Понятия со словом «педолог»

Связанные понятия

Педолóгия (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и пр.) к методике развития ребёнка.

Подробнее: Педология
Павловская сессия — совместная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, проходившая в Москве с 28 июня по 4 июля 1950 года, а также объединенное заседание расширенного президиума Академии медицинских наук СССР и Пленума правления Всесоюзного общества невропатологов и психиатров, проходившее с 11 по 15 октября 1951 года. Сессии были организованы с целью борьбы с влиянием Запада на советскую физиологию и психиатрию. В ходе сессий группа советских физиологов (К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский...
Институт коррекционной педагогики РАО — ведущий научно-исследовательский центр России в области изучения и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Институт развивает отечественную научную школу дефектологии, базирующуюся на идеях В. П. Кащенко. В Институте были разработаны клинико-психологические и психолого-педагогические классификации детей с нарушениями слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра. Разработаны, обоснованны и экспериментально...
«Круг Выготского» (иначе: «Круг Выго́тского-Лу́рии») — группа учёных и система неформальных транснациональных личных связей деятелей науки и культуры, объединённых Львом Выготским и Александром Лурия. В группу входили психологи, педагоги, психиатры, физиологи и неврологи преимущественно из Москвы, Ленинграда и Харькова (и, отчасти, из Средней Азии и Грузии). Участниками круга на его периферии были также и кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн и немецко-американские психологи Курт Левин и Курт Коффка. В...
Рефлексоло́гия (от лат. reflexus — отражённый + греч. λογος — наука) — естественно-научное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему животных и человека. Рефлексология (объективная психология) ограничивалась изучением объективно наблюдаемых реакций организма животных и человека на внешние и внутренние стимулы, игнорируя «субъективные» аспекты индивидуального и коллективного сознания...
Психоте́хника (от греч. ψυχή — душа, и др.-греч. τεχνικός от τέχνη — искусство, мастерство, умение) — отрасль психологии, получившая широкое распространение в 1910—1930-х гг. и изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором. В настоящее время содержание психотехники, её проблемы и методы вошли в сферу прикладной психологии: психологии труда, организационной психологии, инженерной психологии.
Нейропедагогика (англ. Neuroeducation, Educational neuroscience) — прикладная нейронаука использования знаний когнитивной неврологии, дифференциальной психофизиологии, нейропсихологических знаний, данных о мозговой организации процессов овладения различными видами учебного материала, учёта совместимости вариантов ИПЛ (индивидуальный профиль латерации) учащихся и преподавателей в образовательном процессе.Нейропедагогика базируется на классических основах педагогики, психологии, неврологии, кибернетики...
Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.
Специа́льная психоло́гия (также коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение. По Е. Л...
Тео́рия развива́ющего обуче́ния — это направление в теории обучения и практике образования, содержанием, методами и...
Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — научная дисциплина, занимающаяся изучением психофизических особенностей развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностей их обучения и воспитания.
Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — учение) — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)» и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме».
Прената́льная и перината́льная психоло́гия (др.-греч. peri — около, лат. natalis — относящийся к рождению) — наука о психической и психологической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека — пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной...
Андрагогика (гр. ἀνήρ anér — взрослый человек, мужчина; ἄγειν ágein — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики Александром Каппом.
Психоаналитическая супервизия — часть психоаналитического образования, наряду с теоретической подготовкой и тренинговым анализом.
Вертеброневрология — по определению профессора Я. Ю. Попелянского, это «наука о клинических проявлениях функциональных и органических поражений периферических и центральных отделов нервной системы при заболеваниях позвоночника или других структур опорно-двигательного аппарата». Предельно упрощая, подразумевается причинно-следственная связь патологии позвоночника и неврологической симптоматики.
Пропеде́втика (греч. προπαιδέυω, предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.
Социа́льная психиатри́я — раздел психиатрии, целью которого является изучение влияния факторов социальной среды на психическое здоровье. Социальная психиатрия включает в себя не только эмпирическую науку, базирующуюся на социологии, но и терапевтическую практику, целью которой является сохранение психического здоровья и интеграция лиц, страдающих психическими расстройствами, в социум.
Практическая психология (в XIX веке — опытная п.) — раздел психологии, занимающийся практическим применением её знаний.
Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) является разделом физиологии, изучающим функции высшего отдела центральной нервной системы — коры больших полушарий головного мозга, посредством которой обеспечиваются сложнейшие отношения высокоразвитого организма с окружающей внешней средой.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Нау́чный центр психи́ческого здоро́вья» (ФГБНУ НЦПЗ) — медицинская научная организация, находившаяся в ведомстве ФАНО России, специализирующаяся на исследовании и лечении психических заболеваний. До 2015 года относилась к Российской академии медицинских наук — НЦПЗ РАМН.
Юридическая психология — раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других юридических служб.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Подробнее: Педагогические технологии
Государственный учёный совет (ГУС) — руководящий научно-методический орган Наркомпроса РСФСР, ведавший осуществлением политики государства в области науки, искусства, образования и социалистического воспитания. Организован и возглавлялся М. Н. Покровским, после его смерти ликвидирован.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) — один из видов медицинской экспертизы. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
История дефектологии как научной дисциплины и общественной практики начинается в середине 19 века и напрямую связано со становлением земского движения в России. Тем не менее, несмотря на то, что уже в первой половине XIX в России уже существовали училища для глухонемых, слепых, а также начинали появляться первые медико-педагогические учреждения для умственно отсталых, в стране практически не велось научных исследований, посвящённых изучению природы (физиологической, психологической, социальной) детей...
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. Причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям».
Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся...
Абилита́ция (лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — это лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально подорванным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни. В более широком смысле слова, абилитация — подготовка к какому-либо роду деятельности.
Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.
Общая психология — раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, её основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки. Общая психология имеет важное значение...
Гуманистическая педагогика — направление в педагогике, ориентирующееся на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов и способностей. Гуманистическая педагогика рассматривает ученика как сознательного и активного участника учебно-воспитательного процесса, отдает приоритет общему развитию интеллектуальных качеств по сравнению с овладением определенным объемом информации, и ставит своей целью развитие ученика в свободную и активную личность, способную к самосовершенствованию и самореализации...
Политическая психология — междисциплинарная наука на стыке психологии, политологии и социологии. Основная задача политической психологии − изучение закономерностей политического поведения и сознания. Предметом изучения политической психологии являются психологические компоненты политического поведения человека, касающееся проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнёров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация...
Тифлопедаго́гика (от греч. τυφλός «слепой» + педагогика) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения; является частью специальной педагогики и одним из разделов дефектологии.
Не путать с: ТифопсихологияТифлопсихо́логия (от греч. τυφλός «слепой» + психология) — раздел специальной психологии, который изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы его коррекции. Как наука, тифлопсихология сначала включала в своё содержание лишь психологию слепых. В настоящее время тифлопсихология изучает и особенности людей с глубокими нарушениями зрения и с амблиопией и косоглазием.

