Понятия со словом «сари»

Са́ри — традиционная женская одежда на Индийском субконтиненте, представляющая собой кусок ткани длиной от 4,5 до 9 метров, шириной до 1,2 метров, особым образом обёрнутый вокруг тела. Носится сари с блузой, известной как чоли или равика, и нижней юбкой (павада/павадаи на юге, и шайя в восточной Индии). Самый распространенный стиль ношения сари — ниви, когда один конец два раза обёртывается вокруг бёдер, драпируя ноги, а верхний край укрепляется на тугом пояске нижней юбки и затем перебрасывается...

Связанные понятия

Лехéнга-чóли (ленга-чоли, хагра-чоли, чания-чоли) — женская одежда, популярная в Индии и Пакистане со времён Империи Великих Моголов, — государства, возникшего на территории современных Индии, Пакистана и Южного Афганистана.

Подробнее: Лехенга-чоли
Ку́рта (бенг. কুর্তা (পাঞ্জাবী), перс. کرتا‎, хинди कुरता, произносится как ) — традиционная одежда в Пакистане, Афганистане, Таджикистане, Бангладеш, Индии, Непале и Шри-Ланке. Это свободная рубашка, доходящая до района колен владельца, которую носят как мужчины, так и женщины. Традиционно носится с kurta-paijama (лёгкими свободными штанами, затягивающимися на шнурке вокруг талии), шароварами, дхоти и с churidars; в настоящее время может надеваться с джинсами. Курта может быть как частью повседневной...
Дхо́ти (хинди धोती, dhotī IAST) — традиционный вид мужской одежды, распространённый в Южной и Юго-Восточной Азии, в частности в Индии. Представляет собой прямоугольную полосу ткани длиной 2—5 м, обёртываемую вокруг ног и бёдер с пропусканием одного конца между ног. Обычно при этом используется белая или одноцветная ткань, иногда украшенная орнаментом по краю. В надетом виде напоминает узкие шорты или короткие шаровары. В южной Индии и в Пенджабе дхоти традиционно носили в виде юбки-запашки.
Пако́ль или пакуль (пакол, паккуль, пакколе, читрали топи, кховар, каузия, pakol, pawkul, khapol, khowar) — традиционный головной убор в Южной Азии, наиболее распространён в центральном, юго-восточном и северо-восточном Афганистане, северо-западном и западном Пакистане.
Тюрба́н (перс. عمامه‎) — чалма; мужской и женский головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии. Тюрбан обычно наматывается на тюбетейку, феску или шапку, шиитское духовенство наматывают чалму на голую голову. Для его изготовления обычно требуется 6—8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи.
Кашмирские пандиты (также известны как «кашмирские брахманы» и «брахманы пандиты») — этнокастовая и этнорелигиозная группа, до начала 1990-х годов проживавшая в основном в Кашмирской долине индийского штата Джамму и Кашмир. Относят себя к сообществу сарасват-брахманов, которые ведут свою родословную от первых брахманов с берегов ведийской реки Сарасвати (это одна из пяти групп брахманов Панча-Гауда, которые противопоставляют себя брахманам Панча-Дравида). Остающиеся в долине кашмирские пандиты являются...
Паранджа́ (синоним бурка, реже чадра, женское платье) — женская верхняя одежда в мусульманских странах, в частности, Центральной Азии и на Ближнем Востоке, представляющая собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывающей лицо волосяной сеткой — чачван.
тенгко́лок (малайск. tengkolok ) - традиционный малайский мужской головной убор. В зависимости от района распространения может иметь названия: дестар, сетанган, танджак и др. .

Подробнее: Тенгколок
Вьетнамский костюм — совокупность национальных костюмов народов, населяющих Вьетнам, а также современная одежда, которую носят его жители.
Туркменский национальный костюм — национальное одеяние туркмен. Основные цвета — красный, чёрный, жёлтый и белый; воротники, рукава и края женской традиционной одежды украшаются вышивкой. До 1970-х годов женский национальный костюм туркмен оставался сложнейшим из иранских племенных.
