдумывая как начать этот непростой разговор. В этот момент, наверное, сработало чутье сыщика, это было уже на уровне рефлекса, глаз что-то заметил в камине, а мозг еще не успел обработать новую информацию. Он наклонился разглядеть что там. В одном месте, на дне довольно чистого камина, была небольшая горка сажи вперемежку с красной, кирпичной пылью.
— Валентина Сергеевна, — обратился он к хозяйке, — а вы пользуетесь камином?
Задавая этот вопрос, он заранее знал какой будет ответ, ведь каминами в городе уже давно никто не пользовался, но убедиться ему было необходимо.
— Камином…? — хозяйка была в недоумении. — Никогда не пользовалась, сколько здесь живу. Да и ни один камин в доме уже давно не функционирует… Они остались как предметы интерьера. А вы что-то обнаружили?
— Я пока не уверен, но кое-что необычное есть, — он показал ей следы сажи и кирпичной пыли на дне камина.
— Вы думаете, что кто-то мог пролезть здесь? А разве человек сможет пролезть через дымоход? — она немного встревожилась. — Меня убеждали, что дымоходы в доме замурованы.
— Обычный человек не сможет, если только он не Санта-Клаус. А у нас, как известно, Санта-Клаусы не водятся…, — внимательно разглядывая находку, задумчиво произнес сыщик.
— Если не человек, то кто? — продолжала тревожиться хозяйка.
— Пока не знаю… Возможно какое-то животное… А это значит, что у вас в квартире всё-таки были «гости» во время вашего отсутствия, — в задумчивости произнес он и, секунду помедлив, продолжил. — Мне нужно попасть на чердак вашего дома. Хочу провести и там осмотр.
— Чердаки у нас на замке, а ключей у меня нет, вероятно они есть в жилконторе, — растерянно ответила та.
— Замок не проблема, — ответил сыщик.
Он вышел на лестничную клетку и осмотрел замок чердачного входа. Замок был самый обычный, навесной, с небольшим налетом ржавчины, вскрыть его не составит труда, при наличии подходящего набора отмычек. А такой набор у него как-раз был с собой. Он порылся в сумке и достал небольшую коробочку, открыл её, подобрал необходимую отмычку и приступил к делу.
— А вы уверены, что справитесь с ним, — поинтересовалась хозяйка, указывая на замок.
— Да с ним справился бы и школьник, — ответил сыщик, несколько оскорбившись тем, что она сомневается в его профессиональных, а точнее криминальных способностях.
Через минуту или две, путем «неимоверных усилий», замок поддался, и он без труда мог попасть на чердак. В лицо ему ударил затхлый запах. Кроме того, здесь было довольно темно. Он снова покопался в своей сумке, и выудил из неё небольшой фонарик.
Антон включил фонарик, и аккуратно стал пробираться в поисках дымохода ведущего в квартиру клиентки. На чердаке было очень пыльно, и пыль покрывала пол довольно толстым слоем. У него защекотало в носу. Он пару раз чихнул, чуть не кувыркнулся, задев что-то, но смог устоять на ногах. В неверном свете фонаря блестела серебром паутина, раскиданная по всем углам незримыми пауками. Вокруг него плясали свои адские танцы причудливые тени, грозящие выскочить из своих нор, как только свет фонаря угаснет.
«Здесь только фильмы ужасов снимать. Того и гляди, выскочит из-за угла какой-нибудь вурдалак и утащит к себе в логово,» — с усмешкой подумал детектив.
Он пригибался, чтобы не удариться головой о деревянные балки и не попасть как муха в паучьи сети. Наконец нашел нужный дымоход, и направился к нему. Кажется, он правильно все рассчитал.
Он подошёл ближе и приступил к осмотру. На первый взгляд ничего необычного не было. Обыкновенная кирпичная кладка, причем довольно старая и потемневшая от времени. Осветив пол, он обнаружил следы от ботинок, и следы эти были оставлены совсем недавно. Сравнив со своей обувью, определил размер как сорок третий, довольно распространенный. Пока это ничего не значило, мало ли кто здесь был, но уже наводило на определенные мысли.
Осматривая дымоход, Антон провел рукой по кирпичной кладке. В этот момент, один кирпич сбоку, сдвинулся с места, издав характерный подскрёбывающий звук. Он кое-как изловчился подцепить его пальцами, потянул на себя, и с лёгкостью вытащил. Затем второй, третий, четвёртый… Он вытаскивал кирпичи до тех пор, пока не образовалось небольшое отверстие, через которое с лёгкостью могло пролезть небольшое животное. Например, маленькая обезьянка. В этот момент он вспомнил, что в Азии мошенники специально обучают обезьян воровать кошельки и драгоценности у зазевавшихся туристов. И здесь, вероятно, было что-то подобное.
Это было уже неопровержимое доказательство проникновения посторонних в квартиру его клиентки. Детектив вернул кирпичи на место и незамедлительно покинул чердак, тем же путем, что и пришёл.
— Я берусь за ваше дело, — сказал он, вернувшись в квартиру клиентки. — Мои расценки вам известны?
Она ответила утвердительно и на все согласилась не раздумывая. Сыщик немного удивился, все его клиенты обычно торговались, пытаясь снизить его дневную оплату любыми путями, но не в этот раз. Для себя он отметил эту странность, но придавать особого значения не стал. Возможно, для неё картина действительно представляла большую ценность. От него требовалось лишь найти похищенное полотно, что он и собирался сделать. Хотя, стоит признать, ему было весьма интересно узнать, зачем кому-то нужны были все эти хитросплетения с подменой? И он надеялся это выяснить, разумеется, если факт подмены подтвердится. Пока же были только домыслы.
