Связанные понятия
Ава́рское ха́нство (Ава́рское нуца́льство, Хунза́хское ха́нство) — раннефеодальное государство на территории нынешнего Дагестана, существовавшие с XII по XIX век.
Казикумухское ханство — государственное образование, которое существовало на территории Дагестана после распада Казикумухского шамхальства в 1642 году. Столицей ханства был Кумух. Другой столицей ханства был Хосрех, где правители Кумуха имели свою укрепленную резиденцию. Одно из преданий об этом записал в прошлом веке А.Руновский. Вот оно: «Каким образом фараоны зашли в Дагестан и утвердились в Аварии, предание не говорит; известно только то, что ханы казикумухские происходят от аварских ханов и...
Аталычество (Аталык) — древний обычай, зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому ребёнок вскоре после своего рождения переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечении определенного обычаем времени). Первые научные исследования выполнил советский этнограф М. О. Косвен с 1931 по 1935 годы.
Куби́нское ханство (азерб. Quba xanlığı, قوبا خانلیغی, перс. خانات قبه, лезг. Къубадин шарвал; 1680—1810) — одно из самых сильных феодальных государств, располагавшихся на северных территориях Азербайджана и юга Дагестана. В 1765 году в состав было включёно Дербентское ханство. На западе граничило с Шекинским ханством и дагестанскими феодальным образованиями, на юге с Бакинским и Шемахинским ханствами.
Уздень («уздени» — во мн. числе; аналог — «дворянин»; карач.-балк. ёзден, кум. оьзден) — феодальное сословие на Кавказе.
Упоминания в литературе
Предание говорит, что арабский полководец Абу-Муслим, поборник и распространитель на Кавказе исламизма, завоевав Дагестан, назначил в нем правителем одного из любимцев своих, эмира, происходившего из Дамаска и принадлежавшего к фамилии Магомеда, называемой Курейш, и как Дамаск именовался и до сих пор именуется Шам, то и происходивший оттуда эмир назван
Шамхалом , что значит Дамаскинский хан; а по другим преданиям, название это происходит от Шах-Баала, сподвижника Абу-Муслима [3], и также принадлежавшего к фамилии Магомеда. Усмей Кайтагский и кадий Табасаранский, в одно время с шамхалом, и из той же благородной фамилии, поставлены на своих местах под верховным управлением шамхала. Резиденция сего последнего, до 2-й половины XVI века, т. е. до Чобан-шамхала, умершего в 1574 году в Бойнаке, была в Казы-Кумыке[4]. Между тем, вероятно, существовал тогда же и Кафыр-Кумык [4] как город, по преданиям туземцев, один из самых древнейших в Дагестане, в котором со времен Чобана имели некоторые шамхалы свое местопребывание. Тут встречается вопрос, который из этих кумыков был описан в IX веке арабским писателем Масуди? И что он разумел под названием кумык? [5] Одних ли жителей Казы-Кумыка, или Кафыр-Кумыка, или все племя, которое к ним причислялось и носило их название?
Но полную политическую самостоятельность верхнедаргинцы получили только с середины XVII в. До этого еще было далеко. Освободившись от нуцала, они попали в зависимость от казикумухского
шамхала . В начале XIV в. Казикумухское шамхальство являлось наиболее сильным феодальным владением Дагестана. Шамхалы стремились к расширению своей территории. Такая политика встречала сопротивление со стороны других владений. Как сообщал Мухаммед-Рафи, «в 1318 г. казикумухские шамхалы были низвергнуты соединенными силами хайдаков, аварцев и тюрок». Однако вскоре шамхалы не только оправились и восстановили свою власть, но даже захватили часть земель кумыков, даргинцев и аварцев. С этими событиями, надо полагать, связан и захват шамхалом территории верхнедаргинцев, в том числе и Акуша. Первое такое известие о зависимости Акуша от шамхала дает Мухаммед-Рафи. Перечисляя подати, которые ежегодно платили шамхалу за пастбища в горах, он писал и об Акуша, жители которой вместе с усишинцами обязаны были давать шамхалу 100 быков. Причем интересно, что в источнике сначала названа Усиша, а потом Акуша, что опять-таки является показателем того, что в этот период Акуша еще не была центром верхнедаргинцев. Как было отмечено выше, Акуша возвышается над другими селами только после похода Тимура, когда он в противовес разрушенному и разоренному его войсками Усиша (Ускиша), являвшейся не только политическим центром верхнедаргинцев, но и одновременно христианским центром, где находилась соборная церковь с епископом, возвышает Акуша как политический и идеологический центр.