Чадра́ (перс. چادر‎ «палатка») — лёгкое женское покрывало белого, синего или чёрного цвета. Надевается при выходе из дома и закрывает фигуру женщины с головы до ног. Носится многими женщинами-мусульманками из культурно-религиозных соображений.
Аоза́й (вьетн. áo dài, тьы-ном 襖?, 奥黛) — вьетнамский костюм, преимущественно женский. В современной форме это длинная шёлковая рубаха, надетая поверх штанов. На вьетнамском языке слово «аозай» означает длинную рубаху или платье. В современной жизни аозай носят вьетнамские женщины на праздничных мероприятиях, в торжественной обстановке, и оно также является форменным костюмом школьниц, студенток и сотрудниц многих компаний во Вьетнаме.
Одежда в исламе — требования к одежде мусульманина, предъявляемые в исламских государствах, мечетях или просто в общественных местах. Ислам предписывает мусульманам носить любую одежду, исполняющую отведённую ей роль, без выхода за рамки дозволенного и без излишеств.
Узбекский национальный костюм — созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.
Чаму́нда (санскр. Cāmuṇḍā), также известная как Chamundi и Charchika, является грозной формой Shakti Devi (Chandi), Богини-матери в индуизме. Близкая по описанию Кали.
Фе́ска или Фе́с (тур. fes) — головной убор в восточных государствах и странах, в северной Африке и других регионах.
Шаровары (шальвары) (араб. سِرْوَال‎ (sirwāl); перс. شلوار‎ (šalvâr); курд. شه‌واڵ (shawal); урду شلوار‎ (shalwâr); тур. şalvar; азерб. şalvar; каз. шалбар (şalbar); бенг. সালোয়ার (shalwar)) — штаны, очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени. В русском языке персидское слово شلوار «шальвар» (šalvâr) «штаны» является тюркизмом, заимствованием через тюркские языки. Форма шаровары происходит от уподобления начального л конечному р в исконной форме заимствования шальвары...
Ю́бка (фр. jupe) — предмет одежды, покрывающий нижнюю часть тела. Эволюционировал из набедренной повязки. Также юбка — нижняя часть женского платья от талии до подола. Юбка часто противопоставляется различным видам брюк на основании того, что она не закрывает промежности.
Албанский национальный костюм включает более 200 различных вариантов одежды, которую традиционно носили во всей Албании, на албанскоязычных территориях и в албанских субэтнических группах (например арбереши в Италии, арваниты в Греции, абанаси в Хорватии). Традиционные костюмы могут отличаться в зависимости от региона проживания, социального происхождения, возраста и религии.
День хиджаба и целомудрия ( перс. روز حجاب و عفاف‎ ) — иранский праздник, который отмечается 12 июля (21 тира по календарю солнечной хиджры).
Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.
Ника́б (араб. نقاب‎ «покрывало») — мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Как правило, изготавливается из ткани чёрного цвета.
Хиджа́б (араб. حجاب‎ — букв. преграда, завеса) в исламе — любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный арабский женский головной платок.
Тюбете́йка (башк. түбәтәй, каз. төбетей, тақия, кирг. тебетей, чеч. пяс, тат. түбәтәй, туркм. tahýa, азерб. araxçın/арахчын) — мужской (у некоторых народов есть и женский) головной убор тюркских народов; в русском языке слово «тюбетейка» произошло от татарского/башкирского слова «түбәтәй», означающего у татар и башкир круглую шапочку.
Чамары — члены касты неприкасаемых, наследственным занятием которых является обдирка туш животных, выделка кож, дубление и покраска кожи, изготовление кожаной обуви и других изделий из кожи. Чамары находятся вне индуистской варновой системы и повсеместно подвергаются дискриминации. Каста чамаров наиболее распространена в Северной Индии (самая многочисленная каста среди неприкасаемых), а также в Пакистане и Непале. Несмотря на широкое распространение, термин «чамар» считается презрительным и уничижительным...
