Связанные понятия
Михра́б (مِحْراب) — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку (киблу) и чаще всего расположен в середине стены. Михраб предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети (руководитель намаза), который во время молитвы должен находиться впереди остальных молящихся.
Мече́ть (араб. مسجد — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.
Минба́р (араб. منبر ми́нбар — «трибуна», «кафедра») или мимба́р — кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь (хутбу). Расположена справа от михраба.
Айва́н (также эйван, иван, ливан) — в исламской архитектуре обозначает сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны. Айваном могут называться...
Исла́мская архитекту́ра является сочетанием различных архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в раннеисламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII...
Упоминания в литературе
Минарет Улу-джами Мардина поставлен в северо-восточном углу двора, – его фундамент примыкает непосредственно к восточной галерее, однако находится за пределами занимаемого мечетью прямоугольника. Вход в него, оформленный прекрасным резным порталом, расположен на уровне крыши галереи, куда можно подняться по каменной лестнице в углу двора. Цилиндрическое тело минарета, разделенное на три регистра и украшенное эпиграфическими медальонами, опирается на четырехугольное основание, завершаемое стрельчатыми арками, несущими паруса. К. Кресвелл отметил, что минарет мардинской мечети оказывается первой в Анатолии попыткой отказаться от сирийского типа квадратной в плане башни, а размещение верхнего карниза минарета на консолях на столетие опережает использование этой конструкции в Сирии и Иерусалиме.[130]
Почти девять столетий возвышается над древней Бухарой
минарет Калян – «Великий минарет», который виден еще издалека, с какой бы стороны вы ни приближались к городу. Он был воздвигнут караханидом Арслан-ханом после того, как старый минарет, находившийся у стен цитадели, срыли, а соборную мечеть передвинули в сторону города. Минарету Калян была придана оригинальная форма, послужившая впоследствии предметом неоднократных подражаний: он строг, величав и уравновешен в своих монументальных формах, а его пропорции и членения выдержаны с большим вкусом. Минарет представляет собой массивную, слабо суживающуюся кверху колонну, сложенную из квадратного жженого кирпича на алебастровом растворе. Минарет увенчан сталактитовым карнизом, на котором возведен павильон-фонарь с 16 стрельчатыми окнами. Все это завершается вторым, уже сильно выступающим, сталактитовым карнизом.
Одним из наиболее ярких архитектурных сооружений Кремля, видного поверх белокаменных стен, а значит, господствующего в панораме города, является заново отстроенная мечеть Кул-Шариф. Она напоминает нам о самой красивой мечети Казанского ханства, разрушенной в XVI веке. Имамом той мечети был ханский сеид Кул-Шариф. Во время штурма Казани войсками Ивана IV он возглавил оборону города и вместе со своими 200 учениками-шакирдами погиб, защищая родную землю. Память об этом событии сохранилась в татарском народе, и в 1995 году было принято решение о возрождении на территории Кремля легендарной мечети. В ее «многоминаретности» нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века. Главный купол выполнен в форме казанской шапки – короны казанских ханов. Высота каждого из основных
минаретов 58 метров. Голубой цвет куполов символизирует небо. Комплекс мечети Кул-Шариф одновременно культовый центр – с одной стороны и, культурно-просветительский и научный – с другой; в состав его помещений включен музей исламской культуры Поволжья, музей древней рукописи, библиотека. Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек.
Также походит на
минарет колокольня церкви Санта-Томе. Изящную легкость ей придают остроконечные окна и ряд небольших многолопастных арок. Подобно многим культовым зданиям Толедо, она была перестроена из мечети и тоже сохранила на своем фасаде детали арабской архитектуры. При такой перестройке обычно уничтожалось внутреннее убранство, значительно изменялись интерьер и частично конструкции. Однако минарет приспосабливался под колокольню без перестройки, поскольку в нем не совершались богослужения и, следовательно, к религии он относился косвенно.
