Манипуляция. Зависимость. Упражнения

Александра Сашнева, 2022

Я пишу книги как режиссер и актерский тренер. Временами ко мне на уроки приходят люди, которые не собираются быть актерами или хотят попробовать быть актером, чтобы понять о себе что-то очень важное. Так из моих занятий родилась практика, которую я называю нейро-актинг. Делая новые действия, с новыми мотивациями, мы создаем новые нейронные связи. И это сближает психологические практики и практики актерской игры. Первое, что должен сделать актер, чтобы стать актером-профи, это избавиться от всего, что удерживает в страхах, обидах, травмах, бессмысленных запретах, ненужных убеждениях. Актер должен четко понимать, что человек – это выбор, решение. Все люди способны на многое, но большинство из них боится заглянуть внутрь. Люди боятся называть чувства и желания своими именами. Но для того, чтобы ощутить свое полноценное сильное "Я", это совершенно необходимо – заменить страх любовью и доверием. Доверием своему "Я". В этой книге много того, что в кино – обычно, а в жизни удивляет.

Оглавление

Манипуляция — язык общения

Манипуляцию все считают злом. Возможно, почти все. И я тоже придерживалась такого мнения довольно долго. Хотя при этом и отдавала себе отчет, что вполне себе прибегаю к разным манипуляциям. Манипуляция словами, манипуляция настроением, действием, смыслом, состоянием, логическая манипуляция — это все способы донести до подсознания собеседника какие-то смыслы. Например, искусство — это манипуляция. Артист исполняет музыку, рисует картину или играет роль в театре и тем самым он возбуждает воображение публики, он ведет публику в иллюзорное пространство.

Что это, как не манипуляция?

Манипулирует вниманием публики писатель, режиссер, учитель. Учитель, врач — они тоже манипулируют. Особенно врач и учитель. Если у артиста простая задача — удержать публику в состоянии интереса и получить потом свой гонорар и дозу славы, то врач или учитель должны проделать с пациентом, клиентом, учеником нечто такое, в чем они не совершенно не разбираются и, тем не менее, они должны довериться, иначе никакого результата не будет. Иногда к результату идут окольными путями, потому что прямой путь может быть слишком пугающим.

В детстве я занималась легкой атлетикой и помню, как мы изучали прыжок в длину особой техники, когда ты в воздухе продолжаешь двигать ногами, как будто бежишь. Если делать это сразу, ничего не получится. Чтобы приобрести навык, мы делали последовательно упражнения, которые приучали тело к новым движениям частями. И то, что ты не можешь сделать сразу, получается после того, как тело запомнило части сложного движения. Вот тогда я и запомнила простую вещь — если хочешь сделать что-то сложное, раздели это на части, выучи по частям, тогда сможешь сделать целое.

В жизни довольно часто мы проделываем это друг с другом, мы ведем друг друга в различных отношениях по частям, не всегда осознавая, какая часть отношений ведет нас к какому результату. Мы доверяем себя другому человеку, частями идем к результату, а потом, достигнув результата, бываем очень разочарованы и обвиняем другого в том, что он использовал нас, тогда как он мог всего лишь видеть результат, который казался ему прекрасным.

Например, в случае с Анной в повести «Роспись» именно так и произошло. Гарик видел впереди результат, который ему представлялся прекрасным, но если бы он сказал Анне о своей конечной цели, то она вряд ли согласилась бы идти с ним до конца, потому что свою цель она видела несколько иначе.

Дело в том, что мы не всегда можем отчетливо видеть свою цель в деталях. Когда люди встречаются, их объединяют чаще всего какие-то смутные ощущения цели, либо общие очертания целей. Например, Гарик видел себя литером в отношениях, который, пользуясь своими странными способами, приведет его и Анну к материальному благополучию, возможно, он даже был уверен, что у него это получится. Но те средства, которые он использовал для продвижения к цели, не устраивали Анну, так как ей приходилось приносить себя в жертву — чувство собственного достоинства, свою самость, эмоциональную свободу.

