Untitled.wav. Книга про то, как делать музыку в провинции

Александр Кухаренко, 2021

Книга предназначена для музыкантов-любителей и собирает под одной обложкой «курс молодого бойца» музыкального фронта, затрагивая различные аспекты шоу-бизнеса, в том числе – напрямую не связанные с исполнительским мастерством. Также будет полезна и академическим музыкантам, решившим попробовать себя за пределами стен филармонии. Структура книги построена как путь от со стартовой ситуации, в которой находится музыкант-новичок, к зрелому коллективу с выстроенными рабочими процессами. Особый акцент сделан на реалиях небольших городов и малых площадок. В прицеле повествования – аспекты, понятные всем старожилам музыкальной индустрии, и потому практически нигде системно не описанные. Во многом текст построен как коллекция ошибок и методов их исправления, накопленных «коллективным разумом» музыкального сообщества России и ближнего зарубежья.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Untitled.wav. Книга про то, как делать музыку в провинции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Умеете ли вы играть?

В музыке нет иного уровня, кроме мирового: это когда человек держит у себя дома сто компактов, и среди них — твоя музыка. Остальное все — сельская самодеятельность

Борис Гребенщиков

Вы, наверное, уже нервничаете — когда уже закончится пустопорожний треп и начнутся драгоценные советы, которые сделают из вас звезду рок-н-ролла? Но давайте сначала посмотрим, готовы ли вы ей стать.

Первое, что следует понять — умеете ли вы играть. И правильный ответ на этот вопрос зависит от выбранного вами стиля. Потому как входной ценз для музыканта везде разный. Разнятся и требования к материалу, и требования к технике исполнения.

К примеру, трехаккордный аккомпанемент Am-Dm-Em вполне себе допустим — в жанре «дембельской песни». Требования к текстам в нем, с литературной точки зрения, тоже не очень высоки. Однако, для успешной работы в этом, примитивном, казалось бы, жанре, вам потребуется взять планку Владимира Высоцкого, если вы сами не были в горячих точках, а то и вовсе не служили в армии. Иначе — зрительный зал гарантированно выдаст пресловутое «не верю».

Но попробуйте только, с одной этой душевной трехаккордовой последовательностью, заглянуть, к примеру, на джазовый сейшн! Ваша техника, гармоническое мышление, вокальные и поэтические данные будут подвергнуты жесточайшему остракизму.

Итак, ваше умение играть полностью определяется рамками стиля, сложившейся традицией, и ничем иным. Вплоть до того, что характеристики игры, определяющие один стиль, в других считаются дефектами исполнения.

Мимо нашего окна пронесли покойника

Тоника, субдоминанта, доминанта, тоника

Народное творчество

Мимо нашего окна пронесли джазмена

Тоника, субдоминанта, тритоновая замена

Aртём Дубашов

Не спасет даже академическое образование (все же, претендующее на какую-то универсальность) — всегда найдется микротональная музыка, традиционное тувинское горловое пение, или вовсе какой-либо акционизм, со своими правилами и канонами.

В рамках стиля, для слушателя (да и, в большой степени, для коллег по цеху), существуют всего две градации мастерства — «убедительно» и «неубедительно». Значение этих терминов вам вряд ли кто-то сможет объяснить, но любой профессионал легко отличает одно от другого. Предельно упрощая, можно сказать — «убедительно» — когда получается музыка, «неубедительно» — когда получается последовательное воспроизведение нот.

Конечно, внутри каждого направления есть музыканты разного уровня. Но это — разговор о высших материях, «иконах стиля». Мы же, пока что, ведем беседу о вещах куда более приземленных.

Все просто: вы готовы к сцене, если вы убедительны в рамках стиля.

Определить, так ли это, несложно: запишите свою игру и сопоставьте с лучшими образцами. Если, конечно, вы умеете слушать.

Это гораздо проще произнести, чем сделать, потому что речь идет о мельчайших деталях: мелизматике, правильном свинге, нюансах звукоизвлечения. Огромное количество музыкантов (речь, конечно же, о локальной сцене), заявляющих о своем умении слушать, тем не менее, опровергают это своей игрой.

Нужен арбитр. Поскольку авторитеты — вещь субъективная, остается лишь покомпонентный анализ. Он не даст ответов на все вопросы, но, хотя бы, техническая составляющая исполнения может быть выведена на чистую воду. Речь, конечно же, о мультитреках (поканальных записях, до этапа сведения) серьезных групп. Сделав кавер на такую вещь «клик в клик», поставив треки рядом, и при необходимости, замедлив, вы сможете закрыть для себя 90% вопросов о качестве вашей игры.

Критериев, упрощенно, три:

С творчеством все, конечно, намного сложнее, но если вы способны приемлемо пройти подобный тест, то с вами, по крайней мере, можно разговаривать о музыке.

Также, не забывайте о том, что внутри каждого стиля есть серьезный разброс по сложности произведений. Неважно, играете вы авторскую музыку или берете готовое, ее сложность должна быть вам по плечу. Перескочить через две ступеньки не получится, и, поверьте, ваша неумелость в исполнении на грани собственных возможностей будет тут же услышана музыкантами, и почувствована слушателями. При работе на пределе — ошибки неизбежны. Поэтому и кажется, что виртуозы играют сложную музыку легко и не напрягаясь. Иначе, просто не выйдет сыграть хорошо, необходим внушительный запас по технике. Грубо говоря, вы готовы играть вещь на концерте, если можете сыграть ее без ошибок в полтора раза быстрее.

Играйте только то, что можете исполнить убедительно. Не в студии, после двадцатого дубля и квантования звукорежиссером! В любое время, даже если вы пьяны и связаны!

Дальнейшие шаги просты как дым. Выбираете материал, который вам по силам, и несете на сцену. Если хотите играть музыку, которая, пока еще, звучит у вас сыровато — садитесь заниматься — до тех пор пока не зазвучит как надо. Главное, чтобы ваш коллектив появился в публичном пространстве после того как станет звучать прилично, а не до этого.

Что делать, чтобы довести свой уровень до социально приемлемого? Заниматься самостоятельно, играть с более опытными музыкантами, изучать теорию. Сейчас в сети более чем достаточно материалов, чтобы изъять любую «магию» из процесса обучения.

Однако, в той же самой сети сейчас огромное количество «курсов обучения игре на…», и прочих инфоцыганских проектов. Поговорим о том, как ориентироваться на этом базаре, и как вообще построить процесс обучения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Untitled.wav. Книга про то, как делать музыку в провинции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я