Большая мечеть в Кордове, заложенная в 785 году, расширялась вплоть до Х века. В плане это – огромный прямоугольник (200 х 144 м), охваченный стеной с контрфорсами и многочисленными входами. Основное пространство занимает колоссальный молитвенный зал, в котором расположено свыше восьмисот колонн, образующих девятнадцать нефов. Колонны несут двухъярусные аркады, выложенные из белых и красных клинчатых камней. Аркады равномерными рядами заполняют внутреннее пространство, которое делится на громадное число ячеек. Архитектура мечети подчинена ясной, четко разработанной системе. И вместе с тем ее молитвенный зал справедливо сравнивают с густым разросшимся лесом. Словно вырастая из пола, невысокие колонны из мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы пальм, от которых, подобно переплетенным кронам, отходят в стороны подковообразные арки. Тот, кто с опаленной солнцем кордовской улицы попадал в сумрак колоннады, освещенной сотнями низко висящих на цепях серебряных лампад, ощущал себя в нереальной, фантастической обстановке. Мечеть была настолько прекрасной, что испанцы-христиане, овладевшие городом в 1296 году, не решились ее разрушить. Но в начале XVI века внутри молитвенного зала воздвигли громоздкий католический собор; на месте снесенного
минарета в 1583 году построили тяжеловесную пятиэтажную колокольню.
Связанные понятия (продолжение)
Османская архитектура — архитектура Османской империи, которая возникла в Бурсе и в Эдирне в XV—XVI вв.. В архитектуре Османской империи прослеживается влияние архитектуры Сельджуков, а также иранской, византийской архитектуры. После завоевания Константинополя турками заметно влияние мамлюкской архитектурной традиции. В течение почти 400 лет византийские церкви и соборы служили образцами для османских мечетей.
Ха́нака (перс. خانگاه) — суфийская обитель. Изначально ханаки были скромными приютами дервишей, но затем превратились в целые комплексы, детально продуманные и богато украшенные. Ханаки играли большую социальную роль, выполняя функции мест общественных и политических собраний; школ; гостиниц и постоялых дворов; больниц; благотворительных центров и т. д.. В ханаке обязательно находилась мечеть, мог находиться мавзолей (мазар) и библиотека. Процедура поселения и выхода из ханаки была предельно упрощена...
Мавзоле́й (лат. mausoleum — от др.-греч. Μαυσωλεῖον; на Востоке: араб. مزار — мазар) — монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал.
Карава́н-сара́й (Перс. کاروانسرای — «Кāрвāн-Сарā», дворец на торговом пути, дом отдыха; а также «хан» (от перс. خان , откуда и осман. خان ), араб. فندق и «fundaco» в Венеции), Караван-серай — большое общественное строение на Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии, в городах, на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов.
Сотовый свод , мукарны, мукарнасы (перс. مقرنس, исп. muqarnas от араб. مقرنص), сталактиты — характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.
Ку́пол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкое к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции используются преимущественно для перекрытий круглых, многоугольных, эллиптических в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх...
Муэдзи́н (араб. مؤذن, произн. как «муаз̱з̱ин»), муаззин, муэззи́н, азанчи́, муна́ди, биля́л — в исламе служитель мечети, призывающий мусульман на обязательную молитву (намаз).
Ширвано-апшеронская архитектурная школа (азерб. Şirvan-Abşeron memarlıq məktəbi) — одна из архитектурных школ, распространённых в средние века на территории современного Азербайджана, в историческом Ширване. Зародилась примерно в VIII—IX вв. Переживала расцвет в XI—XV вв.Школа объединяла особенности стиля зодчих, творивших на территории государства Ширваншахов. Для ширвано-апшеронской школы традиционен контраст глади каменных стен с пластикой скупо применяемых архитектурных элементов. Одной из особенностей...
Гумбаз , Кумбез, Гунбаз — буквально: «земляной купол» в значении «купол, построенный из кирпичей, которые изготовлены из глины».
Фонарь в архитектуре — венчающая здание открытая балочная конструкция, служащая для освещения или вентиляции.
Мечеть с минаретом на крыше — тип мечети, повсеместно распространенный среди татар-мусульман и башкир в Поволжье и на Урале. У других народов встречается лишь как исключение. Получил распространение с XIX века.
Стрельчатая или ломаная арка — разновидность архитектурной арки, представляющая собой фигуру из двух полукруглых арок, пересекающихся под некоторым углом (имеющая оживальную форму). Является одним из характерных строительных приёмов готической архитектуры.