Для Анны эта часть договора оказалась мучительной, поэтому она стала бороться внутри системы за независимость. Этот вариант опять же не устраивал Гарика, потому что это начало мешать его технологиям и нести угрозу результату. Именно поэтому, когда Анна получила некоторый результат от отношений (персональная выставка, машина, статус), Гарик решил выдернуть Анну из той среды, где она могла так или иначе контролировать свои результаты и могла уже реально уйти от Гарика.

Переезд в другой город возвращал Анну на нулевую позицию, делал ее снова такой же беспомощной социально, как в начале истории, когда герой и героиня встретились на выставке, таким образом, она снова оказывалась под полным контролем Гарика.

Для него это был способ любить? Или его манипуляция была насквозь меркантильной? Любим ли мы свою собаку, когда не спускаем ее с поводка? Когда боимся, что она убежит? Когда надеваем ей намордник? Заставляем ее молчать.

Человек не собака, скажете вы. Разумеется. Человек всегда отвечает за свои поступки сам. Это отличает человека от собаки. Но всегда ли мы видим в человеке человека?

Мы такие разные

Мы очень разные, у каждого из нас есть какой-то невроз, акцентуация, девиация иногда психоз. Мы часто мечтаем о том, чтобы стать абсолютно здоровыми, идеальными, но тогда мы станем одинаковыми, как биллиардные шары и нам не о чем будет говорить. Нам не о чем будет жить. Тема для жизни — постоянная борьба за что-то новое. Все живое живет тем, что присваивает себе мир: мы находим орешек и закапываем его на зиму, мы ловим добычу стаей и спешим насытиться ею. Жизнь — это постоянное соревнование за выживание. Такова ее суть. Когда люди объединяются в группы по добыче ресурса, они готовы многое терпеть в коммуникации ради результата, но когда результат достигнут, то ситуация меняется, появляются новые цели. И тут выясняется, что результат все видели по-своему. Или не видели деталей.

Каждый из нас оценивает свою позицию как правильную. Каждый исходит из своих исходных данных. Что из этого получается? Получается драма. Любая драматургия — это разговор целей, позиций, мотиваций, страхов. Иногда нам приходится выбирать между любовью и безопасностью, между страстью и долгом, между спасением и обещание. Сценариев неограниченное количество и все они ветвятся, как деревья или реки. И любая встреча — это новый танец.

Каналы манипуляции

1 — страх, тревога (создание пугающей реальности)

2. — вина, стыд ( любого есть стыд, если нет, создать)

3. — обесценивание личности и деятельности

4. — долженствование, ответственность (социальный нарратив)

5. — перегруз сознания (изматывать вопросами, фейками)

6. — присоединение, слабая позиция

7. — взятка (эмоциональная)

8. — провокация

Давайте обсудим это подробнее

1 — страх (тревога)

— создать для жертвы угрожающий нарратив будущего, нарисовать, кк все планы жертвы разобьются в пух и прах. Страх всегда в будущем. В настоящем есть проблема, ее надо решать. В прошлом страха нет, есть воспоминание о страхе.

— пользуясь неинформированностью жертвы создать «тень за спиной» — нечто угрожающее рядом: среди друзей, коллег, близких, внутри смой жертвы — ее некомпетенции, в которые она сама готова поверить. Например, если человек боится пауков, то его будут пугать рассказы о пауках, намеки на присутствие их где-то рядом. Для этого необязательно, чтобы паук был, достаточно из ванной комнаты сообщить, что он присутствует, а затем еще сделать себя спасителем — объявить, что паук изгнан. То же самое можно проделать с друзьями — рассказать о несуществующих разговорах, откровениях, коварных замыслах.

— создать носителей страха. Для этого годятся любые предметы. Устрашающие магические функции предметов. Черная кошка — самый легкий пример устрашающей сущности. Но лучше всего работают сущности, которые не существуют, воображаемые сущности. Например, несчастливый день, в который все не получится. Особая форма окон в доме, от которых идет негатив. Цвет встречной машины. Способ завязывать шнурки. Ну а уж иголки, воткнутые в стены и книги — это вообще базовая манипуляция на страх. Страх хорошо работает на истериках, у них хорошее воображение, они сами готовы бояться какого-нибудь паука, который приснится и во сне задушит.