Антон рассказал клиентке о своей находке на чердаке. Она немало встревожилась. Но он убедил её, что ей нечего бояться, и попросил обратиться в домоуправление, для ремонта дымохода.
— Валентина Сергеевна, — обратился он к хозяйке, — а кто ещё живёт вместе с вами?
— Я давно уже живу одна. Мужа не стало лет семь назад, а дочь вышла замуж за иностранца и года три как живет за границей, в Германии. — ответила клиентка.
— А как часто она вас навещает? — продолжил Пятаков.
— Она бывает у меня пару раз в год. А вы что же, считаете её причастной к этому!? — возмутилась на его расспросы женщина.
— Поймите меня правильно, — примирительно произнес детектив, — родственников мы проверяем в первую очередь, таков порядок.
Он сделал небольшую паузу, дав ей время на осмысление, достал записную книжку, и продолжил:
— Мне понадобится фамилия имя и отчество вашей дочери и где она живет.
Она продиктовала, сообщив что дочь была у нее не меньше четырёх месяцев назад. По лицу было видно, что она недовольна таким ходом событий. Антон же, не обращая на это внимание, продолжал:
— Так же мне нужен список ваших родственников пусть даже дальних, с которыми вы поддерживаете отношения. Может быть, кто-то из них навещал вас в течение, ну скажем, последних двух месяцев?
— В Петербурге у меня нет родственников, — раздражённо ответила та и на её лице отразилось недовольство. — Если вам нужны из других городов? Извольте. Но никто из них не бывал у меня в гостях за последний год.
Антон записал данные родственников под диктовку.
— А, что насчет друзей, знакомых, коллег по работе? Кто-то из них бывает у вас? — продолжал допытываться сыщик.
— Друзей у меня немного. Семейная пара Вяземских. Мы дружим семьями, еще муж был жив. Они бывают у меня раз в неделю, по выходным, — начала перечислять хозяйка. — И, старинная подруга детства, Агриппина Власова. Заходит ко мне почти каждый день. Но в них я уверена, как в самой себе! Мы столько лет дружим. Да у меня даже и мыслей нет на их счет!
Несмотря на ее уверения, Антон внес их в список, записал адреса. В своей работе он был весьма педантичен. Ему было не важно, что говорят о подозреваемых клиенты. Он проверял всех, и проверял досконально. Вот и сейчас, он решил тщательно проверить всех и каждого из составленного списка, не взирая на убежденность клиентки в невиновности кого-то из них. Оно и понятно, в виновность близких людей очень сложно поверить. На практике же часто виновником оказывался кто-либо из ближайшего окружения.
— Так же, за последние пару недель, бывали у меня дома трое коллег по работе, — продолжала меж тем хозяйка. — Мы с ними в дружеских отношениях. У нас готовится обновление выставки в музее, вот мы и собирались для обсуждения организационных моментов.
— Мне понадобится адрес музея и данные этих коллег, — коротко сказал он.
Пятаков записал адрес музея, коллег по работе и их данные. И, немного подумав, произнес:
— Завтра к вам в музей придет мой помощник Леонид. Покажите ему названных коллег. Пусть он осмотрится, понаблюдает за ними. Но они не должны ничего знать!
Она согласилась. И, на этот раз, отнеслась к его словам вполне лояльно.
— И последнее, — сказал сыщик, — но не последнее в списке. Вспомните, кто из посторонних бывал у вас в течение последнего месяца?
— Как я уже упоминала, в музее предстоит обновление выставки, — подумав сказала Валентина Сергеевна, — и мы приглашали журналистку и фотографа из местного издания, освещать это событие. Они так же приходили ко мне домой, брали интервью, так сказать, в неформальной обстановке. Делали фотографии. Это было пару недель назад. Они и визитную карточку мне оставили.
Она достала из сумочки визитку их издательского дома, и передала сыщику. Антон повертел её в руках и, не разглядывая, сунул в карман.
«Вот только их здесь не хватало,» — он мысленно выругался. — «Что же за день то сегодня такой? Журналисты атакуют со всех сторон. Никакого спасу от них нет.»
— Кто-то ещё? — спросил Антон, в надежде, что это всё.
— Ещё был слесарь из жилконторы, ремонтировал смеситель в ванной. Это было на прошлой неделе. Вот, пожалуй, и все, — подытожила она.
Пятаков выдохнул. Наконец то! Список оказался, не то, чтобы большой, но ведь и не маленький. Антон ещё раз пробежал его глазами. Да-а, работы предстояло немало. Поиски преступника могли затянуться на неопределенный срок. Но, уж очень его привлекала загадка с подменой. Дело оказалось весьма необычным!
Собрав всю необходимую информацию, он попрощался с Валентиной Сергеевной, и, пообещав держать её в курсе расследования, покинул квартиру. Легко сбежал вниз по лестнице и выскочил из парадной на улицу.
День уже близился к вечеру, поэтому сыщик решил продолжить расследование утром следующего дня. А сейчас ему необходимо было выспаться и набраться сил. А сил, по-видимому, ему потребуется немало. И, запрыгнув в машину Антон отправился домой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Частный детектив Пятаков. Тайна художника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других