Куфи́ческое письмо ́ (араб. الخط كوفي al-Ḫaṭṭ al-kufi — куфический почерк) — один из старейших видов арабского письма, созданный в конце VIII века после основания двух иракских городов — Басра и Эль-Куфа. Куфическое письмо сыграло большую роль в дальнейшем развитии всей арабской каллиграфии.
Медресе ́ (араб. مدرسة, букв. «место, где изучают») — мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней общеобразовательной школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.
Тромп (фр. trompe) — сводчатая конструкция в форме части конуса, внешне обычно имеющая вид ступенчатой ниши. Является конструктивным элементом, обеспечивающим перенос нагрузки и визуальный переход от сферического купола или верхнего восьмерика к кубическому (или близкому к нему) объёму нижнего помещения; как правило, в храмовой архитектуре. Иногда служит опорной конструкцией угловых куполов, эркеров и т. д..
Керамический кирпич , красный кирпич — кирпич из обожжённой глины. Наиболее используемый вид кирпича для строительства зданий, сооружений, печей.
Ки́бла (реже тж. кыбла, араб. قبلة — направление; то, что находится напротив) — в исламе — точно установленное из любой точки земного шара направление в сторону священной Каабы в г. Мекке в Аравии, соблюдаемое всеми мусульманами во время совершения пятикратных ежедневных молитв и отправления ряда ритуалов. Кибла (ориентация) имеет важное значение при строительстве мечетей и других исламских культовых сооружений, а также в повседневной жизни мусульман, служит символом их духовного единства, где...
Великих Моголов архитектура — разнообразие архитектурных стилей существовавших на территории современной Индии, процветавший при императорской династии Великих Моголов середины XVI до конца XVII века. Могольский период отмечен стремительным возрождением исламской архитектуры в Северной Индии, где смешались персидский, индийский и различные местные стили, что привело к появлению зданий невероятной утончённости. В постройках зданий в основном использовался белый мрамор и красный песчаник. в большинстве...
Мавританская архитектура — архитектурный стиль, сформировавшийся под влиянием берберского и испанского стилей в Северной Африке и Аль-Андалусе.
Персидская архитектура или Иранская архитектура — разнообразие архитектурных стилей, существовавших на территории современного Ирана и государств, подпадавших под культурную гегемонию Персии. Первые произведения персидской архитектуры появились в III тысячелетии до н. э., географически образцы персидской архитектуры расположены от Турции на западе до Северной Индии и границ Китая на востоке, и от Кавказа на севере до Занзибара на юге.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная лицевая сторона здания.
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Хамма́м (араб. حمّام) — название общественных бань в Турции, Азербайджане, арабских странах, Иране, Афганистане, Средней Азии и других странах Востока.
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.
Имарет ы — восточное название благотворительных учреждений, открываемых обычно при мечетях и поддерживаемых подаяниями прихожан.
Храмовая архитектура (а также сакральная архитектура) — архитектура, занимающаяся проектированием и сооружением мест поклонения и священных культовых объектов, таких, как церкви, мечети, ступы, синагоги, и др. Многие цивилизации древности вкладывали большие средства и усилия в сакральную архитектуру, многие древние пирамиды и храмы сохранились до наших дней. Религиозные и священные постройки являются одними из самых впечатляющих, созданных человечеством.
Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.
Мака́м (араб. مقام, транслит. maqām; мн.ч.: араб. مقامات транслит. maqāmāt) — гробница мусульманского святого; погребальное сооружение, состоящее, как правило, из небольшого строения кубической формы, увенчанного куполом.
Аза́н (араб. أذان — объявление, приглашение) — в исламе: призыв к обязательной молитве. Читающий азан — муэдзин (тюрк. — азанчи). Во время чтения азана муэдзин встаёт лицом в сторону Каабы (кибла) и держится за мочки ушей большими и указательными пальцами. Через несколько минут после азана, непосредственно перед молитвой, читается икамат, состоящий из тех же формул. Азан обычно возвещается с минарета мечети.
Маза́р (араб. مزار — место, которое посещают) — могила мусульманского «святого» (авлия). В первые века исламской истории поклонение каким-либо объектам считалось проявлением язычества. До середины X века даже могила Мухаммада не была предметом поклонения. В конце IX века зафиксировано сооружение мавзолеев (макамов) и мечетей над могилами сподвижников Пророка (асхабов) и почитаемых исламских богословов (улемов). Культ «святых» и их могил быстро развивается с конца X века. Особенно большую роль в этом...