Манипулятор даже может сказать потом, что пошутил, что придумал сам такого паука, но жертва уже так хорошо испугалась и вообразила, что будет бояться самостоятельно. Возможно, что паук будет даже сниться ей, и она будет просыпаться в холодном поту и с тахикардией. Воображение — опасная опция человеческого сознания, а точнее подсознания. Воображение — это территория сна, а сны хоть и бывают контролируемы, но частенько они пробиваются в реальность и размывают ее.

— эмоциональный канал страха. Крик, истерический голос, ругань, создание тревожных ситуаций, где дыхание жертвы сбивается от испуга.

Что получает манипулятор?

Контроль! Он же контролирует паука, будущее, он решает пугающие вопросы. Он спасатель, больше не к кому обратиться — только к нему, к спасателю. А здесь он уже может вертеть, как хочет. Он же спас — его советы теперь вне критики. Иногда родители формируют этот канал в своем ребенке. «Учись, а то будешь на говновозе работать!», «Не съешь кашу, тебя полицейский заберет!», «Не будешь зубы чистить, во рту черви заведутся!», «Будешь плохо пол мыть, муж будет страшный». Таких формул огромное количество, и все они плохи тем, что это вранье. Полицейский не заберет, черви не заведутся (кариес — может, но кариес не пугает), красота мужа тоже никак не связана с мытьем полов и совсем не все троечники работают ассенизаторами. Я вот знаю троечника — хозяина сети магазинов. И массу аккуратных девушек, которые так и не вышли замуж.

Если добрые родители приучили ребеночка реагировать на устрашения, то манипулятор легко перехватит у них эстафету. Муж, коллеги, друзья, полиция, хулиганы, врачи… Любой, кто умеет напугать, моментально перехватит управление. Не факт, что ребенок обязательно станет жертвой родителей (дети ведь разные), но зачем протаптывать дорожку?

Тем более, если у ребенка мощная фантазия, он и сам себя будет пугать с большим энтузиазмом, а потом не будет знать, как выбраться из той трясины страха, которую сам же себе и придумал. Жизнь в страхе придуманного ужаса, полна страданий, запретов, обид, печали. Ведь люди все как сообщающиеся сосуды, как зеркала, люди отражают состояния друг друга.

Альфаперсона — это иногда просто тот, кто не боится, потому что у него не наработана матрица страха. У него есть опыт того, что страх побеждаем действием. Только и всего. Этот ребенок н прячется под одеялом от страха, когда видит, как в темноте начинают превращаться в чудовищ предметы, он поднимается на ноги и быстро проверяет, что это за чудовище? А это всего лишь бабушкин плед. И так он действует всегда по жизни. Не стоит путать страх и осторожность. Пробовать на себе зубы собаки не стоит, но стоит пробовать ее поведение при помощи разных упражнений. Те, кто не боится ищет способ управлять, а те, кто боится — способ спрятаться или убежать. Так они убегают от денег, от успеха, от сложных отношений, они согласны проиграть, лишь бы ничего не менять.

Что делать бедной жертве?

Выключить воображение. Все сведения жестко проверить. Не верить ни одному слову манипулятора. Вообще завести привычку проверять всякие сплетни. Например, добрая приятельница говорит вам «А Сережа сказал, что ты дура, и ноги у тебя короткие». Вместо того, чтобы разъяриться на Сережу, следует выдохнуть и подумать, почему приятельница это говорит? Потому что ей нравится Сережа? И она хочет вас поссорить?

Ну, например. Сплетня может быть передана и в виде вопроса, что эффективнее «Почему Сережа говорит, что у тебя короткие ноги? У тебя нормальные ноги!» А тут сразу прямо несколько зайцев. Во-первых: это что? Сережа считает, что у меня короткие ноги? Во-вторых: какого черта он меня с ней обсуждает? Третье: у меня — что? реально короткие ноги?

Прекрасный результат, мозги — навылет! А если остановиться и подумать? Если остановиться и подумать, то такие вещи люди не передают, если это вам говорит кто-то, скорее всего этого не было, либо это было в каком-то контексте, либо вы со временем узнаете, как все было на самом деле.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я