Но такое положение продолжалось недолго. В течение XVII – начале XVIII вв. от шамхальства отпали и превратились в самостоятельные владения Бойнак, Эрпели, Эндирей, Аксай, Карабудахкент, Казанище и Мехтулинское ханство. Наряду с тарковским
шамхалом Адиль-Гиреем Будайчиевым, на местах уже сидели самостоятельные владетели, также носившие титулы беков или биев: в Бойнаке – Муртузали, в Эндирее – Чопан, в Аксае – Султан-Махмуд, в Казанище – Умалат, в Эрпели – Будайчи. Номинальный общий правитель Кумыкии тарковский шамхал выдвигался из представителей четырех домов, наиболее близких к шамхальскому роду, – Бойнака, Казанища, Кафыркумуха и Гелли. Как отмечает Р.М. Магомедов, шамхал «властью над всеми кумыками… ни в начале, ни в конце XVIII в. не обладал… стремления шамхалов тарковских объединить все кумыкские земли под свою власть не имели успеха».[155]
Вместе с тем к XV в. постепенно восстанавливает силы Табасаран, разделившийся на северное майсумство и южный казият. В Нагорном Дагестане появляются новые крепкие мусульманские государства – Аварское нуцальство, Кайтагское уцмийство, Казикумухское шамхальство, Дербентский эмират. Первое возникло на развалинах Серира и охватывало земли современной Аварии. Кайтаг и Казикумух (на месте Гумика) поделили между собой не только горы, но и плоскость Центрального и Северного Дагестана. Дербент контролировал равнину Юждага. Наиболее сильным государством стало Казикумухское шамхальство, заставлявшее остальные владения платить себе дань. Правившие в Казикумухе, Кайтаге и Аварии наследные князья возводили свои роды к потомкам пророка Мухаммеда, пришедшим на Кавказ с легендарным арабским полководцем Абу-Муслимом. Арабские генеалогии этих владык в большинстве своем фиктивные. О них нет известий в раннесредневековых источниках, а сами титулы – уцмий, нуцал, кроме
шамхала , майсум – появились только в послемонгольское время.
Если сравнить положение
шамхала до начала газийских завоеваний, как оно отражено в памятнике 1318 г.,[110] с его положением после них, как оно отражено в «Перечне» и «Завещании Андуника», то налицо разительные перемены: в XIV в. важнейшими государственными делами в Кумухе распоряжается олигархия – представители четырех влиятельных домов, а шамхал присутствует при этом как свидетель. Подчёркиваем, что речь идет не о земле Кумухского джамаата, а о с. Худиц на восточной границе шамхальства, далеко за пределами лакской этнотерритории, в позднейшем Вуркун-Дарго. В XV в. владетель соседнего княжества Андуник признает первенство шамхала в Дагестане. Перемена налицо, но что же могло стать её социально-экономической основой? Руководящая роль шамхалов в победоносных газийских завоеваниях (произведённых не силами кумухского ополчения, а газийскими дружинами под командованием аристократов, чаще всего из шамхальского дома) и вытекающие отсюда верховные права шамхала на эти земли могли бы, по нашему мнению, объяснить причины такого возвышения.
Связанные понятия (продолжение)
Наи́б (араб. نائب — заместитель, уполномоченный, наместник) — в средневековых мусульманских государствах должность заместителя или помощника какого-нибудь начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины.
История ла́кцев (самоназвание — лак), корренного народа Дагестана, принадлежащего к Кавкасионскому антропологическому типу, охватывает период с V века нашей эры до настоящего времени. Исторической столицей лакцев (Лакии) является селение Кумух, расположенное в центре нагорного Дагестана, к северу от хребта Дюльтыдаг. Верующие лакцы — мусульмане-сунниты. Родной язык — лакский.
