Понятия со словом «сакля»

Са́кля (от груз. სახლი сахли — «дом») — каменное сооружение жителей Кавказа, а также деревянный дом в Крыму, в горной зоне.

Связанные понятия

Агул — историческая и географическая область расселения агулов в Южном Дагестане. Агул граничит только с территориями коренных дагестанских народов: на севере с даргинцами, на северо-востоке с кайтагцами, на востоке с табасаранами, на юге с лезгинами, на юго-западе-с рутульцами, а на северо-западе почти вплотную подходит к лакской территории...
Осети́нская архитекту́ра — созданные на протяжении веков свидетельства уникальной материальной культуры осетинского народа.
Ингушские башни — уникальные памятники средневековой ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные жилые, оборонительные, сигнально-сторожевые и наблюдательные каменные сооружения, расположенные преимущественно в Джейрахском, а также в Сунженском районах Ингушетии.
Абрек — человек, ушедший в горы, живущий вне власти и закона, ведущий партизанско-разбойничий образ жизни; первоначально — кавказский горец, изгнанный родом из своей среды за преступление, обычно убийство. Термин был распространён на Северном Кавказе, в Грузии также абраг, в Абхазии абрагь, а в Азербайджане «Гачаг».
Казикумухское ханство — государственное образование, которое существовало на территории Дагестана после распада Казикумухского шамхальства в 1642 году. Столицей ханства был Кумух. Другой столицей ханства был Хосрех, где правители Кумуха имели свою укрепленную резиденцию. Одно из преданий об этом записал в прошлом веке А.Руновский. Вот оно: «Каким образом фараоны зашли в Дагестан и утвердились в Аварии, предание не говорит; известно только то, что ханы казикумухские происходят от аварских ханов и...
Уздень («уздени» — во мн. числе; аналог — «дворянин»; карач.-балк. ёзден, кум. оьзден) — феодальное сословие на Кавказе.
Кубинское восстание — восстание крестьян Кубинской провинции, происходившее в 1837—1839 годах на севере Ширвана и юге Дагестана. Восстание было вызвано недовольством местных жителей произволом чиновников царской администрации. Поводом к восстанию послужило нежелание местных жителей служить в русской армии, а также призывы имама Шамиля. К 1839 году все очаги сопротивления повстанцев были подавлены.
Дувал (узб. Duvol / Devor; тадж. Девол; кирг. Дубал) — глинобитный забор или стена в Средней Азии, отделяющая внутренний двор местного жилища или дома от улицы. Чаще всего дувал возводится вокруг бедных домиков и дворов и в основном распространён в кишлаках и маленьких городах. Дувал часто является продолжением стены жилища, выходящей на улицу. В дувалах, как и в обычных заборах, делают калитки, ворота, а иногда и смотровые окошки, закрывающиеся ставнями. Как правило такие заборы превышают рост среднего...
Цезские народы или дидойские народы — группа народов, проживающие в России (цезы // дидойцы, гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины) и Грузии (бежтинцы и гунзибцы). Родственны аварцам, в составе которых они учитывались в переписях населения СССР (кроме переписи 1926) и России.
Ава́рское ха́нство (Ава́рское нуца́льство, Хунза́хское ха́нство) — раннефеодальное государство на территории нынешнего Дагестана, существовавшие с XII по XIX век.
Тушины (груз. თუშები — ) — этнографическая группа грузин. Живут в Ахметском районе, Грузии, г. Ахмета, в бассейне р. Тушетская Алазани, а также компактными поселениями в некоторых районах Восточной Грузии, до середин 20 века проживали на своей исторической области Тушетии на крайнем северо востоке Грузии. Говорят на тушинском диалекте грузинского языка. Общая численность около 30 000 человек.