Подробнее: Тифлопсихология
Культурно-историческая психология имеет два существенно отличающихся друг от друга направления. Первое — это марксистское направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским в конце 1920-х годов, и, в результате массированной и систематической фальсификации и искажения научного наследия этого научного деятеля, зачастую в существенно искаженном виде развиваемое его самопровозглашенными учениками и последователями как в России, так и во всём мире. И второе - созданное на основе...
Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Советская районная школа — школа в социально-экономической географии, доминировавшая в Советском Союзе в 1930—70-х годах.
«Синто́н» (тренинговый центр «Синтон», «Клуб практической психологии „Синтон“») — организация, проводящая деловые, развивающие и личностные тренинги. Название связано с малораспространённым термином «синтон», означающим коммуникационную посылку, направленную на установление контакта, позитивность, конструктивность общения. Не имеет отношения к религии синтоизм.
Вави́ловское о́бщество гене́тиков и селекционе́ров — межрегиональная общественная организация. Основано в 1992 году на базе Российского республиканского общества и ряда отделений Всесоюзного общества генетиков и селекционеров имени Н.И. Вавилова.
Нау́чный коммуни́зм — одна из трёх основных частей марксизма-ленинизма, наряду с марксистско-ленинской философией и политической экономией, дающая наиболее прямое, непосредственное, социально-политическое обоснование исторической миссии рабочего класса, условий и путей её осуществления; наука об общих социально-политических закономерностях, путях, формах и методах коммунистического преобразования общества.
Характероло́гия (от др.-греч. χαρακτήρ и -λογία «область науки») — учение, изучающее характер и процессы его самоформирования. Термин является калькой с немецкого термина Charakterkunde. Термин введён в конце XIX — начале XX века, однако изучению характеров уделялось внимание и в более раннее время.
Московский логический кружок (МЛК) — неформальное объединение студентов, аспирантов и выпускников философского факультета МГУ в 1952—1957 (1958) гг., ставившее целью построение на новых основаниях содержательной (содержательно-генетической) логики, теории мышления и гносеологии.
Инжене́рная психоло́гия — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, а также техническими средствами автоматизации. Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий.
Социоло́гия образова́ния — отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Современная социология образования исследует образование в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах...
Медицинская экология — это комплексная научная дисциплина, рассматривающая все аспекты воздействия окружающей среды на здоровье населения с центром внимания на средовых заболеваниях.
«Основы социально-психологической теории» — главный и наиболее известный труд Б. Д. Парыгина. Монография, изданная в 1971 году (М.: Мысль — 352 стр., 20000 экз.), основой которой послужила более ранняя книга автора «Социальная психология как наука» (1965).
Московский методологический кружок (ММК) — философско-методологическая и интеллектуально-практическая школа выдающегося советского методолога и философа Георгия Петровича Щедровицкого, центр разработки системомыследеятельностной методологии и организационно-деятельностных игр.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я