В данном практическом пособии рассказывается о том, как устроена авиация общего назначения (АОН) на постсоветском пространстве. Книга призвана помочь как совершить самые первые шаги к самостоятельным полетам, так и продвинуться по этому пути до покупки собственного аппарата или же связать свою жизнь с авиацией, став профессиональным пилотом, для которого полеты это работа. Вторая часть книги содержит тексты, авторы которых – пилоты различных видов воздушных судов (от самолетов до воздушных шаров). В ней уже не так много практических сведений, но зато есть эмоции и ощущения, которые человек испытывает в полете – то, зачем он и поднимается в воздух! Все эти тексты не простые – их прочтение может изменить вашу жизнь и вы станете летать!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как стать пилотом других видов воздушных судов
В этой главе не рассказывается непосредственно о видах воздушных судов, предполагается, что уже есть понимание, на чем хочется летать. Здесь изложены только специфические подробности летного обучения на том или ином виде воздушного судна (за исключением самолетов и вертолетов — им посвящены собственные разделы). Базовые принципы и рекомендации здесь остаются такими же, как в случае с самолетами, о них подробно рассказывается в разделе про самолеты Как научиться летать. А про фактические различия между разными видами воздушных судов, мы рассказываем в другом разделе — Особенности полетов различных видов воздушных судов.
Как стать пилотом планера
По состоянию на 2022 год официально пройти обучение в России на планере нельзя[58]. Но поскольку такая ситуация сложилась достаточно давно, то вместо него доступно неофициальное обучение в планерных аэроклубах (как в частных, так и в ДОСААФ). Возможно, к моменту прочтения этого раздела, появится авиационный учебный центр (АУЦ), в котором можно будет получить свидетельство пилота-планериста. Информацию уточняйте на сайте Росавиации и в Викиучебнике[59].
Но даже если этого не случится, отсутствие АУЦ для планеристов не должно влиять на решение учиться летать на планере, потому что ждать появления АУЦ можно еще долго, и при этом не дождаться. Кроме того, стоимость обучения в таком АУЦ, за счет регуляторных издержек, будет выше, чем при обучении в аэроклубе.
Похожая ситуация с гражданскими планерными АУЦ сложилась в Белоруссии. В Украине же такие учебные центры имеются и выдают свидетельства европейского образца.
Несмотря на кризис с легальным планерным обучением, планеристы в России активно летают, а также соревнуются, но свидетельств у большинства из них нет.
Если вариант учиться без получения свидетельства вас не устраивает, и есть желание быть полностью легальным, то выходом в таком случае будет обучение за границей, где есть хорошие бюджетные варианты для этого. Выданные за границей свидетельства пилота-планериста после несложной административной процедуры позволяют легально летать в России. Пройти обучение за границей можно как с нуля, так и после обучения в России.
Примечание. Конечно, мы искренне хотим, чтобы летающих стало больше, на планере — в особенности, но, поскольку книга подробно описывает именно авиационные формальности и бумаги, то не упомянуть об имеющейся проблеме было нельзя.
Актуальный перечень аэроклубов, где проводится обучение, приведен на сайте Федерации планерного спорта России[60]. Несмотря на присутствие слова «спорт» в названии, данная организация помогает всем планеристам без исключения, а не только спортсменам. Самые крупные планерные аэроклубы расположены в Москве, Воронеже, Орле, и Новосибирске.
Детали по обучению узнавайте непосредственно в конкретном аэроклубе, позвонив туда по телефону. По состоянию на 2022 год стоимость первоначального обучения составляет порядка 200–300 тысяч рублей, а продолжительность его — в среднем 1–2 месяца, но, при выездном обучении с проживанием на аэродроме и удачной погоде, срок может составить 2–3 недели. Почти во всех аэроклубах России, Украины и Белоруссии полеты выполняются только в период с весны по осень. Зимой продолжают летать единичные аэроклубы в средней полосе и те клубы, что находятся в регионе Кавказских Минеральных вод и Осетии.
Как стать пилотом аэростата (воздушного шара)
Для того, чтобы научиться летать на свободном аэростате[61], нужно приехать в подмосковный город Дмитров. Это пока единственное место в России, где в АУЦ Аэровальс[62] обучают пилотов аэростатов.
Теоретическое обучение проводится одним блоком и читается ежедневно в течение нескольких недель. После этого часть обучаемых уезжает домой, а другая часть остается на полеты. Обучаемые имеют возможность бесплатно проживать на базе в домиках.
Инструкторов в АУЦ всего несколько человек, и в связи с этим пропускная способность невысокая. В год обучается в среднем две группы по 10–15 человек. Соответственно, о планах начать обучение имеет смысл сообщить в АУЦ заранее.
По завершении обучения выпускник получает свидетельство пилота свободного аэростата.
Примерный порядок цен на обучение (по состоянию на 2022 год): 200–300 тысяч рублей[63], продолжительность не менее 1 месяца.
Ситуация в Белоруссии и Украине такая же, как в России — в каждой из стран имеется по одному учебному центру, где готовят пилотов аэростатов.