Сандалии (греч. σανδάλιον, мн. ч. σανδάλια) — открытая лёгкая обувь, подошва которой (часто без каблуков), закрепляется на ноге ремешками или верёвками. Следует отличать от сандалет, имеющих закрытый носок и задник.
Ва́йшьи (санскр. वैश्य Vaiśya IAST — «преданность, зависимость») — представители третьей по значимости варны древнеиндийского общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.
Хала́т (араб. خِلْعة‎ и перс. خلعت‎) — домашняя или рабочая (у многих народов Азии — верхняя) длиннополая одежда, запахивающаяся или застёгивающаяся сверху донизу, обычно из хлопчатобумажной ткани.
Плато́к — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.
Индийский классический танец — форма индийского исполнительского искусства, берущая свои истоки в Натье — священном индуистском музыкально-танцевальном стиле, теоретическая основа которого была заложена в трактате Бхараты Муни «Натьяшастра» (IV века до н. э. — II век н. э.).
Кофта — предмет шерстяной вязаной одежды для верхней части тела с застежкой снизу доверху спереди.
Неприкаса́емые — принятое в русском языке общее наименование ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии. Неприкасаемые составляют 16—17 % населения Индии.
Ра́джа (санскр. राज, rāja IAST — «правитель») — индийский титул влиятельной особы, государя, князя или царя (в современных индийских языках, прежде всего, хинди, произносится чаще без последней «а» — rāj). Происходит, видимо, от санскритского корня rāj со значением «быть во главе чего-либо», а также «блестеть, сверкать».
Молитвенный коврик, саджжа́да (араб. سجادة‎, намазлык (тат. намазлык), джай-намаз (перс. جانماز‎) — коврик для намаза, на котором чаще всего изображена ниша с остриём свода, обращённого в сторону киблы.
Хари (санскр. हरि) — одно из имён Вишну и Кришны в индуизме, числится как 650-е имя в «Вишну-сахасранаме». На санскрите «хари» означает жёлтый или жёлто-коричневый цвет (цвет Солнца и сома). Термин широко используется в индуистской литературе, буддистской, джайнистской и сикхской религиях.
Кучипу́ди — вид классического индийского танца (штат Андхра-Прадеш, Индия), вид танцевальной драмы.
Пенджаб («Пятиречье», на санскрите Панчанада, в.-пандж. ਪੰਜਾਬ ਖੇਤਰ) — название намывной равнины площадью 100 тыс. кв. км. в поймах рек Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж. Эти пять особо почитаемых в индуизме рек вместе с Индом (Синдху) и Сарасвати составляют Семиречье, упоминаемое в Ведах. Основное население — пенджабцы, преобладающий язык — пенджабский. Помимо ислама и индуизма, в регионе традиционно распространён сикхизм.
Набедренная повязка — предмет одежды, прикрывающий гениталии и иногда ягодицы. Является древнейшим и простейшим по конструкции предметом одежды. Распространён у множества народов по всему миру, преимущественно проживающих в тропическом и субтропическом регионах.
Бхумихары (также известны как бхумихар-брахманы, бхуинхары и бабханы) — брахманская землевладельческая каста, распространённая в Индии и Непале. В период британского правления бхумихары являлись одной из самых влиятельных землевладельческих групп Восточной Индии, они управляли девятью небольшими туземными княжествами и владели обширными поместьями в регионе. Бхумихары играли важную роль в крестьянском движении Индии, а в период независимости заметно влияли на политику в Бихаре.
Рудра́кша (санскр. रूद्राक्ष — «глаза Рудры» , лат. Elaeocarpus ganitrus) — вид вечнозелёных широколиственных деревьев семейства элеокарповых. Произрастает по преимуществу на Индо-Гангской равнине и в предгорьях Гималаев. Используется в народной медицине. Древесина рудракши светло-белого цвета. Она достаточно прочна, за что её ценят — так, во время Второй мировой войны её использовали для изготовления самолётных винтов.