Шахристан (перс. شهرستان от перс. شهر — город и перс. ستان — место), хисар — в Средние века часть иранского и среднеазиатского города, находившаяся внутри городских стен, но снаружи цитадели. Обычно имел геометрически правильные очертания городских стен и иногда планировку улиц.
Каирская цитадель или крепость Саладина (араб. قلعة صلاح الدين) — цитадель (крепость) в Каире, одна из достопримечательностей столицы Египта.
Джума́-нама́з (араб. صلاة الجمعة — пятничная молитва) — обязательная коллективная молитва мусульман. Совершается в пятницу во время полуденной молитвы в мечетях. Совершение джума-намаза предписано в Коране.
Культовое сооружение — сооружение или комплекс сооружений для культовых, религиозных нужд (отправления служб, чтения молитв и обращений к Богу), служения Богу.
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).
Подробнее: Шатёр (архитектура)
Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).
За́вия (араб. زَاوِيَةٌ — угол) — келья, суфийские обители, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах.
Риба́т (от араб. رباط — гостиница) — первоначально означает сторожевой дом или укрепление, каких немало было во многих местах на границах области ислама для их защиты. Позднее подобные сооружения использовались для защиты коммуникаций и служили центрами суфийской мистической культуры.
Па́рус , пандати́в (от фр. pendentif) — часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану.
Сульс (перс. ثلث sols; сюлю́с тур. sülüs; от араб. ثلث ṯuluṯ — треть) — разновидность стиля арабской каллиграфии с округлыми и переплетающимися формами букв, чаще используется для заглавий, нежели для написания основного текста. В XI веке сулюс вытеснил распространённый до того куфический стиль.
Подробнее: Сулюс
Хира́льда (исп. Giralda — «флюгер») — достопримечательность, символ Севильи, четырёхугольная башня, поднимающаяся над Севильским кафедральным собором. Высота башни составляет около 98 м.
Рото́нда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.
Хати́б (араб. خطيب — проповедник, оратор) — мусульманское духовное лицо, проводящее пятничную молитву (джума-намаз).
Ара́бская каллигра́фия , также исламская каллиграфия — искусство каллиграфии, один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность, используемая в арабском, дари, пушту, персидском, уйгурском, урду и некоторых других языках.
Исламское искусство — искусство, сформировавшееся в средние века, в основе которого лежат принципы ислама.
Упоминания в литературе (продолжение)
Говоря о булгарской культуре, невозможно не упомянуть и о ее влиянии на архитектуру Золотой Орды, Сирии и Азербайджана. Сходство булгарской архитектуры с восточной выразилось прежде всего в таких элементах зодчества, как арочные перекрытия и сочетание их с колоннами, наличие так называемого мамлюкского среза в местах соединения четверика и восьмерика или круга, в сравнительно низких постройках
минаретов , присутствии арабесок в украшениях сооружений (сердцевидные, плетенки, веревочки, жгуты, пальметты, вечные узлы и т. д.).
По композиции к Покровскому собору наиболее близок храм Иоанна Предтечи в Дьяково, возведенный, вероятно, по случаю венчания Ивана IV на царство в 1547 г. Он также имеет центральный башнеобразный храм, вокруг которого сгруппированы восемь столпов-приделов. В свою очередь, предшественником церкви Иоанна Предтечи называют храм Вознесения Господня в Коломенском, представляющий собой высокий шатер, вытягивающийся из восьмерика, стоящего на четверике. По мнению некоторых исследователей, архитектура Покровского собора включила в себя также элементы восточной, а именно, казанской архитектуры, и, в первую очередь, главной казанской мечети – Кул-Шариф. Согласно современной реконструкции, мечеть Кул-Шариф представляет собой мощный центральный объем, окруженный высокими
минаретами . Возможно, такую же композиционную схему мечеть имела и в Средние века. Если верно отождествление автора храма с мастером Постником Яковлевым, то тот, несомненно, видел Казань и ее памятники, поскольку строил собор в Свияжске.