Кюринское ханство (лезг. Куьредин шарвал) — государственное образование, существовавшее с 1812 по 1864 годы в Южном Дагестане.
История кумы́ков (самоназвание къумукълар) — история тюркоязычного народа кумыков, исторически проживающем на территории республик Дагестан, Чечня и Северная Осетия.
Терски́й город , Терка́, Терки́ (изнач. Тюменский острог, в финале существования Терский редут, иногда в поздн. источн. Терско́й город, Терек) — русское поселение-крепость (острог → город → редут) на Северном Кавказе в XVI—XVIII веках. Первоначально было возведено в устье Сунжи, несколько раз сносилось, восстанавливалось и переносилось. Как город сформировалось в дельте Терека на исчезнувшей ныне речке Тюменке — территория, соответствующая современному северо-восточному Дагестану (Кизлярский район...
Ма́лые Нога́и (Ма́лая Нога́йская Орда́, Казы́ева Орда́, Казы́ев улу́с) — государственное образование ногайцев на правобережье Волги и в Приазовье, выделилось во второй половине XVI в. из Ногайской Орды. Основатель — мурза Казый. До середины XVIII в. находились в зависимости от Крыма и Турции.
Ширванское ханство или Шемахинское ханство (азерб. Şirvan xanlığı, شيروان خانلیغی, перс. خانات شیروان) — феодальное государство в Северном Азербайджане,, в районе Шемахи. Ширванское ханство простиралось от Каспийского моря до Геокчая длиною около 150 вёрст, а с севера до реки Куры около 100 верст. На севере оно граничило с Кубинским ханством, на востоке с Бакинским, на юге с рекой Курой, на западе с Шекинским ханством по реке Геокчай.
Азербайджа́нские ха́нства (также используется определение «персидские (иранские) ханства», или «татарские ханства») — условное название феодальных владений, в основном во главе с азербайджанскими тюркоязычными династиями, возникших на территории бывших провинций Сефевидского государства (беглербегств) в результате распада государства Надир-шаха в середине XVIII века, просуществовавших как более или менее самостоятельные государственные образования до начала XIX века (Макинское ханство — до 1920-х...
Терекеме (азерб. Tərəkəmə) — особая этническая группа азербайджанцев, Это название служило терминологическим обозначением для вообще всех «тюркских» (то есть азербайджанских) кочевых племён, в отличие от оседлых азербайджанцев, не знавших племенного деления. В настоящее время группы азербайджанцев под названием «терекеме» представлены в центральных и южных районах Азербайджана, а также в России (Дагестан) и Турции.
Подробнее: Терекеменцы
Дагестанские народы — термин, объединяющий народы, говорящие на языках дагестанской ветви нахско-дагестанской языковой семьи.
Шеки́нское ха́нство (азерб. Şəki xanlığı), — одно из сильных азербайджанских ханств, существовавший в середине XVIII — начале XIX вв, в пределах исторической области Шеки.
Нахские народы — этноязыковая общность, которая в современном кавказоведении объединяет ингушей (галгай) и чеченцев (нохчий) в России, а также бацбийцев/цова-тушин (бацби) и кистин/кистинцев в Грузии. Этноним введён в научный оборот учёными-лингвистами для обозначения носителей нахских языков. Распространяется и на исторических носителей этих языков — все локальные этно-территориальные группы (тукхумы/шахары, тайпы/фамилии, гары, некъи и др.), сформировавшие выше перечисленные этносы, и две отдельные...
Гилянское ханство — феодальное государство, существовавшее на Иране с 1747 по 1802 год. Столица — город Решт.
Амана́т (араб. أَمَانَة от أمان «безопасность») — в восточных языках слово, означающее заложника. В старорусском языке было своё слово — таль.
Беклярбек , беклярибек — управляющий государственной администрацией в Золотой Орде, начиная с Мамая обычно из нечингизидов из племени мангутов. Одна из двух главных административных должностей улуса, схожая с функциями современного премьер-министра.За период своего существования, лица занимавшие должность беклярибека, нередко пытались или полностью управляли государством, сажая на престол марионеточных ханов.По причине того, что большая часть ханов не обладала должными знаниями и они чаще предпочитали...