Подробнее: Тушинцы
Куначество — старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту.
Черноморская кордонная линия — ряд укреплений (постов, батарей и пикетов), устроенных русскими по правому берегу Кубани, начиная от поста Изрядный источник (17 верст ниже падения реки Лабы) и вплоть до берега Черного моря. Целью устройства линии была защита жителей Кубанской области от непрерывных набегов закубанских черкесов, которые ранее владели этими землями. После того как их поселения на правом берегу Кубани были выжжены, а не успевшая бежать часть населения, в первую очередь женщины, старики...
Кюринское ханство (лезг. Куьредин шарвал) — государственное образование, существовавшее с 1812 по 1864 годы в Южном Дагестане.
Киби́тка (от тюрк. ки­бит, ки­бет — кры­тая те­ле­га, лав­ка, ма­га­зин­чик; также араб. koubbet‎ — «палатка») — крытая или с верхом повозка или сани.
История ла́кцев (самоназвание — лак), корренного народа Дагестана, принадлежащего к Кавкасионскому антропологическому типу, охватывает период с V века нашей эры до настоящего времени. Исторической столицей лакцев (Лакии) является селение Кумух, расположенное в центре нагорного Дагестана, к северу от хребта Дюльтыдаг. Верующие лакцы — мусульмане-сунниты. Родной язык — лакский.
Осетинская предгорная наклонная равнина — равнина в Предкавказье. С юга ограничивается Лесистым хребтом, с севера — Сунженским хребтом. На севере равнины находится наиболее низкий участок — Беслано-Даргкохская котловина. Отчетливо выделяются долины Терека и его притоков, между ними расположены слегка всхолмленные водоразделы. Высота над уровнем моря — около 500 м. Понижается с юга на север. Заполнена аллювиальными отложениями и отложениями талых ледниковых вод.
Хевсу́ры — этнографическая группа грузин, коренное население горной области Хевсурети — на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах. Сохраняли многие особенности традиционного уклада в советское время — костюм, оружие, обычаи, жилище и пр. В конце 1950-х хевсуров принудительно переселяли на равнины, в результате чего часть высокогорных деревень опустели.
Терекеме (азерб. Tərəkəmə) — особая этническая группа азербайджанцев, Это название служило терминологическим обозначением для вообще всех «тюркских» (то есть азербайджанских) кочевых племён, в отличие от оседлых азербайджанцев, не знавших племенного деления. В настоящее время группы азербайджанцев под названием «терекеме» представлены в центральных и южных районах Азербайджана, а также в России (Дагестан) и Турции.

Подробнее: Терекеменцы
Шала́ш — простейшее лёгкое укрытие, представляет собой сооружение, изготовленное по технологиям плетения из жердей и палок, покрытых ветками, дёрном, травой и т. п., защищающее от ветра, зноя, холода и осадков.
Чече́нская равнина (также Грозненская равнина, чеч. Нохчийн аре) — равнина в северо-восточном Предкавказье, у подножия Большого Кавказа. Длина максимальная 110 км, ширина максимальная до 40 км. Сложена галечником и суглинками. В основном находится на территории Чеченской республики, меньшей частью — в Ингушетии. Это район, где сосредоточена большая часть населения Чеченской республики. Чеченская равнина граничит на севере с Терским, Сунженским, Грозненскими хребтами, на западе с Назранской возвышенностью...
Ау́л, аил (каз ауыл (awyl), азерб. aul, кирг. айыл, тат. авыл, башк. ауыл) — традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа.
Шамха́л, Шаухал — титул кумыкских правителей Дагестана и части Северо-Восточного Кавказа (Шамхальство с VIII века по 1867 год). В исторической литературе титул встречается в разных формах как: шаухал, шаукал, шахбал, шамхал (XIII в.) и шевкал.
Ма́ссовые уби́йства в Баязе́те — происходили с 8 (20) по 11 (23) июня 1877 года во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов при осаде турецкими войсками русского гарнизона в баязетской цитадели (6 июня — 28 июня июля). Истребление армянского населения города отличались крайне изощрённой жестокостью.
Куби́нское ханство (азерб. Quba xanlığı, قوبا خان‌لیغی, перс. خانات قبه‎, лезг. Къубадин шарвал; 1680—1810) — одно из самых сильных феодальных государств, располагавшихся на северных территориях Азербайджана и юга Дагестана. В 1765 году в состав было включёно Дербентское ханство. На западе граничило с Шекинским ханством и дагестанскими феодальным образованиями, на юге с Бакинским и Шемахинским ханствами.
Наи́б (араб. نائب‎ — заместитель, уполномоченный, наместник) — в средневековых мусульманских государствах должность заместителя или помощника какого-нибудь начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины.
Дагестанские народы — термин, объединяющий народы, говорящие на языках дагестанской ветви нахско-дагестанской языковой семьи.
Набеги аварцев — грабительские походы правителей Аварии, совершаемые преимущественно в закавказские страны.
Мюри́д (араб. مريد‎ — последователь, ученик‎) — в суфизме, ученик, находящийся на первой (низшей) ступени посвящения и духовного самосовершенствования. В более широком употреблении этот термин может обозначать суфия вообще и даже просто рядового мусульманина.
Туркмены (ставропольские туркмены, самоназвание — туркмен) — этнографическая группа туркмен численностью свыше 15 тыс. человек (2010 г., перепись), проживающая на северо-востоке Ставропольского края (Туркменский и север Нефтекумского района). Предки трухмен переселились в конце XVII — начале XVIII века с полуострова Мангышлак, отделившись от туркменских племён чоудор, игдыр и союнаджи (в другой транскрипции эгдыровский, чавдуровский и сайнаджиевский). Это родовое деление сохранялось у ставропольских...