Одно из подобных сооружений, возведенных по его проекту в конце 1880-х годов – водолечебница, названная в Железноводске «Островскими ваннами» в честь известного общественного деятеля М.Н. Островского, брата великого драматурга. Сюзор спроектировал ее в мавританском стиле, считая его вполне уместным для южного курортного города. Формы здания ассоциировались с архитектурой старинных восточных дворцов. Зодчий применил здесь луковичные купола с орнаментом, высокие арочные окна с декоративными обрамлениями; даже вытяжным трубам он довольно остроумно придал формы
минаретов . В интерьерах выделяются сводчатые коридоры, оформленные остроконечными арками, потолок вестибюля с богатой декоративной росписью. В центре здания – озелененный дворик.
Первоначально колонна находилась в храме Вишну города Матхура, а на колонне помещался Гаруда. Колонна была перенесена на это место и вошла в состав индуистского храма, все остальные постройки храма были разрушены и использованы как стройматериалы для
минарета Кутуб-минар и для мечети Кувват-ул-Ислам. На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II.
Окруженный несколькими рядами каменных стен на разных уровнях, Арк как бы парил над всей Казанью, красотою своих башен и
минаретов олицетворяя власть ханов, религии ислама. Высокий трехкупольный дворец, возвышавшийся на крутом мысу Казан-су, был окружен многочисленными павильонами, галереями и хозяйственными постройками. Недалеко от него стояла Ханская мечеть, где были похоронены казанские правители, окруженная монументальными мавзолеями знати, другие величественные здания. Перед Арком, на обширной площади, стояла великолепная многобашенная мечеть-медресе Кул-Шариф, настолько поразившая воображение русского царя Ивана Грозного, что по его повелению на центральной площади Москвы в честь завоевания Казани был возведен храм Василия Блаженного, повторивший образ этой мечети. Так гласит легенда.
До наших дней частично дошли самые старые архитектурные памятники города; среди них фрагмент арабской стены IX века и построенные мудехарами кирпичные колокольни маленьких церквей Сан Николас де лас Сервитас (1212) и Сан Педро эль Вьехо (1354), сохранившие основные формы и очертания мавританских
минаретов . На площадях Паха и Вилья можно увидеть неоднократно реставрированные здания: на Пласа де ла Паха – капеллу епископа Пласенсии, построенную в 1520 году, а на Пласа де ла Вилья – дом и башню Луханес (Торре де лас Луханес), скромный образец жилой средневековой архитектуры конца XV века. Согласно легенде, в башне Луханес какое-то время провел в заточении французский король Франциск I, плененный Карлом V в битве при Павии (1525). Поблизости на этой же маленькой площади находится дворец, построенный в 1537 году для племянника кардинала Сиснероса, редкое для Мадрида здание в стиле раннего испанского Возрождения, так называемого платереска.
В селении Игали порядок водопользования иной. Здесь в качестве меры измерения воды употребляли понятие «дад» (дад – в то же время название керамического сосуда для сбивания масла). Дад равнялся как оросительная единица количеству воды, протекающей через головной канал в течение одного дня. Следующая, меньшая единица – «гIеретI» (аварское название кувшина для носки воды), равная количеству воды, протекающей 1/8 дня. Следующей дробной единицей было «къоло-ниункъ»[10]. Она равнялась количеству воды, протекающей по головному каналу в течение 1/16 дня. День делили на 4 «дад» по солнечным часам. Первый дад – это когда солнце взойдет и осветит близлежащую вершину «хIуллиса», второй дад – когда солнце осветит годекан[11]. (На годекане имеется помещение с навесом, освещение которого имеется в виду). Третий дад – когда солнечные лучи осветят самую нижнюю часть внутренней стенки под навесом указанного сооружения на годекане. Четвертый дад – когда тень закроет ту же вершину «хIуллиса». В ненастные дни положение солнца определяли по прочим приметам, даже по тому, куда дошло стадо скота, отправленное на пастьбу с пастухом. Определение более дробных единиц («гIеретI», «къолониункъ») происходило по солнечным часам (навес со столбом, на котором имелись деления), установленным на годекане. Водораспределителям в поле об истечении времени пользования водой давали знать сигналами с
минарета – днем размахивая буркой, ночью – светом фонаря.