Валии
Кабарды (кабард.-черк. Къэбэрдейм и уэлийхэр) — титул верховного (главного) князя Кабарды (Восточной Черкесии) (XV век — 1822). Термин является арабизмом, сравнительно поздно вошедшим в кабардинский язык. Ещё в конце 18 века для обозначения титула старшего князя Кабарды использовался термин "пщы тхьэмадэ", который упоминался в русских документах 16-19 веков как "большой князь" или "старший князь".
Гре́бенское каза́чье войско — казачье войско, сформированное в 1711 (1712?) году в составе вооружённых сил Русского государства из гребенских казаков. С 1721 года Гребенское казачье войско в составе иррегулярных войск Российской империи в подчинении Военной коллегии. Со временем, в результате множества переформирований, это войсковое соединение в качестве полка (1-й Кизляро-Гребенской, имени генерала Ермолова полк) вошло в состав Терского казачьего войска Русской императорской армии.
Тушины (груз. თუშები — ) — этнографическая группа грузин. Живут в Ахметском районе, Грузии, г. Ахмета, в бассейне р. Тушетская Алазани, а также компактными поселениями в некоторых районах Восточной Грузии, до середин 20 века проживали на своей исторической области Тушетии на крайнем северо востоке Грузии. Говорят на тушинском диалекте грузинского языка. Общая численность около 30 000 человек.
Подробнее: Тушинцы
Набеги аварцев — грабительские походы правителей Аварии, совершаемые преимущественно в закавказские страны.
Нурадин — титул правителя правого (западного) крыла, младшего соправителя бия (правителя), наследника бия в Ногайской Орде.
Карабахское ханство (азерб. Qarabağ xanlığı, арм. Ղարաբաղի խանություն, перс. خانات قرهباغ) — одно из самых сильных ханств существовавших на территории современного Азербайджана и Армении и части Армении во второй половине XVIII-го начале XIX века. Первоначально под властью Персии а с 1805 года — в составе Российской империи. Ликвидировано в 1822 году и преобразовано в российскую провинцию.
Хан (тюрк. кан; монг. каан — властитель, монарх) — тюрко-монгольский титул. Изначально ханами называли вождей племени. В государствах, образовавшихся после распада Монгольской империи, хан — титул государя, в Османской империи — титул султана. В Иране при Сефевидах хан — правитель области, а также один из титулов военно-феодальной знати. В некоторых странах титул хана мог получить только прямой потомок Чингисхана по мужской линии.
Больша́я Нога́йская Орда ́ (Больши́е Нога́и) — государственное образование ногайцев (ногаев), выделившееся во 2-й половине XVI века из Ногайской Орды. В 1634 году ногаи Большой Орды переселились на правобережье Волги, где кочевали с Малыми ногаями.
Кахетинское царство (груз. კახეთის სამეფო, также известное как Кахети или Кахетия) — монархическое государство восточной Грузии, занимавшее область Кахетию. В разное время её столицами были Греми и Телави.
Ардала́нское ха́нство (Арделанское ханство) — одно из курдских государств, существовавшее в Иранском Курдистане с XII века. С XVI века находилось в вассальной зависимости то от Османской империи, то от Ирана, а иногда не признавало ничьего сюзеренитета. В XIX веке было ликвидировано Ираном.
Ха́нство или Кагана́т — государственное образование или территория, управляемая ханом.
Кубанские татары (также кубанские ногайцы, кубанцы, ногайские татары) — старорусский экзоэтноним XVI—XVIII веков, применялся в документах Русского государства и, вероятно, среди русскоязычного населения Северного Кавказа, по отношению к ногайцам, так называемой, Малой орды (старорусск. Малые Нагаи/Ногаи, Кубанская Орда, Казыев/Козыевский Улус). Вероятно, в русских источниках этим именем могли называться и некоторые другие тюркские народности, которые могли кочевать в этот период на Кубани.
Мухаджирство на Северном Кавказе — мухаджирство значительной части мусульманского населения Северного Кавказа в Османскую империю. Особенно массовый характер приняло в последние годы Кавказской войны (1817—1864) и сразу после её окончания. В этот период — с 1858 по 1865 годы — выехало около полумиллиона человек. Однако факты переселений имели место и до 1858 года, и после 1865 — вплоть до Первой мировой войны (1914—1918). Оценка общего числа переселенцев сегодня является предметом дискуссий среди...