Как стать пилотом автожира
Подготовкой пилотов автожиров в России занимается один АУЦ[64] в подмосковном Воскресенске. После обучения выдается свидетельство пилота СВС с отметкой «ВС с аэродинамическим управлением (автожир)». На аэродроме имеется гостиница.
По информации с официального веб-сайта АУЦ (по состоянию на 2022 год), продолжительность летной программы составляет минимум 25 часов, стоимость ее — 375 тысяч рублей.
Как стать парапланеристом
Свидетельство пилоту параплана, согласно авиационным правилам, иметь не требуется, соответственно, сертифицированный АУЦ для подготовки парапланеристов не нужен. Желающему научиться летать надо выбрать летную школу и пройти в ней обучение. Параплан — самый популярный вид воздушного судна, поэтому мест, где учат парапланеристов, в наших странах достаточно много.
Если нет знакомых, которые могут порекомендовать школу, то для ее поиска и выбора можно изучить профильный форум[65] или обратиться за рекомендациями в местное отделение ОФ СЛА России (Федерации сверхлегкой авиации)[66].
По действующим на 2022 год правилам, парапланеристам, как и всем остальным пилотам, требуется выполнять формальность по подаче планов полетов.
Как стать пилотом парамотора, паралета или аэрошюта
Как и на параплан, свидетельства на парамоторы, паралеты не требуется, но специализированных школ, обучающих на эти аппараты, не существует. В большинстве случаев обучение проводят частные инструктора, обычно по совместительству являющиеся дилерами или даже производителями данных воздушных судов.
Некоторые из покупателей этих аппаратов, особенно из дальних регионов России, по-видимому, занимаются самообучением, что однозначно неправильно. Итогом такого обучения может быть не только повреждение самого воздушного судна, но и вред здоровью и жизни обучающегося.
Если говорить о том, как в идеале должна выглядеть подготовка парапланериста с мотором, то хорошим вариантом будет, прежде всего, обучение в обычной парапланерной школе, где инструктор даст основы и базовые знания обращения с парапланом. Потому что почти на всех парамоторах, паралетах и аэрошютах используется парапланерное, или похожее на него, крыло.
После этого, в той же парапланерной школе или вне ее, потребуется отыскать инструктора (или опытного пилота), который поможет с получением навыков полета уже на аппарате с мотором. Этот подход позволит повысить безопасность обучения и дальнейших самостоятельных полетов.
Для воздушного судна, которое не имеет фюзеляжа, где пилота не защищают элементы конструкции, правильные навыки крайне важны. Прямая аналогия с автомобилем и мотоциклом: водитель последнего должен быть значительно более опытен и осторожен для сохранения своей жизни и здоровья.
Также, для поиска места обучения и инструктора, можно обратиться в федерацию ОФ СЛА России (см. предыдущий раздел о параплане), в составе которой есть парамоторный комитет.
Как уже говорилось ранее, для полетов на парамоторе и паралете пилотское свидетельство не требуется. Свидетельство требуется только для аэрошютов массой более 115 килограмм. Но с получением такого свидетельства возникнет проблема: в России нет АУЦ обучающих пилотов на данное воздушное судно. По факту пилоты аэрошютов летают без свидетельств, либо имеют свидетельство с другими отметками[67].
Как стать пилотом дельталета
В силу массы дельталетов, которая превышает отметку в 115 килограмм, для управления ими требуется свидетельство государственного образца. В России (по состоянию на 2022 год) нет ни одного авиационного учебного центра (АУЦ), где можно было бы пройти обучение на дельталет. Таким образом, ситуация похожа на ту, что сложилась у планеристов.
Если АУЦ, готовящий пилотов на дельталет, все же появится, то итогом обучения в нем будет свидетельство пилота СВС с отметкой «ВС с балансирным управлением (дельталет)».
По причине отсутствия авиационного учебного центра, остается только вариант научиться летать неофициально, у частного инструктора, на двухместном дельталете, оснащенным дублированным управлением.
За консультациями в поиске инструктора стоит обратиться в ОФ СЛА России (см. раздел о параплане Как стать парапланеристом), в составе этой федерации есть комитет «моторных СЛА». Кроме того, в России осталось некоторое количество производителей дельталетов, они должны обладать информацией по действующим инструкторам.
Вариант пройти обучение за рубежом с последующей валидацией в России, по-видимому, не рабочий, потому что этот вид свидетельства в ряде иностранных стран выдается не государственной авиационной администрацией (как в России), а местными общественными организациями.
Как стать дельтапланеристом
Свидетельство на дельтаплан не требуется, и для обучения достаточно обратиться в любой действующий аэроклуб. Информацию о клубах можно попробовать поискать на профильном форуме дельтапланеристов[68].
Если поиск в интернете не помог, то также обращайтесь в федерацию ОФ СЛА России (смотрите раздел про парапланы Как стать парапланеристом), в которой функционирует дельтапланерный комитет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как стать пилотом. Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
58
В теории это возможно, но весьма ограниченному количеству людей, т. к. официально правом индивидуального обучения на планер в России обладает только один человек — директор новосибирского аэроклуба «Решеты» Владимир Кочкин.