Кша́трии (санскр. क्षत्रिय, kṣatriya IAST, «властный, благородный»), также ра́джан (санскр. राजन्, rājan IAST, «повелитель») — представители второй по значимости (после брахманов) варны древнеиндийского общества, состоящей из владетельных воинов. Из этой варны в Древней Индии обычно выбирались раджи. Своим главным богом-покровителем кшатрии считали Индру.
Бра́хманы или брами́ны (от санскритского слова IAST Brāhmaṇa IAST; дев. ब्राह्मण) — члены высшей варны индуистского общества.
Банья (также бания, баниа, бханья, ванья и вани) — наиболее влиятельная торгово-финансовая каста Индии и Непала, относящаяся к варне вайшья. Исторически из её среды выходили крупные торговцы, банкиры, ростовщики, менялы, продавцы зерна, специй, хлопка, сахара и масла, а в наше время — владельцы и управляющие многочисленных коммерческих фирм и торгово-промышленных групп. В Индии представители банья исповедуют в основном индуизм и джайнизм (имеются локальные группы сикхов, буддистов и мусульман); банья...
Лосар (тиб. ལོ་གསར་; Вайли: lo-gsar; буквально: Новый год; кит. трад. 洛薩, упр. 洛萨, пиньинь: Luòsa или кит. трад. 羅皇節, упр. 罗皇节, пиньинь: Luóhuángjié) — тибетский праздник Нового года. Празднуется согласно тибетскому традиционному календарю, начиная с первого дня первого лунного месяца. Связан с чередой очистительных обрядов в канун наступления, и с благопожеланиями начиная с первого дня Нового года. Праздничными являются первые две недели после Нового года. Двухнедельный новогодний цикл завершает...
Набо́б или наваб (англ. nabob, фр. nabab, искажённое от наваб) — титул правителей некоторых провинций Восточной Индии в империи Великих Моголов. После падения этой империи титул набоба сохранили те правители, которые подчинились британскому владычеству в качестве вассалов. Позже его стали давать богатым и знатным индусам как почётное звание.
Махара́джа или Магара́джа (санскр. महाराज, Mahārāja IAST «великий царь») — индийский князь; высший титул из доступных индийцу. В Пуранах и других индусских памятниках этот титул прилагается первично к правителю обширного индийского царства, охватывавшего во II в. нашей эры большую часть Индии, Малакку, Суматру и соседние острова. В вассальных государствах Индии его носили некоторые правители, принявшие его сами или получившие титул от британского правительства. Таковы были магараджи Гвалиора, Индора...
Фата́ — «передник, полосатая ткань индийского производства», от араб. غطاء‎ ghūṭа — «передник, полосатая ткань индийского производства», от санскр. पट («пата») – «ткань») — женский головной убор в виде покрывала.
Хаори (яп. 羽織) — японский жакет прямого покроя без пуговиц, надеваемый поверх кимоно или с хакама. Полы хаори придерживает шёлковый шнур «хаори-химо» (яп. 羽織ひも), диаметром чуть более сантиметра и длиной 15 см, зачастую завязанный декоративным узлом. Обычная длина хаори — ниже пояса, но выше колена; материал зависит от сезона: летние хаори шьют из лёгких материалов без подкладки, зимние же могут быть хлопковыми, шерстяными и подбитыми ватой. Рукава либо повторяют форму кимоно (и тогда хаори надевается...
Вуа́ль (от фр. voile — покрывало, завеса) — женский головной убор, частично или полностью закрывающий лицо. Обычно вуаль выполняется из полупрозрачной ткани, кружев, часто в виде сетки. В древности вуали использовались для обозначения классового или религиозного статуса, в современном мире — ещё и в качестве украшения для дамской шляпы или причёски.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я