Талы́шское ханство , известное также как Ленкоранское ханство — азербайджанское феодальное государство, существовавшее с середины XVIII по начало XIX века на юго-западном побережье Каспийского моря, в пределах юго-восточной части Азербайджана и восточной оконечности северо-западного Ирана. Столица ханства — город Ленкорань.
Туркоманы (также туркуманы или туркманы; азерб. Türkümənlər, Türkmanlar или Türkəmənlər, туркм. Türkmenler, тур. Türkmenler) — туркман, в русской литературе как туркоман термин, используемый на западе в качестве названия огузских тюркских народов. Согласно средневековым авторам Аль-Бируни и Марвази, этим термином обозначали огузов, принявших ислам.
Шекинское царство (также Эрети или Албания) — государство в Закавказье, существовавшее в VII—XII вв. Давид Мусхелишвили считает, что к средине VIII века образовалось княжество, позднее стало царство.
Мюридизм («послушничество»; от араб. مريد, мюрид — последователь) — одно из направлений в суфизме. В российской исторической литературе термин традиционно ассоциируется с мюридским движением, которое в 20—50-х годах XIX века охватило значительную часть Кавказа и обострило Русско-Кавказскую войну. Мюридизм существует до настоящего времени во многих странах.
Казахский хан (каз. Қазақ ханы) — высшая государственная должность в Казахском ханстве. Хан утверждался из числа султанов (потомков Чингисхана) путём выборов (хан сайлау).
Султан (каз. Сұлтан, от араб. سلطان) — ненаследственное звание знати в Казахском ханстве. Приблизительно соответствует русскому «князь». Султаны избирались племенами, племенными подразделениями из числа торе. Из среды султанов выбирали хана.
Подробнее: Казахские султаны
Кубинское восстание — восстание крестьян Кубинской провинции, происходившее в 1837—1839 годах на севере Ширвана и юге Дагестана. Восстание было вызвано недовольством местных жителей произволом чиновников царской администрации. Поводом к восстанию послужило нежелание местных жителей служить в русской армии, а также призывы имама Шамиля. К 1839 году все очаги сопротивления повстанцев были подавлены.
Узбе́кское ха́нство — государство тюрков, образовавшееся в результате распада Белой Орды на территории современных Казахстана и России в 1420-х годах, которое также называют Государством кочевых узбеков.
Мелик (арм. Մելիք, груз. მელიქი) — восточный дворянский титул и титул владетельного феодала, потомка старинной местной мусульманской и христианской знати на территории Армении и Азербайджана. Слово происходит от арабского малик (араб. ملك) — царь. В армянской дворянской традиции титул «мелик» соответствует титулу «князя» («ишхан»). Титул армянских меликов изначально соответствовал ханам, позже грузинскому титулу тавади и мусульманским бекам Закавказья.
Мурза ́ (также Мирза, Мырза; от перс. ﺍﻣﻴﺮ ﺰﺍﺩﻩ, ами́р-задэ́ — принц) — аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казахское, Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства и Ногайская Орда.
Этнонимы чеченцев — совокупность известных современному кавказоведению этнонимов чеченского народа, включающих самоназвания (эндоэтнонимы) и используемые другими этносами названия (экзоэтнонимы), употреблявшиеся/употребляемые на протяжении существования на Северном Кавказе чеченцев, а также основных нахских племён и этногрупп, ставших компонентами в этногенезе чеченского народа.
Бек , бег, бик, бай, бий, би, бей (тюрк. бәй, bəy) — дворянский титул у некоторых народов Ближнего Востока и Средней Азии, категория привилегированного населения. Синоним арабского «эмир», соответствует титулам князь, властитель, господин. Титул соответствовал грузинскому мтавари и армянскому мелику. Также может рассматриваться как синоним полковника у украинских казаков (паша — гетьман, ага — сотник).
Эриванское ханство — феодальное владение, образовавшееся в 1747 году на части территории беглербегства Чухур-Саад после смерти Надир-шаха Афшара и падения его державы. Ханство располагалось на территориях исторической Восточной Армении. Сегодня бывшая территория ханства разделена между современной Республикой Армения и турецким илом Ыгдыр.