Подробнее: Трухмены
Чече́нский язы́к (но́хчийн мотт) — один из нахских языков, национальный язык чеченцев.
Кумы́кский язы́к (самоназвание — къумукъ тил, qumuq til) — язык кумыков, распространённый в Дагестане, на северо-востоке Чечни и в Моздокском районе Северной Осетии.
Глинобитные строения — архитектурные сооружения, стены которых возводятся из глины (или из земли, но, в отличие от землебитных строений, обязательно содержащей значительную примесь глины), частицы которой плотно соединяются между собой посредством запрессовки. Иногда глина смешивается с соломой (см. Саман) или вереском.
Мечеть с минаретом на крыше — тип мечети, повсеместно распространенный среди татар-мусульман и башкир в Поволжье и на Урале. У других народов встречается лишь как исключение. Получил распространение с XIX века.
Мюридизм («послушничество»; от араб. مريد‎, мюрид — последователь) — одно из направлений в суфизме. В российской исторической литературе термин традиционно ассоциируется с мюридским движением, которое в 20—50-х годах XIX века охватило значительную часть Кавказа и обострило Русско-Кавказскую войну. Мюридизм существует до настоящего времени во многих странах.
Горы Азербайджана — более половины территории Азербайджана занимают горы, относящиеся к системе Большого Кавказа на севере и Малого Кавказа на западе и юго-западе. Вместе с Талышскими горами, они охватывают Кура-Аразскую низменность с севера, запада и юго-востока.В юго-восточной части Большого Кавказа имеется два горных хребта: с вершиной Базардюзю (4466 метров) Главный или водораздельный, с вершиной Шахдаг (4243 метра) Большой или Боковой. К юго-западу горные хребты постепенно уменьшаются на...
Карава́н-сара́й (Перс. کاروانسرای — «Кāрвāн-Сарā», дворец на торговом пути, дом отдыха; а также «хан» (от перс. خان‎ , откуда и осман. خان ‎ ), араб. فندق‎ и «fundaco» в Венеции), Караван-серай — большое общественное строение на Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии, в городах, на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов.
Кавказская война (1817—1864) — обобщающее название военных действий Русской императорской армии, связанных с присоединением горных районов Северного Кавказа к Российской империи, и военного противостояния с Северо-Кавказским имаматом.
Гробница святого Юши (тур. Hazret-i Yuşa Türbesi) — комплекс сооружений на вершине Холма Юши, который находится на азиатском берегу Босфора в районе Анадолукавагы (ильче Бейкоз, Стамбул). Является местом паломничества турецких суфиев.
Ава́рский язы́к (авар. авар мацI, магIарул мацI (букв.: «горный, горский язык»), груз. ხუნძური ენა — хундзури эна (букв.: «хунзахский язык»)) — язык аваро-андийской группы нахско-дагестанской семьи языков. В структурном отношении наиболее близок андийским языкам.
Дюрбе Джанике Ханым — мавзолей XV века, почти полностью сохранился, памятник архитектуры, находится на юго-восточной окраине города (бывшее Староселье), на мисовому плато столовой горы (около 540 м над уровнем моря). Расположен в пещерном городе Чуфут-Кале к северо-востоку от площади, ближе к обрыву.
Ингушская архитектура — искусство возведения ингушами монументальных жилых, оборонительных, культовых и других уникальных сооружений, а также совокупность всех данных объектов на территории исторического расселения ингушей, являющихся ярким свидетельством уникальной материальной культуры всего ингушского народа. Различных памятников истории и материальной культуры в Ингушетии насчитывается около 1500 объектов, из которых порядка 100 объектов являются конкретно башенными замкового типа средневековыми...
Минаре́т (араб. منارة‎, манара, «маяк»), ми’зана (араб. مئذنة‎) или саума’а (араб. صومعة‎) — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни.
«Сборник сведений о кавказских горцах» — серия книг, содержащих исследования и материалы по истории, этнографии и фольклору народов Кавказа. Издание выходило в Тифлисе с 1868 по 1881 год, всего было 10 выпусков. Издавалось при Кавказском Горском управлении (вып. 1—9), затем при Кавказском военно-народном управлении (вып. 10).
История кумы́ков (самоназвание къумукълар) — история тюркоязычного народа кумыков, исторически проживающем на территории республик Дагестан, Чечня и Северная Осетия.
Куре́нь (от чагат. kuran «толпа», «племя», «отряд воинов»; «пекарня») — казачье (также в некоторых областях Украины) жилище, дом.
Аталычество (Аталык) — древний обычай, зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому ребёнок вскоре после своего рождения переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечении определенного обычаем времени). Первые научные исследования выполнил советский этнограф М. О. Косвен с 1931 по 1935 годы.
Ингушские святилища и храмы — уникальные памятники древней ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные религиозные культовые каменные сооружения, расположенные преимущественно в Джейрахском районе Ингушетии.
Ю́рта (также устар. кибитка) — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я