Астраха́нское ханство (ног. Хажитархан ханлыгы, тат. Xacitarxan xanlığı, حاجی ترخان خانلغی) — татарское государство, возникшее в результате распада Золотой Орды и существовавшее в XVI веке в Нижнем Поволжье. Столица — город Хаджи-Тархан (Аждархан), располагался на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани («великое татарское торжище», городище Шареный бугор). Основное население составляли астраханские татары и ногаи.
Тавади (груз. თავადი от слова тави — голова) — титул в феодальной Грузии. В дворянской иерархии Грузии тавади стояли выше дворян — азнаури, но ниже эристави (крупных феодалов) и полунезависимых владетелей — мтавари (груз., букв. главный). Титул соответствовал мусульманским бекам Закавказья и армянским меликам. После вхождения Грузии в состав Российской империи, и тавади и эристави и мтавари были приравнены к князьям.
Цезские народы или дидойские народы — группа народов, проживающие в России (цезы // дидойцы, гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины) и Грузии (бежтинцы и гунзибцы). Родственны аварцам, в составе которых они учитывались в переписях населения СССР (кроме переписи 1926) и России.
Шах (перс. شاه, šâh) — титул монарха в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока, Делийском султанате и государстве Великих Моголов (в форме «падишах»).
Упоминания в литературе (продолжение)
Но есть и версия о том, что в образовании кумыкского народа основную роль сыграли половецкие племена кипчаков, расселившиеся в середине XI века в Кумыкской впадине Прикаспийского Дагестана. Средневековая генеалогия династии
шамхалов Тарковских по сведениям «Сборника кавказских горцев» датируется XIII–XIV веками, т. е. не старше пушкинской Рачи. Как это всегда таинственно, любое зарождение имени, завязь истории, имеющая продолжение. Династия Пушкиных-Ганнибалов дала миру Александра Сергеевича. Этого достаточно.
Но политическая конъюнктура менялась скоротечно. Спустя семь лет Терская крепость была восстановлена. Влияние России на кавказские дела росло. Появлялись новые союзники, теперь уже по другую сторону Большого Кавказского хребта. Православная Грузия искала союза с единоверной Россией. Наследник Ивана IV Федор Иванович среди прочего именовался «государем земли Иверской, грузинских царей и Кабардинской земли, черкесских и горских князей». В этой формуле было больше претензий, чем прав. Но без первых не бывает вторых. Союз с Восточной Грузией предполагал действия против дагестанского политического конгломерата. Крупнейшие дагестанские владетели –
шамхалы тарковские – являлись старинными недругами кабардинских князей. Дагестанские горцы с большой охотой отправлялись в набеги на грузинские земли. Все эти обстоятельства провоцировали первое столкновение горца с русскими ратями.
С конца XVI века интерес к Дагестану со стороны России заметно возрос. Отношения России с Дагестаном, начавшиеся еще со времен Ивана III, продолжались, как указывалось, при Иване IV, но вооруженное вмешательство в дела Дагестана было предпринято при царе Федоре Ивановиче. Оно было связано с просьбой кахетинского царя о покровительстве Москвы в борьбе с крупнейшим в Дагестане кумыкским
шамхалом , который своими набегами стал грозой для Кахетии. В 1594 г. из Москвы против шамхала Тарковского была снаряжена экспедиция во главе с боярином Хворостининым. Десять лет спустя, в 1604 году, царь Борис Годунов снарядил под командованием воевод Бутурлина и Плещеева новые походы на Дагестан. Оба похода окончились неудачно. До начала XVIII века большие и организованные походы России в Дагестан не предпринимались.
В начале XIX века Кумыкия была присоединена к России. После образования Дагестанской области в 1860 году с центром в г. Темир-Хан-Шуре местные феодалы:
шамхалы , ханы и бии – остались без власти. Вместо прежних владений были созданы округа: из Кайтагского уцмийства и Табасарана был образован Кайтаго-Табасаранский округ, из Тарковского шамхальства, Мехтулинского ханства и Присулакского наибства – Темир-Хан-Шуринский округ Дагестанской области; на территории Эндиреевского, Аксаевско-го и Костекского владений образован Кумыкский (позднее – Хаса-вюртовский) округ Терской области. Кумыки составляли основное население Темир-Хан-Шуринского и Хасавюртовского округов.
В 1557 г. попросился в подданство кабардинский князь Темрюк Идаров. О том же заговорили
шамхал Тарковский и князь Тюменский, но у них вспыхнула междоусобица, и дело не склеилось. А с Кабардой связи упрочились после женитьбы Грозного на дочери князя Марии Темрюковне. В 1561 г. последовало официальное ее принятие в подданство. Хотя и вассалитет Кабарды остался номинальным, в российские границы ее не включали, свою администрацию не назначали и дани не брали. Но кабардинцы и черкесы стали поступать на русскую службу – от родичей Марии Темрюковны пошли князья Черкасские. А Темрюк Идаров обратился к зятю с ходатайством построить крепость в устье Сунжи для защиты от татар и турок. Впрочем, и сам Темрюк был не безобидным ягненочком, и в 1567 г. в Москву прибыло посольство от шамхала Тарковского с просьбой защитить его от… кабардинских набегов. В обмен на подданство.
Во второй половине XVI века зимней резиденцией
шамхалов становится Буйнак. Шамхальство занимало огромную территорию, и властители могли выбирать то место, которое их устраивало по климатическим соображениям.
Акушинцы и дженгутаевцы жили на западе шамхальства и находились в зависимости от
шамхала тарковского. Акушинцы жили южнее, дженгутаевцы – севернее. Занимаемая ими область вся покрыта высокими горами, и по характеру своему оба этих племени очень похожи на аварцев, с которыми живут бок о бок. Кроме многолюдных аулов Акуши и Дженгутая – столиц обществ, в их областях были еще многолюдный и богатый аул Лаваши, аул Кубечи, аул Утемишь, около которого в петровском походе 1722 года произошла кровопролитная битва наступавшего русского отряда с десятитысячным скопищем каракайдакцев, окончившаяся погромом последних.
В 1559 г. на Тереке появляются первые царские войска для защиты кабардинцев от
Шамхала Тарковского. В 1563 г. в помощь царскому тестю Темрюку Идаровичу посылаются из Астрахани 500 стрельцов и 500 казаков и воевода Плещеев строит в Кабарде первый полурусский-полукабардинский город на правом берегу Терека, возможно, в Нижнем Джулате, на высоком мысу отрога Кабардинского хребта, возвышающемся над Тереком напротив бывшей станицы Пришибской (ныне г. Майский, КБР). В устье Сунжи строится военный город – Терка, который по требованию Турции в 1571 г. был оставлен. В 1577 г. там же, на Сунже, но в другом месте была построена вторая Терка. Турецкий султан потребовал оставить и ее, но она пустовать не стала. Ее заняли казаки Вольного Терского казачества. Этот год и стал официальным в рождении Терского казачьего войска.
Ты можешь гордиться таким своим предком, как Абдулатип
Шамхалов , который был активным собирателем фольклора (народные песни, предания, пословицы, поговорки, плачи) аварцев. Наверное, тебе будет интересно узнать, что это был первый дагестанский ученый советского периода. Он выходец из с. Аргвани Цумадинского района.
Он сообщает, в частности, что в хронике Мухаммеда Рафи, составленной в ХV-ХVI вв., упоминается и общество Куралал, т. е. Кюре, которое платило
шамхалу ежегодную дань в размере 100 жеребцов и 100 кобылиц. Хронограф 1710–1712 гг. упоминает разорение Кураха и Кюре ширваншахом Ибрахимом (шейх-шахом) в 1510–1512 гг.
Поэтому в июле 1722 года он и появился – на берегах Каспия вместе с большим войском. В августе войска во главе с Петром гостили в Тарках по приглашению
шамхала Адиль-Герея. В честь наступившего праздника – Успения Пресвятой Богородицы – на берегу моря отслужили молебен. После чего Пётр и его свита сложили из камней холмик, обозначив место, где должен был появиться порт на Каспии. Впоследствии здесь и возник город Порт-Петровск, который мы знаем как Махачкалу. Прощаясь с Петром Первым, Адиль-Герей подарил ему на память шёлковый шатер и прекрасного породистого коня.